Правовое обеспечение финансовых отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 15:18, курсовая работа

Краткое описание

Финансовое правоотношение определяется как общественное от-ношение, урегулированное нормами финансового права, участ-ники которого обладают соответствующими юридическими пра-вами и обязанностями.

Оглавление

Введение.
Глава I. Правовое обеспечение финансовых отношений
1.1. Финансовые правоотношения и финансово-правовые нормы
1.2. Финансовая деятельность государства и методы ее законодательного осуществления
1.3. Финансово-правовые акты в системе финансового законодательства
Глава II. Финансовый контроль
2.1. Определение финансового контроля
2.2. Методы финансового контроля:
2.3. Государственный финансовый контроль
Глава III. Финансовая деятельность государства
3.1. Определение финансовой деятельности государства
3.2. Методы осуществления финансовой деятельности
3.3. Органы государственной власти, осуществляющие финансовую деятельность
Заключение.
Использованная литература:

Файлы: 1 файл

referat.docx

— 39.84 Кб (Скачать)

Финансово-правовые акты подразделяются по юридическим основаниям на нормативные  и индивидуальные, законодательные  и подзаконные, планово - финансовые.

К нормативным относятся  акты, регулирующие группу однородных финансовых отношений; они содержат общие правила поведения их участников, то есть правовые нормы, и действуют  обычно длительное время. Эти акты устанавливают  виды финансовых обязанностей предприятий  и граждан перед государством, порядок исчисления установленных  платежей, типовые признаки плательщиков и другие условия.

Индивидуальные акты конкретизируют нормы права применительно к  определенному плательщику или  получателю средств.

Законодательные акты - это  издаваемые Парламентом законы и  постановления, Указы Президента республики.

Подзаконные акты - это акты, основанные на законе и принятые во исполнение закона: приказы отраслевых и вышестоящих органов управления, инструкции Министерства финансов и  Министерства государственных доходов, резолюции должностных лиц о  разрешении каких - либо действий и  т.д.

Планово-финансовые акты отличаются от остальных тем, что содержат конкретные задания в области финансов на определенный период, то есть являются планами по мобилизации, распределению  и использованию финансовых ресурсов; сюда относятся все виды бюджетов, финансовые планы предприятий и  организаций, сметы расходов учреждений, состоящих на бюджетном финансировании.

Демократизация политической и экономической жизни общества, экономическая реформа требуют  радикальных изменений в подходах к государственному правовому регулированию  хозяйственной деятельности. Этим требованиям  отвечают основополагающие законодательные  акты, которые призваны открыть новый  этап в развитии экономической реформы, создать основу для коренных преобразований производственных отношений: законы о  собственности, о разгосударствлении и приватизации, о земле и земельных  отношениях, о предприятиях, о бюджетной  и налоговой системе, о свободе  хозяйственной деятельности и развитии предпринимательства, об организации  внешнеэкономической деятельности, о банках и банковской деятельности, о страховании, о банкротстве, об иностранных инвестициях, о пенсионном обеспечении граждан. Упомянутые законы являются базой для выработки  правового регулирования социально - экономических отношений в обществе, включая и финансовые. По своей  природе данные законы ориентированы  на создание новой модели рыночной экономики, развитие финансовых отношений  как долговременных и стабильных факторов повышения эффективности  производства. Хозяйственная жизнь, экономические взаимоотношения, финансовая деятельность должны регулироваться новой  законодательной основой, обеспечивающей реальную самостоятельность регионов, предприятий, организаций и других субъектов хозяйствования.

Глава II. Финансовый контроль

2.1 Определение финансового  контроля

Финансовый контроль - это  регламентированная нормами права  деятельность государственных, муниципальных, обще-ственных и иных хозяйствующих  субъектов по проверке свое-временности и точности финансового планирования, обосно-ванности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

По субъектному составу  контролирующих органов финансовый контроль может быть государственным, внутрихозяйственным, финансово-кредитных  органов (банковский контроль), обще-ственным и независимым (аудиторским).

Финансовый контроль является важнейшим средством обеспе-чения  законности в финансовой и хозяйственной  деятельности.

Он призван предупреждать  бесхозяйственность и расточитель-ность, выявлять факты злоупотреблений  и хищений товарно-материальных ценностей и денежных средств. Действенность  финансового контроля, осуществляемого  раз-личными субъектами (органами государственной  власти, местно-го самоуправления, аудиторами, аудиторскими фирмами), в зна-чительной  степени зависит от их взаимодействия, в том числе и с правоохранительными  органами.

Под формой финансового контроля понимают способы кон-кретного выражения  и организации контрольных действий. В зависимости от времени совершения контроля выделяют три основные формы  финансового контроля - предварительный, текущий и последующий.

Предварительный финансовый контроль производится до выпол-нения  какого-либо финансового мероприятия (например, про-верка правильности и  законности документов, служащих основа-нием для получения или расходования денежных средств).

Предварительный контроль осуществляется вышестоящими ор-ганами хозяйственного управления и учреждениями финансо-во-кредитной  системы при рассмотрении финансовых (кре-дитных, кассовых) планов, смет и  других нормативных расче-тов, открытии кредитов и перечислении бюджетных  средств.

Текущий (оперативный) контроль проводится непосредственно в процессе операций по расходованию и поступлению  денеж-ных средств.

На основе данных оперативного и бухгалтерского учета, ин-вентаризаций и визуального наблюдения текущий  контроль по-могает предотвратить совершение финансовых правонаруше-ний, а также  регулировать финансовые риски.

Объектом текущего контроля является документация, непосред-ственно  связанная с уплатой или получением денежных средств. Фактические затраты  регулярно сопоставляются с действую-щими нормами по расходованию средств  с целью оперативно-го выявления  отклонений.

Последующий контроль проводится после совершения денеж-ных операций с целью дополнительной проверки их законно-сти и обоснованности.

Эта форма контроля осуществляется путем анализа отчетов и ба-лансов, а также методом проверок и  ревизий непосредственно на месте - на предприятиях, в учреждениях  и организациях.

2.2 Методы финансового контроля

Под методами контроля понимают приемы и способы его осуществления. Среди основных методов финансового  контроля различают:

наблюдение;

проверку;

обследование;

анализ;

ревизию.

Наблюдение предполагает общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля.

Проверка касается основных вопросов финансовой деятельно-сти  и проводится на месте с использованием балансовых, от-четных и расходных  документов для выявления нарушений  финансовой дисциплины и устранения их последствий. Обследование производится в отношении отдельных сторон финансовой деятельности и опирается  на более широкий круг показателей, что и отличает его от проверки. При обследова-нии используются такие приемы, как опрос и анкетирование. Итоги обследования, как правило, используются для оценки финансового  положения объекта контроля, необходимости  ре-организации производства и т. п.

Анализ, как и предыдущие методы, нацелен на выявление нару-шений  финансовой дисциплины. Он проводится на базе текущей или годовой отчетности и отличается системным и по факторным  подходом, а также использованием таких аналитических приемов, как  средние и относительные величины, группиров-ки, индексный метод и  др.

Финансовый контроль не может  быть сведен только к анали-тической деятельности. Речь может идти лишь об ограничен-ном использовании  специфических методов финансово-экономи-ческого  анализа.

Основным методом финансового  контроля является ревизия, ко-торая  проводится с целью установления законности финансо-вой дисциплины на конкретном объекте.

Законодательство закрепляет обязательный и регулярный ха-рактер ревизии. Она проводится на месте  и основывается на проверке первичных  документов, учетных регистров, бухгал-терской  и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств.

Как правило, ревизии проводятся на основе заранее состав-ленной программы  работы ревизоров, которые наделены широ-кими правами проверять на ревизуемых предприятиях первичные документы, бухгалтерскую отчетность, планы, сметы, фактическое наличие денег, ценных бумаг, товарно-материальных ценностей  и ос-новных фондов;

проводить частичные или  сплошные инвентаризации; опеча-тывать склады, кассы, кладовые;

привлекать специалистов и экспертов для проведения ревизии;

получать от должностных  и материально ответственных  лиц письменные разъяснения по возникающим  в ходе ревизии во-просам и др.

Ревизии подразделяются на несколько видов.

По содержанию ревизии  делятся на документальные и фактиче-ские. Документальные ревизии включают в  себя проверку раз-личных финансовых документов. На основе их анализа можно определить законность и целесообразность расходования средств. В ходе фактической ревизии  проверяется наличие денег, цен-ных  бумаг и материальных ценностей.

По времени осуществления  ревизии делятся на плановые и  вне-плановые. В основном ревизии  проводятся в соответствии с пла-ном, который составляется в вышестоящих  органах, министер-ствах или ведомствах. Плановые ревизии в производственной сфере проводятся не реже одного раза в год, а в непроизводст-венной сфере - не реже двух раз в год.

По о6следуемому периоду  деятельности ревизии делятся на фрон-тальные и выборочные. При  фронтальной (полной) ревизии проверяется  вся финансовая деятельность субъекта за опреде-ленный период. Выборочная (частичная) ревизия представляет собой проверку финансовой деятельности только за какой-то короткий период времени.

По объему ревизуемой деятельности ревизии подразделяются на комплексные, при которых проверяется финансовая деятель-ность данного субъекта в различных областях (в них  принима-ют участие одновременно ревизоры нескольких органов), и тематические, которые сводятся к обследованию какой-либо сферы финансовой деятельности.

2.3 Государственный финансовый контроль

Государственный финансовый контроль осуществляется ор-ганами законодательной  власти, органами ис-полнительной власти, в том числе специально созданными ор-ганами исполнительной власти.

Законодательно признано необходимым проведение не реже од-ного раза в год соответствующими контрольными и финансовы-ми органами комплексных  ревизий и тематических проверок поступления и расходования бюджетных  средств в органах исполнительной власти, а также на предприя-тиях и в организациях, использующих средства бюджета.

Данным Указом установлено, что в Республике Казахстан государственный  финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением бюджета  и внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государст-венного  внутреннего и внешнего долга, государственных  резер-вов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преиму-ществ.

Одновременно в соответствии с установленным законодатель-ством  РК разграничением функций и полномочий указываются также конкретные акты государственного финансового контроля:

*Счетная палата РК;

*Центральный банк РК;

*Министерство финансов  РК;

*Налоговая служба;

*Таможенная служба;

*Служба по финансовому  мониторингу;

*контрольно-ревизионные  органы испол-нительной власти;

*иные органы, осуществляющие  контроль за поступлением и  рас-ходованием средств бюджета  и вне-бюджетных фондов.

Государственный контроль осуществляют также органы пред-ставительной (законодательной) и исполнительной власти субъ-ектов  Республики Казахстан.

Глава III. Финансовая деятельность государства

3.1 Определение финансовой деятельности государства

Финансовая деятельность государства - это деятельность госу-дарства  по образованию, распределению и  использованию цен-трализованных  и децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивающих его бесперебойное  функционирование и раз-витие.

Под финансовой системой государства  понимают совокупность

как всех финансовых институтов, так и тех государственных  органов и учреждений, которые  занимаются финансовой дея-тельностью в пределах своей компетенции.

Финансовый институт представляет собой группу однородных экономических  отношений, взаимосвязанных по формам и ме-тодам аккумуляции или  распределения денежных средств.

Совокупность финансовых институтов образует финансовую си-стему, в которую входят следующие составляющие бюджетная система, состоящая из бюджетов трех уровней:

первый уровень - бюджеты  государ-ственных внебюджетных фондов;

второй уровень - бюджеты  субъектов РК и бюджеты терри-ториальных государственных внебюджетных фондов;

третий уровень - местные  бюджеты; финансы хозяйствующих  субъектов и отраслей; страхование;

кредитование.

Финансовая система как  совокупность государственных органов

и учреждений - это взаимосвязь  финансовых органов и кредит-ных  учреждений, осуществляющих непосредственную финан-совую деятельность государства.

Министерство финансов - орган исполнительной власти, осуществляющий функ-ции по выработке государственной  политики и нормативно - пра-вовому регулированию в следующих сферах:

Информация о работе Правовое обеспечение финансовых отношений