Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 16:24, реферат
С 1925 г. работал в Украинском психоневрологическом институте по проблемам психологии личности, труда и социальной психологии. В 1930 г. проводил исследования профессий железнодорожного транспорта в Ленинградском институте мозга. С 1932 г. по 1934 г. - заведующий психофизиологических лабораторий сначала Горьковского автомобильного завода, в дальнейшем - Челябинского тракторного завода. С 1934 г. занимался проблемами авиационной психологии. Во время Великой Отечественной войны в составе 16 воздушной армии дошел до Берлина. В 1950 г. начал читать курс лекций по психологии труда на кафедре психологии МГУ (1950-1958). С 1960 г
Национальный
университет физического
“Жизнь и деятельность К.К.Платонова”
студента II курса
группы № 70
Семенова Максима
Киев-2010
(7.07.1906 - 5.09.1984) - отечественный психолог.
Биография.
С 1925 г. работал в Украинском психоневрологическом институте по проблемам психологии личности, труда и социальной психологии. В 1930 г. проводил исследования профессий железнодорожного транспорта в Ленинградском институте мозга. С 1932 г. по 1934 г. - заведующий психофизиологических лабораторий сначала Горьковского автомобильного завода, в дальнейшем - Челябинского тракторного завода. С 1934 г. занимался проблемами авиационной психологии. Во время Великой Отечественной войны в составе 16 воздушной армии дошел до Берлина. В 1950 г. начал читать курс лекций по психологии труда на кафедре психологии МГУ (1950-1958). С 1960 г. он - сотрудник сектора психологии Института философии АН СССР, затем - вновь организованного Института психологии АН СССР. Доктор медицинских и психологических наук, заслуженный деятель науки РСФСР.
Исследования.
Проводил новаторские исследования в области психологии труда. Разработал новые методы психологического анализа деятельности летчика, в частности создал самолет-лабораторию.
Сочинения.
Очерк психологии для летчиков. 1948 (совм. с Л.М.Шварцем);
Человек в полете. 1957;
Психология летного дела. 1960;
Вопросы психологии труда. 1962;
Авиационная психология. 1963;
О системе психологии. М., 1972;
Проблемы способностей. 1972;
(Ред.) Краткий психологический словарь-хрестоматия. М., 1974
Система психологии и теория отражения. М.: Наука, 1982
История психологии в лицах
ПЛАТОНОВ Константин Константинович (1906—1984) — российский психолог, врач, специалист в области психологии труда, военной и медицинской психологии, социальной психологии и психологии личности. Сын К.И. Платонова — известного врача-невропатолога, внесшего большой вклад в разработку методов внушения и гипноза, ученика и сподвижника В.М. Бехтерева. Д-р медицинских (1954) и д-р психологических наук, профессор (1954). Заслуженный деятель науки РСФСР. Окончил Харьковский медицинский ин-т и экстерном — биологический фак-т Харьковского ин-та народного образования (1929). Профессиональную деятельность начал в Харьковском ин-те распространения естествознания, затем в Украинском психоневрологическом инте (с 1925), где проводил первые научные исследования и издал учебное пособие по биологии для педагогических вузов. В 1930-е гг. включается в психотехническое движение, создает и возглавляет комплексные психотехнические лаборатории на Горьковском автомобильном и Челябинском тракторном заводах, разрабатывает пути и приемы повышения производительности труда рабочих, проводит психологический анализ профессий, осуществляя практическое решение проблем профотбора, "оздоровления труда", травматизма, работоспособности, усовершенствования рабочих мест и т. п. С середины 30-х гг. начинает заниматься психологическими исследованиями в области авиации, посвятив этому более 20 лет (1935—1959). Работает в Научно-исследовательском санитарном ин-те (впоследствии Институт авиационной медицины). В годы ВОВ П. был заместителем флагманского врача армии, возглавлял военно-врачебную летную комиссию 1-го Белорусского фронта. В послевоенные годы занимает должность начальника филиала Института авиационной медицины в Качинской авиашколе. Здесь под его руководством был создан самолет-лаборатория для исследования летных навыков, совместно с Л.М. Шварцем подготовлено одно из первых учебных пособий по психологии летной деятельности ("Очерки психологии для летчиков", 1948). Результаты дальнейших исследований были опубликованы в монографиях и учебных пособиях ("Психология летного труда", 1960; "Авиационная психология", 1963). В 1960 г. П. — сотрудник сектора психологии Института философии АН СССР, где разворачивает исследования по психологии труда ("Вопросы психологии труда", 1962, 1970), профтехобразованию, военной и медицинской психология. С 1972 г. и до последних дней жизни П. трудился в Институте психологии АН СССР, уделяя основное внимание проблемам психологии личности, социальной психологии, психологии религии, методолого-теоретическим основаниям психологии. Исследует систему психологической науки с позиций отражательной природы психики, ее активного формирования в деятельности ("Система психологии и теория отражения", 1982; "О системе психологии", 1972; "Краткий словарь психологических понятий", 1981). Исследуя концептуальную структуру и язык психологии, выделил категории двух уровней: общепсихологические (психическое отражение, психические явления, сознание, личность, деятельность, развитие психики) и частные, логическое соподчинение которых выступает основанием их систематизации. В качестве исходной определял категорию "взаимодействия", через которую, по мнению П., объединяются в единое целое теория отражения и системный подход. Центральное место в анализе системы психологических категорий отводил категориям сознания и личности. Рассматривая структуру индивидуального сознания, включал в него самосознание, атрибуты и уровни ясности сознания, его виды. Структуру и развитие личности рассматривал с позиций структурно-генетического подхода, определяя личность как одну из сторон человека, носителя сознания. В качестве основных подструктур выделял направленность личности, опыт, особенности психических процессов, биопсихические свойства. На эти иерархически организованные уровни "накладываются" два интегральных личностных образования — характер и способности ("Проблемы способностей", 1972). Исследования личности в подходе П. органически связаны с разработкой проблем коллектива ("Личность и труд", 1965; "Коллектив и личность", 1975). Коллектив определялся им как группа людей, объединенная общей деятельностью, конечная цель которой совпадает с целью общества. Предметом эмпирических исследований выступали различные внутригрупповые (внутриколлективные) процессы: соревновательные отношения, процессы коммуникации, социально-психологический климат коллектива и др. П. был в числе первых ученых, обратившихся в 60-е гг. к разработке проблем социальной психологии в нашей стране. Принимал участие в дискуссии о предмете социальной психологии ("Что изучает общественная психология?", 1971), что обусловило его внимание к проблемам методологии социальной психологии. Известны также исследования П. в области истории развития отечественной психологии (истории авиационной психологии, психологии труда, психологии личности). П. — автор многих научных трудов и учебных пособий, а также ряда научно-популярных книг в области психологии (Занимательная психология, 1962, 1964, 1986) и др.
Литература :
1.Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь, Прайм-Еврознак, С.-Петербург, 2003
2. История психологии в лицах: персоналии. под общей ред. Петровского А. В., редактор-составитель Карпенко Л. А., ПЕР СЭ, Москва, 2005