Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 19:11, доклад
Роберт Оуэн (англ. Robert Owen; 14 мая 1771— 17 ноября 1858) — английский философ, педагог и социалист, один из первых социальных реформаторов XIX века.
Общество располагает сейчас всеми средствами, необходимыми для полного введения такого изменения в жизнь людей по всей Европе и Америке в течение пяти лет с момента начала реформы и в течение менее чем десяти лет - по всему миру. Эти средства можно будет тотчас же привести в действие, как только будут приняты меры для того, чтобы сделать общество достаточно разумным для понимания собственных неизменных интересов.
В конце концов, порядок был восстановлен и стало организовано сообщество, использующее систему, полностью основанную на кооперации. Такое положение дел было непродолжительным и без постоянного руководства Роберта Оуэна в сообществе возрастало чувство разочарования. Это привело к распаду сообщества на две независимые, но кооперирующиеся группы. Некоторые из них использовали полностью кооперативную систему, но другие ограничивали их кооперацию религией, образованием, развлечениями и естественно-научными исследованиями, которые поощрял партнер Оуэна по предприятию Уильям МакКлер, филадельфийский филантроп, шотландец по происхождению.
К 1828 г. стало ясно, что эксперимент Роберта Оуэна в Нью Хермони по созданию кооперативного сообщества провалился. В июне того года он передал поместье своим сыновьям и вернулся в Британию.
Большой национальный объединенный профсоюз
"Должны быть сформированы национальные соглашения, по которым все рабочие войдут в одну большую организацию".
Роберт Оуэн вернулся домой бедным человеком, поскольку он продал свои акции в Нью Ленарк для финансирования Нью Хермони, но его вера в кооперативный идеал оставалась незыблемой. Более того, он обнаружил, что его идеи, игнорировавшиеся в высших и средних слоях общества, были распространены среди рабочих через профсоюзы.
В это время, в начале 1830-х годов профсоюзное движение набирало обороты и многие кооперативные общества открыли свои магазины и мастерские. В 1832 г. Роберт Оуэн создал свою газету The Crisis, однако он все больше погружался в деятельность, связанную с кооперативным и трудовым движением. Он открыл в Лондоне Национальный справедливый пункт обмена для обменивания товаров между кооперативными обществами и выпустил трудовые долговые расписки, оцениваемые в рабочих часах, для обмена на товары.
Новые профсоюзы быстро росли и вели борьбу за сокращение рабочего дня, прекращение детского труда, кооперацию и кооперативный обмен, т. е. реформы, ради которых Роберт Оуэн трудился 20 с лишним последних лет. В 1832 г. он предложил, чтобы профсоюзы объединились и в 1834 г. был сформирован большой национальный объединенный профсоюз. За неделю в него вошло более полумиллиона членов, и при поступлении информации об этом новом массовом трудовом движении встревожилось само правительство.
Правительство отреагировало арестом шестерых сельскохозяйственных рабочих из Толпиддла в Дорсете, которые были членами нового профсоюза, по закону о нелегальных присягах и осудило их на семилетнюю ссылку. Роберт Оуэн выразил протест от лица 30 000 членов профсоюза, но министерство внутренних дел отклонило их петицию. Постепенно профсоюз слабел в финансовом отношении из-за стачек и устраиваемых хозяевами массовых расчетов рабочих, и тогда как Роберт Оуэн призывал к сотрудничеству между работодателями и профсоюзом, работодатели верили только в борьбу за свои права. В августе 1834 г. профсоюз распался, что повлекло за собой закрытие сотен мелких кооперативных магазинов и созданными Оуэном газеты и пункта трудового обмена. Это положило конец известному массовому трудовому движению, выросшему благодаря Роберту Оуэну.
Однако идея кооперативного движения полностью не умерла, т. к. в 1844 г. в Ланкашире было создано кооперативное предприятие, выросшее, в конечном счете, в современное кооперативное движение.
Религиозный спор
Существует "вечное ничем не вызванное Существование, вездесущее и обладающее тем, что управляет миром, но все же никакой человек не может постигнуть Бога".
В 1835 г., хотя Роберту Оуэну было уже шестьдесят четыре года, он оставался полон сил и желания напряженно трудиться. Его жена умерла в 1831 г. и теперь он жил простой скромной жизнью на маленький доход, получаемый им от своих сыновей, посвящая свое время продвижению своего Нового взгляда на общество.
В 1835-45 гг. появились оуэнити и Рациональная религия, сектанская организация, созданная с целью продвижения идеалов Роберта Оуэна. В 1839 г. оуэнити, поддержанные самим Оуэном, создали экспериментальное сообщество в Куинсвуд в Гэмпшире. Это кооперативное сообщество также распалось по причине чрезмерных масштабов.
С молодости Роберт Оуэн нападал на традиционную религию, а его критические памфлеты вызывали энергичное сопротивление со стороны Церкви. В более поздние годы он продолжал критиковать Церковь и между Оуэном и его последователями, известными под именем социалистов, и епископами и строгими англиканами развилась жесткая конфронтация. Правительство неохотно соглашалось провести расследование, и в результате несколько социалистов были подведены под обвинение в богохульстве. Некоторые социалисты, хотя и не сам Оуэн делали энергичные контрнаступления. Между тем, Роберт Оуэн продолжал выступать с лекциями и писать, опубликовав в 1837 г. Новый Моральный Мир.
Последние годы
"Я сложу свои кости там, откуда я их взял".
К 1845 г. Роберт Оуэн был уже старым, хотя и активным человеком. Он посетил Соединенные Штаты и Францию и продолжал писать, опубликовав в 1857 г. свою автобиографию. Несколько удивительно, что в последние годы он обратился к спиритуализму.
В 1858 г., хотя очень больной он настаивал на своем участии в проходившем в Ливерпуле конгрессе социальных наук, но он не смог закончить свою речь. Вскоре он отправился в Ньютаун в сопровождении своего верного секретаря Ригби. Он остановился в Беар Хотел и поскольку был очень болен, в Лондон был вызван его старший сын. Оуэн попросил собрать встречу, связанную с реформой школы. Он мирно скончался на следующее утро. Несмотря на протесты, он был предан христианскому погребению и положен, согласно его пожеланию, возле своих родителей на старом церковном кладбище св. Марии. Его могила стала местом паломничества и в 1902 г. Кооперативное объединение соорудило красивую ограду вокруг его могилы.
Жизнь этого замечательного человека не вмещается в голые перечни дат и обрывистые биографические подробности. На его памятнике в Кенсал Грин Семитри Лондон помещена следующая эпитафия:
"Он организовывал
школы для детей. Он добивался
сокращения рабочего дня на
фабриках для женщин и детей.
Он был прогрессивным
Источник: Утопический социализм. Хрестоматия / Общ. ред. А.И.Володина.- М.: Политиздат, 1982.
РОБЕРТ ОУЭН (1771-1858)
Вспомним, как Герцен в "Былом и думах" рассказывает о своей встрече с Робертом Оуэном:
"В гостиной
был маленький тщедушный
Я сжал его руку с чувством сыновнего уважения; если б я был моложе, я бы стал, может, на колени и просил бы старика возложить на меня руки".
Вспомним ту страничку из романа Чернышевского "Что делать?", где описывается комната Лопухова. С восхищением отмечая предельную скромность обстановки, Вера Павловна обращает внимание на фотографию старика: "...какое благородное лицо у старика, какая смесь незлобия и пронзительности в его глазах, во всем выражении лица! Сколько хлопот было Дмитрию достать эту фотографию. Ведь портретов Овена нет нигде, ни у кого... И как Дмитрий был счастлив, когда получил ее и письмо от "святого старика", как он зовет его..."
Роберт Оуэн
родился в семье мелкого
Некоторое время спустя наступает пора знаменитого эксперимента в Нью-Ленарке.
Есть в Шотландии такой городок, вернее, фабричный поселок Нью-Ленарк. В ту пору он насчитывал около полутора тысяч жителей, ютившихся в лачугах, что сгрудились вокруг большой бумагопрядильной фабрики. Народ тут подбирался видавший виды - из разорившихся кустарей, безработных батраков, отбывших сроки наказания заключенных и каторжников... Пьянство, драки, скандалы были тут заурядным делом.
В начале 1800 г. Оуэн становится совладельцем и директором этой фабрики. Последовательно, шаг за шагом осуществляет он не только техническую реорганизацию и рационализацию, но и социальные мероприятия, которые носят филантропический характер: вместо лачуг для рабочих строятся удобные жилища, улучшается снабжение продуктами, возводятся школа, ясли, детский сад, создается больничная касса, рабочий день сокращается до 10 с половиной часов (вместо обычных в Англии 12-14 часов). Когда в 1806 г. в связи с кризисом, охватившим хлопчатобумажную промышленность, пришлось на 4 месяца остановить фабрику, зарплата рабочих выплачивалась по-прежнему.
В относительно короткий срок Нью-Ленарк становится образцовым поселком, население его возросло до 2,5 тысячи человек. Теперь здесь "пьянство, полиция, уголовные суды, тяжбы, попечительство о бедных, надобность в благотворительности стали неизвестными явлениями". При всем том уровень доходов от фабрики остается высоким.
Так возникает этот "уникум Нью-Ленарка". Интерес к нему растет не только в Англии - во всей Европе. Тем более что и сам Оуэн стремится как можно шире познакомить мир с результатами своего эксперимента: в 1813 г. выходит в свет его книга "Новый взгляд на общество, или Опыты о выработке характера", и Оуэн рассылает ее многим государственным деятелям.
Нью-Ленарк становится местом паломничества и просто любопытствующих, и тех, кто искал ответы на проклятые вопросы действительности, и власть имущих, которым показалось, что Оуэн нашел чудодейственный рецепт, сохраняющий в целости овец и насыщающий волков. К тому же в 1816 г. Оуэн открыл в Нью-Ленарке "Новый институт формирования характера", где ребенок воспитывался с ясельного возраста до 17 лет. С раннего возраста производительный труд сочетался здесь с занятиями в вечерней школе.
И все-таки Оуэн был не удовлетворен. Ведь его рабочие оставались, по собственным его словам, его "рабами", лишь поставленными в сравнительно благоприятные условия. А в остальном мире ничего не менялось.
Оуэн выступает в это время инициатором "гуманного фабричного законодательства" и целых пять лет ведет неустанную борьбу за новый фабричный закон. И что же? В 1819 г. парламент принимает - в очень урезанном, точнее в изуродованном виде - закон, незначительно ограничивающий женский и детский труд.
После всех этих бесплодных попыток усовершенствовать мир капитала Оуэн переходит на позиции социализма, выдвигает идею трудовых коммун как ячеек будущего общества. Он даже предпринимает попытку практически воплотить свои новые идеи. С этой целью в 1824 г. Оуэн устремляется в Америку: ведь в Новом свете, где нет вековых частнособственнических и эксплуататорских традиций, естественнее будет создать коммунистическую производственную ячейку. В штате Индиана в 1825 г. основывается трудовая коммуна "Новая Гармония". На это было затрачено четыре года жизни и почти все состояние Оуэна. К 1829 г. обнаруживается полная неудача этой затеи.
Но Оуэн не складывает
оружия. Ему остается еще без малого
30 лет жизни, и все эти годы
он ведет самую активную деятельность:
участвует в рабочем профессион
Источник: Жид Ш., Рист Ш. История экономических учений - М.: Экономика, 1995.
РОБЕРТ ОУЭН
Среди всех социалистов Роберт Оуэн представляется чрезвычайно оригинальной и даже единственной фигурой. Где можно было бы найти другого такого же человека, который, как он, был бы крупным фабрикантом (businessman) и одним из князей индустрии своего времени? И социализм Оуэна был не простой филантропией доброго хозяина. Правда, он не был социалистом-революционером: он отказался принять участие в чартистском движении, которое ныне показалось бы весьма безобидным. Он никогда не намечал целью рабочих экспроприацию капиталистов, он пропагандировал идею создания новых капиталов, и еще ныне в этом заключается разница между кооператистской и коллективистской программами. Тем не менее он был социалистом в истинном смысле этого слова и даже коммунистом. Он даже, вероятно, первым водрузил имя социализма как знамя3.
С другой стороны, хотя он был большим охотником до построения утопических общин, скоро угасавших, однако вместе с тем он не переставал быть инициатором бесчисленных реформ и учреждений самого практического характера, которые после него расширились и выросли, - это так называемые патрональные учреждения.
Действительно,
хотя Мы поместили его среди