Структура и функции политической науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 18:02, контрольная работа

Краткое описание

В настоящее время ни у нас, ни на Западе нет какого-либо общепринятого определения политологии, ныне политической науки. Разные исследователи расходятся между собой в оценке ее границ и содержания, круга охватываемой ею проблем, критерия выделения в самостоятельную научную дисциплину. Неопределенность границ политологии дополняется разнообразием социально-философских и идейно-политических позиций, методологических принципов, методов и приемов исследования. Поскольку конструирование политологии как самостоятельной обществоведческой дисциплины только начинается, всякое построение в данной области не может носить поисковый характер, и его адекватность должен быть проверена в процессе дальнейших углубленных исследований.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………………………….2
1. Основные тенденции в трактовке предмета политологии…………………………..3
2. Структура и функции политической науки…………………………………………………….8
3. Методы исследования, используемые политологией………………………………..11
4. Место политологии в системе наук об обществе………………………………………..15
Заключение……………………………………………………………………………………………………….21
Список используемой литературы………………………………………………………………….22

Файлы: 1 файл

политология.docx

— 46.96 Кб (Скачать)

В зависимости от проблематики, изучаемой она включает в себя следующие направления:

  • политическую философию , которая исследует ценностные аспекты политики, идеалы и нормы, на основе которых функционирует политика и власть, кроме того, политическая философия формирует понятийный аппарат науки, ее методологическую базу;

  • теорию политики ; это более конкретная дисциплина, изучающая политику и власть, механизмы функционирования последней, она имеет свои внутренние структурные звенья: теория политической системы, теория власти, теория демократии, теория элит и т.п.;

  • политическую социологию , которая акцентирует внимание на социальном обосновании власти: влияние социальных групп и в целом гражданского общества на политику;

  • политическую психологию , которая исследует роль установок, убеждений, мотивов и бессознательных факторов на политическое поведение; эта дисциплина рассматривает как массовые формы участия в политических процессах, так и психологические аспекты феномена лидерства;

  • историю политических учений , изучающая этапы эволюции представлений о политической жизни и ее компонентов в различные политические эпохи;

  • политическую антропологию , которая изучает влияние социобиологическую качеств человека на политику, а также связь политики с культурой и национально-психологическими особенностями того или иного народа;

  • теорию международных отношений , которая рассматривает проблемы мировой политики и взаимоотношений государств; внутри этого направления выделяют геополитику, что рассматривает использование государствами пространственных факторов для достижения политических задач.

Это далеко не полный список суботраслей, входящих в структуру политологии. По разным оценкам, в единую систему политической науки объединяются от двадцати до сорока дисциплин, отражающих процесс углубления специализации политического знания.

Вторая структура политологии предполагает разграничение фундаментальной теоретической (часто ее называют общей) и прикладной политологии. Одно направление отличается от другого задачами, исследовательскими процедурами и связями с практикой. Теоретическая политология ставит своей задачей получение нового знания, объяснения и понимания политической реальности, разработку новых концептуальных моделей реальности. Но ее влияние на практику носит опосредованный характер. Наоборот, прикладная политология непосредственно ориентирована на достижение реального политического эффекта. Она изучает и предлагает способы воздействия на определенные сферы политической реальности. Конечной целью исследований в этой сфере есть прогнозы, рекомендации, советы участникам политического процесса. Данное направление политологии непосредственно связана с практикой. Об практическое направление прикладной политологии свидетельствует и сфера ее внимания: технологии избирательных кампаний, изучения общественного мнения, электоральное поведение, технология организации власти, принятие политических решений, политическое прогнозирование, моделирование политических процессов и т.д.

Два направления политологии дополняют друг друга. Теоретическая политология дает прикладной общую концептуальную модель и методологию исследования, но в то же время в своих обобщениях он сам опирается на эмпирический материал, собранный практиками-политологами.

Назначение политологии для общества раскрывается в ее функциях.

  • Познавательная функция заключается в исследовании многогранности политических явлений с целью получения знания об их сущность, содержание и закономерности развития.

  • Аналитическая функция - всесторонний анализ политических процессов, оценка деятельности институтов политической системы.

  • Прогностическая функция - выработка научных прогнозов дальнейших изменений в политической сфере, выявление тенденции развития общественных процессов.

  • Инструментально-практическая функция - разработка рекомендаций для совершенствования каких-либо сторон политической практики.

  • Политическая социология - формирование гражданской культуры.

Политическое знание помогает понять человеку свою роль в мире политики, вооружает его политическим опытом и осознанием своих прав и возможностей.

 

 

 

 

 

 

Методы исследования, используемые политологией.

Политические явления и процессы познаются с помощью различных методов (греч. methodos – путь исследования). Под методом понимается совокупность логических операций, позволяющих раскрывать содержание предмета исследования. В политической науке используются различные методы.

Методы политологии

На чем акцентируют внимание

Как изучают политику

1. Общефилософский

На анализе и синтезе всех политических явлений и процессов

Анализ и формирование основных понятий

2. Институциональный

На взаимодействиях политических институтов: права, государства, политических партий и движений и т. д.

Анализ официальных структур и формальных правил принятия решений

3. Исторический

На политических явлениях и процессах во времени и пространстве

Анализ изменений политических норм, отношений, институтов в контексте связи прошлого, настоящего и будущего

4. Социологический

На зависимости политики от социальных факторов: экономики, социальной структуры, идеологии, культуры и т. д.

Анализ политики как сферы целенаправленных взаимодействий социальных групп, преследующих свои интересы. Характер интересов обусловлен социальными факторами

5. Бихевиористский

На личностном измерении политики, поведении отдельного человека

Анализ систематически наблюдаемого поведения индивида, возможность измерения его мотивации

6. Психологический

На субъективных механизмах политического поведения: побуждениях, желаниях, страстях и т. д.

Анализ индивидуальных качеств, черт характера, бессознательных психических процессов, влияющих на политическое поведение

7. Системный

На целостности политики и характере ее взаимоотношений с внешней средой

Анализ характера обмена ресурсами и информацией между политикой и, другими сферами и способов распределения ресурсов институтами власти

8. Метод анализа политических  решений

На определении субъектов политических решений, выявлении последствий и результатов принятия политических решений

Анализ конкретных политических решений, мотивации поступков политических лидеров


 

В таблице указаны наиболее распространенные методы политической науки. Кроме них, существуют методы, не часто используемые в политологии. Они не вошли в таблицу, но описаны далее.

Одним из первых в политологии использовался ценностно-нормативный подход. Он зародился еще в древности. Согласно этому подходу, политические влияния рассматриваются с точки зрения соответствия их нормам морали, справедливости, общего блага. Ценностно-нормативный подход предполагает выработку идеального политического порядка и необходимость подведения под него реально существующих отношений. Однако недостатком этого метода всегда была его оторванность от существующих реальностей, что порождало утопические идеи, теории, реализация которых сопровождалась многочисленными человеческими жертвами.

В рамках исторического метода политика рассматривается с точки зрения возможности использования положительного политического опыта прошлого для решения современных актуальных проблем. Одним из первых в политической науке его стал использовать Н. Макиавелли.

Большое влияние на развитие политической науки оказал социологический метод, с помощью которого можно выявить взаимосвязь политики и других сфер жизни, раскрыть социальную природу государства, власти, права и т. д. Социологический метод позволяет определить социальную направленность принимаемых государством решений, установить, в интересах каких групп они осуществляются.

Иной срез анализа политики открывает антропологический метод, который требует не ограничиваться определением влияния на политику социальных факторов (уровня жизни, формы собственности, типа культуры и т. д.), а предполагает выявление в политике роли инстинктов, устойчивых черт интеллекта, психики, национального характера, т. е. качеств человека как биосоциального существа.

Революцию в политической науке совершил бихевиористский метод, возникший в 20–30-х годах XX века как альтернатива юридическому методу, в рамках которого политика анализировалась путем изучения государственно-правовых и политических институтов, их формальной структуры, процедур их деятельности. В противовес этому бихевиористский метод позволил изучать политическое поведение личности или групп. Он знаменовал собой попытку измерить политику качественно и количественно. Поведение в бихевиоризме определяется как взаимосвязь «стимула» и «реакции». В основе политического поведения индивида лежит мотив, побудивший его к действию. Бихевиористы стали акцентировать внимание на интересе как мотиве политического поведения. Задачу политической науки они свели к описанию наблюдаемого поведения, процесса. Заслуга бихевиоризма состояла не только во внедрении в политологию методов точных наук (математики, статистики и т. д.); бихевиористский метод стал основой создания прикладной политологии. Одним из его существенных недостатков является анализ поведения вне контекста его моральной оценки, а также акцент на технику исследования. Бихевиористский метод не позволял представить мир политики целостно, не был способен выявить взаимосвязи различных его элементов.

Поэтому в 50–60-х годах XX века возникла потребность в системном подходе, который позволяет раскрывать устойчивые внутренние взаимосвязи составных частей политики и тем самым определять возможности приспособления системы к изменяющимся условиям внешней среды. С помощью системного подхода удается четко определить место политики в развитии общества, ее важнейшие функции, возможности при осуществлении преобразований. Однако системный подход малоэффективен при анализе индивидуального поведения в политике (например, роли лидера), при рассмотрении конфликтов и исследовании кризисных ситуаций.

Особое место среди методов политической науки занимает психоанализ. Достоинство психоаналитического метода состоит в учете иррациональных факторов политической деятельности, которые прежде игнорировались. Психоанализ рассматривает психологические механизмы политического поведения. Основатель метода австрийский врач-психиатр 3. Фрейд (1856–1939) полагал, что политическое поведение индивида, как, впрочем, и любое другое, подчинено особым бессознательным установкам человеческой психики, которые являются результатом неудовлетворенности его базовых потребностей. Главной из них 3. Фрейд считал сексуальное влечение. Возникающие вследствие этого острые аффективные переживания индивида не исчезают из психики, а вытесняются в сферу бессознательного и продолжают оставаться мотивами политического поведения. На основе учета бессознательного возможно объяснение различных типов политического поведения: поведения толпы, избирателей, властной личности и т. д.

Для российской политической науки весьма актуален сравнительный метод. Сущность его заключается в сопоставлении однотипных политических явлений, которые развиваются в различных странах, культурных средах. Рассмотрение процесса формирования и развития государства, партий, движений, политической системы у различных народов дает возможность выявлять как общие черты политического процесса, так и его особенности. Это позволяет использовать положительный политический опыт других стран для создания в России правового демократического государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Место политологии в системе наук об обществе

Роль и значение политологии в жизни общества обусловлены двумя обстоятельствами: 1) особенностями ее предмета и 2) теми функциями, которые она выполняет и которые отличают ее от других наук об обществе и политике.

 

Особое место политологии среди других наук об обществе, ее отличие, например, от экономики, демографии, культурологии, психологии, права и т.д. определяются тем, что предметом ее анализа выступает политика. Политика играет важную роль в развитии общества: выражая общезначимые интересы групп, индивидов, она обеспечивает интеграцию и целостность общества, разрешает конфликты, согласует потребности различных социальных субъектов.

Общественное мнение - понятие, на протяжении последних десятилетий практически полностью отсутствовавшее в политическом лексиконе советского общества. Сегодня, в процессе перестройки, вокруг него идут горячие споры: существовало ли общественное мнение в стране в эпоху Сталина и Брежнева? Существует ли оно сегодня? Одни на эти вопросы отвечают положительно, другие отрицательно. Однако правы и те, и другие, коль скоро в рамках европейской цивилизации данное понятие наделено не одним, а двумя различными смыслами: с одной стороны, это - политический институт, который устойчиво и эффективно участвует в осуществлении власти, представляет собой один из признанных, узаконенных механизмов процесса принятия решений на всех уровнях жизни общества, а с другой - это всего лишь совокупное суждение, разделяемое различными социальными общностями по поводу тех или иных событий, явлений действительности.

 

Увы, правы те, кто ставит под сомнение существование в СССР общественного мнения в прошлом и настоящем, если имеется в виду первый аспект проблемы. Само выдвижение лидерами перестройки лозунга "учиться демократии", помимо прочего, означает, что этой демократии в стране до сих пор еще не было, что народ был полностью отторгнут от реальных механизмов управления и должен был либо участвовать в унизительных маскарадах всеобщего одобрения, либо демонстрировать традиционное безмолвие. Вместе с тем эти сомнения вовсе не оправданны, если речь идет о втором, более широком значении рассматриваемого понятия.

 

В этом смысле общественное мнение представляет собой состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) людей к событиям и явлениям социальной действительности, к деятельности различных социальных институтов, групп и отдельных личностей. В плане взаимоотношения с объектами своего воздействия оно выступает в экспрессивной, контрольной, консультативной, директивной функциях, то есть занимает определенную позицию, дает совет, выносит решение и т. д. Соответственно с точки зрения содержания суждения общественные мнения могут быть оценочными, аналитическими, конструктивными, нормативными, а с точки зрения формы - позитивными и негативными.

 

Общественное мнение действует практически во всех сферах жизни общества. Однако предметы его высказываний определяются рядом границ. В первую очередь это - естественные границы образования общественного мнения, которые оно никогда не может преступить и не преступает. Так, в качестве объекта высказываний общественности выступают лишь те события и явления действительности, которые вызывают общественный интерес, отличаются социальной значимостью и актуальностью.

Информация о работе Структура и функции политической науки