Мышление его истоки и сущность

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 09:44, реферат

Краткое описание

Один из серьезных аргументов в пользу существования большого сознания служит теория воспоминания Платона. Платон утверждал, что человека ничему нельзя научить, если понимать учение как перекладывание знаний из одной головы в другую. Человек сам все должен вспомнить.
У этого высказывания Платона есть два плана: мифологический и рациональный. В мифологическом плане душа, согласно Платону, до рождения человека жила среди богов и там набиралась знаний, так что человек, родившись и получив от богов эту душу, должен только вспоминать то, что она усвоила ранее.
В рациональном плане в теории воспоминаний есть глубокий смысл: всему действительно важному человека научить нельзя. Нельзя, например, научит быть Эйнштейном – нет таких учебников. Эйнштейн, кстати, сам во время учебы особых талантов в физике не обнаруживал и имел в выпускном классе тройку по физике. Но что-то такое было в Эйнштейне, чего не было в других: раскованная фантазия, смелость мышления, то есть то, чему нельзя научить, что нужно только из себя извлечь, в этом смысле – вспомнить.

Оглавление

Введение. Можно ли человека чему-нибудь научить?...................стр. 2
Откуда приходит мысль…………………………………………….стр. 4
Два понимания мышления………………………………………….стр. 6
Мышление и язык……………………………………………………стр. 8
Заключение…………………………………………………………..стр.13
Список литературы………………………………………………....стр.14

Файлы: 1 файл

готовая философия.docx

— 38.35 Кб (Скачать)

Мышление и  язык

Во всей классической философии от древности до середины ХХ века считалось, что язык – просто инструмент для выражения наших мыслей, что слова и предложения нейтральны по отношении к тому содержанию, которое они выражают. Однако и тогда было открыто много интересных моментов, связывающих мышление и язык.

9

  1. Мышление одно, а языков много. Нет глупых народов, у каждого народа одинаковое, в процентном отношении, количество дураков. Но есть неразвитые языки. Есть языки, в которых богатство выражений обеспечивается не за счет развитой грамматики, а за счет интонации. Это языки бедные. Одно и тоже слово там может произноситься с разными интонациями, и каждый раз это слово будет иметь другое значение. Чем сложнее грамматика, тем богаче язык. С помощью глагольных форм, падежей, предлогов можно передавать тончайшие оттенки мысли. А попробуйте с помощью одних только интонаций выразить чувства Анны Карениной: получится одно мычание. Во многих странах Азии и Африки преподавание в школе и университете ведется на европейских языках именно в силу бедности и неразвитости собственных языков.
  2. Мышление любого народа развивается быстро: каждый день случаются в науке открытия, каждый день происходят новые явления. А язык изменяется очень медленно, язык ведь никто не придумывает, его столетиями создает народ. Иногда, правда, новые слова придумывают поэты. Но язык всегда отстает от развития мышления, новых слов для новых явлений не хватает. Появляются искусственные  языки науки, появляются профессиональные языки, так называемый сленг, жаргон. В нашей стране почти каждый социальный слой имеет свой сленг. У музыкантов свой жаргон: «вчера застебали совок в крематории и хорошо забашляли» (играли на похоронах и хорошо заработали). Свой жаргон у уголовников, и очень развитый. У бюрократов свой: «Девочка! Ты по какому вопросу плачешь?». Но в нашей стране основу культуры всегда составлял нормальный язык, язык Пушкина, Толстого или Солженицына, делая возможным и развитие диалектов, и жаргон, и искусственные языки науки.

10

  1. Раз язык – это культура, то портить язык, произвольно изменять его нельзя. Должна  охраняться и защищаться чистота языка. Во время Второй мировой войны японцы бросили весь свой воздушный флот против американских кораблей в Тихом океане и потерпели сокрушительное поражение. Оказалось, что японцы плохо летают, плохо держат строй. После войны психологи стали  выяснять – в чем причина? Оказалось, что причина -  в японском языке. Японский язык очень древний, очень богатый, очень ритуальный. А тут война, ситуация меняется ежесекундно, нужны четкие кратные команды, а язык этого не позволяет. В русском языке есть такие слова, что скажешь пару слов и все понятно. В японском таких слов не нашлось. Там, как и в китайском, самое страшное  ругательство «ты не умеешь жить»! для русского слуха это – вообще не ругательство: подумаешь, не умею! А кто умеет? Сейчас японцы ломают свой язык, появилось огромное количество американизмов, язык упрощается, а с ним упрощается и культура. То же самое происходит в русской культуре. Если бы Л. Толстой прочитал «Московский комсомолец», он сказал бы, что это написано не по-русски. За последние сто лет русский язык очень обеднел, упростился. После революции и уничтожения дворянства уровень языка резко понизился. Стала широко развиваться и применятся ненормативная лексика, проще говоря, матерщина. Некоторые молодые люди, общаясь между собой, вообще обходятся тремя-четырьмя матерными словами, выражая ими все оттенки своих мыслей и чувств. Язык постоянно упрощают пропаганда, реклама, полуграмотные депутаты, чьи речи транслируют по телевидению.
  2. Между языком и мышлением – сложные противоречивые отношения. Одно дело – подумать, совсем другое – сказать. Каждый из нас испытывал, вероятно, такое чувство, сидя на каком-нибудь

11

собрании: вот сейчас пойду и выступлю, врежу им всем правду-матку! А когда выходили и открывали рот, то с удивлением обнаруживали, что произносили какие-нибудь банальности, ничего интересного не сказали, да никто вас и не слушал. Одно дело сказать: приехал на Кавказ, залез на горку, внизу река бежит, наступает вечер, сижу, смотрю, и что-то мне взгрустнулось. А совсем другое дело сказать:

На холмах Грузии лежит  ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою.

Нужно уметь говорить, уметь  написать, уметь выразить, тем более  что «мысль изреченная есть ложь», как  сказал Федор Тютчев. Вы пытаетесь  объясниться в любви, хотите сказать  своей избраннице, что любите  ее так, как никто на свете, но открываете рот и говорите общеизвестные  вещи: я тебя люблю! Но эти слова  говорили миллионы раз до вас, вы же хотите сказать, как вы любите, но в  этих общих словах ваше неповторимое чувство пропадает. И какие то новые слова нельзя изобретать –  вас примут за сумасшедшего. Безвыходная  ситуация! Только поэт может сказать, как он любит («я помню чудное мгновенье»), а нам, простым смертным, приходится довольствоваться  обычными заезженными  фразами. Многие наши чувства мы так  и не можем понятно высказывать  и уносим их с собой в могилу, не понятые миром.

Язык – дом  бытия.

Язык – не только инструмент передачи информации, хотя и может  служить этому, не только средство общения. Язык – это еще и возможность дать высказаться миру. Мир просит слова. В первобытную эпоху мир представлялся людям говорящим шумом ветра-воздуха, плеском воды,

12

шелестом листьев. Мир  говорил деревьями, землей, птицами, животными, вещами.

Человеческий язык – не просто выражение мысли, чувства  и желания. Язык – это способность  человека откликнуться голосам окружающего  мира, дать им свое человеческое звучание.

М. Хайдеггер сравнивал  действия языка, помогающие миру высказаться, с работой садовника: разбить  сад – значит разомкнуть замкнутость  земли, чтобы она приняла в  себя семена и побеги. Так же и  язык  как бы разбивает мир, намечает в нем, показывает те места, в которых  мир может высказаться. Сказать  говорить – не одно и тоже. Можно много говорить и ничего не сказать. Можно молчать и сказать многое. Сказать – значит показать, объявить, дать видеть, слышать.

Таким образом, больше нигде, кроме как в языке, мир полностью  не присутствует. Язык по Хайдеггеру – это дом бытия. Мир хочет быть высказанным. Дело за нами. Присутствие мира в языке требует человека. Человек может дать слово миру, мир требует человека для своего явления. И человек требует мира, потому что иначе, как в мире, он себя не узнает.

В языке важны не только произносимые слова, но даже молчание, которое часто гораздо глубже проясняет смысл, чем слова. Даже речь незнакомого чужого языка –  это нечистый звук, а слово, мы чувствуем  его значимость. Между непонятным словом и акустическим шумом лежит  сущностная пропасть.

Тенденции современной культуры делают язык все более бедным и  невыразительным. В своем чистом виде, в первозданной стихии язык сохраняется  только в поэзии. С точки зрения Хайдеггера, и мышление, и поэзия возникли когда-то из «первопоэзии». Поэзия ближе к изначальной речи, чем  любой другой способ выражения мысли. Размышлять вообще значит поэтизировать: не просто писать стихи или песни, а дать сказаться через себя стихии языка.

13

Язык на самом деле сильнее  нас: это не мы говорим языком, а  язык говорит нами. Истинный философ, истинный поэт прислушиваются к языку, к его чистому голосу, открывают  его в себе, и тогда то, что  они говорят, становится не пустой болтовней, а творчеством, открытием новых, не виданных ранее сторон мира.

Обычно считается, что  говорение и слушание – это  разные вещи: один человек говорит, другой слушает. На самом деле мы можем  говорить, только тогда когда слушаем  себя, слушаем ту тишину в себе, которая  вот-вот выразится в словах. Мы прислушиваемся к тому еще невысказанному «скажу» в нас, к его беззвучному голосу, который может выразиться в словах, в сказании. Истинная речь – это сказание, а всякая болтовня - это издевательство над языком.

Язык как сказ мелодия  человеческой жизни и одновременно голос, которым говорит с нами мир. Мы живем в резонансе этого  голоса -  голоса Бога, голоса совести, голоса любви. Эти голоса есть нечто  первичное по отношению к нашей  естественной повседневной речи. Благодаря  тому, что мы слышим эти голоса, мы присутствуем в мире.

Заключение 

Философствовать – значит пытаться жить интересами чистого разума, без всякой надежды или, лучше сказать, интереса к успеху, карьере, обогащению и т.п. Жить интересами, которые направлены на исследование последних оснований сущности и смысла бытия, сущности и смысла человеческого существования.

Каждый человек вовсе  не обязан быть философом в профессиональном смысле слова, но он обязан быть умным. Только тогда он и будет соответствовать  своему человеческому призванию.

И лично мое мнение, философия, конечно вредна, так учит во всем сомневаться, ничему не верить. Философия  – индивидуальное дело, так как  чтобы не сказал кто-либо, он будет  прав.

14

Список используемой литературы

  1. Губин В.Д. Основы философии: учеб.пособие. – 2-е изд. – М.: Форум: ИНФРА – М, 2008. – 288с. – (Профессиональное образование).
  2. Паскаль Б. Мысли. М., Изд-во имени Сабашниковых. 1995
  3. Франк С.Л. Смысл жизни// Духовные основы общества. М., Республика. 1992.

Информация о работе Мышление его истоки и сущность