Правовое обеспечение финансовой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 16:28, курсовая работа

Краткое описание

Введение.
Глава I. Правовое обеспечение финансовых отношений
Финансовый контроль - это регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

По субъектному составу контролирующих органов финансовый контроль может быть государственным, внутрихозяйственным, финансово-кредитных органов (банковский контроль), общественным и независимым (аудиторским).

В зависимости от времени совершения контроля выделяют три основные формы финансового контроля - предварительный, текущий и последующий.

Предварительный контроль осуществляется вышестоящими органами хозяйственного управления и учреждениями финансово-кредитной системы при рассмотрении финансовых (кредитных, кассовых) планов, смет и других нормативных расчетов, открытии кредитов и перечислении бюджетных средств.

Оглавление

Введение.

Глава I. Правовое обеспечение финансовых отношений

1.1. Финансовые правоотношения и финансово-правовые нормы

1.2. Финансовая деятельность государства и методы ее законодательного осуществления

1.3. Финансово-правовые акты в системе финансового законодательства

Глава II. Финансовый контроль

2.1. Определение финансового контроля

2.2. Методы финансового контроля:

2.3. Государственный финансовый контроль

Глава III. Финансовая деятельность государства

3.1. Определение финансовой деятельности государства

3.2. Методы осуществления финансовой деятельности

3.3. Органы государственной власти, осуществляющие финансовую деятельность

Заключение.

Использованная литература:

Файлы: 1 файл

Прав обеспеч фин деят-ти № 25.rtf

— 262.39 Кб (Скачать)

      При осуществлении финансовой деятельности государственные органы принимают определенные финансово-правовые акты, которыми в пределах своих полномочий регулируют финансовые отношения по мобилизации, распределению и использованию финансовых ресурсов, проведению контроля за их расходованием, выполнению финансовых планов и финансовых обязательств перед государством, а также руководят участниками этих отношений.

      Финансово-правовые акты представляют собой принятые в предусмотренной форме и имеющие юридические последствия решения органов государственной власти и управления по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию. Они устанавливают, изменяют или отменяют финансово-правовые нормы или служат основанием для возникновения, прекращения, изменения конкретных правоотношений. Совокупность финансово - правовых актов составляет финансовое законодательство.

      Применение тех или иных правовых форм финансовой деятельности определяется значением и содержанием регулируемых отношений. Так, юридический закон отражает длительные и устойчивые финансовые отношения и утверждается Парламентом; менее длительные, например закон о республиканском бюджете, также утверждаются этим органом в силу значимости подобного акта для социально-экономической жизни страны. Неюридические финансовые формы действуют в текущей финансовой деятельности; к ним относятся: проведение совещаний в аппарате финансовых и налоговых органов, инструктирование финансовой службы предприятий, проведение заседаний комиссий при подготовке бюджетов к утверждению собраниями депутатов и т.д.

      Финансово-правовые акты подразделяются по юридическим                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         основаниям на нормативные и индивидуальные, законодательные и подзаконные, планово - финансовые.

      К нормативным относятся акты, регулирующие группу однородных финансовых отношений; они содержат общие правила поведения их участников, то есть правовые нормы, и действуют обычно длительное время. Эти акты устанавливают виды финансовых обязанностей предприятий и граждан перед государством, порядок исчисления установленных платежей, типовые признаки плательщиков и другие условия.

      Индивидуальные акты конкретизируют нормы права применительно к определенному плательщику или получателю средств.

      Законодательные акты - это издаваемые Парламентом законы и постановления, Указы Президента республики.

      Подзаконные акты - это акты, основанные на законе и принятые во исполнение закона: приказы отраслевых и вышестоящих органов управления, инструкции Министерства финансов и Министерства государственных доходов, резолюции должностных лиц о разрешении каких - либо действий и т.д.

      Планово-финансовые акты отличаются от остальных тем, что содержат конкретные задания в области финансов на определенный период, то есть являются планами по мобилизации, распределению и использованию финансовых ресурсов; сюда относятся все виды бюджетов, финансовые планы предприятий и организаций, сметы расходов учреждений, состоящих на бюджетном финансировании.

      Демократизация политической и экономической жизни общества, экономическая реформа требуют радикальных изменений в подходах к государственному правовому регулированию хозяйственной деятельности. Этим требованиям отвечают основополагающие законодательные акты, которые призваны открыть новый этап в развитии экономической реформы, создать основу для коренных преобразований производственных отношений: законы о собственности, о разгосударствлении и приватизации, о земле и земельных отношениях, о предприятиях, о бюджетной и налоговой системе, о свободе хозяйственной деятельности и развитии предпринимательства, об организации внешнеэкономической деятельности, о банках и банковской деятельности, о страховании, о банкротстве, об иностранных инвестициях, о пенсионном обеспечении граждан. Упомянутые законы являются базой для выработки правового регулирования социально - экономических отношений в обществе, включая и финансовые. По своей природе данные законы ориентированы на создание новой модели рыночной экономики, развитие финансовых отношений как долговременных и стабильных факторов повышения эффективности производства. Хозяйственная жизнь, экономические взаимоотношения, финансовая деятельность должны регулироваться новой законодательной основой, обеспечивающей реальную самостоятельность регионов, предприятий, организаций и других субъектов хозяйствования.

 

       Глава II. Финансовый контроль 

      2.1 Определение финансового контроля 

      Финансовый контроль - это регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

      По субъектному составу контролирующих органов финансовый контроль может быть государственным, внутрихозяйственным, финансово-кредитных органов (банковский контроль), общественным и независимым (аудиторским).

      Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности.

      Он призван предупреждать бесхозяйственность и расточительность, выявлять факты злоупотреблений и хищений товарно-материальных ценностей и денежных средств. Действенность финансового контроля, осуществляемого различными субъектами (органами государственной власти, местного самоуправления, аудиторами, аудиторскими фирмами), в значительной степени зависит от их взаимодействия, в том числе и с правоохранительными органами.

      Под формой финансового контроля понимают способы конкретного выражения и организации контрольных действий. В зависимости от времени совершения контроля выделяют три основные формы финансового контроля - предварительный, текущий и последующий.

      Предварительный финансовый контроль производится до выполнения какого-либо финансового мероприятия (например, проверка правильности и законности документов, служащих основанием для получения или расходования денежных средств).

      Предварительный контроль осуществляется вышестоящими органами хозяйственного управления и учреждениями финансово-кредитной системы при рассмотрении финансовых (кредитных, кассовых) планов, смет и других нормативных расчетов, открытии кредитов и перечислении бюджетных средств.

      Текущий (оперативный) контроль проводится непосредственно в процессе операций по расходованию и поступлению денежных средств.

      На основе данных оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения текущий контроль помогает предотвратить совершение финансовых правонарушений, а также регулировать финансовые риски.

      Объектом текущего контроля является документация, непосредственно связанная с уплатой или получением денежных средств. Фактические затраты регулярно сопоставляются с действующими нормами по расходованию средств с целью оперативного выявления отклонений.

      Последующий контроль проводится после совершения денежных операций с целью дополнительной проверки их законности и обоснованности.

      Эта форма контроля осуществляется путем анализа отчетов и балансов, а также методом проверок и ревизий непосредственно на месте - на предприятиях, в учреждениях и организациях. 

    1. Методы финансового контроля
 

      Под методами контроля понимают приемы и способы его осуществления. Среди основных методов финансового контроля различают:

    • наблюдение;
    • проверку;
    • обследование;
    • анализ;
    • ревизию.

      Наблюдение предполагает общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля.

      Проверка касается основных вопросов финансовой деятельности и проводится на месте с использованием балансовых, отчетных и расходных документов для выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения их последствий. Обследование производится в отношении отдельных сторон финансовой деятельности и опирается на более широкий круг показателей, что и отличает его от проверки. При обследовании используются такие приемы, как опрос и анкетирование. Итоги обследования, как правило, используются для оценки финансового положения объекта контроля, необходимости реорганизации производства и т. п.

      Анализ, как и предыдущие методы, нацелен на выявление нарушений финансовой дисциплины. Он проводится на базе текущей или годовой отчетности и отличается системным и по факторным подходом, а также использованием таких аналитических приемов, как средние и относительные величины, группировки, индексный метод и др.

      Финансовый контроль не может быть сведен только к аналитической деятельности. Речь может идти лишь об ограниченном использовании специфических методов финансово-экономического анализа.

      Основным методом финансового контроля является ревизия, которая проводится с целью установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте.

      Законодательство закрепляет обязательный и регулярный характер ревизии. Она проводится на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств.

      Как правило, ревизии проводятся на основе заранее составленной программы работы ревизоров, которые наделены широкими правами проверять на ревизуемых предприятиях первичные документы, бухгалтерскую отчетность, планы, сметы, фактическое наличие денег, ценных бумаг, товарно-материальных ценностей и основных фондов;

      проводить частичные или сплошные инвентаризации; опечатывать склады, кассы, кладовые;

      привлекать специалистов и экспертов для проведения ревизии;

      получать от должностных и материально ответственных лиц письменные разъяснения по возникающим в ходе ревизии вопросам и др.

      Ревизии подразделяются на несколько видов.

      По содержанию ревизии делятся на документальные и фактические. Документальные ревизии включают в себя проверку различных финансовых документов. На основе их анализа можно определить законность и целесообразность расходования средств. В ходе фактической ревизии проверяется наличие денег, ценных бумаг и материальных ценностей.

      По времени осуществления ревизии делятся на плановые и внеплановые. В основном ревизии проводятся в соответствии с планом, который составляется в вышестоящих органах, министерствах или ведомствах. Плановые ревизии в производственной сфере проводятся не реже одного раза в год, а в непроизводственной сфере - не реже двух раз в год.

      По о6следуемому периоду деятельности ревизии делятся на фронтальные и выборочные. При фронтальной (полной) ревизии проверяется вся финансовая деятельность субъекта за определенный период. Выборочная (частичная) ревизия представляет собой проверку финансовой деятельности только за какой-то короткий период времени.

      По объему ревизуемой деятельности ревизии подразделяются на комплексные, при которых проверяется финансовая деятельность данного субъекта в различных областях (в них принимают участие одновременно ревизоры нескольких органов), и тематические, которые сводятся к обследованию какой-либо сферы финансовой деятельности.

 

       2.3 Государственный финансовый контроль 

      Государственный финансовый контроль осуществляется органами законодательной власти, органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти.

Информация о работе Правовое обеспечение финансовой деятельности