Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 13:03, дипломная работа
Цель дипломного исследования заключается в разработке теоретико-методологической основы и механизма правового обеспечения защиты инвестиций, поиске возможностей оптимизации этого механизма.
Для достижения указанной цели в дипломном исследовании предпринята попытка решить следующие задачи:
- уточнить теоретическое понимание и раскрыть сущность инвестиций, государственного регулирования и правового обеспечения их защиты;
- определить соотношение юридического и экономического понятия «инвестиции», с а также понятие «иностранные инвестиции»;
77
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования определяется необходимостью правового обеспечения поддержки и защиты инвестиций на этапе коренных преобразований в сфере государственного регулирования инвестиционной деятельности, обусловленных выходом Российской Федерации из кризиса и осуществлением административной реформы. Потребности экономики страны, где права собственности должны быть надежно защищены, ставят задачу активизации правоохранительной и защитной функций не только хозяйствующих субъектов, но и государства, его органов власти. Общее состояние правовой защиты инвестиционной деятельности оценивается как неразвитое и недостаточное для обеспечения потребностей рыночной экономики в законодательстве.
На состоянии инвестиционной деятельности негативно сказывается отсутствие эффективного механизма её правового регулирования, а также управленческой модели взаимодействия участников инвестиционного процесса в ходе обеспечения их безопасности с использованием административно-правовых и финансово-правовых средств защиты. Не дали должных результатов меры по активизации инвестиционной деятельности, предпринимаемые на всех уровнях власти. Попытки поддержки инвестиционного процесса, предпринятые Правительством РФ в конце XX века, еще не получили логического продолжения, в связи с чем нормативно-правовая база защиты инвестиций оказалась несовершенной. Инвестиционное законодательство не отражает современный уровень развития рыночных отношений и, с точки зрения их правового обеспечения, является несистемным.
Достижение цели формирования прочной правовой основы инвестиционной деятельности осложняется в результате отсутствия продуманной системы организационных мер по защите прав инвесторов в условиях преодоления инвестиционного кризиса на федеральном и региональном уровнях.
Сдерживающим фактором также стал неравномерный уровень развития отдельных регионов. В свою очередь, перед субъектами Российской Федерации стоит задача формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций в свою экономику. Все это требует от государственных органов исполнительной власти РФ и ее субъектов принятия мер по модернизации инфраструктуры инвестиционной деятельности, вложению инвестиций за счет бюджетов, созданию собственных программ инвестирования.
Стала очевидной необходимость такой модернизации управления инвестиционной деятельностью, в ходе которой будет обеспечено решение проблемы оптимального сочетания рыночного механизма саморегулирования с гибким и активным участием государства в правовой защите инвестиций. В связи с этим большое значение приобретает повышение самостоятельности субъектов финансового права, занятых в сферах распоряжения государственной собственностью и бюджетной деятельности. Возрастает также роль субъектов административного права в процессах государственного регулирования и защиты инвестиций на современном этапе реформирования органов исполнительной власти. Таким образом, формирование правовой основы защиты инвестиций и совершенствование статуса участников инвестиционной деятельности приобретает особую актуальность и требует глубокого научного анализа.
В течение длительного времени, несмотря на развитие гражданского, административного, финансового, банковского, предпринимательского права, отношения, возникающие в сфере правового обеспечения защиты инвестиций в Российской Федерации, не подвергались углубленному научно-юридическому анализу и были объектом исследования, преимущественно, ученых-экономистов. Изучению проблем регулирования инвестиционной деятельности посвящены работы таких ученых, как В.Г. Золотогоров, Н.Г. Доронина, Е.Е. Кабалкина, И.З. Фархутдинов, А.Д. Бубенщиков, др. Однако исследование сущности государственного регулирования защиты инвестиционной деятельности, равно как и развития средств его активизации, ведется недостаточно. Хотя нельзя не отметить, что данные вопросы затрагиваются в публикациях Н.П. Купрещенко, С.Е. Нарышкина, А.С. Нешитой, П.А. Панкратова, и др.
Среди тех ученых-юристов, кому удалось концептуально подойти к изучению проблемы правового регулирования инвестиционной деятельности, следует отметить Н.Н. Вознесенскую, Е.Е. Кабалкину, Фархутдинов И.Г, В.А. Трапезнаков, О.М. Антипова и др.
Существенный вклад в исследование вопросов государственного регулирования инвестиций внесли работы Е.А.Суханова., Н.П. Купрещенко, Н.М. мухметдинова. В большинстве своем труды, посвященные исследованиям процесса привлечения инвестиций, имеют четко выраженное социальное и экономическое содержание, направленное на изучение отдельных проблем, возникающих в сфере поддержки инвестиций, а также проводится анализ форм и методов государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемого в России и за рубежом.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере формирования правовых основ обеспечения защиты инвестиций с участием Российской Федерации и ее субъектов на современном этапе реформирования системы государственного управления.
Предмет исследования составляют нормы административного и финансового права, закрепляющие правовые основы защиты инвестиций и механизм их регулирования.
Цель дипломного исследования заключается в разработке теоретико-методологической основы и механизма правового обеспечения защиты инвестиций, поиске возможностей оптимизации этого механизма.
Для достижения указанной цели в дипломном исследовании предпринята попытка решить следующие задачи:
- уточнить теоретическое понимание и раскрыть сущность инвестиций, государственного регулирования и правового обеспечения их защиты;
- определить соотношение юридического и экономического понятия «инвестиции», с а также понятие «иностранные инвестиции»;
- проследить тенденции развития правового регулирования инвестиций в Российской Федерации;
- рассмотреть судебно-арбитражную практику в сфере портфельных инвестиций на примере законодательства об акционерных обществах;
- провести анализ правоотношений в сфере иностранных инвестиции.
Теоретической основой дипломной работы являются концепции, положения и обобщения, содержащиеся в трудах отечественных ученых и специалистов-практиков по проблемам теории права и государства, конституционного, административного, финансового, информационного, муниципального и других отраслей права. К таковым относятся труды Антиповой О.М., Борисова А.Б., Бубенщикова А.Д., Вознесенской Н.Н., Дорониной Н.Г., Золотогорова В.Г., Ивановой Е, Кабалкиной Е.Е., Купрещенко Н.П., Носкова И.Н., Панкратова П.А., Фархутдинова И.З., Холкиной М.Г. и др.
Источниковедческую базу исследования образуют Конституция Российской Федерации, международные правовые акты, Бюджетный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Налоговый кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, федеральные законы об инвестиционной деятельности, указы Президента Российской Федерации, определяющие основные направления государственной политики в этой сфере. Использованы такие постановления Правительства Российской Федерации, которые регулируют конкретные вопросы, возникающие в процессе привлечения и защиты инвестиций, законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ
1.1 Понятие инвестиций в российском праве
В целях государственного правового регулирования инвестиционной деятельности немаловажное значение имеет юридическое определение понятия «инвестиции». Понятийный аппарат играет важную роль в правоприменительной практике, что выражается, прежде всего, в возможности определения конкретного круга лиц и отношений, подлежащих урегулированию правовыми нормами. Однако вопрос о том, что понимается в российском законодательстве и науке под категорией «инвестиции», неоднозначно освещен в научной литературе.
Понятие «инвестиции», являясь ключевым в инвестиционных отношениях, в силу своей многогранности остается одним из самых спорных. Соответственно, категория «инвестиции» может быть рассмотрена с нескольких позиций[1].
С точки зрения этимологии это слово происходит от английского «investment» и буквально переводится как капиталовложение. При определении рассматриваемого понятия ключевыми являются слова «капитал», под которым понимается «имущество, собственность», и «вложение» в значении действия, направленного на помещение куда-нибудь для использования в каком-нибудь деле, предприятии.
В этом смысле понятие «инвестиция» употребляется в повседневном обиходе, обозначая огромный спектр реальностей, не носящих правовой нагрузки, например, «инвестиции в свое будущее»[2].
С точки зрения экономической сущности данного явления инвестиции — это капитал или долгосрочные вложения капитала в отрасли экономики внутри страны и за границей.
Однако и в данном случае термин «инвестиции» трактуется довольно широко, что не может быть применено к инвестиционным правоотношениям, поскольку это может привести к возникновению трудностей с их разграничением с другими, схожими по содержанию отношениями.
Для нас важно определить понятие «инвестиции» в правовом смысле, поскольку, как отмечалось выше, именно оно очерчивает круг отношений, подлежащих урегулированию правовыми нормами. В связи с этим рассмотрим, как определен термин «инвестиции» в российском законодательстве.
После перехода к рыночной экономике понятие «инвестиции» претерпело множество изменений. В статье 1 Закона «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» от 26 июня 1991 г. № 1488-1 (в ред. ФЗ от 10.01.2003 г. № 15-ФЗ) инвестиции определялись, как «денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, кредиты, любое иное имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения при-были (дохода) и достижения положительного социального эффекта». То есть правовое определение категории «инвестиции» ограничивалось рядом критериев.
Во-первых, был обозначен круг объектов гражданских прав, в который входили вещи, деньги, ценные бумаги, иное имущество, включая имущественные права и объекты интеллектуальной собственности. Ценные бумаги в качестве объекта инвестирования рассматривались в широком смысле как инструмент финансового рынка. В целом желанный перечень не носил исчерпывающий характер.
Во-вторых, речь шла не просто о предметах материального и нематериального мира, а о предметах, имеющих объективную форму выражения и вкладываемых при осуществлении как предпринимательской, так и других видов деятельности.
В-третьих, целью инвестирования должно было быть получение прибыли (дохода) с одновременным достижением положительного социального эффекта.
Однако в этом определении очевидна попытка приблизить правовую формулировку к экономической составляющей рассматриваемого явления, т.е. понятие «инвестиции» трактуется довольно широко. В результате по Закону 1991 г. под правовую защиту инвестиций подпадали все формы предпринимательских сделок, в том числе и те, которые носили спекулятивный характер и не несли инвестиционной нагрузки в целях экономического прогресса.
Экономическое положение в 90-е годы и прогрессивное развитие гражданского законодательства РФ предопределили изменения в понятийном аппарате инвестиционного законодательства. ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ (в ред. ФЗ от 02.01.2000 г. № 22-ФЗ, от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ) определил инвестиции уже иным образом, чем Закон 1991 г. Теперь под инвестициями понимались денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, а также иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. Соответственно, можно обозначить и критерии, образующие категорию «инвестиции»[3].
Во-первых, круг объектов гражданских прав составляют денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, а также иные права, имеющие денежную оценку. Следовательно, круг объектов гражданских прав, инвестируемых в форме капитальных вложений, сужен по сравнению с Законом 1991 г.
Во-вторых, это также не просто предметы материального и нематериального мира, имеющие объективную форму выражения, а предметы, вкладываемые при осуществлении уже не только предпринимательской, но и иной деятельности. То есть по сравнению с Законом 1991 г. расширена сфера осуществления «инвестиций».
В-третьих, целями инвестирования не обязательно должно быть получение прибыли, но возможно и достижение иного полезного эффекта (в том числе социального).
В целях объективной оценки определений понятия «инвестиции», данных в законах 1991 и 1999 гг., нельзя не упомянуть об определении в ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» 1999 г. понятия «иностранные инвестиции».
Во-первых, они определяются более узко, а именно как конкретные экономические проекты, направленные на развитие отраслей экономики (ст. 2), т.е. подчеркивается их социально-экономическая значимость.
Во-вторых, перечень объектов гражданских прав более четко определен и дан на основе понятий, изложенных в ст. 128 Гражданского кодекса РФ[4]. Отдельно выделены в качестве объектов гражданских прав информация, услуга. Однако данный перечень также не является исчерпывающим.
В-третьих, инвестирование возможно только при условии, что вкладываемые объекты не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в РФ в соответствии с федеральными законами.
В-четвертых, обозначена принадлежность этих объектов: инвестиции — это объекты гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, т.е. обозначен субъект инвестирования.