Жизнь и деятельность Роберта Милликена

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 16:08, реферат

Краткое описание

В начале XX в. советский физик Абрам Федорович Иоффе и американский ученый Роберт Милликен (независимо от советский физика Абрама Федоровича Иоффе) проделал опыты, доказавшие существование частиц, имеющих наименьший электрический заряд, и позволившие измерить этот заряд. В 1923 г. был награжден Нобелевской премией по физике за измерение заряда электрона и работу по фотоэлектронной эмиссии.

Оглавление

Введение 3
Ученый поневоли 4
Таинственное четвертое состояние материи 8
Радиоактивность и фотоэлектрический эффект 11
Электрон на капле масла 15
Революция в области света 20
Заключение 25
Литература 26

Файлы: 1 файл

Жизнь и деятельность Роберта Милликена.docx

— 51.81 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Украины

Луганский национальный университет имени  Тараса Шевченка

Кафедра физики и нанотехнологий 
 
 
 
 
 

Реферат

на тему

«Жизнь  и деятельность Роберта Милликена» 
 
 

                                                       Выполнила:

                                                       студентка 5 курса

                                                       специальности «Физика»

                                                                               Светлана 
 
 
 
 
 
 

Луганск, 2011г

 

Содержание

  1. Введение           3
  2. Ученый поневоли          4
  3. Таинственное четвертое состояние материи     8
  4. Радиоактивность и фотоэлектрический эффект     11
  5. Электрон на капле масла        15
  6. Революция в области света        20
  7. Заключение           25
  8. Литература           26

 

    Введение

       В начале XX в. советский физик Абрам  Федорович Иоффе и американский ученый Роберт Милликен (независимо от советский физика Абрама Федоровича Иоффе) проделал опыты, доказавшие существование  частиц, имеющих наименьший электрический  заряд, и позволившие измерить этот заряд. В 1923 г. был награжден Нобелевской премией по физике за измерение заряда электрона и работу по фотоэлектронной эмиссии.

       В чем заключался опыт, вам известно из учебника. Мы хотим рассказать немного  о жизни и деятельности этих физиков  и процитировать отрывки из их книг, где они рассказывают о своем  эксперименте.

       «Одним из первых в ряду блестящих экспериментаторов, основавших и обосновавших новую физику, следует назвать Роберта Милликена... Характерной чертой исследований Милликена является их совершенно исключительная точность. Милликен во многих случаях повторял опыты, придуманные и даже выполненные другими лицами, но делал их с такой тщательностью и осмотрительностью, что его результаты становились бесспорной и неизбежной базой теоретического построения. Основная заслуга Милликена — измерение величины заряда электрона е и постоянной теории квантов п»,— писал об этом ученом академик С. И. Вавилов.

 

        Ученый поневоле

       В конце весны 1889 года профессор Джон Ф. Пек, который читал лекции по греческому языку в небольшом колледже Оберлин (штат Огайо), обратился к одному из студентов, изучавших классические языки и литературу, с просьбой подучить физику, чтобы на будущий  год преподавать элементарный курс этой науки.

       - Но я не знаю физики.

       - Каждый, кто хорошо усваивает  греческий, может преподавать  физику.

       - Хорошо, - сказал студент, - но за  все последствия отвечаете вы.

       Последствиями оказались два наиболее фундаментальных  исследования в области физики XX века. Милликен ответил профессору согласием, так как нуждался в  деньгах. К изучению классики он не вернулся. 

       Роберт  Милликен родился 22 марта 1868 года в  штате Иллинойс в семье священника. Его детство прошло в небольшом, стоявшем на берегу реки, городке Маквокета (штат Айова). “Мой отец и мать воспитали  шестерых детей - трех девочек и трех мальчиков, живя на жалованье священника небольшого городка в тысячу триста долларов в год, - рассказывал он. - Мы носили костюмы и платья из синей  бумажной ткани и ходили босиком, начиная с окончания школы  в мае и до начала занятий в  сентябре. Зимой мы, мальчики, распиливали  ежедневно десять четырехфутовых бревен. Так продолжалось до тех пор, пока мы не напиливали десять кордов (1 корд = 3,63 кубометра) дров. Во время каникул  по утрам мы должны были работать в  саду, но после обеда у нас было свободное время для игр”.

       Дети  плавали в реке, играли в бейсбол, два раза в день доили коров, вставали в три часа ночи, чтобы встретить  бродячую цирковую труппу, выучились  крутиться на самодельных параллельных брусьях и никогда не слыхали  о том, что взрослый человек может  заработать себе на жизнь, проводя время  в лаборатории и работая над  какой-то физикой. Для них слово  “физика” связывалось с понятием о слабительном (разг. physic - слабительное).

       Курс  физики в средней школе Маквокеты  вел сам директор, который в  летние месяцы занимался главным  образом поисками подземных вод  при помощи раздвоенного орехового  прутика и уж во всяком случае не очень-то верил во всю эту ерунду, напечатанную в учебнике: “Как это  можно из волн сделать звук? Ерунда, мальчики, это все ерунда?” Но зато учителя алгебры Милликен с  уважением вспоминал всю жизнь.

       Когда ему исполнилось восемнадцать, он поступил в Оберлинский колледж - брат его бабушки был одним  из основателей этого учебного заведения. На втором курсе колледжа он вновь  прослушал курс лекций по физике, которые  были ничуть не веселее тех, что ему  читали в средней школе. Навыки в  спортивных играх и атлетике, приобретенные  в детстве на задних дворах, помогли  ему получить место преподавателя  гимнастики, а доход от преподавания физики в средней школе еще  более укрепил его финансовое положение.

       Милликен, надо сказать, добросовестно относился  к своим преподавательским обязанностям. Чтобы идти впереди своих учеников, он изучал все учебники, какие только мог достать. В то время в американских колледжах было всего две книги  по физике - переведенные с французского языка работы Гано и Дешанеля.

       При таких обстоятельствах Милликен действительно хорошо научил предмет.

       По  окончании колледжа в 1891 году Милликен продолжал преподавать физику в  Оберлине, получая небольшое жалованье. Он был вынужден заниматься этим, ибо, как говорил он сам, “в тот год  депрессии никакой вакансии не было”. Однако преподаватели Оберлина значительно  серьезнее относились к роли Милликена  в науке, чем он сам, и без его  ведома направили его документы  в Колумбийский университет. Ему  была предложена стипендия, и Милликен поступил в университет, ибо другой возможности получать регулярно 700 долларов у него не было. В Колумбийском университете он впервые встретился с людьми, глубоко интересовавшимися  физикой, Милликен решил последовать  их примеру и попытаться стать настоящим ученым, несмотря на то, что уже много лет терзался сомнениями относительно своих способностей.

       В 1893 году наука в Америке была отсталой. Только люди, получившие образование  в Европе, хорошо представляли себе, как именно следует вести научно-исследовательскую  работу. На физическом факультете Колумбийского  университета был только один такой  человек - профессор Майкл Пьюпин, получивший образование в Кембридже. Милликен говорил: “Слушая курс оптики, который читал доктор Пьюпин, я  все больше удивлялся. Впервые в  жизни я встретил человека, который  настолько хорошо знал аналитические  процессы, что, не готовясь к занятиям, приходил ежедневно в аудиторию  и излагал свои мысли в виде уравнений. Я решил попытаться научиться  делать то же самое”. Когда срок стипендии, назначенный Милликену для изучения физики, истек, она не была возобновлена: Пьюпин предпочел Милликену другого  кандидата.

       Когда до Пьюпина дошло, что Милликен остался  без всяких средств, он заинтересовался  им всерьез. На следующий год именно по настоянию Пьюпина Милликен решил  поехать учиться в Германию. Милликену  пришлось признаться, что у него нет средств, и Пьюпин дал ему взаймы необходимую сумму. Пьюпин хотел подарить ему эти деньги, но Милликен не согласился и вручил Пьюпину расписку в получении денег.

       Перед самым отъездом Милликен встретился еще с одним человеком, сыгравшим  значительную роль в его жизни. Во время летней сессии Милликен побывал  в недавно открытом Чикагском  университете, где познакомился с  А. А. Майкельсоном. Ни один человек  никогда не производил на молодого ученого столь сильного впечатления. Здесь же он в 1895 году получил докторскую степень.

       Милликен  находился в Европе (работает в  Берлинском и Геттингенском университетах), когда за серией экспериментальных  работ последовал грандиозный взрыв  всех классических теорий. В 1895 и 1896 годах  прозвучали в науке имена Беккереля, Рентгена, Кюри и Томсона.

       Брожение  еще продолжалось, когда летом 1896 года Милликен получил от А. А. Майкельсона  телеграмму с предложением занять место  ассистента в Чикагском университете. Милликену было тогда 28 лет. “Я отдал  мою одежду вместе с чемоданом  в заклад капитану одного из судов  Американской транспортной линии, заверив  компанию, что я выплачу капитану стоимость проезда в Нью-Йорке  и только после этого приду  за вещами”.

       Следующие двенадцать лет Милликен провел в  обстановке неутомимой научной активности, характерной для Чикаго в начале века. Чикагский университет собрал в своих стенах молодых людей, которых в скором времени ожидала  широкая известность: астронома  Джорджа Гейля, историка Джеймса  Брестеда, экономиста Стефена Ликона, Роберта Ловетта и многих, многих других. В одном пансионе с Милликеном проживали двое юношей: Торстейн Веблен и Гарольд Икс.

       Первые  годы, проведенные в Чикаго, Милликен посвятил написанию удобоваримых американских учебников по физике и заботам  о своей молодой семье. Майкельсон взвалил на него всю преподавательскую  работу, которая не соответствовала  нраву старика.

       В годы первой мировой войны (1914-1918) Милликен был заместителем председателя национального  исследовательского совета (разрабатывал метеорологические приборы для  обнаружения подводных лодок).

       Милликен  начал серьезно заниматься научно-исследовательской  работой, когда ему было почти  сорок лет. Проблемы для исследования обычно выбирались им из числа тех, которые так потряси ученый мир, когда он еще был в Европе. Милликен. поневоле ставший физиком, поставил два эксперимента, которые и поныне являются классическим образцом изящества  замысла и выполнения. Он заслужил полученную им Нобелевскую премию (в 1923 году).

 

        Таинственное четвертое  состояние материи

       Вспоминая свою жизнь, Милликен говорил, что больше всего ему повезло, когда Пьюпин не взял его своим ассистентом. Если бы это произошло, Милликен никогда  не попал бы за границу и не оказался бы в Европе, когда современная  физика только начиналась по-настоящему.

       4 января 1896 года Вильгельм Конрад  фон Рентген выступил с докладом  в Вюрцбурге на заседании Вюрцбургского  физико-математического общества, а  затем повторил доклад в Берлине  на ежегодной конференции Германского  физического общества. Его сообщение  явилось сенсацией для двух  наук: Рентген рассказал об открытии  совершенно новой формы радиации, позволившей ему фотографировать  предметы сквозь непрозрачные  твердые экраны. Он продемонстрировал  фотографию частей своего собственного  живого скелета - костей руки.

       Для медицинского мира лучи Рентгена были чудом, которое следовало немедленно поставить на службу диагностике. Для  мира физики в тот момент гораздо  важнее было объяснение явления, нежели его применение. Поиски этого объяснения и явились впоследствии первым прыжком  в атомный и субатомный мир.

       Чудесные  лучи, открытые Рентгеном, имели уже  по крайней мере сорокалетнюю историю  в европейской науке. В 1863 году французский  физик Массон направил электрическую  искру высокого напряжения на стеклянный сосуд, из которого был выкачан почти  весь воздух. Сосуд внезапно наполнился ярким неземным пурпурным свечением.

       В 60-е и 70-е годы прошлого века Гитторф  я Крукс продолжили изучение этого  необычного явления. Изобретение совершенного вакуумного насоса, помогшего Эдисону  создать лампочку накаливания, дало возможность Круксу наблюдать таинственное зарево в вакууме при все уменьшающемся  давлении. Характер свечения менялся  при уменьшении давления в сосуде сначала до одной сотой, а потом  и до одной тысячной атмосферы. Оно  сначала стало еще ярче, затем  рассыпалось на отдельные сгустки  света и, наконец, потускнело и совсем исчезло. Когда в сосуде создавался достаточно большой вакуум, свечение пропадало, но зато стеклянные стенки сосуда начинали излучать призрачный зеленоватый свет.

Информация о работе Жизнь и деятельность Роберта Милликена