Мышление его истоки и сущность

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 09:44, реферат

Краткое описание

Один из серьезных аргументов в пользу существования большого сознания служит теория воспоминания Платона. Платон утверждал, что человека ничему нельзя научить, если понимать учение как перекладывание знаний из одной головы в другую. Человек сам все должен вспомнить.
У этого высказывания Платона есть два плана: мифологический и рациональный. В мифологическом плане душа, согласно Платону, до рождения человека жила среди богов и там набиралась знаний, так что человек, родившись и получив от богов эту душу, должен только вспоминать то, что она усвоила ранее.
В рациональном плане в теории воспоминаний есть глубокий смысл: всему действительно важному человека научить нельзя. Нельзя, например, научит быть Эйнштейном – нет таких учебников. Эйнштейн, кстати, сам во время учебы особых талантов в физике не обнаруживал и имел в выпускном классе тройку по физике. Но что-то такое было в Эйнштейне, чего не было в других: раскованная фантазия, смелость мышления, то есть то, чему нельзя научить, что нужно только из себя извлечь, в этом смысле – вспомнить.

Оглавление

Введение. Можно ли человека чему-нибудь научить?...................стр. 2
Откуда приходит мысль…………………………………………….стр. 4
Два понимания мышления………………………………………….стр. 6
Мышление и язык……………………………………………………стр. 8
Заключение…………………………………………………………..стр.13
Список литературы………………………………………………....стр.14

Файлы: 1 файл

готовая философия.docx

— 38.35 Кб (Скачать)

Министерство образования Иркутской области        Государственное бюджетное образовательное учреждение  среднего профессионального образования Иркутской области «Черемховский педагогический колледж»

 

 

 

 

 

 

 

МЫШЛЕНИЕ  ЕГО ИСТОКИ И СУЩНОСТЬ

Реферат по учебной дисциплине «Основы философии»

 

 

 

 

 

   

Выполнил: студент 3 курса заочного отделения специальности 050146 Преподавание в начальных классах

Бондаренко Н.Н.

Преподаватель: Матаевская А.П., преподаватель философии


 

 

2012

1

 

План

  1. Введение. Можно ли человека чему-нибудь научить?...................стр. 2
  2. Откуда приходит мысль…………………………………………….стр. 4
  3. Два понимания мышления………………………………………….стр. 6
  4. Мышление и язык……………………………………………………стр. 8
  5. Заключение…………………………………………………………..стр.13
  6. Список литературы………………………………………………....стр.14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Введение. Можно  ли человека чему-нибудь научить?

Один из серьезных аргументов в пользу существования большого сознания служит теория воспоминания Платона. Платон утверждал, что человека ничему нельзя научить, если понимать учение как перекладывание знаний из одной головы в другую. Человек  сам все должен вспомнить.

У этого высказывания Платона  есть два плана: мифологический и  рациональный. В мифологическом плане  душа, согласно Платону, до рождения человека жила среди богов и там набиралась знаний, так что человек, родившись и получив от богов эту душу, должен только вспоминать то, что она усвоила ранее.

В рациональном плане в  теории воспоминаний есть глубокий смысл: всему действительно важному  человека научить нельзя. Нельзя, например, научит быть Эйнштейном – нет таких  учебников. Эйнштейн, кстати, сам во время учебы особых  талантов в физике не обнаруживал и имел в выпускном классе тройку по физике. Но что-то такое было в Эйнштейне, чего не было в других: раскованная  фантазия, смелость мышления, то есть то, чему нельзя научить, что нужно только из себя извлечь, в этом смысле – вспомнить.

Нельзя научить быть Моцартом, очень многие музыканты знали  теорию композиции лучше, тот же Сальери  был гораздо более образованным в музыке, чем Моцарт. Но того, что  было в Моцарте, не было тогда ни в одном музыканте. Когда жена Моцарта в фильме «Амадеус» приносит Сальери ноты какого-то произведения мужа, тот с удивлением узнает, что это не черновик, что у Моцарта вообще нет черновиков, что он слышит музыку и пишет, а не сочиняет ее, не вымучивает. Что значит – слышит? Бог ему напевает? Или он слышит музыку сфер, как Пифагор? В любом случае научить такому слуху нельзя, хоть десять консерваторий закончи.

 

3

Есть лингвисты, которые  знают несколько десятков языков. Выучит несколько десятков языков нельзя. Чтобы овладеть одним – немецким или французским – надо запомнить несколько тысяч слов, в том числе сотни глаголов в шести-восьми временах, огромное количество идиоматических выражений и т.д. А тут человек знает десятки языков. На самом деле он выучивает два-три языка (уже для этого нужны специфические способности),  а все остальные  как бы вспоминает. Он начинает чувствовать «душу» языка, внутренние связи и опорные блоки как внутри языка, так и между всеми языками, например, индоевропейской группы. Язык как бы «открывается» такому человеку, и каждый следующий язык «всплывает» в нем, поднимается из глубины души. Ребенок, когда учится говорить, - он ведь не постепенно запоминает огромное количество слов и выражений. Язык  как бы просыпается в нем, и он вдруг начинает говорить.

В истории философии известен спор между немецким философом-рационалистом  и математиком Г.В.Лейбницем и английским философом-эмпириком Дж.Локком. Локк считал, что все знание проистекает из опыта. Лейбниц, вслед за Декартом, утверждал существование врожденных идей, говоря, что самое важное и главное знание врожденно человеку. Не в том смысле, что человек рождается со знанием законов физики или математики, но в том, что человек, если его правильно развивать и воспитывать, неизбежно сам придет к открытию важнейших истин. Врожденное знание как бы потенциально заложено в человеке. Как скульптор, смотря на кусок мрамора, уже видит в нем скульптуру, видит по прожилкам и линиям этого куска, что нужно отсечь, чтобы скульптура проявилась, так и знание определенным  образом уже есть в человеке, каким бы «сырым» и необразованным человек ни был. Но достать, извлечь это знание из себя, «вспомнить» его – очень сложная и для многих непосильная задача. Человека вообще ничему нельзя научить, ибо всякое знание, всякий

4

набор приемов работы –  все это уже мертвое. А важное и ценное передать невозможно, нужно самому додуматься, самому дойти до  всех тонкостей

профессии или области  знания, нужно, чтобы тебе самому открылось. И только тебе открылось – в  том же смысле, в каком никто  за тебя понимать не будет, ты сам должен понять. И никто за тебя не создаст  ничего нового – того, чему нельзя научить, что  можно извлечь только из себя с помощью очень специфических  усилий.

А этому никто не учит. Это дается только в воспоминании, только на пути раскрытия в себе большого сознания.

Это, однако, не значит, будто  не нужно учиться, овладевать обычными рутинными знаниями, изучать то, что люди до тебя давно уже знали. Ты-то ведь ничего этого не знаешь. Чтобы  подняться на уровень большого сознания, нужно постоянно и всесторонне  развивать малое, создавать базу, опору для дальнейшего прыжка в неизвестное.

Откуда приходит мысль?

Мы очень хорошо знаем, как устроен наш мозг, как идут от клетки к клетке электрохимические реакции, как замыкаются нервные цепи., сколько клеток в коре головного мозга, какова биохимическая основа памяти и т.д. Но мы не знаем, как мы мыслим, когда и как проходит голову мысль. Мысль нельзя заставить прийти сознательно, иначе мы все были бы гениями. Философия утверждает, что мысль приходит человеку в голову несколько раз в жизни и далеко не всем людям.

А то, что ежесекундно  проносится в нашей голове: всякие всплывающие впечатления, ассоциации, переживания – не мысли, а разный необязательный мусор. Вы сидите на уроке, на секунду отвлеклись и уже думаете  о том, что скоро перемена и  надо будет сходить в буфет. Потом 

5

думаете о прочитанной книге, об Австралии, Америке, ваши «мысли» уже далеко-далеко от урока. И когда придет настоящая мысль, ей просто трудно

будет вклиниться в вашу голову, ибо там все уже забито этим мусором. Поэтому голову нужно  очищать, чтобы быть готовым к  мысли.

Древняя индийская мудрость предлагает это делать так: утром, проснувшись  и позавтракав, сесть в позу лотоса, но можно и просто сесть на стул, расслабиться, положить руки на колени и постараться пятнадцать минут  ни о чем не думать. Не прогонять  весь мусор, который тут же полезет  вам в голову, а постараться, что  бы все это, как осенние листья на воде, потихоньку уплывало от вас. И  точно такую же операцию проделать  вечером перед сном. Это очень  сложно  - целых пятнадцать минут  ни о чем не думать, но постепенно вы будете привыкать к этому состоянию, очищать свою голову. И потом, со временем, вам вдруг станет стыдно своей внутренней болтовни, вы будете готовы к тому, что если вдруг придет настоящая мысль, вы ее заметите и оцените.

Когда приходит мысль –  это всегда чудо. Самому что-то понять, самому что-то увидеть невероятно сложно, это редкостное  состояние. Вот  как описывал его Достоевский  в «Петербургских сновидениях в  стихах и прозе»: «Помню раз в  зимний январский вечер, я спешил с Выборгской стороны к себе домой… Подойдя к Неве, я остановился на минутку и бросил пронзительный взгляд вдоль реки в дымную, морозно-мутную даль… Ночь ложилась над городом, и вся необъятная, вспухшая от замершего снега поляна Невы, с последним отблеском солнца, осыпалась бесконечными мириадами искр иглистого инея… Сжатый воздух дрожал от малейшего звука, и, словно великаны, со всех кровель поднимались и неслись вверх столпы дыма, сплетаясь и расплетаясь в дороге, так что, казалось, новые здания вставали над старыми, новый город складывался в воздухе…

6

Казалось, наконец, что весь этот мир, со всеми жильцами его, сильными и слабыми, со всеми жилищами их, приютами нищих или раззолоченными палатами…походит на фантастическую волшебную грезу, на сон, который…тот час искурится паром. Какая-то странная мысль вдруг зашевелилась во мне.  Я вздрогнул и сердце мое как будто облилось в это мгновение горячим ключом крови, вдруг вскипевшей от прилива могущественного, но доселе незнакомого мне ощущения. Я как будто что-то понял в эту минуту…как будто прозрел во что-то новое, в совершенно новый мир, мне не знакомый и известный по каким-то темным слухам, по каким-то таинственным знакам. Я полагаю, что с той именно минуты началось мое существование…»

Увидеть самому что-то впервые  – и означает прихождение  в  голову мысли, мысли-ведения, мысли-открытия. Мыслить, и значит – видеть, видеть непросто глазами и не столько  глазами, сколько всем своим существом.

Говоря о творчестве, мы уже приводили примеры такого рода видения.

Два понимания  мышления

В связи с возрастающим местом естественных и технических  наук в современном мире мышление сплошь и рядом понимается как  представление, как совокупность наглядных  картинок мира.  Современная наука говорит о картине мира. Составить себе картину чего-то значит: поставит перед собой все, что есть в мире, так, словно мы сами и есть авторы этой картины. Картина мира здесь - не картина, изображающая мир, а мир, понятый как картина. А на картине мир можно изобразить, представить только как совокупность вещей и предметов, и ничего больше в этом мире нет. Слово «представление» имеет еще и другой смысл: театральное представление. Причем оба смысла часто совпадают: человек представляет себе мир как сцену, на которой он разыгрывает собственные сценарии.

7

Если мир мыслится только через представление, то тогда есть я, человек, субъект – и есть мир  окружающих меня вещей, которые в  принципе чужды мне и которыми я могу распоряжаться, могу их покорять, подчинять своей власти.

Поскольку в представлении  весь мир рассматривается только как совокупность предметов, то результатом  такой установки всегда будет  лишь выявление некоего материального  костяка, на котором держаться и  природа, и каждая вещь в отдельности. В такой установке природа – это склад полезных ископаемых, хранилище энергии. В этом мире, который есть продукт деятельности мышления как представления, нет ничего святого, ни величественного.

Одно дело – старинная  водяная мельница, которая использует силу природы, но не делает из водяного потока никаких запасов, другое –  гидроэлектростанция на Волге, омертвляющая воду и изменяющая ландшафт. Не гидроэлектростанция  пристроена к реке, наоборот, река встроена в  гидроэлектростанцию.

Одно дело, когда крестьянин обрабатывает землю, заботится и  ухаживает за ней, поливая ее своим  потом, холит и лелеет, другое –  современное полеводство как  отрасль механизированной пищевой  промышленности, выжимающее из земли  все возможное, пичкающее ее химией.

Вооружившийся мышлением  как представлением, человек рассматривает  себя как господина природы и постоянно воюет с ней. А там, где его господство не удается в полной мере, покоряет природу. А поскольку он сам – часть природы, то он часто воюет и с самим собой, подрывая корни своего существования.

 

8

Философия всегда выступала  против понимания мышления как представления, призывала отучаться мыслить  наглядно, ибо мышление в картинках  – это не мышление, им не ухватывается истинная природа вещей. Философия  всегда призывала перейти от представляющей мысли к мыслящей мысли.

В небольшой работе М.Хайдеггера «Вещь» сделана попытка показать сущность мыслящей мысли в ее отличии от мысли представляющей. Например, глиняный кувшин. С точки зрения представляющей мысли, сущность кувшина – в стенках, которые лепит гончар. С точки зрения мыслящей мысли, сущность кувшина – не в стенках, а в пустоте, которую эти стенки охватывают. Но что такое пустота? Пустота кувшина выполняет две функции: в ней можно что-то хранить и из нее  можно что-то наливать. Можно хранить воду: вода берется из росы, выпадающей с неба, и из источника, рождающегося в глубинах земли. Таким образом, в сущность кувшина входят земля и небо. Хранить можно и вино, оно добывается из виноградной лозы,  в произрастании которой соединились питательные силы земли и солнца. Вино – это посланный богами напиток, согревающий смертного человека. Значит, земля, вода, небо, солнце, божественное и смертное соединились в кувшине и составляют его суть. Эту суть никаким наглядным представлением не охватишь, ни в какой картинке не увидишь. Мыслящая мысль не представляет картинок, а пытается ухватить потаенную суть вещей.

Информация о работе Мышление его истоки и сущность