Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 15:18, курсовая работа
Финансовое правоотношение определяется как общественное от-ношение, урегулированное нормами финансового права, участ-ники которого обладают соответствующими юридическими пра-вами и обязанностями.
Введение.
Глава I. Правовое обеспечение финансовых отношений
1.1. Финансовые правоотношения и финансово-правовые нормы
1.2. Финансовая деятельность государства и методы ее законодательного осуществления
1.3. Финансово-правовые акты в системе финансового законодательства
Глава II. Финансовый контроль
2.1. Определение финансового контроля
2.2. Методы финансового контроля:
2.3. Государственный финансовый контроль
Глава III. Финансовая деятельность государства
3.1. Определение финансовой деятельности государства
3.2. Методы осуществления финансовой деятельности
3.3. Органы государственной власти, осуществляющие финансовую деятельность
Заключение.
Использованная литература:
Финансово-правовые акты подразделяются по юридическим основаниям на нормативные и индивидуальные, законодательные и подзаконные, планово - финансовые.
К нормативным относятся акты, регулирующие группу однородных финансовых отношений; они содержат общие правила поведения их участников, то есть правовые нормы, и действуют обычно длительное время. Эти акты устанавливают виды финансовых обязанностей предприятий и граждан перед государством, порядок исчисления установленных платежей, типовые признаки плательщиков и другие условия.
Индивидуальные акты конкретизируют нормы права применительно к определенному плательщику или получателю средств.
Законодательные акты - это издаваемые Парламентом законы и постановления, Указы Президента республики.
Подзаконные акты - это акты,
основанные на законе и принятые во
исполнение закона: приказы отраслевых
и вышестоящих органов
Планово-финансовые акты отличаются от остальных тем, что содержат конкретные задания в области финансов на определенный период, то есть являются планами по мобилизации, распределению и использованию финансовых ресурсов; сюда относятся все виды бюджетов, финансовые планы предприятий и организаций, сметы расходов учреждений, состоящих на бюджетном финансировании.
Демократизация политической
и экономической жизни
Глава II. Финансовый контроль
2.1 Определение финансового контроля
Финансовый контроль - это регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, обще-ственных и иных хозяйствующих субъектов по проверке свое-временности и точности финансового планирования, обосно-ванности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.
По субъектному составу контролирующих органов финансовый контроль может быть государственным, внутрихозяйственным, финансово-кредитных органов (банковский контроль), обще-ственным и независимым (аудиторским).
Финансовый контроль является
важнейшим средством обеспе-
Он призван предупреждать
бесхозяйственность и расточитель-ность,
выявлять факты злоупотреблений
и хищений товарно-материальных
ценностей и денежных средств. Действенность
финансового контроля, осуществляемого
раз-личными субъектами (органами государственной
власти, местно-го самоуправления, аудиторами,
аудиторскими фирмами), в зна-чительной
степени зависит от их взаимодействия,
в том числе и с
Под формой финансового контроля
понимают способы кон-кретного выражения
и организации контрольных
Предварительный финансовый контроль производится до выпол-нения какого-либо финансового мероприятия (например, про-верка правильности и законности документов, служащих основа-нием для получения или расходования денежных средств).
Предварительный контроль осуществляется вышестоящими ор-ганами хозяйственного управления и учреждениями финансо-во-кредитной системы при рассмотрении финансовых (кре-дитных, кассовых) планов, смет и других нормативных расче-тов, открытии кредитов и перечислении бюджетных средств.
Текущий (оперативный) контроль проводится непосредственно в процессе операций по расходованию и поступлению денеж-ных средств.
На основе данных оперативного и бухгалтерского учета, ин-вентаризаций и визуального наблюдения текущий контроль по-могает предотвратить совершение финансовых правонаруше-ний, а также регулировать финансовые риски.
Объектом текущего контроля
является документация, непосред-ственно
связанная с уплатой или
Последующий контроль проводится после совершения денеж-ных операций с целью дополнительной проверки их законно-сти и обоснованности.
Эта форма контроля осуществляется
путем анализа отчетов и ба-
2.2 Методы финансового контроля
Под методами контроля понимают приемы и способы его осуществления. Среди основных методов финансового контроля различают:
наблюдение;
проверку;
обследование;
анализ;
ревизию.
Наблюдение предполагает общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля.
Проверка касается основных вопросов финансовой деятельно-сти и проводится на месте с использованием балансовых, от-четных и расходных документов для выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения их последствий. Обследование производится в отношении отдельных сторон финансовой деятельности и опирается на более широкий круг показателей, что и отличает его от проверки. При обследова-нии используются такие приемы, как опрос и анкетирование. Итоги обследования, как правило, используются для оценки финансового положения объекта контроля, необходимости ре-организации производства и т. п.
Анализ, как и предыдущие
методы, нацелен на выявление нару-шений
финансовой дисциплины. Он проводится
на базе текущей или годовой отчетности
и отличается системным и по факторным
подходом, а также использованием
таких аналитических приемов, как
средние и относительные
Финансовый контроль не может
быть сведен только к анали-тической
деятельности. Речь может идти лишь
об ограничен-ном использовании
специфических методов
Основным методом финансового контроля является ревизия, ко-торая проводится с целью установления законности финансо-вой дисциплины на конкретном объекте.
Законодательство закрепляет обязательный и регулярный ха-рактер ревизии. Она проводится на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгал-терской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств.
Как правило, ревизии проводятся на основе заранее состав-ленной программы работы ревизоров, которые наделены широ-кими правами проверять на ревизуемых предприятиях первичные документы, бухгалтерскую отчетность, планы, сметы, фактическое наличие денег, ценных бумаг, товарно-материальных ценностей и ос-новных фондов;
проводить частичные или сплошные инвентаризации; опеча-тывать склады, кассы, кладовые;
привлекать специалистов и экспертов для проведения ревизии;
получать от должностных и материально ответственных лиц письменные разъяснения по возникающим в ходе ревизии во-просам и др.
Ревизии подразделяются на несколько видов.
По содержанию ревизии делятся на документальные и фактиче-ские. Документальные ревизии включают в себя проверку раз-личных финансовых документов. На основе их анализа можно определить законность и целесообразность расходования средств. В ходе фактической ревизии проверяется наличие денег, цен-ных бумаг и материальных ценностей.
По времени осуществления ревизии делятся на плановые и вне-плановые. В основном ревизии проводятся в соответствии с пла-ном, который составляется в вышестоящих органах, министер-ствах или ведомствах. Плановые ревизии в производственной сфере проводятся не реже одного раза в год, а в непроизводст-венной сфере - не реже двух раз в год.
По о6следуемому периоду деятельности ревизии делятся на фрон-тальные и выборочные. При фронтальной (полной) ревизии проверяется вся финансовая деятельность субъекта за опреде-ленный период. Выборочная (частичная) ревизия представляет собой проверку финансовой деятельности только за какой-то короткий период времени.
По объему ревизуемой деятельности
ревизии подразделяются на комплексные,
при которых проверяется
2.3 Государственный финансовый контроль
Государственный финансовый контроль осуществляется ор-ганами законодательной власти, органами ис-полнительной власти, в том числе специально созданными ор-ганами исполнительной власти.
Законодательно признано
необходимым проведение не реже од-ного
раза в год соответствующими контрольными
и финансовы-ми органами комплексных
ревизий и тематических проверок
поступления и расходования бюджетных
средств в органах
Данным Указом установлено,
что в Республике Казахстан государственный
финансовый контроль включает в себя
контроль за исполнением бюджета
и внебюджетных фондов, организацией
денежного обращения, использованием
кредитных ресурсов, состоянием государст-венного
внутреннего и внешнего долга, государственных
резер-вов, предоставлением финансовых
и налоговых льгот и преиму-
Одновременно в соответствии
с установленным законодатель-
*Счетная палата РК;
*Центральный банк РК;
*Министерство финансов РК;
*Налоговая служба;
*Таможенная служба;
*Служба по финансовому мониторингу;
*контрольно-ревизионные органы испол-нительной власти;
*иные органы, осуществляющие
контроль за поступлением и
рас-ходованием средств
Государственный контроль осуществляют также органы пред-ставительной (законодательной) и исполнительной власти субъ-ектов Республики Казахстан.
Глава III. Финансовая деятельность государства
3.1 Определение финансовой деятельности государства
Финансовая деятельность
государства - это деятельность госу-дарства
по образованию, распределению и
использованию цен-
Под финансовой системой государства понимают совокупность
как всех финансовых институтов, так и тех государственных органов и учреждений, которые занимаются финансовой дея-тельностью в пределах своей компетенции.
Финансовый институт представляет собой группу однородных экономических отношений, взаимосвязанных по формам и ме-тодам аккумуляции или распределения денежных средств.
Совокупность финансовых институтов образует финансовую си-стему, в которую входят следующие составляющие бюджетная система, состоящая из бюджетов трех уровней:
первый уровень - бюджеты государ-ственных внебюджетных фондов;
второй уровень - бюджеты субъектов РК и бюджеты терри-ториальных государственных внебюджетных фондов;
третий уровень - местные бюджеты; финансы хозяйствующих субъектов и отраслей; страхование;
кредитование.
Финансовая система как совокупность государственных органов
и учреждений - это взаимосвязь финансовых органов и кредит-ных учреждений, осуществляющих непосредственную финан-совую деятельность государства.
Министерство финансов -
орган исполнительной власти, осуществляющий
функ-ции по выработке государственной
политики и нормативно - пра-вовому
регулированию в следующих
Информация о работе Правовое обеспечение финансовых отношений