Правовое обеспечение финансовой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 16:28, курсовая работа

Краткое описание

Введение.
Глава I. Правовое обеспечение финансовых отношений
Финансовый контроль - это регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

По субъектному составу контролирующих органов финансовый контроль может быть государственным, внутрихозяйственным, финансово-кредитных органов (банковский контроль), общественным и независимым (аудиторским).

В зависимости от времени совершения контроля выделяют три основные формы финансового контроля - предварительный, текущий и последующий.

Предварительный контроль осуществляется вышестоящими органами хозяйственного управления и учреждениями финансово-кредитной системы при рассмотрении финансовых (кредитных, кассовых) планов, смет и других нормативных расчетов, открытии кредитов и перечислении бюджетных средств.

Оглавление

Введение.

Глава I. Правовое обеспечение финансовых отношений

1.1. Финансовые правоотношения и финансово-правовые нормы

1.2. Финансовая деятельность государства и методы ее законодательного осуществления

1.3. Финансово-правовые акты в системе финансового законодательства

Глава II. Финансовый контроль

2.1. Определение финансового контроля

2.2. Методы финансового контроля:

2.3. Государственный финансовый контроль

Глава III. Финансовая деятельность государства

3.1. Определение финансовой деятельности государства

3.2. Методы осуществления финансовой деятельности

3.3. Органы государственной власти, осуществляющие финансовую деятельность

Заключение.

Использованная литература:

Файлы: 1 файл

Прав обеспеч фин деят-ти № 25.rtf

— 262.39 Кб (Скачать)

 

       План: 

Введение.

Глава I. Правовое обеспечение финансовых отношений

1.1. Финансовые правоотношения и финансово-правовые нормы

1.2. Финансовая деятельность государства и методы ее законодательного осуществления

1.3. Финансово-правовые акты в системе финансового законодательства

Глава II. Финансовый контроль

2.1. Определение финансового контроля

2.2. Методы финансового контроля:

2.3. Государственный финансовый контроль

Глава III. Финансовая деятельность государства

3.1. Определение финансовой деятельности государства

3.2. Методы осуществления финансовой деятельности

3.3. Органы государственной власти, осуществляющие финансовую деятельность

Заключение.

Использованная литература:

 

Введение: 

      Финансовое правоотношение определяется как общественное отношение, урегулированное нормами финансового права, участники которого обладают соответствующими юридическими правами и обязанностями.

      Финансовые правоотношения отличаются тем, что они:

      *возникают в сфере финансовой деятельности государства в процессе распределения и перераспределения национального дохода;

      *одним из субъектов этих отношений обязательно должен быть соответствующий орган государственной власти (либо государственное или муниципальное образование в целом);

      *обязательным объектом всегда выступают деньги или денежные обязательства, связанные с образованием и использованием денежных фондов.

      Финансовые правовые отношения принято классифицировать в зависимости от подотрасли, раздела, института финансового права

      на:

      *бюджетные правоотношения;

      *налоговые правоотношения;

      *неналоговые правоотношения;

      *финансовые правоотношения в области государственного кредита;

      *финансовые правоотношения в области страхования;

      *правоотношения, возникающие при осуществлении государственных расходов, в том числе и при сметно-бюджетном финансировании;

      *финансовые правоотношения в области банковской деятельности;

      *финансовые правоотношения, возникающие в области денежного обращения и расчетов;

      *валютные правоотношения.

      Финансовый контроль - это регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

      По субъектному составу контролирующих органов финансовый контроль может быть государственным, внутрихозяйственным, финансово-кредитных органов (банковский контроль), общественным и независимым (аудиторским).

       В зависимости от времени совершения контроля выделяют три основные формы финансового контроля - предварительный, текущий и последующий.

      Предварительный контроль осуществляется вышестоящими органами хозяйственного управления и учреждениями финансово-кредитной системы при рассмотрении финансовых (кредитных, кассовых) планов, смет и других нормативных расчетов, открытии кредитов и перечислении бюджетных средств.

       Текущий (оперативный) контроль проводится непосредственно в процессе операций по расходованию и поступлению денежных средств.

      На основе данных оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения текущий контроль помогает предотвратить совершение финансовых правонарушений, а также регулировать финансовые риски.

      Объектом текущего контроля является документация, непосредственно связанная с уплатой или получением денежных средств. Фактические затраты регулярно сопоставляются с действующими нормами по расходованию средств с целью оперативного выявления отклонений.

       Последующий контроль проводится после совершения денежных операций с целью дополнительной проверки их законности и обоснованности. 

 

       Глава I. Правовое обеспечение финансовых отношений  

      1.1. Финансовые правоотношения и финансово-правовые нормы 

      Финансовые отношения, возникающие в обществе, требуют правового регулирования. При этом применяются разнообразные нормы финансового права.

      Финансовое право - это совокупность юридических норм, регулирующих финансовые отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов, необходимых для осуществления задач государства на соответствующем этапе развития общества. Оно разграничивается по отдельным направлениям, относящимся к однородным финансовым отношениям: бюджетное право, налоговое право, хозяйственное право; в финансовое право включаются также такие разделы, как валютное и страховое законодательство, банковское право, правовое регулирование государственного кредита, денежного обращения, в связи с трактовкой финансов в широком понимании как денежных отношений в целом.

      В финансовом праве используются финансово-правовые нормы - исходные первичные элементы права, то есть установленные государством и обеспеченные мерами государственного принуждения строго определенные правила поведения в финансовых отношениях. Финансово-правовые нормы, таким образом, имеют императивный (повелительный) характер. Как правило, они содержат требования, выраженные в категорической форме, и не допускают их произвольного изменения, точно определяют объем прав и обязанностей участников фи маисовых отношений. Финансово-правовые нормы подразделяются на обязывающие, запрещающие и уполномочивающие (то есть закрепляющие права участников финансовых отношений на совершение определенных действий). Таким образом финансовые отношения, являющиеся базисными, при использовании финансово-правовых норм преобразуются в финансовые правоотношения Их участники находятся во взаимной связи через субъективные юридические права и обязанности, финансовая деятельность, реализация которой гарантируется мерами принуждения, может быть обеспечено получение государством прогнозируемых доходов, их распределение и использование соответственно намеченным целям. При этом государственные органы наделены властными полномочиями, они вправе издавать предписания, обязательные для исполнения другими участниками финансовых правоотношений - предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами.

      Такого рода предписания могут быть адресованы и государственным органам, находящимся в подчинении у первых. Однако государственные органы, вступая в финансовые правоотношения от имени государства, имеют не только право веления, но и обязанности, связанные с правами других участников финансовых отношений. Как права, так и обязанности всех участников финансовых правоотношений находятся под защитой государства и обеспечиваются его принудительной силой.

      Преобразование объективных финансовых правоотношений в реальные результаты хозяйствования при помощи форм и методов государственно - властного принуждения, то есть субъективных действий органов власти, представляется как правовой механизм регулирования финансовой жизни общества, а разнообразные финансово-правовые нормы и акты - как его рычаги. Тем самым происходит соединение финансовых и правовых форм и методов в единый механизм финансово-правового воздействия на экономические процессы.

      Методами финансово-правового регулирования являются государственно-властные предписания одним участникам финансовых отношений со стороны других, которые выступают со стороны государства и наделены соответствующими полномочиями, а также рекомендации, согласования. Выполнение финансовых обязательств обеспечивается, главным образом, методом убеждения, основанным на законопослушании и сознательности граждан и должностных лиц. К хозяйственным органам и гражданам, не выполняющим финансовые обязательства, применяется метод принуждения: бесспорное взыскание несвоевременно внесенных платежей в бюджет и финансовые санкции.

      Санкции выражают меры ответственности, применяемые к нарушителям финансово-правовых норм. Они имеют денежный характер и содержат меры принудительного воздействия через денежные фонды и средства на нарушителей норм. К санкциям относятся пени, штрафы, неустойки, прекращение финансирования или кредитования, ужесточение условий кредитования, повышенные тарифы за перерасход ресурсов и т.д.

      С другой стороны, субъектам финансовых отношений гарантируется возможность защиты их прав в административном, судебном порядке или процессе деятельности полновластных органов государства - представительных органов и местных администраций; они могут отменить в случае несоответствия закону акты подконтрольных им структур. 

      1.2. Финансовая деятельность государства и методы ее законодательного осуществления 

      Финансовая деятельность государства выражается в многочисленных и разнообразных функциях, которые действуют в трех общих направлениях: образование, распределение и использование государственных денежных фондов. Неотъемлемым элементом в каждой из них являются функции контроля.

      Разнообразие финансовой деятельности государства определяется особенностями построения финансовой системы. Государство осуществляет функции по созданию, распределению и использованию бюджетных ресурсов, финансовых средств государственных предприятий, распространяя свое воздействие на различные централизованные и децентрализованные денежные фонды, а также на денежные средства субъектов хозяйствования других форм собственности.

      В зависимости от содержания, роли и масштабов действия тех или иных функций финансовая деятельность осуществляется

      в виде государственной власти или государственного управления (исполнительно-распорядительной деятельности). Высший орган государственной власти - Парламент Республики Казахстан органы государственной власти на местах - собрания депутатов - маслихаты. Главой исполнительной власти является Президент, исполнительно-распорядительную деятельность проводит Правительство Республики Казахстан, на местах - главы (акимы) и аппарат местных администраций.

      Финансовая деятельность государства проводится разными методами в зависимости от следующих факторов:

      задач государства на конкретном этапе его функционирования;

      форм собственности, на которых основана деятельность субъектов финансового права;

      источников государственных доходов;

      целей использования денежных средств;

      соотношения между поступившими в распоряжение государства средствами и потребностями в них.

      Используются следующие методы финансовой деятельности государства:

      1.Методы обязательных и добровольных платежей в централизованные государственные фонды: государственный бюджет, внебюджетные фонды, страховые и кредитные фонды. К обязательным относятся налоги, отчисления средств (на социальные цели, в специальные и внебюджетные фонды). На добровольных началах осуществляется часть платежей по личному и имущественному страхованию, по государственным займам, по денежно-вещевым лотереям, по вкладам-депозитам в банки.

      2. При распределении государственных денежных средств различаются методы: финансирование - безвозвратный и безвозмездный отпуск средств и кредитование - выделение средств на началах возвратности и возмездности.

      3. При финансовых операциях применяются методы безналичных и наличных расчетов денежными средствами. Преобладающими должны быть безналичные расчеты, так как они сокращают издержки денежного обращения, а используются в отношениях государства с предприятиями и другими хозорганами, и частично с населением. 

      1.3. Финансово-правовые акты в системе финансового законодательства 

Информация о работе Правовое обеспечение финансовой деятельности