Правовое обеспечение финансовых отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 15:18, курсовая работа

Краткое описание

Финансовое правоотношение определяется как общественное от-ношение, урегулированное нормами финансового права, участ-ники которого обладают соответствующими юридическими пра-вами и обязанностями.

Оглавление

Введение.
Глава I. Правовое обеспечение финансовых отношений
1.1. Финансовые правоотношения и финансово-правовые нормы
1.2. Финансовая деятельность государства и методы ее законодательного осуществления
1.3. Финансово-правовые акты в системе финансового законодательства
Глава II. Финансовый контроль
2.1. Определение финансового контроля
2.2. Методы финансового контроля:
2.3. Государственный финансовый контроль
Глава III. Финансовая деятельность государства
3.1. Определение финансовой деятельности государства
3.2. Методы осуществления финансовой деятельности
3.3. Органы государственной власти, осуществляющие финансовую деятельность
Заключение.
Использованная литература:

Файлы: 1 файл

referat.docx

— 39.84 Кб (Скачать)

*бюджетной;

*налоговой;

*страховой;

*валютной; банковской; государственного  долга;

*аудиторской деятельности; бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности;

*производства, переработки  и обращения драгоценных металлов  и драгоценных камней;

*таможенных платежей, определения  таможенной стоимости то-варов  и транспортных средств;

*инвестирования средств,  для финансирования накопительной  части трудовой пенсии;

*организации и проведения  лотерей, азартных игр и пари;

*производства и оборота  защищенной полиграфической про-дукции;

*финансового обеспечения  государственной службы;

*противодействия легализации  доходов, полученных преступ-ным  путем, и финансированию терроризма.

Министерство Финансов осуществляет свою деятельность во взаимо-действии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов, орга-нами местного самоуправления, общественными объединения-ми и иными организациями.

Систему кредитных учреждений возглавляет Центральный банк, который  осуществляет руководство в области  кре-дита и контролирует всю сеть кредитных органов.

В финансовую систему входят налоговая служба, таможня и, на-конец, бухгалтерии предприятий и организаций  всех форм соб-ственности.

3.2 Методы осуществления  финансовой деятельности

Финансовая деятельность государства осуществляется различны-ми методами. Их разнообразие зависит  от многих факторов: от субъекта взаимоотношений, условий аккумуляции и использо-вания  денежных средств.

В юридической литературе принято делить методы осуществ-ления  финансовой деятельности на две группы:

*методы собирания денежных  средств;

*методы их распределения  и использования.

Важнейшим методом собирания  денежных средств в государ-ственные и местные бюджеты является налоговый  метод - ме-тод установления налогов. Государство с помощью данного  ме-тода изымает в той или иной форме, в обязательном порядке, в  установленные сроки и в установленном  размере денежные средства для зачисления их в бюджеты определенного уровня.

В отличие от налогового метода, которому свойственен в опре-деленной степени принудительный (обязательный) характер изъятия денежных средств, применяется и метод добровольных взносов - покупка государственных  ценных бумаг, пожертвова-ния, вклады в  банки и т. д.

При распределении и использовании  государственных денежных средств  применяются два важнейших метода: метод финанси-рования и кредитования.

Метод финансирования выражается в безвозмездном и безвоз-вратном  предоставлении денежных средств.

Кредитование означает выделение (предоставление) денежных средств  на условиях возмездности (платности) и возвратности.

Финансирование применяется  в отношении государственных  организаций, а метод кредитования - как в отношении государ-ственных организаций, так и иных организаций. В условиях де-фицита бюджета предусмотрена  возможность выделения средств  из бюджета на условиях возвратности и возмездности.

3.3 Органы государственной  власти, осуществляющие финансовую  деятельность

Особенностью финансовой деятельности является то, что ее осуществляют все органы государственной власти в зависимо-сти от установленной  им компетенции.

В ведении представительных и исполнительных ор-ганов государственной  власти находятся установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, тамо-женное регулирование; денежная эмиссия; основы ценовой по-литики; налоги; страхование.

Президент подписывает и  обнародует законы.

Представительные органы в лице собрания и пред-ставительных органов субъектов рассматривают, об-суждают и утверждают бюджет респуб-лики.

Правительство государства  обеспечивает подготовку бюджета и  его рассмотрение в представительных органах, осуществляет общее руководство  исполнением бюджета, обеспечивает проведение единой финансовой кредитной  и денежной политики, занима-ется другими  финансовыми вопросами государства.

Представительные и исполнительные органы субъектов государства, ме-стного самоуправления выполняют на соответствующей  террито-рии функции в области  финансов в пределах своей, компетенции.Органы государственного управления, вы-полняя свои основные задачи в определенной сфере деятельно-сти, осуществляют одновременно и финансовую деятельность, которая обеспечивает выполнение ими  этих задач.

Существуют органы государства, созданные специально для осу-ществления финансовой деятельности:Министерство финансов;

Финансовое казначейство;

Налоговая служба;

Центральный банк.

Заключение:

Общественные отношения, возникающие в процессе осуще-ствления финансовой деятельности государства, многооб-разны и неоднородны. Поэтому  и финансовые правоотношения характеризуются  большим разнообразием.

Субъектами финансовых правоотношений могут быть физиче-ские лица (граждане), юридические лица (и организации, не наделенные правами юридического лица), государственные об-разования  и муници-пальные (местные) образования.

Финансовое правоотношение определяется как общественное от-ношение, урегулированное нормами финансового  права, участ-ники которого обладают соответствующими юридическими пра-вами и обязанностями.

Финансовый контроль - это  регламентированная нормами права  деятельность государственных, муниципальных, обще-ственных и иных хозяйствующих  субъектов по проверке свое-временности  и точности финансового планирования, обосно-ванности и полноты поступления  доходов в соответствующие фонды  денежных средств, правильности и эффективности  их использования.

Финансовый контроль является важнейшим средством обеспе-чения  законности в финансовой и хозяйственной  деятельности. Он призван предупреждать  бесхозяйственность и расточитель-ность, выявлять факты злоупотреблений  и хищений товарно-материальных ценностей и денежных средств.

Под формой финансового контроля понимают способы кон-кретного выражения  и организации контрольных действий. В зависимости от времени совершения контроля выделяют три основные формы  финансового контроля - предварительный, текущий и последующий.

Финансовое право - это  совокупность юридических норм, регулирующих финансовые отношения, которые возникают  в процессе образования, распределения  и использования денежных фондов, необходимых для осуществления  задач государства на соответствующем  этапе развития общества. Оно разграничивается по отдельным направлениям, относящимся  к однородным финансовым отношениям: бюджетное право, налоговое право, хозяйственное право; в финансовое право включаются также такие  разделы, как валютное и страховое  законодательство, банковское право, правовое регулирование государственного кредита, денежного обращения, в связи  с трактовкой финансов в широком  понимании как денежных отношений  в целом.

Финансовая деятельность государства выражается в многочисленных и разнообразных функциях, которые  действуют в трех общих направлениях: образование, распределение и использование  государственных денежных фондов. В  зависимости от содержания, роли и  масштабов действия тех или иных функций финансовая деятельность осуществляется

в виде государственной власти или государственного управления (исполнительно-распорядительной деятельности). Высший орган государственной  власти - Парламент Республики Казахстан  органы государственной власти на местах - собрания депутатов - маслихаты. Главой исполнительной власти является Президент, исполнительно-распорядительную деятельность проводит Правительство Республики Казахстан, на местах - главы (акимы) и  аппарат местных администраций.

Финансово-правовые акты представляют собой принятые в предусмотренной  форме и имеющие юридические  последствия решения органов  государственной власти и управления по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию. Совокупность финансово - правовых актов составляет финансовое законодательство.

Финансово-правовые акты подразделяются по юридическим основаниям на нормативные  и индивидуальные, законодательные  и подзаконные, планово - финансовые.

Финансовый контроль - это  регламентированная нормами права  деятельность государственных, муниципальных, обще-ственных и иных хозяйствующих  субъектов по проверке свое-временности  и точности финансового планирования, обосно-ванности и полноты поступления  доходов в соответствующие фонды  денежных средств, правильности и эффективности  их использования.

Под формой финансового контроля понимают способы кон-кретного выражения  и организации контрольных действий. В зависимости от времени совершения контроля выделяют три основные формы  финансового контроля - предварительный, текущий и последующий.

Государственный финансовый контроль осуществляется ор-ганами законодательной  власти, органами ис-полнительной власти, в том числе специально созданными ор-ганами исполнительной власти.

Государственный контроль осуществляют также органы пред-ставительной (законодательной) и исполнительной власти субъ-ектов  Республики Казахстан.

Финансовая деятельность государства - это деятельность госу-дарства  по образованию, распределению и  использованию цен-трализованных  и децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивающих его бесперебойное  функционирование и раз-витие.

Министерство финансов - орган исполнительной власти, осуществляющий функ-ции по выработке государственной  политики и нормативно - пра-вовому регулированию. Особенностью финансовой деятельности является то, что ее осуществляют все органы государственной власти в зависимо-сти от установленной  им компетенции.

Органы государственного управления, вы-полняя свои основные задачи в определенной сфере деятельно-сти, осуществляют одновременно и финансовую деятельность, которая обеспечивает выполнение ими этих задач.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Грачева Е.Ю., Куфакова  Н.А., Пепеляев С.Г. Финансы - М.: ТЕИС, 1995 г.

2. Додонов В.Н., Крылова  М.А., Шестаков А.В. Финансовое  и банковское право: Словарь-справочник. Под ред. проф. О.Н. Гор-буновой. - М.: ИНФРА-М, 1997 г.

3. Курс экономической  теории. Общие основы экономической  теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: Учебное  пособие /под. Общ. Ред. А.  В. Сидоровича - М.: МГУ им. Ломоносова, "ДИС", 1997 г.

4. Курс экономической  теории Под ред. Чепурина М.  Н. проф. Киселевой Е. А. Киров, 1994 г.

5. Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс. Принципы, проблемы и политика. М, Республика, 1992 г.

6. Нуреев Р. М. основы  экономических теорий: Микроэкономика: учеб. для вузов. - М.: Высш. шк., 1996 г.

7. «статистика в России  и за рубежом»

8. Учебник

9. Авторы: А.В. Сиденко,  Г.Ю. Попов,

10. В.М. Матвеева. Издательство; Москва. 2000 год.

11. Финансовое право: Учебник.  Отв. ред. проф. Н.И. Химичева. -М.: БЕК, 1995 г.

12. Олейник О.М. Основы  банковского права. Курс лекций. -М.: Юристь, 1997 г.

13. Экономика: учебник/Под  ред. Доц. А. С. Булатова. - М.: Издательство БЕК, 1994 г.

14. «100 ключевых терминов  бизнеса»

15. Словарь-справочник

16. Автор: А.А. Максютов.


Информация о работе Правовое обеспечение финансовых отношений