Понятие, структура и функции политической системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 12:17, контрольная работа

Краткое описание

Главным инструментом политической власти является политическая система общества, так как политическая система общества отражает многообразные интересы социальных групп, которые непосредственно или через организации, движения оказывают определенное давление на политическую власть, и в случае соответствующего признания эти интересы реализуются при помощи политико-управленческих структур через политический процесс, через принятие и осуществление политических решений.

Оглавление

Понятие политической системы

Структура политической системы

Функции политической системы

Литература
3

6

8

Файлы: 1 файл

Политология.doc

— 53.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

Тема: «Понятие, структура и функции 

политической  системы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пермь 2008

СОДЕРЖАНИЕ 

Понятие политической системы 

 

Структура политической системы 

 

Функции политической системы 

 

Литература 

3

 

6

 

8

 

10


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Главным инструментом политической власти является политическая система общества, так как политическая система общества отражает многообразные интересы социальных групп, которые непосредственно или через организации, движения оказывают определенное давление на политическую власть, и в случае соответствующего признания эти интересы реализуются при помощи политико-управленческих структур через политический процесс, через принятие и осуществление политических решений.  Политическая система представляет собой необходимый механизм, посредством которого только и может осуществляться полновластие, суверенитет народа. Однако  часто в реальной политической практике многих обществ функция народного представительства присваивается отдельными политическими группам и лидерами, партиями и движениями, власть отчуждается от тех, кому она по праву принадлежит.

Политическая система характеризуется наличием определенных механизмов, которые гарантируют обществу устойчивость и жизнеспособность. При помощи этих механизмов разрешаются социальные противоречия и конфликты, координируются усилия разных общественных групп, организаций и движений, гармонизируются общественные отношения, достигается консенсус относительно основных ценностей, целей и направлений общественного развития.

Политическая жизнь общества представляет собой определенную систему, элементы которой взаимосвязаны, образуют устойчивое единство и характеризуются относительной выделенностью по отношению к окружающей социально-экономической и культурной среде. [3]

Политическая систему можно  определить как целостную и динамичную совокупность однотипных, дополняющих друг друга ролей, отношений и институтов власти, действующих на основе единых норм и ценностей, задаваемых интересами доминирующих в обществе социальных групп и позволяющих последним реализовать свои цели и намерения.

По своей сути политическая система характеризует глубинные, качественно определенные основания организации публичной государственной власти в масштабах общества, отображая базовые предпосылки и факторы воспроизводства отношений государства и социума в целом. Политическая система – это ансамбль однородных, однотипных структур и отношений, обладающий внутренней целостностью и воспроизводящий доминирующие позиции во власти тех или иных социальных сил; другими  словами, политическая система есть качественная характеристика политических порядков, свидетельство степени внутренней упорядоченности, организованности и однотипности составляющих власть базовых элементов.

Системная трактовка политики показывает, что обретение политикой  своей внутренней целостности, достижение ею сплоченности важнейших идей и институтов власти происходит постепенно, в результате целенаправленной деятельности правящих кругов. Будучи реальным сочетанием институциональных и неинституциональных элементов, политика может обладать разным уровнем их внутреннего соответствия  друг другу, а следовательно, тем или иным уровнем зрелости. При этом она сохраняет и возможность утраты своих базовых свойств, упорядочивающих организацию власти.

 Политическая система  как определенная подсистема  общества испытывает постоянное  влияние внутренней и внешней среды. В качестве факторов внутреннего влияния могут выступать интересы разнообразных групповых и индивидуальных, элитарных и неэлитарных субъектов. Внешнее влияние на публичную власть осуществляется соответственно путем воздействия (биологических, геологических, географических и т.п.) факторов природного характера, а также влияние качественно иных социальных процессов (экономических, нравственных и др.) либо тех или иных международных институтов и структур (ОБСЕ, ООН и т.п.). приспосабливаясь к влиянию всех этих факторов, политическая система призвана постоянно совершенствовать свое строение, искусственно достраивая собственные порядки необходимыми институтами и структурами, способствуя при этом целенаправленным изменениям общественных отношений. [2]

Политическая система  представляет собой комплекс институтов организаций, в совокупности составляющих политическую самоорганизацию общества. Это прежде всего институты и  органы управления, руководства и  координации политической жизни. Центральным, или осевым, институтом политической системы, вокруг которого группируются остальные институты, является государство, представляющее собой высшую форму самоорганизации человеческих сообществ. О его роли в данном качестве свидетельствует тот факт, что нередко имеет место фактическое отождествление политической системы и государства, что с строго научной точки зрения не совсем правомерно.

Политическая система  состоит из структуры и взаимодействующих  друг с другом институтов и учреждений. Речь идет прежде всего об институтах, механизмах и органов управления, руководства и координации политической жизни страны. В политической системе помимо них немаловажное место занимают партии и связанные с ними организации, объединения, союзы, комитеты политического действия, институты и механизмы реализации политического процесса, принятия политических решений и т.д. Они во многом определяют жизнеспособность и функционирование политической системы. Более того, современные политические системы немыслимы без партий и связанных с ними институтов. [1]

СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

В структуре политической системы  выделяются ее подсистемы: институциональная, нормативная, функциональная,  коммуникативная.

Институциональная система состоит  из политических институтов, каждый из которых также является системой – государственной, партийной, общественно-политической, состоящей в свою очередь, из частных  подсистем. Ведущим политическим институтом является государство. Особая роль в политической системе принадлежит политическим партиям, общественно-политическим движениям, профессиональным союзам, организациям предпринимателей, лоббистским организациям, общественным организациям, трудовым коллективам. С одной стороны, они являются важными участниками политического процесса, с другой – не имеют сугубо политического характера.

Особое место в политической системе занимают такие неполитические по своей природе социальные институты, как средства массовой информации и церковь. Политическая роль средств массовой информации обусловлена прежде всего тем, что они занимаются производством политической информации. Их политические возможности умножаются тем, что они имеют широкий доступ к населению, формируя их отношение ко всей политической системе.

Политическая роль церкви обусловлена  прежде всего массовостью ее взаимодействия на людей. Она участвует во власти, тем более что в истории  развития общества было время, случаи, когда она управляла обществом.  От этого она не отказывается и сейчас. Борьба между государством и церковью за власть завершилась разделением между ними духовной и светской властей.

Нормативную подсистему образуют всевозможные нормы – правовые и моральные, политические традиции и т.п., регулирующие политическую жизнь.

Функциональная подсистема выражается в формах и направлениях политической деятельности, в различных политических процессах, в способе и методах  осуществления власти. Обобщенно  это выражено в понятии политического режима.

Коммуникативная подсистема охватывает все возможные формы взаимодействия как внутри политической системы (например, между партиями и государством), так и между политической и  другими системами общества, например экономической. [3]

 

 

 

ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Функция политической социализации – приобщение членов общества к  политической деятельности. Это процесс  обучения человека нормам, поведению, предпочтительному для существующей политической системы. Благодаря этому  процессу развивается и изменяется политическая культура индивидов и в результате они формируются как политические субъекты. Политическая социализация выступает условием установления и поддержки взаимного доверия между институтами политической власти и гражданами общества. Это совокупность процессов становления политического поведения индивида, через которое он идентифицирует себя с определенной политической общностью, осуществляет свои политические интересы, выражает чувство лояльности к ней и готовность ее поддержать.

Функция артикуляции  интересов – предъявление требований к тем, кто вырабатывает политические решения. Агрегирование интересов  происходит в форме обобщения  и согласования претензий и требований, превращения их в некую политическую позицию, придание ей вида политической платформы, политического заявления, программы.

 Функция политической  коммуникации осуществляется в  форме различных взаимодействий, в том числе информационных, между  различными элементами политической  системы, а также между политической системой и средой.

Одной из важнейших функций  политической системы является нормотворчество, в процессе которого разрабатываются  правила и законы, регулирующие общественные отношения.

Функция применения правил и норм предполагает их введение в  действие и выполнение.

Функция контроля за соблюдением  правил предполагает истолкование законов, пресечение действий, нарушающих правила, законы, урегулирование конфликтов, наложение  наказаний.

С функционированием  системы связан вопрос о ее эффективности, о поддержке гражданами соответствующего порядка. В самом общем плане можно сказать, что система эффективна тогда, когда она выполняет свои функции, способствует объединению общества. Эффективность ее выражается в способности сохранить свою целостность и известную автономию от общества и в то же время сформировать гармоничные отношения со средой.

Политическая система  считается результативной, если она  отвечает таким требованиям, как  устойчивость (продолжительность существования), адаптивность (адекватность реакции на внешние изменения), продуктивность (способность решать появляющиеся на входе проблемы, сокращая тем самым число недовольных). [3]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Гаджиев К. С., Политология (основной курс): учебник – М.: Высшее образование, 2008.

 

  1. Соловьев А. И., Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2005.

 

  1. Стегний В. Н. Политология. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2004.

 

 

 

 




Информация о работе Понятие, структура и функции политической системы