Жизнь и деятельность П.Ф. Лесгафта

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:05, реферат

Краткое описание

Петр Францевич Лесгафт, выдающийся анатом, антрополог, психолог и педагог, создатель стройной научной системы физического образования в нашей стране, принадлежит к лучшим представителям русской науки. Созданная и руководимая П.Ф. Лесгафтом Биологическая лаборатория была одним из первых в России научно-исследовательских учреждений с обширной программой работ в области зоологии, гистологии, анатомии, физиологии, химии и других наук.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3
Жизнь и деятельность П.Ф. Лесгафта…………………………………....4
Система физического образования………………………………………18
Заключение………………………………………………………………..24
Список использованной литературы и интернет ресурсов……………26

Файлы: 1 файл

Рефират.docx

— 57.03 Кб (Скачать)

 Так же в своих отчетах Петр Францевич писал, о том что многие Европейские страны придерживались точки зрения, что человек преподававший физическое воспитание, должен был иметь специальное педагогическое образование. Свой отчет Лесгафт завершил проектом «центрального учреждения для приготовления лиц, занимающихся физическим воспитанием», в соответствии с которым были созданы курсы для офицеров – бедующих преподавателей гимнастики.

Однако устроенная проверка, комиссий показала некомпетентность подготовки некоторых офицерах для проведения обучения, что способствовало распространению  слухов о зря потраченных казенных деньгах в данном направлении.

Данная проверка показала и самому Лесгафту, и его начальникам, что к службе в казенном учебном заведении он не приспособлен: независимость его характера была столь велика, что попытки управлять его деятельностью были заранее обречены на провал. Поэтому Лесгафт попросил его уволить.

После этого подготовка офицеров-преподавателей физического воспитания на долгое время прекратилась, но работу с учащимися 2-й Военной гимназии Лесгафт продолжал до 1882 года.

В 1880 году Лесгафт объединил  отчеты о своих двух поездках в книгу «Приготовления учителей гимнастики в государствах Западной Европы». Однако ни отчеты, ни книга не были тем «руководством гимнастики», которое Лесгафт обещал представить в военное ведомство не позднее конца 1876 года. Следует сказать, что военные проявили завидное терпение и только в феврале 1881 года начали напоминать Лесгафту о его обязательствах. Петр Францевич, как и любой другой ученый в его положении, отвечал, что тема оказалась более сложной и важной, чем ему представлялось вначале, а потому надо подождать. В 1885 году, когда терпению военного ведомства пришел конец и оно стало искать специалиста, способного перевести с одного из европейских языков какое-нибудь из уже изданных руководств по физической подготовке в армии.

За восемь лет, с 1874  по 1882годы, сотрудничество Лесгафта с военным ведомством было по-своему плодотворным: именно в это время Петр Францевич расширил свой кругозор в том, что касалось существующих в мире методик физического воспитания. Военный министр Д.А. Милютин предоставил ему такую свободу действий, какой было не найти и в иной частной организации: поездки по Европе с исследовательской целью, организация гимнастических курсов для офицеров - все это было очень далеко от традиционного понятия о рутинной службе.

Как уже упоминалось выше в январе 1878 году Петр Францевич Лесгафт был избран Конференцией Медико-хирургической академией на должность второго прозектора при кафедре практической анатомии, и утвержден на этой должности в марте этого же года.

Помимо работы на кафедре практической анатомии, в должности второго прозектора, Петр Францевич читал лекции по анатомии у себя на дому, руководил физическим воспитанием в женской гимназии М.Н. Стоюниной и во 2-й Военной гимназии, а так же трудился над проектом физического образования в российской армии.

Основной работой на кафедре  было приготовление препаратов, однако помимо этого он также читал лекции студентам,  руководил диссертациями.

 Однако интересы Петра  Францевича все более смещались от анатомии к вопросам физического воспитания и образования. Так что, когда в 1881 году он получил приглашение от М.Н. Стоюниной наладить физическое воспитание в созданной ею женской гимназии, долго размышлять ему не пришлось. Первоначально гимназия размещалась в квартире дома № 18 по Сергиевской (Чайковского) улице и мела в своем составе только 7 учениц, однако впоследствии число учениц расширилось до 91. Лесгафт решил, что для занятий физическими упражнениями квартира слишком мала и гимназия переехала в дом Шуленберга. Для этого Стоюниным пришлось пойти на значительные финансовые риски, им даже пришлось заложить свой дом в Царском Селе. Программа физического воспитания Лесгафта состояла из: элементарных упражнений, упражнений в беге, метание, элементы прыжка, игры. В неделю в гимназии физической культуре отводилось 6 уроков. Наибольшее значение уделялось спортивным играм, по убеждению Петра Францевича, игры помимо улучшения физических параметров, развивали у детей такие важные качества, как инициативу, дисциплинированность, справедливость и чувство товарищества.

Из-за постоянных разногласий, о процессе обучения и административных вопросов, с владельцами гимназии Стоюниными, в 1886 году Лесгафт уволился. Опыт, приобретенный в гимназии Стоюниной, позднее ляжет в основу его известного педагогического сочинения «Семейное воспитание ребенка и его значение».

Не смотря на проделанную работу в области системы физического образования во времена работы на Военное ведомство и в гимназии Стоюниной. Все же Павел Францевич не мог полностью реализовывать свое видение на систему физического образования. И лишь открыв свои  Курсы воспитательниц и руководительниц физического образования, он смог полностью посветить себя данному вопросу. Так как сам мог решать все административные вопросы, не согласовывая с кем либо, что можно, а что нет.

Разрешение на открытие Курсов воспитательниц и руководительниц физического образования Лесгафт получил 19 января 1896 года. До этого это были домашние общеобразовательные курсы. Однако не так все гладко складывалось дело в организации курсов, со стороны властей. Они то давали разрешения на курсы, то его отзывали и каждый раз Лесгафт был вынужден придумывать Курсам другие названия. Развитие курсов продолжалось и после смерти Лесгафта, в 1909 году. Сегодня наследником Курсов является Санкт-Петербургский Государственный университет физической культуры им. П.Ф.. Лесгафта.

Главной научно-педагогической целью Петра Францевича Лесгафта было создание открытого учебного заведения университетского типа. Материальные условия для этого появились только в 1893 году, когда Лесгафт получил невероятно щедрое пожертвование от Иннокентия Михайловича Сибирякова. Первоначально программа курсов включала предметы: основы физиологии и анатомии человека, гигиена, теория телесных движений, химия, физика, математика, методика проведения физических упражнений и игр. Со второго курса программу дополняли зоология, ботаника, психология, педагогика, затем всеобщая история, литература, черчение, рисование и пение.

В том же 1893 году 7 ноября состоялось открытие Общества содействия физическому развитию. Лесгафт занял  в этой организации скромный пост ученого секретаря, но сразу же направлять работу Общества и в дальнейшем оно жило по правилам, предписываемые Петром Францевичом. Именно это Общество оставит наиболее глубокий след в истории физического образования в России. Первый параграф Устава Общества гласил: «Общество имеет цепью: 1. разрабатывать вопросы, относящиеся к физическому воспитанию и образованию, в видах установления правильного взгляда родителей и воспитателей на этот предмет; 2. практически содействовать по мере возможности физическому развитию детей и молодых людей обоего пола». Обществом устраивались катки, площадки для игр.

В 1896 году дом, подаренный Сибиряковым, был продан владельцу частной гимназии Якову Григорьевичу Гуревичу, а вместо него купили другой по Торговой (Союза Печатников) улице, 25 и участок на Английском проспекте, где было начато строительство нового здания под № 32. В 1897 году Курсы переехали в помещение на Торговой улице. К этому времени Лесгафт прекратил преподавание в Петербургском Университете и всецело отдался руководству Биологической лабораторией и Курсами.

В дальнейшем Курсы стали  готовить преподавательниц физического воспитания для работы не только в Петербурге и его окрестностях.

Курсы Лесгафта были единственным гражданским учебным заведением в России, готовившим организаторов  и руководителей физического  воспитания высокого уровня. Учиться  приезжали из разных районов Империи: Кавказа, Украины, Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии, Северного Урала, Польши и Финляндии.

Лесгафт был сильно настолько  предан  делу. В 1901 году, по приказу правительства, за активное участие в протесте против отправки студентов на службу и участив в демонстрации на Казанской площади, Петр Францевич был вынужден покинуть столицу на два года. Также на него был наложен запрет проводить занятия и читать лекции. Петр Францевич поселился за 60 километров от города в Зеленогорске (бывшем Териоки). В те времена ссыльным не запрещалось бывать в Петербурге наездами, и только на ночь они должны были покидать столицу. Так 64-летний Лесгафт вынужден был к своим многочисленным заботам прибавить еще и частые поездки на значительное по тем временам расстояние. Разумеется, он не прекратил фактического руководства  Курсами, но официальным директором был оформлен преданный Метальников.

С годами число учениц возрастало и появилась необходимость в  расширении помещений, таким образом в 1905 году был построен второй дом по Английскому проспекту 32. Новое помещение позволило увеличить число слушателей, разместить коллекции, предоставить несколько квартир сотрудникам и даже выделить несколько комнат для детских яслей.

В 1906 году  Курсы получили название Вольная высшая школа, тогда  Лесгафт смог принимать на обучения лиц обоего пола. Тогда в ней  училось 1500 слушателей обоего пола. Плата  за обучения была символической, а неимущие освобождались от этого взноса.

В период с 20 июля 1907 года по 12 мая 1909 года, работа Курсов, из за бюрократических проволочек была приостановлена. В это время Петр Францевич приходит к выводу о том, что физическое образование надо начинать в более раннем возрасте. Для реализации этой идеи Лесгафт в январе 1908 года возглавил начальную школу при Коломенском обществе образования. Главная трудность, с которой он столкнулся, - нехватка средств для содержания школы.

В мае 1909 года Обществу народных университетов при поддержке  известного русского криминалиста и  филантропа Дмитрия Андреевича Дриля удалось добиться от правительства разрешение на открытие Курсов.

15 сентября 1909 года Лесгафт  становиться во главе обновленных Курсов. К сожалению здоровья Павла Францевича на тот момент было уже плохим. В октябре П.Ф. Лесгафт простудился и заболел, болезнь дала осложнение на почки. Совет Биологической лаборатории освободил его от руководства лабораторией, а врачи настойчиво рекомендовали сухой жаркий климат и санаторное лечение. Уже 13 ноября П.Ф. Лесгафт прибыл в Египет, в Гелуан, где находился санаторий, которым руководил русский врач Рабинович. Санаторий Рабиновича имел серные ванны, массаж и хороший уход, для лечения были использованы все известные средства, но состояние П.Ф. Лесгафта быстро ухудшалось. Отказали почки. Последние 9 дней Лесгафт был уже без сознания. В субботу вечером, 28 ноября (11 декабря) 1909 года сердце его остановилось. Гроб с телом П.Ф. Лесгафта был отправлен из Египта в Россию. и наступившая его смерть 28 ноября 1909 года, стала тяжким ударом для Курсов.

После кончины ученики Петра Францевича продолжили его дело.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Система физического образования.

Петр Францевич Лесгафт внес непосильный вклад в систему физического образования. Точнее сказать именно он является основателем таковой в России.

Лесгафт рассматривал физическое образование как один из основных факторов формирования человека. Применяемый  Петром Францевичем термин «физическое образование» фактически включает в себя как процесс обучения, так и воспитания и развития ребенка. Лишь в некоторых случаях он употребляет термины «образование» и «воспитание» в узком значении.

Так, говоря о воспитании, он включает в его содержание только формирование нравственных и волевых  качеств, а в образование включает умственное, эстетическое и физическое развитие.

Центром всей педагогической системы Лесгафта, ее исходным положением является представление о тесной взаимосвязи умственного и физического развития человека. При этом Лесгафт подчеркивает, что между отдельными сторонами умственного, физического и нравственного образования и развития могут существовать различные взаимосвязи: однородные и разнородные, положительные и отрицательные, прямые и обратные, непосредственные и опосредованные.

Одной из ведущих идей его  самой значительной научной работы «Руководство по физическому образованию  детей школьного возраста». Петр Францевич рассматривал физические упражнения как средство не только физического, но и интеллектуального, нравственного и эстетического развития человека. При этом он постоянно подчеркивал важность рационального сочетания, взаимовлияния умственного и физического воспитания.

Петр Францевич считал, что движения, физические упражнения являются средством развития познавательных возможностей школьников. Поэтому, по его мнению, школа не могла существовать без физического образования; физические упражнения должны быть непременно ежедневными, в полном соотношении с умственными занятиями. По сути дела, образование у него – это воспитание, формирование личности человека, а физическое образование – целенаправленное формирование организма и личности под воздействием как естественных, так и специально подобранных движений, физических упражнений, которые с возрастом постоянно усложняются, становятся напряженнее, требуют большой самостоятельности и волевых проявлений человека.

Учебно-воспитательный процесс физического воспитания  Лесгафт определял как объект социально-научного исследования, как часть созданной им общей теории физического образования. Он считал важной целью физического образования умение сознательно управлять своими движениями.

Говоря о единстве духовного  и физического развития личности, Лесгафт считал, что гармоническое  развитие возможно лишь при соблюдении принципа постепенности и последовательности напряжений с учетом возрастных, половых  и индивидуальных особенностей каждого  школьника. В третьей части работы «Семейное воспитание ребенка и  его значение» он уделил особое внимание психологической и анатомо-физиологической  характеристикам «периода возмужалости» (от 13 до 16 лет). Интересна его характеристика шести типов представителей данного возраста: добродушный и честолюбивый, мягко забитый и злостно забитый, лицемерный и угнетенный, которые необходимо учитывать при организации и проведении игр, особенно при назначении подростков руководителями самодеятельных занятий. Особое место в рассматриваемой работе он уделял первому году жизни ребенка, когда начинается формирование опорно - двигательного аппарата. Разработанная им теория дошкольного воспитания определила главные основы: последовательность слова и дела, движение и гуманность в образовании.

Информация о работе Жизнь и деятельность П.Ф. Лесгафта