Жизнь и деятельность П.Ф. Лесгафта

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:05, реферат

Краткое описание

Петр Францевич Лесгафт, выдающийся анатом, антрополог, психолог и педагог, создатель стройной научной системы физического образования в нашей стране, принадлежит к лучшим представителям русской науки. Созданная и руководимая П.Ф. Лесгафтом Биологическая лаборатория была одним из первых в России научно-исследовательских учреждений с обширной программой работ в области зоологии, гистологии, анатомии, физиологии, химии и других наук.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3
Жизнь и деятельность П.Ф. Лесгафта…………………………………....4
Система физического образования………………………………………18
Заключение………………………………………………………………..24
Список использованной литературы и интернет ресурсов……………26

Файлы: 1 файл

Рефират.docx

— 57.03 Кб (Скачать)

«Национальный государственный  Университет

физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф.Лесгафта,

Санкт-Петербург»

 

 

 

 

 

Кафедра Истории Физической Культуры и Спорта

 

 

 

 

 

Реферат по истории физической культуры и спорта

На тему: «Жизнь и деятельность П.Ф. Лесгафта. Система физического образования».

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                ВЫПОЛНИЛА:                                                                        

                                                                Студентка заочного обучения

                                                                2 курса 8 группы (АФК)

                                                                Скоробогатая Екатерина Геннадьевна

                                                                                                                              

                                                                         ПРОВЕРИЛ:

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013

 

Оглавление:

  1. Введение……………………………………………………………………3
  2. Жизнь и деятельность П.Ф. Лесгафта…………………………………....4
  3. Система физического образования………………………………………18
  4. Заключение………………………………………………………………..24
  5. Список использованной литературы и интернет ресурсов……………26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Введение

Петр Францевич Лесгафт, выдающийся анатом, антрополог, психолог и педагог, создатель стройной научной системы физического образования в нашей стране, принадлежит к лучшим представителям русской науки. Созданная и руководимая П.Ф. Лесгафтом Биологическая лаборатория была одним из первых в России научно-исследовательских учреждений с обширной программой работ в области зоологии, гистологии, анатомии, физиологии, химии и других наук.

Всю свою жизнь Петр Францевич посветил научной и педагогической работе. Автор большого количества работ по анатомии человека, педагогике и психологии, физиологии и общей биологии. На базе его Курсов воспитательниц и руководительниц физического образования сегодня расположен Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург». Он является старейшим физкультурно-образовательным учебным заведение в мире — основан в 1896 году. С первых дней своего существования он являлся одним из центров научной, культурной и политической жизни России. Тут преподавали академики И. П. Павлов, А. Ф. Иоффе, А. А. Ухтомский, Е. В. Тарле многие другие.

 

 

 

 

 

 

 

    1. Жизнь и деятельность П.Ф. Лесгафта.

Петр Генрих Лесгафт родился 8 (20) сентября 1837 года в Санкт – Петербурге в семье ювелира Иогана Петера Отто Лесгафта и Генриетты Елизаветы Луизы Клинге. Всего в семье было пятеро детей.

По какой причине Петр и один из его братьев получил  отчество Францович , биографам выяснить пока не удалось.

Отец Петра Францевича, хотя и работал с драгоценными металлами, был человеком небогатым и имел статус купца третий гильдии. Семья снимала квартиру в доме 30 по Большой Итальянской улице (здание не сохранилось).

Лесгафты воспитывали  своих детей в традиционной для  лютеранских семей строгости: молись и трудись. С юных лет дети должны были помогать старшим, а праздность и леность считались тяжкими  грехами.

В январе 1848 г., после получения первоначального домашнего образования, Лесгафт был определён в первый класс в Петришуле — Главное немецкое училище св. Петра. Но в 1851 г. отец решил прервать его обучение и отдал четырнадцатилетнего сына в ученики к знакомому аптекарю. Заканчивал обучение Лесгафт в мужском отделении другого немецкого училища — Анненшуле.  Учиться в Анешуле, было осознанным выбором Перта Францовича. При помощи поддержки старшего брата, ему удалось подготовиться к поступлению в старшие классы Анешуле.

В 1856 году 19-летний Петр Францович окончил училище, с серебренной медалью, и поступил в Медико-хирургическую академию, основной задачей которой была подготовка военных врачей. Лесгафт был принят в академию в качестве своекоштного студента, то есть от казны ему ничего не полагалось. И он должен был зарабатывать на жизнь самостоятельно, либо получать помощь от родителей. Однако он поссорился со своими родителями и ушел из дома. На жизнь он зарабатывал уроками и работой в лаборатории. Иногда заработки были так малы, что Петру Францовичу приходилось по долгу голодать.

Чувству человеческого достоинства  и духу независимости Петр Францович смолоду придавал первостепенное значение, и к концу своей жизни « выяснение значения человеческой личности» он называл главной целью образования и воспитания.

В 1861 году Лесгафт окончил  Медико – хирургическую академию с серебряной медалью в звании уездного врача. Поскольку он учился в Академии за собственный счет, то по ее окончании он не был обязан служить в войсках и мог искать работу самостоятельно.

В течение пяти лет Лесгафт  трудился на кафедре анатомии Медико – хирургической академии на общественных началах. Помимо работы над препаратами он преподавал анатомии будущим военным фельдшерам в школе при академии. Помимо этого оно вел практические занятия в кружке, где энтузиасты обоего пола могли изучать анатомию. В те времена не поддерживалась идея женского высшего образования.

В марте 1863 года Лесгафт был  принят во 2-й Военно- сухопутный госпиталь сверхкомплектным ординатором женского отделения хирургической клиники.

В возрасте 27 лет Лесгафт  получил ученую степень доктора  медицины. Защитив докторскую диссертацию на тему:» Об окончании продолныых мышечных волокон прямой кишки и о прибавочных слоях заднепроходно-предстательной области у человека и некоторых животных».

19 октября 1968 года Петру  Францевичу присудили степень доктора медицины и хирургии. В мае того же года доктор Лесгафт был утвержден в должности прозектора Медико-хирургической академии. Однако потрудиться на новой должности ему не пришлось, так как после летних каникул он приступил к работе на новом месте – в Казанском университете, где проработал с 1868 по 1871 год.

В Казанский университет  Лесгафт был избран экстраординальным профессором физиологической анатомии. Лесгафт решительно отказался от преподавания традиционной описательной анатомии и ввел новый подход к преподаванию, который называл «анатомией мыслящей». В основе подхода лежала его убежденность в том, что, исследуя детали мертвого тела, можно восстановить существенные моменты жизни индивида.

Летом 1869 года Лесгафт производил раскопки древнего города Булгар (Болгары) на Волге и собранную коллекцию  черепов передал Обществу естествоиспытателей  Казанского университета.

Все это время Петр Францевич успешно продвигался по службе: в 34 года он имел чин коллежского советника, по Табели о рангах равный полковничьему, но обстановка в Казанском университете недолго позволила Лесгафту заниматься только научной и педагогической деятельностью. Втянутый в скандал, в августе 1871 о неправомерной сдаче экзамена трех врачей, желающих получить степень доктора медицины, в университете, после долгого разбирательства. Лесгафт также публично опубликовал письмо в «Санкт – Петербургских ведомостях», в котором шла речь не только о вышеупомянутом случае, но и о коррупции в нутрии университета. В результате Лесгафт был уволен. При чем министр Народного Просвещения граф Дмитрий Толстой,  в своем прошении Управляющему Петербургским учебным округом, позаботился о том, чтобы: «…Коллежского Советника Лесгафта уволить от службы без прошения с тем, чтобы впредь не определять ни на какую должность по учебной части». После его увольнения из Казанского университета, подали в отставку семь профессоров-реформаторов Казанского университета.

В конце октября или  начале марта 1871 года Петр Францевич вернулся в Санкт – Петербург, но лишь только в марте следующего года получил разрешение вести в Медико- хирургической академии частный курс анатомии.

В апреле 1872 года Лесгафту после  долгих хлопот удается устроиться на службу, но не по  научной или педагогической части. Новая должность Петра Францевича называлась сверхштатный младший медицинский чиновник Медицинского департамента. Лесгафта отправили в забытые Богом деревни Могилевской Губерни пересчитывать больных холерой и «кровавым поносом», а так же умирающих от этих недугов.

В свободное от службы время  Лесгафт работал на кафедре анатомии, в Медико- хирургической академии.  Лишь только в 1878 году Венцислав Леопольдович Грубер, ректор кафедры, учитель Лесгафта и друг, который всегда поддерживал Петра Франсевича в трудные дни жизни, сможет предоставить Лесгафту штатную должность.

Параллельно со службой в Медицинском департаменте, и работы на кафедре анатомии, в сентябре 1872 года Лесгафт пришел в Гимнастический институте  Берлинда. В котором работал один из учителей Петра Франсефича по Медико-хирургической академии Виктор Вилибальдович Бессер.  И здесь с ним произошла перемена, не столь драматичная, как его изгнание из Казанского университета, но не менее важная для определения его дальнейшего пути: его пригласили в Институт в качестве консультанта-анатома. Здесь он впервые встретился с физической культурой как с областью профессиональной деятельности. Это был поворотный момент в жизни Петра Францевича. Если бы официальный академический и медицинский мир не отверг его, молодого, хорошо образованного и полного энергии человека, только что блестяще начавшего свою педагогическую карьеру, его развитие, скорее всего, происходило бы более традиционным образом. Наверное, он внес бы не меньший вклад в функциональную анатомию, но вряд ли стал бы организатором и практиком физического образования. Опишем новую область деятельности Лесгафта с помощью терминов, применяемых сегодня: биомеханика, физиология и психология детского и юношеского возраста, педагогика, теория и методика физической культуры, лечебная физическая культура.

Лесгафт пробыл в Гимнастическом институте недолго. Ограничиться осторожными рекомендациями по частным вопросам он, конечно, не мог, а к перестройке самой основы занятий в Институте вряд ли были готовы, и уже в 1873 году Петр Францевич покинул это заведение, но работу в области физического воспитания не оставлял никогда.

Работа в Институте  Берглинда была для Лесгафта, несомненно, интересной, но в ту эпоху получение «казенного места» и регулярного жалования считалось долгом любого семейного человека, и потому, когда в конце 1874 года Лесгафт получив предложение военного ведомства, дал свое согласие.

В те времена Военное министерство было занято организацией гимнастических упражнений в полках. Для этого необходимо было подготовить руководителей, учителей гимнастики. Министерство предложило Петру Францевичу отправиться в командировку за границу, познакомиться там с постановкой этого дела и затем устроить курсы гимнастики для офицеров.

Однако перед тем как  принять предложение Военного министерства Перт Францевич Лесгафт выдвинул некоторые условия: помимо предложенных посетить Швецию и Германию, он так же настаивал на посещения Франции и Англии; так же он хотел продолжить дальнейшие исследования статики и механики на мертвых телах в России, так как ссылался на то что подобный материал трудно приобретать за границей. В своем рапорте поданным 15 октября 1874 года на имя начальника штаба Главного управления военно-учебных заведений генерал лейтенанта Н.В. Корсакова Лесгафт писал: «…я с удовольствием принял бы командировку на следующих условиях:

Я обязуюсь посетить в течение  двух лет учреждения, служащие для приготовления учителей гимнастики в Германии, Швеции, Австрии, Франции, Англии, Швейцарии и, по возможности, в Италии; описать применяемый метод, состав администрации и устройство учреждения, а о некоторых представить и план.

Я обязуюсь сам заниматься дальнейшей обработкой педагогической гимнастики, но для этого я желал бы: иметь право заниматься и здесь в Институте Практической Анатомии при Медико-Хирургической Академии; устроить и следить за занятиями педагогической гимнастики в одном из учебных заведений с тем, чтобы иметь возможность применить и французские гимнастические аппараты и вообще все те, которые оказываются полезными при применении их в иностранных гимнастических учреждениях, а также аппараты, необходимые для точных исследований занимающихся.

При осуществлении последнего условия я обязуюсь, по истечении двух лет, составить руководство гимнастики, состоящее: из исторического очерка, анатомии и механики органов движения, критического разбора существующих способов гимнастики и применяемых при этом снарядов и вспомогательных средств и изложения способа, выработанного мной в течение этого времени, основания которого мною уже напечатаны.

Условия эти необходимы, ибо трудно выработать способ гимнастики, не убедясь на практике в удобстве его применения и в приносимой им пользе. Описанные мною основания уже были применены мною на деле и убедили меня в несомненной своей пользе и применяемости, но численные доказательства и демонстрации добытых результатов будут всего убедительнее».

Так же он предложил следить за гимнастическими упражнениями учеников 2-й военной гимназии. Лесгафт предлагал разделить занимающихся на группы, которые будут заниматься по различным способам: немецкому, шведскому и описанную сами Лесгафтом.

За время командировки, которая началась в мае 1875 года, Лесгафт  посетил учебные заведения Европы такие страны как: Пруссия. Саксония, Бавария, Швецию, Данию, Голландию и  Англия. Следующим летом он совершил вторую поездку во Францию, Швецарию и Италию. Настроенному критически Лесгафту понравилась далеко не все из того, что он увидел. Главный недостаток заключался в самом подходе к физическому воспитанию, в частности в Германии. И напротив очень хвалил систему физического воспитания в Англии. По этому поводу он писал: «... В Англии же действительно воспитывают детей, здесь, поэтому, дело не ограничилось таким решением, а физическое воспитание было поставлено на одинаковые права с умственным. А иногда даже забота о нем превышала заботу о последнем. В этой стране не обратились к мертвым безуспешным приемам, а старались содействовать физическому развитию распространенными между молодыми людьми сильно на них влияющих игр, строгим соблюдением важных гигиенических правил в виде ежедневных купаний и обмываний, удовлетворением их хорошею и соответствующею требованиям молодого организма пищей, разъединением их для ночлега по отдаленным комнатам с достаточным количеством свежего воздуха, соразмерным распределением умственных и физических занятий и т.д. Результатом всего этого оказывается, что мы не встречаем ни в одной стране так сильно физически развитых молодых людей, как здесь, что особенно действует развитию той настойчивости и ... , которыми отличается эта нация».

Информация о работе Жизнь и деятельность П.Ф. Лесгафта