Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:05, реферат
Петр Францевич Лесгафт, выдающийся анатом, антрополог, психолог и педагог, создатель стройной научной системы физического образования в нашей стране, принадлежит к лучшим представителям русской науки. Созданная и руководимая П.Ф. Лесгафтом Биологическая лаборатория была одним из первых в России научно-исследовательских учреждений с обширной программой работ в области зоологии, гистологии, анатомии, физиологии, химии и других наук.
Введение……………………………………………………………………3
    Жизнь и деятельность П.Ф. Лесгафта…………………………………....4
    Система физического образования………………………………………18
    Заключение………………………………………………………………..24
    Список использованной литературы и интернет ресурсов……………26
Впервые в России он научно 
обосновал необходимость 
В предисловии ко второму изданию второй части «Руководства по физическому образованию детей школьного возраста» Лесгафт отмечал, что неблагоприятные явления в школе, наблюдаемые между учениками, могут быть уничтожены не полицейскими мерами, а строго проводимыми физическими упражнениями и играми. Выдержанный и хорошо владеющий собой образованный руководитель всегда справится со своим учеником при помощи убедительных слов, никогда не прибегая ни к каким мерам преследования и наказания, совершенно недопустимым в нормальной школе, в основание которой положены психологический анализ ребенка и выяснение его природы.
В педагогической деятельности Лесгафт добивался от учителей отличного знания своего предмета на основе научных достижений в анатомии, физиологии, психологии. Хороший педагог, по его мнению, – это отменная дисциплинированность, сдержанность в управлении своими эмоциями, любовь к детям, внешняя опрятность и изящность в движениях.
Повышенные требования Петр Фроанцевич предъявлял к гигиене питания занимающихся физическими упражнениями. Он не признавал никаких «прибавочных раздражителей»: горчицы, перца и других пряностей. Особенно осуждал алкогольные напитки.
Большое внимание Лесгафт обращал на содержание физического образования, на использование упражнений и игр как метода познания. Он классифицировал физические упражнения по четырем основным группам: 1) простые упражнения в движениях головой, туловищем, конечностями и сложные упражнения с разновидностями движений и метаний; 2) упражнения с увеличивающимися напряжениями при двигательных действиях с палками и гирями, при метании деревянных и железных шаров, прыжках, борьбе, лазании, удержании равновесия; 3) упражнения, связанные с изучением пространственных и временных отношений при беге в заданном темпе, прыжках на определенное расстояние и метании в цель; 4) систематические упражнения в процессе простых и сложных игр, плавания, бега на коньках и на лыжах, в походах, на экскурсиях и в единоборствах.
Интересно определение Лесгафтом термина «игра»: «Игра есть упражнение, при посредстве которого ребенок готовится к жизни». При этом он раскрывал различие между играми для детей дошкольного возраста и играми для учащихся школы. Первые – игры в творческом повторении того, что дети видели и заметили в окружающей действительности. Вторые – игры, организованные педагогом для развития самостоятельной двигательной деятельности с целым рядом методических положений. Примечательно также, что и дошкольник, и школьник, согласно его теории, в игровых ситуациях – активно действующие личности во всех своих проявлениях, во взаимоотношениях с окружающей средой.
Заслуживает внимания и предложенная им классификация игр, в основу которой положены организация коллектива играющих и формирование характера взаимоотношений между ними с учетом возрастных особенностей. На этой основе выделены две группы игр: простые и сложные. В каждой из этих групп он подразделяет игры по сложности и продолжительности отдельных двигательных действий на игры с бегом, метанием, борьбой. Эти подгруппы, в свою очередь, подразделяются по видам упражнений с усложнением требований. Например, в играх с бегом можно применять бег в прямом направлении, по кругу, в наклонном положении, вдвоем, цепью, коллективные двигательные действия.
Ценны и по-современному 
актуальны требования Лесгафта к 
играм: постепенность в подборе 
игр и соответствие их развитию ребенка; 
обязательность постановки целей и 
задач каждой игры; безусловное выполнение 
участниками игр установленных 
правил; настойчивое введение самоуправления 
в игре; систематичность влияния 
игр на детей с постепенным 
их усложнением; исключение из обихода 
игр, вызывающих проявление у детей 
отрицательных качеств – 
Человек, по мнению Петра Францевича, хорошо и сознательно владеющий своими двигательными действиями, правильно выбирает наиболее целесообразные формы и темп движения, что является важнейшей целью физического образования школьника. Об этой целевой установке нельзя забывать и в современной школе: необходимо учить детей рационально пользоваться накопленными знаниями, умениями и навыками, готовить человека к наилучшему их применению в жизни.
Также велик вклад Лесгафта в разработку закономерностей воспитания детей в семье, формирования их как личностей с позиций учения о типах, темпераменте и характере человека с учетом роли общественной среды и сфер воспитания. Последовательно боролся он за равноправное и равноценное физическое образование, как мальчиков, так и девочек.
В современной педагогике 
термин «образование» утратил 
Не смотря на то, что не 
все из научно-педагогического 
Убежденный приверженец учения Ламарка о воздействии условий внешней среды на формирование анатомических и функциональных особенностей организма, Петр Францевич не мог принять теорию Дарвина о происхождении видов как результата борьбы за существование и естественного отбора, не считал ее научно обоснованной и всегда противопоставлял ей учения Ламарка.
Петр Францевич не сумел понять и оценить великие открытия, сделанные Мечниковым и Павловым.
Однако, не смотря на свои ошибки и заблуждения, неизменно больше идей и взглядов ученого-материалиста в биологии, антропологии, медицине, педагогике, физическом воспитании получили признание и дальнейшие развития в работах советских, а затем и российских ученых.
Петр Францевич стоял у истоков функциональной анатомии. Был основоположником лечебной гимнастики в нашей стране. Написанная в 1870 году «Инструкция для измерения живого человека» явилась первым отечественным руководством по врачебному контролю. Созданная им Биологическая лаборатория явилась одним из первых в России научно-исследовательским институтом. Труды Лесгафта сыграли важную роль в развитии научных основ прогрессивной педагогики («Руководство по физическому образованию детей школьного возраста» - первая фундаментальная работа, в которой физическое воспитание и образование строятся на научных основах с учетом анатомо-физиологических и психологических особенностей учащихся). Неоценимая роль Петра Францевича в деле развития физической культуры в нашей стране. (на базе Курсов воспитательниц и руководительниц физического образования был открыт Государственный дважды орденоносный институт физической культуры имени П.Ф. Лесгафта).
Его научно педагогическое 
наследие далеко выходит за рамки 
какого-то определенного исторического 
периода и может 
.
.