Правовое обеспечение финансовых отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 15:18, курсовая работа

Краткое описание

Финансовое правоотношение определяется как общественное от-ношение, урегулированное нормами финансового права, участ-ники которого обладают соответствующими юридическими пра-вами и обязанностями.

Оглавление

Введение.
Глава I. Правовое обеспечение финансовых отношений
1.1. Финансовые правоотношения и финансово-правовые нормы
1.2. Финансовая деятельность государства и методы ее законодательного осуществления
1.3. Финансово-правовые акты в системе финансового законодательства
Глава II. Финансовый контроль
2.1. Определение финансового контроля
2.2. Методы финансового контроля:
2.3. Государственный финансовый контроль
Глава III. Финансовая деятельность государства
3.1. Определение финансовой деятельности государства
3.2. Методы осуществления финансовой деятельности
3.3. Органы государственной власти, осуществляющие финансовую деятельность
Заключение.
Использованная литература:

Файлы: 1 файл

referat.docx

— 39.84 Кб (Скачать)

План:

Введение.

Глава I. Правовое обеспечение  финансовых отношений

1.1. Финансовые правоотношения  и финансово-правовые нормы

1.2. Финансовая деятельность  государства и методы ее законодательного  осуществления

1.3. Финансово-правовые акты  в системе финансового законодательства

Глава II. Финансовый контроль

2.1. Определение финансового  контроля

2.2. Методы финансового  контроля:

2.3. Государственный финансовый  контроль

Глава III. Финансовая деятельность государства

3.1. Определение финансовой  деятельности государства

3.2. Методы осуществления  финансовой деятельности

3.3. Органы государственной  власти, осуществляющие финансовую  деятельность

Заключение.

Использованная литература:

Введение:

Финансовое правоотношение определяется как общественное от-ношение, урегулированное нормами финансового  права, участ-ники которого обладают соответствующими юридическими пра-вами и обязанностями.

Финансовые правоотношения отличаются тем, что они:

*возникают в сфере  финансовой деятельности государства  в про-цессе распределения и  перераспределения национального  дохода;

*одним из субъектов  этих отношений обязательно должен  быть соответствующий орган государственной  власти (либо государ-ственное или  муниципальное образование в  целом);

*обязательным объектом  всегда выступают деньги или  денеж-ные обязательства, связанные  с образованием и использовани-ем  денежных фондов.

Финансовые правовые отношения  принято классифицировать в зависи-мости  от подотрасли, раздела, института финансового  права

на:

*бюджетные правоотношения;

*налоговые правоотношения;

*неналоговые правоотношения;

*финансовые правоотношения  в области государственного кре-дита;

*финансовые правоотношения  в области страхования;

*правоотношения, возникающие  при осуществлении государст-венных  расходов, в том числе и при  сметно-бюджетном фи-нансировании;

*финансовые правоотношения  в области банковской деятельности;

*финансовые правоотношения, возникающие в области денеж-ного  обращения и расчетов;

*валютные правоотношения.

Финансовый контроль - это  регламентированная нормами права  деятельность государственных, муниципальных, обще-ственных и иных хозяйствующих  субъектов по проверке свое-временности  и точности финансового планирования, обосно-ванности и полноты поступления  доходов в соответствующие фонды  денежных средств, правильности и эффективности  их использования.

По субъектному составу  контролирующих органов финансовый контроль может быть государственным, внутрихозяйственным, финансово-кредитных  органов (банковский контроль), обще-ственным и независимым (аудиторским).

В зависимости от времени  совершения контроля выделяют три основные формы финансового контроля - предварительный, текущий и последующий.

Предварительный контроль осуществляется вышестоящими ор-ганами хозяйственного управления и учреждениями финансо-во-кредитной  системы при рассмотрении финансовых (кре-дитных, кассовых) планов, смет и  других нормативных расче-тов, открытии кредитов и перечислении бюджетных  средств.

Текущий (оперативный) контроль проводится непосредственно в процессе операций по расходованию и поступлению  денеж-ных средств.

На основе данных оперативного и бухгалтерского учета, ин-вентаризаций и визуального наблюдения текущий  контроль по-могает предотвратить совершение финансовых правонаруше-ний, а также  регулировать финансовые риски.

Объектом текущего контроля является документация, непосред-ственно  связанная с уплатой или получением денежных средств. Фактические затраты  регулярно сопоставляются с действую-щими нормами по расходованию средств  с целью оперативно-го выявления  отклонений.

Последующий контроль проводится после совершения денеж-ных операций с целью дополнительной проверки их законно-сти и обоснованности.

Глава I. Правовое обеспечение финансовых отношений

1.1. Финансовые правооношения  и финансово-правовые нормы

Финансовые отношения, возникающие  в обществе, требуют правового  регулирования. При этом применяются  разнообразные нормы финансового  права.

Финансовое право - это  совокупность юридических норм, регулирующих финансовые отношения, которые возникают  в процессе образования, распределения  и использования денежных фондов, необходимых для осуществления  задач государства на соответствующем  этапе развития общества. Оно разграничивается по отдельным направлениям, относящимся  к однородным финансовым отношениям: бюджетное право, налоговое право, хозяйственное право; в финансовое право включаются также такие  разделы, как валютное и страховое  законодательство, банковское право, правовое регулирование государственного кредита, денежного обращения, в связи  с трактовкой финансов в широком  понимании как денежных отношений  в целом.

В финансовом праве используются финансово-правовые нормы - исходные первичные  элементы права, то есть установленные  государством и обеспеченные мерами государственного принуждения строго определенные правила поведения в финансовых отношениях. Финансово-правовые нормы, таким образом, имеют императивный (повелительный) характер. Как правило, они содержат требования, выраженные в категорической форме, и не допускают их произвольного изменения, точно определяют объем прав и обязанностей участников фи маисовых отношений. Финансово-правовые нормы подразделяются на обязывающие, запрещающие и уполномочивающие (то есть закрепляющие права участников финансовых отношений на совершение определенных действий). Таким образом финансовые отношения, являющиеся базисными, при использовании финансово-правовых норм преобразуются в финансовые правоотношения Их участники находятся во взаимной связи через субъективные юридические права и обязанности, финансовая деятельность, реализация которой гарантируется мерами принуждения, может быть обеспечено получение государством прогнозируемых доходов, их распределение и использование соответственно намеченным целям. При этом государственные органы наделены властными полномочиями, они вправе издавать предписания, обязательные для исполнения другими участниками финансовых правоотношений - предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами.

Такого рода предписания  могут быть адресованы и государственным  органам, находящимся в подчинении у первых. Однако государственные  органы, вступая в финансовые правоотношения от имени государства, имеют не только право веления, но и обязанности, связанные с правами других участников финансовых отношений. Как права, так  и обязанности всех участников финансовых правоотношений находятся под защитой  государства и обеспечиваются его  принудительной силой.

Преобразование объективных  финансовых правоотношений в реальные результаты хозяйствования при помощи форм и методов государственно - властного принуждения, то есть субъективных действий органов власти, представляется как правовой механизм регулирования  финансовой жизни общества, а разнообразные  финансово-правовые нормы и акты - как его рычаги. Тем самым  происходит соединение финансовых и  правовых форм и методов в единый механизм финансово-правового воздействия  на экономические процессы.

Методами финансово-правового  регулирования являются государственно-властные предписания одним участникам финансовых отношений со стороны других, которые  выступают со стороны государства  и наделены соответствующими полномочиями, а также рекомендации, согласования. Выполнение финансовых обязательств обеспечивается, главным образом, методом убеждения, основанным на законопослушании и сознательности граждан и должностных лиц. К  хозяйственным органам и гражданам, не выполняющим финансовые обязательства, применяется метод принуждения: бесспорное взыскание несвоевременно внесенных платежей в бюджет и  финансовые санкции.

Санкции выражают меры ответственности, применяемые к нарушителям финансово-правовых норм. Они имеют денежный характер и содержат меры принудительного  воздействия через денежные фонды  и средства на нарушителей норм. К санкциям относятся пени, штрафы, неустойки, прекращение финансирования или кредитования, ужесточение условий  кредитования, повышенные тарифы за перерасход ресурсов и т.д.

С другой стороны, субъектам  финансовых отношений гарантируется  возможность защиты их прав в административном, судебном порядке или процессе деятельности полновластных органов государства - представительных органов и местных  администраций; они могут отменить в случае несоответствия закону акты подконтрольных им структур.

1.2. Финансовая деятельность  государства и методы ее законодательного  осуществления

Финансовая деятельность государства выражается в многочисленных и разнообразных функциях, которые  действуют в трех общих направлениях: образование, распределение и использование  государственных денежных фондов. Неотъемлемым элементом в каждой из них являются функции контроля.

Разнообразие финансовой деятельности государства определяется особенностями построения финансовой системы. Государство осуществляет функции по созданию, распределению  и использованию бюджетных ресурсов, финансовых средств государственных  предприятий, распространяя свое воздействие  на различные централизованные и  децентрализованные денежные фонды, а  также на денежные средства субъектов  хозяйствования других форм собственности.

В зависимости от содержания, роли и масштабов действия тех  или иных функций финансовая деятельность осуществляется

в виде государственной власти или государственного управления (исполнительно-распорядительной деятельности). Высший орган государственной  власти - Парламент Республики Казахстан  органы государственной власти на местах - собрания депутатов - маслихаты. Главой исполнительной власти является Президент, исполнительно-распорядительную деятельность проводит Правительство Республики Казахстан, на местах - главы (акимы) и  аппарат местных администраций.

Финансовая деятельность государства проводится разными  методами в зависимости от следующих  факторов:

задач государства на конкретном этапе его функционирования;

форм собственности, на которых  основана деятельность субъектов финансового  права;

источников государственных  доходов;

целей использования денежных средств;

соотношения между поступившими в распоряжение государства средствами и потребностями в них.

Используются следующие  методы финансовой деятельности государства:

1.Методы обязательных  и добровольных платежей в  централизованные государственные  фонды: государственный бюджет, внебюджетные  фонды, страховые и кредитные  фонды. К обязательным относятся  налоги, отчисления средств (на  социальные цели, в специальные  и внебюджетные фонды). На добровольных  началах осуществляется часть  платежей по личному и имущественному  страхованию, по государственным  займам, по денежно-вещевым лотереям, по вкладам-депозитам в банки.

2. При распределении государственных  денежных средств различаются  методы: финансирование - безвозвратный  и безвозмездный отпуск средств  и кредитование - выделение средств  на началах возвратности и  возмездности.

3. При финансовых операциях  применяются методы безналичных  и наличных расчетов денежными  средствами. Преобладающими должны  быть безналичные расчеты, так  как они сокращают издержки  денежного обращения, а используются  в отношениях государства с  предприятиями и другими хозорганами,  и частично с населением.

1.3. Финансово-правовые акты  в системе финансового законодательства

При осуществлении финансовой деятельности государственные органы принимают определенные финансово-правовые акты, которыми в пределах своих  полномочий регулируют финансовые отношения  по мобилизации, распределению и  использованию финансовых ресурсов, проведению контроля за их расходованием, выполнению финансовых планов и финансовых обязательств перед государством, а  также руководят участниками  этих отношений.

Финансово-правовые акты представляют собой принятые в предусмотренной  форме и имеющие юридические  последствия решения органов  государственной власти и управления по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию. Они устанавливают, изменяют или отменяют финансово-правовые нормы или служат основанием для  возникновения, прекращения, изменения  конкретных правоотношений. Совокупность финансово - правовых актов составляет финансовое законодательство.

Применение тех или  иных правовых форм финансовой деятельности определяется значением и содержанием  регулируемых отношений. Так, юридический  закон отражает длительные и устойчивые финансовые отношения и утверждается Парламентом; менее длительные, например закон о республиканском бюджете, также утверждаются этим органом  в силу значимости подобного акта для социально-экономической жизни  страны. Неюридические финансовые формы  действуют в текущей финансовой деятельности; к ним относятся: проведение совещаний в аппарате финансовых и налоговых органов, инструктирование финансовой службы предприятий, проведение заседаний комиссий при подготовке бюджетов к утверждению собраниями депутатов и т.д.

Информация о работе Правовое обеспечение финансовых отношений