Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 15:18, курсовая работа
Финансовое правоотношение определяется как общественное от-ношение, урегулированное нормами финансового права, участ-ники которого обладают соответствующими юридическими пра-вами и обязанностями.
Введение.
Глава I. Правовое обеспечение финансовых отношений
1.1. Финансовые правоотношения и финансово-правовые нормы
1.2. Финансовая деятельность государства и методы ее законодательного осуществления
1.3. Финансово-правовые акты в системе финансового законодательства
Глава II. Финансовый контроль
2.1. Определение финансового контроля
2.2. Методы финансового контроля:
2.3. Государственный финансовый контроль
Глава III. Финансовая деятельность государства
3.1. Определение финансовой деятельности государства
3.2. Методы осуществления финансовой деятельности
3.3. Органы государственной власти, осуществляющие финансовую деятельность
Заключение.
Использованная литература:
План:
Введение.
Глава I. Правовое обеспечение финансовых отношений
1.1. Финансовые правоотношения и финансово-правовые нормы
1.2. Финансовая деятельность
государства и методы ее
1.3. Финансово-правовые акты
в системе финансового
Глава II. Финансовый контроль
2.1. Определение финансового контроля
2.2. Методы финансового контроля:
2.3. Государственный финансовый контроль
Глава III. Финансовая деятельность государства
3.1. Определение финансовой деятельности государства
3.2. Методы осуществления финансовой деятельности
3.3. Органы государственной власти, осуществляющие финансовую деятельность
Заключение.
Использованная литература:
Введение:
Финансовое правоотношение
определяется как общественное от-ношение,
урегулированное нормами
Финансовые правоотношения отличаются тем, что они:
*возникают в сфере
финансовой деятельности
*одним из субъектов
этих отношений обязательно
*обязательным объектом
всегда выступают деньги или
денеж-ные обязательства,
Финансовые правовые отношения принято классифицировать в зависи-мости от подотрасли, раздела, института финансового права
на:
*бюджетные правоотношения;
*налоговые правоотношения;
*неналоговые правоотношения;
*финансовые правоотношения
в области государственного
*финансовые правоотношения в области страхования;
*правоотношения, возникающие
при осуществлении государст-
*финансовые правоотношения
в области банковской
*финансовые правоотношения,
возникающие в области денеж-
*валютные правоотношения.
Финансовый контроль - это
регламентированная нормами права
деятельность государственных, муниципальных,
обще-ственных и иных хозяйствующих
субъектов по проверке свое-временности
и точности финансового планирования,
обосно-ванности и полноты поступления
доходов в соответствующие
По субъектному составу контролирующих органов финансовый контроль может быть государственным, внутрихозяйственным, финансово-кредитных органов (банковский контроль), обще-ственным и независимым (аудиторским).
В зависимости от времени совершения контроля выделяют три основные формы финансового контроля - предварительный, текущий и последующий.
Предварительный контроль осуществляется вышестоящими ор-ганами хозяйственного управления и учреждениями финансо-во-кредитной системы при рассмотрении финансовых (кре-дитных, кассовых) планов, смет и других нормативных расче-тов, открытии кредитов и перечислении бюджетных средств.
Текущий (оперативный) контроль проводится непосредственно в процессе операций по расходованию и поступлению денеж-ных средств.
На основе данных оперативного и бухгалтерского учета, ин-вентаризаций и визуального наблюдения текущий контроль по-могает предотвратить совершение финансовых правонаруше-ний, а также регулировать финансовые риски.
Объектом текущего контроля
является документация, непосред-ственно
связанная с уплатой или
Последующий контроль проводится после совершения денеж-ных операций с целью дополнительной проверки их законно-сти и обоснованности.
Глава I. Правовое обеспечение финансовых отношений
1.1. Финансовые правооношения и финансово-правовые нормы
Финансовые отношения, возникающие
в обществе, требуют правового
регулирования. При этом применяются
разнообразные нормы
Финансовое право - это совокупность юридических норм, регулирующих финансовые отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов, необходимых для осуществления задач государства на соответствующем этапе развития общества. Оно разграничивается по отдельным направлениям, относящимся к однородным финансовым отношениям: бюджетное право, налоговое право, хозяйственное право; в финансовое право включаются также такие разделы, как валютное и страховое законодательство, банковское право, правовое регулирование государственного кредита, денежного обращения, в связи с трактовкой финансов в широком понимании как денежных отношений в целом.
В финансовом праве используются финансово-правовые нормы - исходные первичные элементы права, то есть установленные государством и обеспеченные мерами государственного принуждения строго определенные правила поведения в финансовых отношениях. Финансово-правовые нормы, таким образом, имеют императивный (повелительный) характер. Как правило, они содержат требования, выраженные в категорической форме, и не допускают их произвольного изменения, точно определяют объем прав и обязанностей участников фи маисовых отношений. Финансово-правовые нормы подразделяются на обязывающие, запрещающие и уполномочивающие (то есть закрепляющие права участников финансовых отношений на совершение определенных действий). Таким образом финансовые отношения, являющиеся базисными, при использовании финансово-правовых норм преобразуются в финансовые правоотношения Их участники находятся во взаимной связи через субъективные юридические права и обязанности, финансовая деятельность, реализация которой гарантируется мерами принуждения, может быть обеспечено получение государством прогнозируемых доходов, их распределение и использование соответственно намеченным целям. При этом государственные органы наделены властными полномочиями, они вправе издавать предписания, обязательные для исполнения другими участниками финансовых правоотношений - предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами.
Такого рода предписания могут быть адресованы и государственным органам, находящимся в подчинении у первых. Однако государственные органы, вступая в финансовые правоотношения от имени государства, имеют не только право веления, но и обязанности, связанные с правами других участников финансовых отношений. Как права, так и обязанности всех участников финансовых правоотношений находятся под защитой государства и обеспечиваются его принудительной силой.
Преобразование объективных
финансовых правоотношений в реальные
результаты хозяйствования при помощи
форм и методов государственно -
властного принуждения, то есть субъективных
действий органов власти, представляется
как правовой механизм регулирования
финансовой жизни общества, а разнообразные
финансово-правовые нормы и акты
- как его рычаги. Тем самым
происходит соединение финансовых и
правовых форм и методов в единый
механизм финансово-правового
Методами финансово-правового
регулирования являются государственно-властные
предписания одним участникам финансовых
отношений со стороны других, которые
выступают со стороны государства
и наделены соответствующими полномочиями,
а также рекомендации, согласования.
Выполнение финансовых обязательств обеспечивается,
главным образом, методом убеждения,
основанным на законопослушании и сознательности
граждан и должностных лиц. К
хозяйственным органам и
Санкции выражают меры ответственности,
применяемые к нарушителям
С другой стороны, субъектам
финансовых отношений гарантируется
возможность защиты их прав в административном,
судебном порядке или процессе деятельности
полновластных органов
1.2. Финансовая деятельность
государства и методы ее
Финансовая деятельность государства выражается в многочисленных и разнообразных функциях, которые действуют в трех общих направлениях: образование, распределение и использование государственных денежных фондов. Неотъемлемым элементом в каждой из них являются функции контроля.
Разнообразие финансовой
деятельности государства определяется
особенностями построения финансовой
системы. Государство осуществляет
функции по созданию, распределению
и использованию бюджетных
В зависимости от содержания, роли и масштабов действия тех или иных функций финансовая деятельность осуществляется
в виде государственной власти
или государственного управления (исполнительно-
Финансовая деятельность государства проводится разными методами в зависимости от следующих факторов:
задач государства на конкретном этапе его функционирования;
форм собственности, на которых основана деятельность субъектов финансового права;
источников государственных доходов;
целей использования денежных средств;
соотношения между поступившими в распоряжение государства средствами и потребностями в них.
Используются следующие методы финансовой деятельности государства:
1.Методы обязательных
и добровольных платежей в
централизованные
2. При распределении
3. При финансовых операциях
применяются методы
1.3. Финансово-правовые акты
в системе финансового
При осуществлении финансовой деятельности государственные органы принимают определенные финансово-правовые акты, которыми в пределах своих полномочий регулируют финансовые отношения по мобилизации, распределению и использованию финансовых ресурсов, проведению контроля за их расходованием, выполнению финансовых планов и финансовых обязательств перед государством, а также руководят участниками этих отношений.
Финансово-правовые акты представляют собой принятые в предусмотренной форме и имеющие юридические последствия решения органов государственной власти и управления по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию. Они устанавливают, изменяют или отменяют финансово-правовые нормы или служат основанием для возникновения, прекращения, изменения конкретных правоотношений. Совокупность финансово - правовых актов составляет финансовое законодательство.
Применение тех или
иных правовых форм финансовой деятельности
определяется значением и содержанием
регулируемых отношений. Так, юридический
закон отражает длительные и устойчивые
финансовые отношения и утверждается
Парламентом; менее длительные, например
закон о республиканском
Информация о работе Правовое обеспечение финансовых отношений