Антиглобализм: истоки, сущность, политическое лицо, перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 12:10, курсовая работа

Краткое описание

Глобализация – это синтетическая категория, претендующая на обобщение эволюционных и революционных конфигураций в объективно-предметной и интеллектуально-инновационной деятельности человека.[1] Она, по сути собственной, призвана предложить отдельным государствам концепцию главных контуров их развития в рамках всеобщей модели цивилизационных преобразований.

Файлы: 1 файл

Антиглобализм.docx

— 47.83 Кб (Скачать)

Антиглобализм: истоки, сущность, политическое лицо, перспективы 

Реферат по предмету «Геополитика» вполнил: студент  группы ГМУ-11 Цайтлер П. В. 

Министерство образования  РФ 

Алтайский государственный  технический институт им. И. И. Ползунова 

Кафедра правоведения и политологии 

Барнаул 2003

1. Введение. 

В последнее десятилетие  мир столкнулся с таковым явлением как глобализация.  

Глобализация –  это синтетическая категория, претендующая на обобщение эволюционных и революционных  конфигураций в объективно-предметной и интеллектуально-инновационной  деятельности человека.[1] Она, по сути собственной, призвана предложить отдельным  государствам концепцию главных  контуров их развития в рамках всеобщей модели цивилизационных преобразований.  

Современный рынок  преодолел национальные границы  и стал в буквальном смысле слова  всеобъемлющим. В условиях развития автоматизации производства, удешевления  транспортных перевозок, не говоря уже  о фактически молниеносном обмене информацией, возможность производства продукции  по мере продвижения от полуфабриката  к товару в разных странах мира стала обыденным явлением. Изюминка сегодняшнего этапа состоит в  том, что под контроль наднационального капитала подпадают не лишь продукты, но и природные ресурсы, сфера  услуг, культура, а национальные правительства  способствуют динамичному ускорению  этого процесса.  

Глобализация как  процесс стирания препятствий к  перемещению капитала во всём мире унифицирует не лишь таможенные тарифы, но и уровни заработной платы, социальной обеспеченности, государственного пенсионного  законодательства, очевидно, по нижней планке.  

Исследователи обращают внимание на несколько принципиальных форм проявления глобализации: 

Технический прогресс привёл к изменению коммуникационных возможностей в пространстве и времени. 

Резкое возрастание  масштабов взаимосвязей и степени  взаимозависимости в современном  обществе. 

неприклонно крепнущий  процесс взаимодействия разных культур. 

Ускоренное формирование системы глобальных социальных взаимодействий как базы становящегося планетарного социума оказалось вероятным  в силу «разгосударствления» системы  интернациональных отношений. 

Глобализация вызвала  также рост интернациональных правительственных  организаций, реализующих ее политику и стратегию: МВФ, ВТО, глобальный банк и т.Д. Также усилились массивные  транснациональные компании (ТНК), роль которых в мировом экономическом  процессе растет. 

Но, как и у медали есть обратная сторона, так и у  глобализации оказалось много негативных последствий.  

Процесс глобализации в особенности ускорился в 90-е  годы XX-го века, то есть после распада  СССР и резкого сужения сферы  социалистического развития (впрочем, нельзя забывать про Китай, который  удачно идёт по пути рыночного социализма).  

В общих чертах, нехорошие  процессы глобализации заключаются  в усилении власти интернациональных  денежных организаций на фоне кризиса  профсоюзного и рабочего движения. Одной из приоритетных целей ВТО, МВФ, Мирового банка и т.П. Является сокращение заработной платы, урезание всех трудовых прав и гарантий. Определились эти ценности под прямым действием  деятельности межнациональных компаний.[2] Приход ТНК в бедные страны обусловлен дешёвой рабочей силой и возможностью прямой эксплуатации сырьевых ресурсов этих государств.  

Грубо говоря, глобализация является выражением государственных  ресурсов «золотого миллиарда» в  целом и США в частности. 

По закону физики: хоть какое действие рождает противодействие, и появилось движение врагов глобализации, названное Альтернативным движением, а его сторонники – антиглобалистами.  

В представлении  рядовых людей антиглобалистское  движение сейчас почаще всего ассоциируется  с группой юных людей, которые, вооружившись дубинками, путешествуют из одной страны в другую, срывают работу принципиальных глобальных форумов, бьют витрины, переворачивают и поджигают машины. Антиглобалистами стращают мирных обывателей, выставляют их в качестве прямой опасности спокойной  жизни. Сейчас их всё почаще сравнивают с луддистами, которые в конце XVIII – начале XIX вв. Выступали против внедрения машин, разламывали эти  машины, чтоб те не вытесняли рабочих  с фабрик и заводов. Но, несмотря на их сопротивление, аргументируют  свою позицию сторонники сегодняшнего курса глобализации, тогда публичный  прогресс не удалось повернуть вспять, и промышленная революция в Англии стала реальностью. И на этом основании  создаётся публичное мировоззрение, что у движения антиглобалистов  нет социальной перспективы.[3] Но так  ли это? 

Вот на этот вопрос я  и попробую ответить в своём реферате. Для этого придётся обратиться к  истокам антиглобализма и к истории  альтернативного движения. А также  попробую наметить перспективы развития антиглобализма, если таковые имеются.

2. Основная часть.

Глава 1: Истоки антиглобализма. 

Не вызывает сомнения тот факт, что антиглобализм в  цивилизованном плане – это до этого всего «негативная» реакция  западной цивилизации на глобальную историческую ситуацию и очевидные  тенденции ее развития.  

В следующие годы, которые отделяют первый из денежных кризисов, порождённых глобализацией (Мексика), от второго (Юго-Восточная  Азия), эти настроения развёртывались вглубь и вширь. В различных секторах населения и регионах мира ощущалась  «некая общественная озабоченность  происходящим, созревание потребности  в каких-то глубочайших конфигурациях  доминирующей тенденции. В том, чтоб противопоставить «нечто»: 

культу рынка, экономической  и до этого всего денежной рациональности и эффективности,… превращающихся из средства в самоцель, в новенькую  религию; 

процессу… социетальной фрагментации – в государственном  и глобальном масштабах; «новой поляризации», сопряжённой с перспективой общественного  апартеида; 

безусловности и  безграничности консьюмеристско-конформистского  комплекса – со всеми его негативными  последствиями: от дегуманизации до экологической катастрофы; 

чувству и проповеди  «конца истории», конца «свободы воли либо выбора» человечества, народов, индивидов; полной обусловленности  грядущего (точнее – вечного реального) комплексом «трёх М» - микропроцессоров, мирового рынка, масс-медиа, а в случае особой нужды – вполне видимой (и  сверхвооружённой) «рукой» единственной сверхдержавы; 

неизбежности (и вечности) раскола человечества на «золотой миллиард» - и «всех остальных».[4]  

Иоанн Павел II и Вацлав Гавел, социал-либералы и социал-демократы, антирасистские и экологические  движения, партизаны Чьяпаса и  тыщи неправительственных организаций  современного мира – каждый по-своему выражает эту тревогу. Тем огромную, что на большой части планеты  комплекс новейших негативных тенденций  развивается не заместо обычных, а совместно с ними…[5]  

некие считают предшественниками  антиглобалистского движения Сапатистскую армию государственного освобождения (Мексика), которая выступила против контракта о свободной торговле, подписанного США, Канадой и Мексикой (НАФТА) и вступившего в силу 1 января 1994 г. Летом 1996 года в штате  Чиапас (Chiapas) в Мексике прошла первая интернациональная встреча организаций, выступающих против реализации контракта  о свободной торговле и присоединения  к нему в будущем остальных, не считая Мексики, государств Латинской  Америки. Но главные действия в конце 90-х годов разворачивались в  Европе – во Франции. 

до этого чем  обрисовать эти действия, хочется  добавить, что в составе участников антиглобалистского движения преобладают  отнюдь не жертвы глобализации, если иметь  в виду те 20% беднейшего населения  планеты, материальное положение которых  за последние десятилетия ухудшилось в два с лишним раза в сравнении  с 20% богатейших слоёв. Напротив, активную часть движения представляют средние  городские слои государств так называемого  «золотого миллиарда».[6]  

В декабре 1997 года французская  газета «Le Mond Diplomatique» опубликовала статью Игнасио Рамона «Обезоружить рынок», которая имела эффект разорвавшейся  бомбы. В ней дан анализ противоречий, накапливавшихся в течение последних  десяти лет и ставших очевидными к концу 90-х годов прошедшего века. Пренебречь изложенными в ней  фактами, а тем более закрыть  на них глаза, было нельзя. Речь, в первую очередь, шла о стремительном росте в условиях глобализации денежных рынков (валютных, кредитных, фондовых), которые всё более получали самостоятельное и самодовлеющее значение, отрываясь от фактически сферы производства и торговли.  

Это привело к  резкому возрастанию числа и  объёма денежных спекуляций. По мере усиления действий глобализации у денежного  капитала возникло много новейших возможностей для самовозрастания, минуя сферу  производства. Это и наличие офшорных зон, так называемых «налоговых оазисов», где капиталы надёжно защищены извне  и могут многократно прокручиваться, и втягивание в сферу денежных спекуляций средств социальных фондов (пенсионных, фонда общественного  страхования и др.). Это, наконец, обширное распространение новейших денежных инструментов и операций (деривативов, опционов и т.П.), Дающих прекрасную возможность для бескрайних денежных манипуляций.[7]  

денежный кризис, начавшийся в странах Юго-Восточной  Азии осенью 1997 года – закономерный итог происходящих действий и печальный  результат развития мировой экономики  в 90-х гг. XX в. Он-то и стал толчком, всколыхнувшим весь мир. Адекватномыслящая  часть интернациональной общественности вдруг осознала, что финансовая глобализация зашла так далеко и в распоряжении больших интернациональных фондов сейчас сосредоточены столь крупные  денежные ресурсы, что их хватит для  того, чтоб в одночасье обрушить экономику хоть какой, даже самой  развитой страны. 

Опасность мирового диктата, исходящая со стороны усиливающейся  власти интернациональных денежных организаций на фоне кризиса профсоюзного и интернационального рабочего движения и привела в июне 1998 г. Во Франции  к объединению целого ряда прогрессивных  французских изданий, публичных  ассоциаций и профсоюзов в компанию «ATTAC-France» («АТТАК-Франция») – будущей  «головной» организации АД в Западной Европе.  

Необходимость борьбы с отрицательными последствиями  глобализации составила базу платформы  «АТТАК-Франция», которая была принята  в Париже, на интернациональной встрече  в декабре 1998 года. 

На эту встречу  были приглашены делегации остальных  государств, цели деятельности которых  близки целям «АТТАК-Франция». И  таковых организаций оказалось  много. В частности, «Движение безземельных» (Бразилия), «Политический и информационный центр интернациональной солидарности» (Южная Корея), «Женское движение» (Канада, Квебек), «Ассоциация государственных  фермеров Karnathaka» (Индия), «Международный форум альтернатив – FMA» (Бельгия, Канада, Сенегал) и др.[8] Большая часть  этих организаций приняли роль в  парижской интернациональной встрече 11-12 декабря 1998 г. И высказали готовность участвовать либо содействовать движению «АТТАК-Франция» как движению за демократический контроль над финансовыми рынками и их учреждениями. 

Вокруг «АТТАК-Франция» стали собираться экологические  организации, выступающие против загрязнения  окружающей среды, дамские организации, действующие против усиливающейся  дискриминации женщин, профсоюзы, борющиеся  с ущемлением трудовых прав людей  и т.П. Любая из публичных организаций  направляла внимание на какую-то одну делему, которая или явилась порождением  глобализации, или значительно обострилась  под влиянием происходящих глобальных действий. Это и стало, на мой взор, предпосылкой того, что за организациями, сплотившимися вокруг «АТТАК-Франция», прочно закрепилось слово «против», что, в конечном счёте, и вылилось в общее заглавие – «антиглобализм». 

большая часть организаторов  движения считают это заглавие не совершенно удачным, поскольку оно  искажает истинный смысл движения. В самом заглавии «антиглобализм»  заложен некий аспект отрицания, не видно позитива, что, наверняка, не совершенно верно, поскольку дезориентирует людей. Создаётся впечатление, в  особенности у непосвящённых, что  все участники движения выступают  против глобализации как такой. Но это  далеко не так. Участники движения борются  не против глобализации, а с ее негативными  последствиями. 

24-26 июня 1999 г. В  Париже свершилась вторая большая  интернациональная встреча, на  которой в общей трудности  присутствовало около тыщи человек  из 70 государств мира. Она называлась: «Рыночная диктатура? Другой мир  возможен». На данной встрече  участники не лишь обменивались  информацией, проводили совместные  обсуждения скоро меняющейся  ситуации в мире, но и разработали  план конкретных действий на  наиблежайшее время. 

Информация о работе Антиглобализм: истоки, сущность, политическое лицо, перспективы