Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 09:44, реферат
Один из серьезных аргументов в пользу существования большого сознания служит теория воспоминания Платона. Платон утверждал, что человека ничему нельзя научить, если понимать учение как перекладывание знаний из одной головы в другую. Человек сам все должен вспомнить.
У этого высказывания Платона есть два плана: мифологический и рациональный. В мифологическом плане душа, согласно Платону, до рождения человека жила среди богов и там набиралась знаний, так что человек, родившись и получив от богов эту душу, должен только вспоминать то, что она усвоила ранее.
В рациональном плане в теории воспоминаний есть глубокий смысл: всему действительно важному человека научить нельзя. Нельзя, например, научит быть Эйнштейном – нет таких учебников. Эйнштейн, кстати, сам во время учебы особых талантов в физике не обнаруживал и имел в выпускном классе тройку по физике. Но что-то такое было в Эйнштейне, чего не было в других: раскованная фантазия, смелость мышления, то есть то, чему нельзя научить, что нужно только из себя извлечь, в этом смысле – вспомнить.
Введение. Можно ли человека чему-нибудь научить?...................стр. 2
Откуда приходит мысль…………………………………………….стр. 4
Два понимания мышления………………………………………….стр. 6
Мышление и язык……………………………………………………стр. 8
Заключение…………………………………………………………..стр.13
Список литературы………………………………………………....стр.14
Мышление и язык
Во всей классической философии от древности до середины ХХ века считалось, что язык – просто инструмент для выражения наших мыслей, что слова и предложения нейтральны по отношении к тому содержанию, которое они выражают. Однако и тогда было открыто много интересных моментов, связывающих мышление и язык.
9
10
11
собрании: вот сейчас пойду и выступлю, врежу им всем правду-матку! А когда выходили и открывали рот, то с удивлением обнаруживали, что произносили какие-нибудь банальности, ничего интересного не сказали, да никто вас и не слушал. Одно дело сказать: приехал на Кавказ, залез на горку, внизу река бежит, наступает вечер, сижу, смотрю, и что-то мне взгрустнулось. А совсем другое дело сказать:
На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою.
Нужно уметь говорить, уметь написать, уметь выразить, тем более что «мысль изреченная есть ложь», как сказал Федор Тютчев. Вы пытаетесь объясниться в любви, хотите сказать своей избраннице, что любите ее так, как никто на свете, но открываете рот и говорите общеизвестные вещи: я тебя люблю! Но эти слова говорили миллионы раз до вас, вы же хотите сказать, как вы любите, но в этих общих словах ваше неповторимое чувство пропадает. И какие то новые слова нельзя изобретать – вас примут за сумасшедшего. Безвыходная ситуация! Только поэт может сказать, как он любит («я помню чудное мгновенье»), а нам, простым смертным, приходится довольствоваться обычными заезженными фразами. Многие наши чувства мы так и не можем понятно высказывать и уносим их с собой в могилу, не понятые миром.
Язык – дом бытия.
Язык – не только инструмент передачи информации, хотя и может служить этому, не только средство общения. Язык – это еще и возможность дать высказаться миру. Мир просит слова. В первобытную эпоху мир представлялся людям говорящим шумом ветра-воздуха, плеском воды,
12
шелестом листьев. Мир говорил деревьями, землей, птицами, животными, вещами.
Человеческий язык – не просто выражение мысли, чувства и желания. Язык – это способность человека откликнуться голосам окружающего мира, дать им свое человеческое звучание.
М. Хайдеггер сравнивал действия языка, помогающие миру высказаться, с работой садовника: разбить сад – значит разомкнуть замкнутость земли, чтобы она приняла в себя семена и побеги. Так же и язык как бы разбивает мир, намечает в нем, показывает те места, в которых мир может высказаться. Сказать говорить – не одно и тоже. Можно много говорить и ничего не сказать. Можно молчать и сказать многое. Сказать – значит показать, объявить, дать видеть, слышать.
Таким образом, больше нигде, кроме как в языке, мир полностью не присутствует. Язык по Хайдеггеру – это дом бытия. Мир хочет быть высказанным. Дело за нами. Присутствие мира в языке требует человека. Человек может дать слово миру, мир требует человека для своего явления. И человек требует мира, потому что иначе, как в мире, он себя не узнает.
В языке важны не только произносимые слова, но даже молчание, которое часто гораздо глубже проясняет смысл, чем слова. Даже речь незнакомого чужого языка – это нечистый звук, а слово, мы чувствуем его значимость. Между непонятным словом и акустическим шумом лежит сущностная пропасть.
Тенденции современной культуры делают язык все более бедным и невыразительным. В своем чистом виде, в первозданной стихии язык сохраняется только в поэзии. С точки зрения Хайдеггера, и мышление, и поэзия возникли когда-то из «первопоэзии». Поэзия ближе к изначальной речи, чем любой другой способ выражения мысли. Размышлять вообще значит поэтизировать: не просто писать стихи или песни, а дать сказаться через себя стихии языка.
13
Язык на самом деле сильнее нас: это не мы говорим языком, а язык говорит нами. Истинный философ, истинный поэт прислушиваются к языку, к его чистому голосу, открывают его в себе, и тогда то, что они говорят, становится не пустой болтовней, а творчеством, открытием новых, не виданных ранее сторон мира.
Обычно считается, что говорение и слушание – это разные вещи: один человек говорит, другой слушает. На самом деле мы можем говорить, только тогда когда слушаем себя, слушаем ту тишину в себе, которая вот-вот выразится в словах. Мы прислушиваемся к тому еще невысказанному «скажу» в нас, к его беззвучному голосу, который может выразиться в словах, в сказании. Истинная речь – это сказание, а всякая болтовня - это издевательство над языком.
Язык как сказ мелодия человеческой жизни и одновременно голос, которым говорит с нами мир. Мы живем в резонансе этого голоса - голоса Бога, голоса совести, голоса любви. Эти голоса есть нечто первичное по отношению к нашей естественной повседневной речи. Благодаря тому, что мы слышим эти голоса, мы присутствуем в мире.
Заключение
Философствовать – значит пытаться жить интересами чистого разума, без всякой надежды или, лучше сказать, интереса к успеху, карьере, обогащению и т.п. Жить интересами, которые направлены на исследование последних оснований сущности и смысла бытия, сущности и смысла человеческого существования.
Каждый человек вовсе не обязан быть философом в профессиональном смысле слова, но он обязан быть умным. Только тогда он и будет соответствовать своему человеческому призванию.
И лично мое мнение, философия, конечно вредна, так учит во всем сомневаться, ничему не верить. Философия – индивидуальное дело, так как чтобы не сказал кто-либо, он будет прав.
14
Список используемой литературы