Роберт Оуэн (1771-1858гг.)

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 19:11, доклад

Краткое описание

Роберт Оуэн (англ. Robert Owen; 14 мая 1771— 17 ноября 1858) — английский философ, педагог и социалист, один из первых социальных реформаторов XIX века.
Общество располагает сейчас всеми средствами, необходимыми для полного введения такого изменения в жизнь людей по всей Европе и Америке в течение пяти лет с момента начала реформы и в течение менее чем десяти лет - по всему миру. Эти средства можно будет тотчас же привести в действие, как только будут приняты меры для того, чтобы сделать общество достаточно разумным для понимания собственных неизменных интересов.

Файлы: 1 файл

ouen.doc

— 296.50 Кб (Скачать)

Объединение трудящихся в общих целях для совместного производства и потребления при правильном воспитании и обучении их потомства и при соответствующих условиях, установленных в интересах целого, обеспечит безопасность общества, настоящее и будущее благосостояние и счастье каждого человека в отдельности и предельное благополучие всех. Поэтому у меня есть основание верить, что никакие человеческие силы не могут предотвратить осуществление указанных мер.[...]

Источник: Утопический социализм: Хрестоматия / Общ. ред. А.И.Володина.- М.: Политиздат, 1982.

 

РОБЕРТ  ОУЭН (1771-1858)

 

ЗАМЕЧАНИЯ О ВЛИЯНИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ СИСТЕМЫ

[┘]До сих  пор законодатели рассматривали  промышленное производство только  с одной точки зрения, именно - как источник национального богатства. 

Другие важные последствия развития промышленности, когда оно предоставляется своему естественному ходу, не привлекали до сих пор внимания законодательных органов. Между тем важность тех политических и нравственных последствий, о которых мы сейчас говорим, вполне заслуживает внимания крупнейших и мудрейших государственных деятелей.

Широкое распространение  промышленности по всей стране создает  у людей новый характер; поскольку  же этот характер формируется на основе принципа, в высшей степени неблагоприятного для общего благополучия и счастья отдельных людей, то это должно вызвать самые плачевные и притом бесспорно отрицательные явления, если только указанная тенденция не будет пресечена при помощи законодательного вмешательства и руководства.

Промышленная  система уже настолько распространила свое влияние по всей Британской империи, что она вызывает общее серьезное изменение в характере массы населения. Процесс этот продолжает быстро развиваться, и пройдет немного времени, прежде чем простой крестьянин, занимающийся сельским хозяйством, совершенно утратит свое сравнительное благополучие. Уже теперь его трудно обнаружить где-либо в чистом виде без примеси тех навыков, какие появляются под воздействием ремесел, промышленности и торговли.

Приобретение  богатства и создаваемое им естественное стремление к увеличению этого богатства породили любовь к вредной в сущности роскоши среди обширной группы людей, никогда ранее о ней не думавшей, и вместе с тем создали склонность приносить в жертву этой страсти к накоплению лучшие чувства человеческой природы. Для достижения успеха на этом пути низшие слои населения, труд которых создает эти богатства, доведены новыми конкурентами с их борьбой против тех, кто давно занимал свои позиции, до состояния подлинного угнетения; по мере того как дух конкуренции усиливался, а приобретение богатства становилось труднее, эти низшие слои населения, благодаря последовательному ухудшению их положения, оказывались в состоянии более униженном, чем могут себе представить люди, не наблюдавшие внимательно этих перемен по мере их выявления. В итоге они находятся в настоящее время в состоянии, неизмеримо более унизительном и плачевном, чем это было до возникновения указанной промышленности, от успеха которой зависит теперь самое их существование. [...]

Источник: Утопический социализм: Хрестоматия / Общ. ред. А.И.Володина.- М.: Политиздат, 1982.

 

РОБЕРТ  ОУЭН (1771-1858)

 

ДОКЛАД ГРАФСТВУ ЛЕНАРК О ПЛАНЕ  ОБЛЕГЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ БЕДСТВИЙ И  УСТРАНЕНИЯ НЕДОВОЛЬСТВА ПУТЕМ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПОСТОЯННЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ БЕДНЫМ И ТРУДЯЩИМСЯ,

притом  в таких условиях, при которых  значительно усовершенствуются  их личные свойства, улучшатся условия  их жизни, сократятся издержки производства и расходы и создадутся рынки, соответствующие уровню производства (1820)

[...] Введение парового двигателя и прядильной машины в огромной степени увеличило мощь человека. Вследствие их применения производительные силы населения нашего

острова, или, иначе, средства для создания богатства, выросли  за полвека больше чем в 20 раз, не говоря о стимулировании роста богатств в других странах.

Однако паровой  двигатель и прядильная машина вместе с бесчисленными механическими  усовершенствованиями, к появлению  которых они дали толчок, обрушили ряд бедствий на общество, причем последние  значительно перевешивают извлеченные из этих изобретений выгоды. Они вызвали накопление богатства в руках немногих, которые с его помощью продолжают поглощать богатства, создаваемые трудом многих. Таким образом, масса населения обратилась в рабство и зависит от невежества и капризов монополистов; она гораздо более беспомощна и несчастна, чем была до того, как имена Уатта и Аркрайта стали вообще известны. И тем не менее изобретения этих знаменитых и талантливых людей служат орудием подготовки общества для важных и полезных перемен, которые должны вскоре произойти.

Все знают и  чувствуют, что те великие блага, которые эти изобретения должны были дать обществу, до сих пор не осуществились. При новых обстоятельствах, к которым они привели, условия  жизни общества вместо того, чтобы улучшиться, ухудшились. И теперь общество совершает попятное движение. [...]

Этот принцип  индивидуальной заинтересованности, противостоящий, как это всегда бывает, общественному  благу, рассматривается всеми известнейшими  политико-экономами как краеугольный камень всей социальной системы, без которой общество не могло бы существовать. Но когда люди познают самих себя и обнаружат, какие изумительные результаты дает сочетание и объединение частных интересов, они признают, что теперешнее устройство человеческого общежития - антиобщественно, неблагоразумно и нерационально; они поймут, что под воздействием этого устройства все самые лучшие и ценные свойства человеческой природы подавляются с самого детства и применяются самые противоестественные средства, чтобы возбудить вредные наклонности; коротко говоря, они согласятся, что люди с величайшими усилиями превращают все свои свойства, способные созидать благополучие и счастье, в нечто нелепое, глупое и гибельное. [...]

Желанное изменение  должно основываться на простом воплощении великого и универсального принципа и привести к согласованию всех мелких дисгармонирующих интересов, вследствие которых человеческая природа оставалась до сих пор в непримиримой вражде сама с собой. Не только обширными, но и универсальными должны быть те мероприятия, которые освободят общество от подавляющих его трудностей, но они осуществятся мирным путем при общем спокойствии, при доброжелательном и искреннем содействии всех партий и всех народов. Вследствие представляемых ею выгод эта перемена начнется почти одновременно среди всех культурных народов и будет затем осуществляться во все ускоряющемся темпе, без всякого противодействия, преодолевая на своем пути все существующие общественные системы. Удивляться будут только тому, что наша система вообще могла так долго существовать. [...]

Практическое  применение всего нового, как бы оно ни было ничтожно, требует для  своего усовершенствования времени  и опыта. Поэтому нельзя ожидать, чтобы система, охватывающая все  стороны жизни и осуществляющая на практике всю науку политической экономии, была сразу разработана и осуществлена наилучшим способом. Сначала будет допущено много ошибок; как и во всякой попытке доступными человеку средствами объединить многообразные части и достигнуть большого общего результата, нужно ожидать много частичных неудач.

По всей вероятности, при первом опыте многие отдельные  части будут не соответствовать  целому и практика подскажет множество  усовершенствований. Никакое сочетание  умов не может до начала практического осуществления заранее согласовать такое множество функций, какое будет сочетаться в этом новом механизме, выполняющем столь важные для общества задачи. Этот механизм, который удивительным образом упростит и облегчит все функции человека, умножит разумные и желанные удовольствия до такого предела, который обычный ум не может охватить. Если изобретение разных машин в ряде случаев умножило силу труда с видимой выгодой для отдельных людей, ухудшив в то же время условия жизни многих других, то это изобретение сразу неисчислимым образом умножит физические и умственные силы всего общества, никому не причинив вреда своим введением или быстрым распространением. [...]

Источник: Утопический социализм: Хрестоматия / Общ. ред. А.И.Володина.- М.: Политиздат, 1982.

 

РОБЕРТ  ОУЭН (1771-1858)

 

ОБРАЩЕНИЕ КОНГРЕССА КООПЕРАТИВНЫХ  ОБЩЕСТВ ВЕЛИКОБРИТАНИИ И ИРЛАНДИИ К ПРАВИТЕЛЬСТВАМ ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ

[...] Мы знаем,  что разумные и благонамеренные  представители трудовых классов  обладают силами и возможностями  для осуществления этой великой революции в делах человечества путем своего объединения и при помощи своих практических познаний, без содействия богатых или высших классов, чьи знания (как, к прискорбию, показывает опыт) мало пригодны для трудовых классов; теперь должно быть очевидно для всех, что богатые не могут существовать без постоянного содействия трудовых классов. [...]

РЕЧЬ Р. ОУЭНА В УЧРЕЖДЕНИИ НА ул. ШАРЛОТТЫ

С октября 1833 г.

 

[...]Теперь я  кратко опишу вам великие перемены, которые сейчас проектируются  и которые осуществятся столь же внезапно, как появление татя в нощи; ведь даже и один человек из сотни не имеет ни малейшего представления о том, что сейчас надвигается. Эта перемена произойдет без насилия, кровопролития и вообще какой-либо несправедливости. Даже с высшими классами, преобладание которых является причиной теперешней деградации народа, обойдутся с мягкостью, так как мы знаем, что они сами являются продуктом обстоятельств, и это знание поможет нам обращаться с ними мягко и милосердно; в отношении их будет Проявлено как можно меньше несправедливости. Предполагается, что будут приняты меры в общенациональном масштабе для охвата новой великой организацией всех трудящихся и что каждая часть ее будет осведомлена о происходящем в других частях; всякое индивидуальное соперничество прекратится, все виды производства будут осуществляться национальными объединениями. [...]

Источник: Утопический социализм: Хрестоматия / Общ. ред. А.И.Володина.- М.: Политиздат, 1982.

 

РОБЕРТ  ОУЭН (1771-1858)

 

КНИГА О НОВОМ НРАВСТВЕННОМ МИРЕ

Человек неизменно  совершал жестокие ошибки при всех своих попытках обеспечить счастье  для человеческого рода. Он действовал без всякого солидного обоснования  и шел наугад, пока, наконец, множество  совершенных им ошибок не убедили  его, что он выбирал неправильный путь и что его мероприятия приводили к греху и бедствиям вместо добродетели и счастья.

И никогда в  своем стремлении к счастью люди не совершали столько ошибок, как  в искусственных и противоестественных  мерах, принятых в вопросе о том, какие люди должны и какие не должны объединяться друг с другом; эти меры были приняты под воздействием безумных представлений и обычаев, созданных духовенством всего света.

Природа дала людям  некоторые качества, которые обладают притягательностью для других людей; эти качества чаще встречаются у одних людей, чем у других. При том бессмысленном устройстве общества, которое существует до сих пор, притягательные свойства людей более малочисленны, менее развиты и не так стойки, как в том обществе, где мужчины и женщины будут воспитываться и обучаться с целью приобретения свойств разумного существа и научатся понимать собственную природу.

Прежде чем  люди будут поставлены в условия, позволяющие получать удовольствие от хорошего общества, надо создать  это общество. Где можно его теперь найти? В какую страну, в какую область надо поехать, чтобы обнаружить такое объединение людей, которое .представляет хорошее общество? Пока еще его нельзя найти среди людей. Духовенство всего мира и его темное царство сделали невозможным создание хорошего общества и вообще его существование. Сущность "хорошего общества" заключается в знании, милосердии, доброте, любви и правдивости.

Как могли бы эти качества существовать при духовенстве, которое постоянно внедряет в  сознание необходимость верить и любить в соответствии с его произвольными указаниями, и это при таком состоянии общества, когда говорить или писать правду составляет величайшее преступление, какое только может совершить человек.

Хорошее общество может быть создано только мужчинами и женщинами, воспитанными так, чтобы стать разумными в своих чувствах, мыслях и действиях, чтобы не иметь побуждений к обману или преступлению и пользоваться простым и достойным языком правды.

Заблуждения, создавшие  духовенство, и заблуждения, созданные этим духовенством при длительном его господстве с введенными им таинственностью, лживостью и всякого рода нелепостями, сделали человеческую породу такой искусственной и неразумной, что люди теперь не верят в возможность стать правдивыми, добродетельными и счастливыми. Они говорят, что это зло будет существовать вечно, потому что "человек греховен по своей природе".

Духовенство прежде всего применяет самые действенные  средства для создания порока и для  принуждения человека стать дурным, а затем, достигнув своей цели, меняет поведение и говорит, что "люди греховны по своей природе". [...]

Вместо того чтобы воспитывать человека в  страхе смерти (а это вопрос раннего  воспитания), надо учить людей смотреть на нее прямо, т. е. как на всеобщий закон природы, неустранимый и, по всей вероятности, не только необходимый, но, возможно, и весьма благодетельный в своих конечных последствиях для всего, что обладает жизнью. Поэтому надо с раннего детства знакомить людей со всем касающимся известных нам законов природы, дать им хорошее знание законов, которые непосредственно воздействуют на самого человека и на его род, и воспитывать людей так, чтобы они не боялись неизбежного, и даже радовались, что, испытав одну жизнь, преисполненную разумного счастья, они после своего распадения переживут бесконечный ряд обновлений в виде усовершенствованного существования. Таким образом, вместо того чтобы бесцельно и неразумно отравлять жизнь и разрушать возможности разумно пользоваться ею, каждую такую жизнь можно сделать в высшей степени сознательной, интересной и полной высоких радостей. [...]

Благодаря изобретениям и открытиям, сделанным в последнее  столетие, общество, организованное на научных основаниях и управляемое  с помощью простых, здравых принципов  равенства и справедливости, может быть насыщено благами самого высшего качества при работе, сводящейся к полезным и приятным занятиям, продолжающимся менее четырех часов. Поэтому у него нет больше разумных оснований для борьбы или соревнования из-за богатства. Наступит время, когда по естественному течению вещей эта борьба должна будет прекратиться. И эта эпоха наступит,- а она может наступить для Европы и Америки очень скоро, если правительства искренне и сердечно объединятся в деле реорганизации общества, чего требуют их собственные высшие интересы; это дело нельзя дальше откладывать или от него уклоняться, не навлекая на себя этим общую насильственную революцию, которая будет вызвана гнетом и нестерпимыми страданиями, испытываемыми трудящимися классами вследствие безумной борьбы людей за личное обогащение.

Информация о работе Роберт Оуэн (1771-1858гг.)