Жизнь и деятельность П.Ф. Лесгафта

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:05, реферат

Краткое описание

Петр Францевич Лесгафт, выдающийся анатом, антрополог, психолог и педагог, создатель стройной научной системы физического образования в нашей стране, принадлежит к лучшим представителям русской науки. Созданная и руководимая П.Ф. Лесгафтом Биологическая лаборатория была одним из первых в России научно-исследовательских учреждений с обширной программой работ в области зоологии, гистологии, анатомии, физиологии, химии и других наук.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3
Жизнь и деятельность П.Ф. Лесгафта…………………………………....4
Система физического образования………………………………………18
Заключение………………………………………………………………..24
Список использованной литературы и интернет ресурсов……………26

Файлы: 1 файл

Рефират.docx

— 57.03 Кб (Скачать)

Впервые в России он научно обосновал необходимость использования  методов слова и показа. Учитывая уровень преподавания гимнастики в  школах того времени, он не отрицал  показ, но считал, что метод этот надо использовать тогда, когда двигательное действие уже осознано занимающимися. Все ученики должны выполнять  упражнения осознанно, а не механически. Это возможно при четком и кратком  объяснении упражнения.

В предисловии ко второму  изданию второй части «Руководства по физическому образованию детей школьного возраста» Лесгафт отмечал, что неблагоприятные явления в школе, наблюдаемые между учениками, могут быть уничтожены не полицейскими мерами, а строго проводимыми физическими упражнениями и играми. Выдержанный и хорошо владеющий собой образованный руководитель всегда справится со своим учеником при помощи убедительных слов, никогда не прибегая ни к каким мерам преследования и наказания, совершенно недопустимым в нормальной школе, в основание которой положены психологический анализ ребенка и выяснение его природы.

В педагогической деятельности Лесгафт добивался от учителей отличного  знания своего предмета на основе научных  достижений в анатомии, физиологии, психологии. Хороший педагог, по его  мнению, – это отменная дисциплинированность, сдержанность в управлении своими эмоциями, любовь к детям, внешняя опрятность и изящность в движениях.

Повышенные требования Петр Фроанцевич предъявлял к гигиене питания занимающихся физическими упражнениями. Он не признавал никаких «прибавочных раздражителей»: горчицы, перца и других пряностей. Особенно осуждал алкогольные напитки.

Большое внимание Лесгафт  обращал на содержание физического  образования, на использование упражнений и игр как метода познания. Он классифицировал физические упражнения по четырем основным группам: 1) простые упражнения в движениях головой, туловищем, конечностями и сложные упражнения с разновидностями движений и метаний; 2) упражнения с увеличивающимися напряжениями при двигательных действиях с палками и гирями, при метании деревянных и железных шаров, прыжках, борьбе, лазании, удержании равновесия; 3) упражнения, связанные с изучением пространственных и временных отношений при беге в заданном темпе, прыжках на определенное расстояние и метании в цель; 4) систематические упражнения в процессе простых и сложных игр, плавания, бега на коньках и на лыжах, в походах, на экскурсиях и в единоборствах.

Интересно определение Лесгафтом термина «игра»: «Игра есть упражнение, при посредстве которого ребенок готовится к жизни». При этом он раскрывал различие между играми для детей дошкольного возраста и играми для учащихся школы. Первые – игры в творческом повторении того, что дети видели и заметили в окружающей действительности. Вторые – игры, организованные педагогом для развития самостоятельной двигательной деятельности с целым рядом методических положений. Примечательно также, что и дошкольник, и школьник, согласно его теории, в игровых ситуациях – активно действующие личности во всех своих проявлениях, во взаимоотношениях с окружающей средой.

Заслуживает внимания и предложенная им классификация игр, в основу которой  положены организация коллектива играющих и формирование характера взаимоотношений  между ними с учетом возрастных особенностей. На этой основе выделены две группы игр: простые и сложные. В каждой из этих групп он подразделяет игры по сложности и продолжительности отдельных двигательных действий на игры с бегом, метанием, борьбой. Эти подгруппы, в свою очередь, подразделяются по видам упражнений с усложнением требований. Например, в играх с бегом можно применять бег в прямом направлении, по кругу, в наклонном положении, вдвоем, цепью, коллективные двигательные действия.

Ценны и по-современному актуальны требования Лесгафта к  играм: постепенность в подборе  игр и соответствие их развитию ребенка; обязательность постановки целей и  задач каждой игры; безусловное выполнение участниками игр установленных  правил; настойчивое введение самоуправления в игре; систематичность влияния  игр на детей с постепенным  их усложнением; исключение из обихода  игр, вызывающих проявление у детей  отрицательных качеств – жестокости и пр.

Человек, по мнению Петра Францевича, хорошо и сознательно владеющий своими двигательными действиями, правильно выбирает наиболее целесообразные формы и темп движения, что является важнейшей целью физического образования школьника. Об этой целевой установке нельзя забывать и в современной школе: необходимо учить детей рационально пользоваться накопленными знаниями, умениями и навыками, готовить человека к наилучшему их применению в жизни.

Также велик  вклад Лесгафта в разработку закономерностей воспитания детей в семье, формирования их как личностей с позиций учения о типах, темпераменте и характере человека с учетом роли общественной среды и сфер воспитания. Последовательно боролся он за равноправное и равноценное физическое образование, как мальчиков, так и девочек.

В современной педагогике термин «образование» утратил буквальное значение формирования «образа» человека в том широком смысле, в котором он использовался Лесгафтом. Сейчас под «образованием» понимают овладение определенной суммой знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, а также освоения опыта человечества в определенном направлении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Заключение.

Не смотря на то, что не все из научно-педагогического наследия Лесгафта выдержало испытание временем. Некоторые его представления в наши дни устарели, выглядят спорными, а подчас и неверными. Его вклад в систему физического воспитания бесценен!

Убежденный приверженец  учения Ламарка о воздействии  условий внешней среды на формирование анатомических и функциональных особенностей организма, Петр Францевич не мог принять теорию Дарвина о происхождении видов как результата борьбы за существование и естественного отбора, не считал ее научно обоснованной и всегда противопоставлял ей учения Ламарка.

Петр Францевич не сумел понять и оценить великие открытия, сделанные Мечниковым и Павловым.

Однако, не смотря на свои ошибки и заблуждения, неизменно больше идей и взглядов ученого-материалиста в биологии, антропологии, медицине, педагогике, физическом воспитании получили признание и дальнейшие развития в работах советских, а затем и российских ученых.

Петр Францевич стоял у истоков функциональной анатомии. Был основоположником лечебной гимнастики в нашей стране. Написанная в 1870 году «Инструкция для измерения живого человека» явилась первым отечественным руководством по врачебному контролю. Созданная им Биологическая лаборатория явилась одним из первых в России научно-исследовательским институтом. Труды Лесгафта сыграли важную роль в развитии научных основ прогрессивной педагогики («Руководство по физическому образованию детей школьного возраста» - первая фундаментальная работа, в которой физическое воспитание и образование строятся на научных основах с учетом анатомо-физиологических и психологических особенностей учащихся). Неоценимая роль Петра Францевича в деле развития физической культуры в нашей стране. (на базе Курсов воспитательниц и руководительниц физического образования был открыт Государственный дважды орденоносный институт физической культуры имени П.Ф. Лесгафта).

Его научно педагогическое наследие далеко выходит за рамки  какого-то определенного исторического  периода и может рассматриваться  как один из важнейших источников педагогической науки, содержащих идеи, богатство которых еще не полностью  исчерпано. Важнейшие научные положения, изложенные в трудах Петра Францевича по анатомии, антропологии, биологии, истории и методике физического образования, по настоящее время не утратили своего значения. Прогрессивная научная, педагогическая, общественная деятельность Лесгафта позволяет отнести его к числу выдающихся представителей отечественной науки и культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Список использованной литературы и интернет ресурсы:
  2. Таймазов В.А, Курамшин Ю.Ф, Марьянович А.Т. Петр Францевич Лесгафт. История жизни и деятельности./СПб: ОАО «Печатный двор» им. А.М. Горького, 2006 – 480 с.
  3. Таймазов В.А, Курамшин Ю.Ф, Марьянова А.Т. Петр Францевич Лесгафт. Главные труды с комментариями профессоров Таймазова В.А, Курамшина Ю.Ф, Марьяновича А.Т.  и./СПб: ОАО «Печатный двор» им. А.М. Горького, 2006 – 720 с.
  4. Шабунин А.В. Лесгафт в Петербурге./Лениздат 1989 – 270 с.
  5. П.Ф. Лесгафт. Избранные труды./Сост. И.Н. Решетин/ М: Физкультура и спорт, 1987 – 359 ст.
  6. Дмитриев С.В. Двигательная задача как объект теоретико-методологического анализа // Теория и практика физ. культуры. 1988, № 2
  7. Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста // Лесгафт П.Ф. Избранные труды / Сост. И. Н.Решетень. - М.: ФиC, 1987.
  8. Сайт Векипедии: http://ru.wikipedia.org/

 

.

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Жизнь и деятельность П.Ф. Лесгафта