Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 10:01, контрольная работа
Выдающийся итальянский социолог и политолог Моска (1858—1941) попытался доказать неизбежное деление любого общества на две неравные по социальному положению и роли группы. В 1896 г . в «Основах политической науки» он писал: «Во всех обществах, начиная с самых среднеразвитых и едва достигших зачатков цивилизации и кончая просвещенными и мощными, существуют два класса лиц: класс управляющих и класс управляемых. Первый, всегда относительно малочисленный, осуществляет все политические функции, монополизирует власть и пользуется присущими ему преимуществами, в то время как второй, более многочисленный, управляется и регулируется первым и поставляет ему материальные средства поддержки, необходимые для жизнеспособности политического организма».
Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный инженерно - экономический университет»
Кафедра социо-гуманитарных
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
СОДЕРЖАНИЕ:
Вопрос № 1(10).Теория элит Моска,Парето,Михельс…………………………
Вопрос № 2(41). Сущность политической
культуры......................
Список использованной литературы………………………………………………….
Теория элит. Г. Моска, В.Парето, Р. Михельс.
Теория элит Моски
Выдающийся итальянский социолог и политолог Моска (1858—1941) попытался доказать неизбежное деление любого общества на две неравные по социальному положению и роли группы. В 1896 г . в «Основах политической науки» он писал: «Во всех обществах, начиная с самых среднеразвитых и едва достигших зачатков цивилизации и кончая просвещенными и мощными, существуют два класса лиц: класс управляющих и класс управляемых. Первый, всегда относительно малочисленный, осуществляет все политические функции, монополизирует власть и пользуется присущими ему преимуществами, в то время как второй, более многочисленный, управляется и регулируется первым и поставляет ему материальные средства поддержки, необходимые для жизнеспособности политического организма».
Моска проанализировал проблему формирования политической элиты и ее специфических качеств. Он считал, что важнейшим критерием вхождения в нее является способность к управлению другими людьми, т.е. организаторская способность, а также выделяющее элиту из остальной части общества материальное, моральное и интеллектуальное превосходство. Хотя в целом этот слой наиболее способен к управлению, однако не всем его представителям присущи лучшие, более высокие по отношению к остальной части населения качества.
Отмечая сплоченность группы управляющих и ее господствующее положение в обществе, Моска называл ее политическим классом. Этот класс подвержен постепенным изменениям. Существуют две тенденции в его развитии: аристократическая и демократическая. Первая из них проявляется в стремлении политического класса стать наследственным если не юридически, то фактически. Преобладание аристократической тенденции приводит к «закрытию и кристаллизации» класса, к его вырождению и, как следствие, к общественному застою. Это в конечном счете влечет за собой активизацию борьбы новых социальных сил за занятие господствующих позиций в обществе.
Вторая, демократическая тенденция выражается в обновлении политического класса за счет наиболее способных к управлению и активных низших слоев. Такое обновление предотвращает дегенерацию элиты, делает ее способной к эффективному руководству обществом. Равновесие между аристократической и демократической тенденциями наиболее желательно для общества, ибо оно обеспечивает как преемственность и стабильность в руководстве страной, так и его качественное обновление.
Концепция политического класса Моски, оказав большое влияние на последующее развитие элитарных теорий, подвергалась критике за некоторую абсолютизацию политического фактора (принадлежности к управленческому слою) в социальном структурировании общества, за недооценку роли экономики. Применительно к современному плюралистическому обществу такой подход во многом неправомерен. Однако теория политического класса нашла неожиданное подтверждение в тоталитарных государствах. Здесь политика приобрела главенствующее положение над экономикой и всеми другими сферами общества и в лице номенклатурной бюрократии сформировался прообраз «политического класса», описанного Моской. В тоталитарных государствах вхождение в политическую номенклатуру, приобщение к власти и управлению стали первопричиной экономического и социального господства «класса управляющих».
Независимо от Моски примерно в это же время теорию политических элит разрабатывал Парето (1848—1923). Он, как и Моска, исходил из того, что миром во все времена правило и должно править избранное меньшинство — элита, наделенная особыми качествами: психологическими (врожденными) и социальными (приобретенными вследствие воспитания и образования). В «Трактате по общей социологии» он писал; «Нравится это некоторым теоретикам или нет, но человеческое общество неоднородно и индивиды различны физически, морально и интеллектуально». Совокупность индивидов, чья деятельность в той или иной сфере отличается эффективностью, высокими результатами, и составляет элиту.
Она делится на правящую, прямо или опосредованно (но эффективно) участвующую в управлении, и неправящую — контрэлиту — людей, обладающих характерными для элиты качествами, но не имеющих доступа к руководству из-за своего социального статуса и различного рода барьеров, существующих в обществе для низших слоев.
Правящая элита внутренне сплочена и борется за сохранение своего господства. Развитие общества происходит посредством периодической смены, циркуляции двух главных типов элит — «лис» (гибких руководителей, использующих «мягкие» методы руководства: переговоры, уступки, лесть, убеждение и т.п.) и «львов» (жестких и решительных правителей, опирающихся преимущественно на силу).
Изменения, происходящие в обществе, постепенно подрывают господство одного из этих типов элиты. Так, властвование «лис», эффективное в относительно спокойные периоды истории, становится непригодным в ситуациях, требующих решительных действий и применения насилия. Это ведет к росту недовольства в обществе и усилению контрэлиты («львов»), которая с помощью мобилизации масс свергает правящую элиту и устанавливает свое господство.
Крупный вклад в развитие теории политических элит внес Р. Михельс (1876—1936). Он исследовал социальные механизмы, порождающие элитарность общества. В основном солидаризируясь с Моской в трактовке причин элитарности, Михельс особо выделяет организаторские способности, а также организационные структуры общества, усиливающие элитарность и возвышающие управляющий слой. Он сделал вывод, что сама организация общества требует элитарности и закономерно воспроизводит ее. В обществе действует «железный закон олигархических тенденций». Его суть состоит в том, что неотделимое от общественного прогресса развитие крупных организаций неизбежно ведет к олигархизации управления обществом и формированию элиты, поскольку руководство такими объединениями не может осуществляться всеми их членами. Эффективность их деятельности требует функциональной специализации и рациональности, выделения руководящего ядра и аппарата, которые постепенно, но неизбежно выходят из-под контроля рядовых членов, отрываются от них и подчиняют политику собственным интересам, заботятся в первую очередь о сохранении своего привилегированного положения. Рядовые же члены организаций недостаточно компетентны, пассивны и проявляют равнодушие к повседневной политической деятельности. В результате любой, даже демократической организацией всегда фактически правит олигархическая, элитарная группа. Такие наиболее влиятельные группы, заинтересованные в сохранении своего привилегированного положения, устанавливают между собой различного рода контакты, сплачиваются, забывая об интересах масс.
Из действия «закона олигархических тенденций» Михельс делал пессимистические выводы относительно возможностей демократии вообще и демократизма социал-демократических партий в частности. Демократию же он фактически отождествлял с непосредственным участием масс в управлении.
В трудах Моски, Парето и Михельса понятие политической элиты получило уже достаточно ясные очертания. Были намечены ее важнейшие свойства, параметры, позволяющие разграничивать и оценивать различные элитарные теории современности (эти параметры будут использоваться ниже). К ним относятся:
1) особые свойства, присущие представителям элиты;
2) взаимоотношения,
существующие внутри
3) отношения элиты с неэлитой, массой;
4) рекрутирование элиты, т. е. как и из кого она образуется;
5) роль (конструктивная или деструктивная) элиты в обществе, ее функции и влияние.
Сущность политической
культуры – составная часть общей культуры,
совокупный показатель политического
опыта, качества политических знаний и
предпочтений, образцов поведения и функционирования
политических субъектов; интегральная
характеристика образа и стиля политической
жизни общества. Политическая культура
представляет собой политический опыт,
память социальных общностей и отдельных
людей в сфере политики, их ориентации
и навыки, влияющие на политическое поведение.
Этот опыт содержит в обобщенном, преобразованном
виде впечатления, ориентации и предпочтения,
как в сфере международных, так и внутренних
отношений.
Политическая культура – это система
исторически, сложившихся, относительно
устойчивых, воплощающих опыт предшествующих
поколений людей установок, ориентации
и моделей поведения (функционирования),
проявляющихся в непосредственной деятельности
субъектов политического процесса, фиксирующих
принципы их отношения к этому процессу
в целом, его основным элементам и тем
самым обеспечивающих воспроизводство
политической жизни общества.
Политическая культура представляет собой
обширную сферу всей культуры человечества,
непосредственно связанную с политикой.
Она выражается в достигнутом качестве
и направленности политической жизни
общества, в характере политического развития,
политической деятельности людей, функционирования
политических институтов, доминирующих
политических ценностей и образцов поведения.
Результат и мера политической культуры
– политический человек, качество политической
жизни общества в целом.
Политическая культура – это характеристика
творческой деятельности человека в сфере
политических отношений, как прошлая (зафиксированная,
“опредмеченная” в политических институтах
и ценностях), так и настоящая, основанная
на реализации этих ценностей и создании
новых. Характер власти, ее формы, прерогативы,
методы действии и отношения с рядовыми
гражданами во многом зависят от общего
культурного уровня развития общества,
типа утвердившейся в нем политической
культуры.
Автором понятия “политическая культура”
является немецкий просветитель И. Гердер
(1744–1803), изучавший проблемы взаимодействия
культуры и политики. В работе “Идеи к
философии истории человечества” (1784)
он впервые ввел в научный оборот словосочетания
“политическая культура”, “зрелость
политической культуры”, “носители политической
культуры”1. За рубежом весомый вклад
в разработку теории политической культуры
внесли Г. Алмонд, С. Верба, М. Дюверже, Л.
Пай. Термин “политическая культура”
широко использовали в своих трудах Н.А.
Бердяев, В.И. Ленин и другие российские
мыслители. Среди Современных известных
российских исследователей политической
культуры можно выделить А.А. Галкина,
К.С. Гаджиева, А.С. Панарина, А.И. Соловьева
и др. “Политическая культура, – говорится
в книге российского политолога К.С. Гаджиева,
– это “ценностно-нормативная система,
которая разделяется большинством населения
в качестве субъекта политического сообщества.
Она включает базовые убеждения, установки,
ориентации, символы, обращенные на политическую
систему”2.
Политическая культура характеризует
уровень освоения человеком и обществом
политических идей, взглядов, концепций,
программ; степень востребования достижений
политической мысли прошлого и настоящего;
зрелость и компетентность в оценках политических
явлений. Она указывает на специфические,
политические ориентации – установки
людей относительно политической системы
и собственной роли в политике. Когда мы
говорим о политической культуре общества,
мы имеем в виду политическую систему,
отраженную и “пережитую” в знании, чувствах
и оценках его членов. Политическая культура–это
комплекс представлений той или иной национально-культурной
или социально-профессиональной общности
или группы о мире политики, политических
взаимоотношениях, законах и правилах
их функционирования.
Политическая культура включает: ценностные
характеристики и принципы функционирования
политических институтов, развития политических
отношений и процессов; характер участия
людей в политике; уровень и характер теоретических
знаний о политике, степень развития политических
наук и культуру реализации их достижений;
оценки политических явлений, политические
ориентации людей по отношению к власти,
собственной политической позиции и поведения;
эмоционально-волевую сторону политических
позиций (любовь, неприязнь, интерес, воля);
образцы политического поведения, стиля,
которые определяют как можно и должно
поступать; характер и ценности политической
социализации;
религиозно-политические ориентации и
оценки.
В структуре политической культуры целесообразно
выделять познавательные, нравственно-оценочные
и поведенческие элементы.
Познавательные элементы политической
культуры включают знание и понимание
гражданами: политических интересов –
личных, коллективных, государственных,
общественных, региональных, глобальных;
конституции и других законов страны,
программных положений крупных политических
партий и других общественно-политических
сил; сложившихся в стране политических
отношений, происходящих политических
событий и явлений; сущности, функций и
структуры государственных, партийных
и общественно-политических органов и
организаций; основных политических норм
и процедур; форм и способов участия граждан
в общественно-политической жизни, в управлении
обществом и государством; ведущих политических
процессов международной жизни.
Ценностные элементы политической культуры
воплощают: общекультурные ориентации,
отношения к власти; отношения к политическим
явлениям, нравственную оценку политических
событий и процессов, конкретной деятельности
в сфере политики; политическую самооценку.
Поведенческие элементы политической
культуры характеризуют осознанное участие
граждан: в обсуждении проектов государственных
документов и актов при проведении референдумов
и плебисцитов; в выборах субъектов законодательной,
исполнительной и судебной власти; в работе
различных государственных и общественных
органов и организаций (в штате или на
общественных началах); в других конкретных
видах, кампаниях, мероприятиях общественно-политической
деятельности, а также членство в политических
партиях и общественно-политических организациях.
Каждый структурный элемент предполагает
наличие и использование общих достижений
человечества в политической сфере жизнедеятельности
общества.
Можно сказать, что политическая культура
– это широко распространенные представления
о политике, управлении и правительстве,
образцы ориентации по отношению к политическим
объектам. Внутри политической культуры
выделяются как когнитивные ориентации
(знания о политике), так и аффективные
ориентации (чувства и эмоции по поводу
политики).
В своем реальном движении политическая
культура, существует в двух основных
деятельных формах: а) в духовной (духовно-практической),
включающей политический опыт, традиции,
ориентации, установки и символы, проявление
чувств в политике; б) в предметно-функциональной
(определенные способы, формы, образцы
организации политических институтов,
средств политической деятельности, материализующей
достижения политологической мысли, характер
политического процесса). Обе формы тесно
взаимосвязаны, воплощены или воплощаются
в политических процессах и политической
жизни общества.
Чем демократичнее принципы политического
властвования, чем разнообразнее и гибче
способы контроля за политической властью,
тем выше уровень политической культуры.
Отсюда политическая культура – это совокупность
служащих определенным социальным субъектам
образцов, форм, ценностных характеристик
политического сознания, которые возникают
в ходе политической деятельности, опосредуют
процесс политического властвования и
политического участия и являются наиболее
типичными для данной политической системы,
социальной группы и индивида способами
выражения и реализации политической
свободы.
Политическая культура неразрывно связана
с политической деятельностью и выступает
определенным способом ее осуществления,
представляет собой реализацию политических
знаний, ценностных ориентации, образцов
поведения социального субъекта (личности,
группы, класса, общества) в исторически
определенной системе политических отношений
и политической деятельности. Она включает
зафиксированный в обычаях и законах политический
опыт общества, его классов, социальных
групп, трудовых коллективов, индивидуумов,
уровень их представлений о власти, и политических
отношениях, их способность дать правильную
оценку явлениям общественной жизни и
занять соответствующую политическую
позицию в ней, выражаемую в конкретных
социальных действиях.
Именно поэтому политическая культура
влияет на политическую жизнь общества
в целом, на все, что связано с проблемами
власти и управления, участия людей в политике,
а также на пограничные зоны: взаимодействия
политики и права, политики и экономики,
политики и нравственности.
Политическая культура является структурным
элементом политической системы, хотя
и функционирует относительно самостоятельно.
Политическая культура, функционирующая
в обществе в данное время, отражает в
определенной мере историю развития его
политической системы с давних времен.
Политическая культура тысячами нитей
связывает государство – центральный
институт политической системы – с гражданским
обществом; она активно воздействует на
политическую систему, способствуя или
противодействуя ее прогрессивному развитию;
демократизация политической системы
немыслима без достаточно высокой политической
культуры граждан и других политических
субъектов общества.
Политическая культура является не только
результатом, но и единым, динамичным процессом
созидания и освоения всех присущих данному
политическому строю ценностей и ориентации.
Включение в политическую культуру деятельного
момента функционирования личности не
дает оснований отождествлять конкретную
деятельность с самой культурой. Последняя
характеризует только качественную сторону
деятельности человека в сфере политики,
его способ мышления и поведения, содержащий
в себе целостность отношения личности
к процессу и результатам своей деятельности.
Интегрирующим элементом политической
культуры выступает политическое мировоззрение,
составляющее часть общего мировоззрения
отдельного человека, отдельной группы
или иной социальной общности. Большое
влияние на характер политических ориентации,
симпатий и антипатий людей оказывают
доминирующая в обществе система мировоззренческих
позиций, ценностно-нормативных установок.
Причем наибольшее влияние на характер
политической культуры, политическое
участие, политическое поведение оказывают
те политические ценности (демократические,
либеральные, авторитарные и др.), которые
относятся к категории устоявшихся, получивших
определенную эмоционально-чувственную
окраску, ценности, “пропущенные” не
только через сознание, но и через “душу”
человека.
Составной частью политической культуры
является электоральная культура общества.
Если политическая культура включает
в себя весь комплекс субъективных ориентации
в отношении политики, то электоральная
культура, включает в себя только те ориентации,
которые определяют позиции и поведение
граждан в избирательном процессе.
Электоральная культура включает: отношение
к выборам как форме политического поведения;
партийную идентификацию; идентификацию
по отношению к партийным лидерам и кандидатам;
оценки политических событий, влияющих
на выборы.
Политическая культура – это многомерное
явление, имеющее глубокие исторические
и психосоциальные корни. Наряду с рациональными
позициями и целевыми действиями в ее
рамках существуют феномены, обусловленные
иррациональными и в силу этого не поддающимися
простому причинно-следственному объяснению
факторами.
Определяя ареал политической культуры
следует исходить из того, что применительно
к сфере политических отношений она характеризуется
всеобщностью присутствия. Политическая
культура как бы растворена во всей совокупности
отношений, складывающихся между участниками
политического процесса. Иначе говоря,
эти отношения пронизаны определенными
политико-культурными феноменами, несут
на себе следы их воздействия.
В политической культуре можно выделить
постоянные и переменные компоненты. Первые
определяются общественно-историческими,
нациолально-культурными, социально-экономическими
и другими долговременными факторами,
условиями, образованиями. Эти компоненты
включают ориентации и установки людей
в отношении существующей общественно-политической
системы и строя в целом, важнейшие правила
общественно-политического поведения
и деятельности. К ним относятся и устоявшиеся
морально-этические ценности, национально-психологические
и религиозные нормы поведения и традиции.
Переменные компоненты – это политические
настроения, быстроменяющиеся политические
взгляды, оценки и др.
В политической культуре целесообразно
различать рациональный и эмоционально-волевой
уровни. Первый складывается на основе
коренных социально-экономических и политических
интересов, социального статуса различных
категорий населения, а также формируемых
на базе этих интересов соответствующих
ориентации, установок; второй – на основе
разнообразных рассудочных и иррациональных
элементов и феноменов, которые определяются
прежде всего социально-культурными и
социопсихологическими факторами.
Политическая культура – часть общественно-исторической
почвы, в состав которой входят традиция,
национальное наследие, геополитический
фактор, исторически сформированная социальная
и этническая структура, вероисповедание.
Компоненты политической культуры, детерминированные
рядом долговременных факторов, характеризуются
относительной устойчивостью, живучестью
и постоянством, подвержены медленным
изменениям, даже в процессе глубоких
социальных преобразований. При этом в
качестве одного их таких долговременных
и устойчивых факторов выступает конфессиональный
фактор и, соответственно, одним из важнейших
системообразующих компонентов политической
культуры является религия. Многие политологи
обращают внимание на значимость конфессионального
элемента в качестве своего рода субкультуры
в рамках политической культуры того или
иного общества.
Ценностные характеристики любой цивилизации
и политической культуры невозможно понять
и проанализировать без учета места и
роли в
них религии. Конфессиональный фактор,
непосредственным образом воздействует
на формирование политических представлений,
установок, ориентации и тем самым определяет
или предопределяет специфику политического
поведения людей.
Любое сообщество характеризуется неоднородностью
имеющихся в нем политических структур.
Это обусловливает наличие разнообразных
и противоположных интересов и потребностей
социальных групп, отдельных личностей,
по-разному формирующих компоненты своих
политических культур, которые в той или
иной степени инкорпорированы в политическую
культуру сообщества. Значимость конфессионального
фактора как системообразующего компонента
политической культуры заключается в
том, что религия выполняет интегрирующую
и стабилизирующую функции, поскольку
содержит в себе комплекс общезначимых
морально-культурных императивов и традиционалистских
ценностей и установок. Она воздействует
как непосредственно, так и опосредованно
на процессы интеграции индивидов в политическую
систему. Это осуществляется через усвоение
людьми религиозных норм и предписаний
в качестве нормативных стандартов и установок,
влияющих на формирование политических
идей, взглядов и образцов политического
поведения.
Необходимо учитывать степень влияния
религиозной традиции на такие базисные
ценности социально-политической культуры,
как права и свободы человека, представления
о характере власти, правила соблюдения
закона.
Для анализа политической культуры можно
использовать понятие “национальный
характер”, который можно трактовать
как комплекс типичных образцов поведения,
складывающийся на основе импульсов и
характеристик, регулирующих поведение
нации на протяжении длительного срока.
Одним из первых сравнительную характеристику
русской и польской души, германского
и французского национального характера
дал российский философ Н.А. Бердяев. “В
каждой народной душе, – писал он, – есть
свои сильные и слабые стороны, свои качества
и свои недостатки”3.
Важную роль в политической культуре общества
играют традиции. Именно им присуще уникальное
качество, обеспечивающее сохранение
непрерывности исторического (а значит,
политического) процесса. Существенно
и место стереотипов. Они формируют чувство
политической идентичности, выполняют
идентификационно-
Политическая культура как фундаментальное
явление может быть осмыслена лишь в связи
со всеми сторонами общественной жизни.
Она обогащается и обновляется в процессе
изменения различных сфер общества. В
то же время политическая культура той
или иной страны оказывает самостоятельное
воздействие на процессы ускорения или
замедления общественного развития.
Политическая культура оказывает влияние
на ход и оценку политических действий.
С другой стороны, политические действия
также создают и изменяют образцы и оценки,
составляющие политическую культуру.
Типичная ситуация, трансформирующая
элементы политической культуры, – это
неэффективность политических действия.
Политическая культура свидетельствует
о том, что традиции общества, дух его публичных
институтов, страсти и коллективный разум
его членов, а также стиль и действующие
кодексы поведения его лидеров и большинства
граждан – не просто случайные продукты
исторического опыта, а взаимосвязанные
части единого целого, образующие невидимую,
но реально существующую паутину взаимоотношений
Политическая культура образует своеобразную
матрицу политического развития. Она дает
отдельному человеку руководящие принципы
политического поведения, а коллективу
– увязанную и сопряженную структуру
ценностей, обеспечивающих определенную
взаимосвязанность функционирования
институтов и организаций; представляет
политические идеалы, оперативные политические
нормы, придает содержание и целостность
всей политической сфере, представляет
некие рамки, в которых члены общества
принимают или отвергают законность существующей
политической системы общества. В процессе
“накопления” и развития политической
культуры складывается определенный политический
опыт, формируются стереотипные (традиционные)
способы действия и восприятия политических
явлений, политические установки.
Показателем политической культуры является
материализация в политических институтах,
выработанных историческим развитием
человечества эффективных принципов их
деятельности: эффективного и рационального
политического руководства обществом,
социальной ориентированности политики,
свободы и ответственности всех граждан,
демократии, гласности, плюрализма и др.
Через конкретно-историческую организацию
политических институтов выражаются господствующие
в политической культуре организационные
стандарты и представления о том, как и
кто должен осуществлять политическую
власть, как и кем принимаются политические
решения, какими способами они реализуются,
как разрешаются политические конфликты,
каков реальный механизм подбора и продвижения
кадров в институтах власти, какова роль
оппозиции в политическом процессе.
Уровень и состояние политической культуры
в значительной мере определяют доминирующие
способы политического властвования и
политического участия. Среди средств
политического властвования и формирования
политических институтов могут преобладать
в различных сочетаниях выборность и сменяемость
должностных лиц, доминировать наследственная
передача власти, заговоры или нормативно
отлаженные механизмы смены власти. В
качестве способов осуществления власти
могут выступать демократические и авторитарные
методы, преобладать механизмы принуждения,
либо убеждения. Зависимость политической
культуры от политических норм, моральных
ценностей, принятых в обществе, выражается,
в частности, в создании нормативной модели
политической культуры, которая вырабатывается
и предлагается обществу господствующими
политическими институтами и организациями.
Политическая культура находится в динамике,
в тесном взаимодействии с существующей
политической системой. Степень развития
политической культуры выражается также
в способах участия в политической жизни.
Она может осуществляться как через демократический
политический процесс, так и посредством
конфликтов.
Разновидностью и одновременно показателем
политической культуры является политическое
искусство. Политика как искусство представляет
собой специфический способ политической
деятельности, отличающийся творчеством
и мастерством, умением и тонким знанием
дела. способностью нестандартно применять
уже известные методы и приемы, а также
вырабатывать политические инновации.
Политическая культура – это не изолированное
явление, она представляет собой подсистему
в области глобальной культуры и находится
в различных зависимостях с другими составными
ее частями: экономической, правовой, моральной,
управленческой, религиозной и т.д.
Важное значение для развития общества
имеет его правовая культура. Под правовой
культурой общества понимается его совокупный
правовой опыт, характер правового сознания
людей, их умения и способов использования
правового потенциала, качество функционирования
всей системы правовых институтов и их
воздействия на общественную жизнь. “Если
иметь в виду правовую культуру в ее официальном
качестве, т.е. как явление идеологического
порядка, – отмечали российские юристы
В.Н. Кудрявцев и В.П. Казимирчук, – то она
ориентирована государством и обществом
на формирование и развитие политического
и правового сознания людей, их ценностно-нормативного
комплекса, а тем самым и поведения и деятельности
в правовой сфере. Это воздействие осуществляется
путем закрепления определенных правовых
взглядов, духовных ценностей и т.д.; развития
и трансформации содержания правовой
идеологии и правового сознания; введения
в правовое сознание личности, социальных
групп общества в целом новых взглядов,
правовых ценностей и т.п.; ломки устаревших
правовых стереотипов, взглядов и ценностей”4.
[c.288]
Правовая культура включает: определенный
уровень правового мышления и чувственного
восприятия правовой деятельности; надлежащую
степень знания населением законов; высокий
уровень уважения норм права, их авторитета;
качественное состояние процессов правотворчества
и реализации права; специфические способы
правовой деятельности (работа правоохранительных
органов, конституционный контроль и т.д.);
результаты правовой деятельности в виде
духовных и материализованных благ, созданных
людьми (законы, системы законодательства,
судебная практика и т.д.)
Правовая фиксация процедур политической
деятельности препятствует проявлениям
произвола и своевластия в реализации
политических решений со стороны политиков
и населения.ть и содержание политической
культуры
Список использованной литературы:
· Ануфриев Е.М., Лесная П.А. Российский менталитет как социально-политический феномен // Социально-политический журнал. 2007. №3-7.
· Вятр Е. Социология политических отношений. – М., 2008.
· Иванов В.Н., Назаров М.М. Политическая ментальность: опыт и перспективы исследования // Социально-политический журнал. 2008. №2.
· Основы политической науки. Учебное пособие для высших учебных заведений. Ч.2. – М., 2005.
· Политический процесс: основные аспекты и способы анализа: Сборник учебных материалов / Под ред. Мелешкиной Е.Ю. – М., 2001.