Правовое обеспечение инвестиций

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 13:03, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломного исследования заключается в разработке теоретико-методологической основы и механизма правового обеспечения защиты инвестиций, поиске возможностей оптимизации этого механизма.
Для достижения указанной цели в дипломном исследовании предпринята попытка решить следующие задачи:
- уточнить теоретическое понимание и раскрыть сущность инвестиций, государственного регулирования и правового обеспечения их защиты;
- определить соотношение юридического и экономического понятия «инвестиции», с а также понятие «иностранные инвестиции»;

Файлы: 1 файл

Диплом готовый.doc

— 358.00 Кб (Скачать)


77

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования определяется необходимостью правового обеспечения поддержки и защиты инвестиций на этапе коренных преобразований в сфере государственного регулирования инвестиционной деятельности, обусловленных выходом Российской Федерации из кризиса и осуществлением административной реформы. Потребности экономики страны, где права собственности должны быть надежно защищены, ставят задачу активизации правоохранительной и защитной функций не только хозяйствующих субъектов, но и государства, его органов власти. Общее состояние правовой защиты инвестиционной деятельности оценивается как неразвитое и недостаточное для обеспечения потребностей рыночной экономики в законодательстве.

На состоянии инвестиционной деятельности негативно сказывается отсутствие эффективного механизма её правового регулирования, а также управленческой модели взаимодействия участников инвестиционного процесса в ходе обеспечения их безопасности с использованием административно-правовых и финансово-правовых средств защиты. Не дали должных результатов меры по активизации инвестиционной деятельности, предпринимаемые на всех уровнях власти. Попытки поддержки инвестиционного процесса, предпринятые Правительством РФ в конце XX века, еще не получили логического продолжения, в связи с чем нормативно-правовая база защиты инвестиций оказалась несовершенной. Инвестиционное законодательство не отражает современный уровень развития рыночных отношений и, с точки зрения их правового обеспечения, является несистемным.

Достижение цели формирования прочной правовой основы инвестиционной деятельности осложняется в результате отсутствия продуманной системы организационных мер по защите прав инвесторов в условиях преодоления инвестиционного кризиса на федеральном и региональном уровнях.

Сдерживающим фактором также стал неравномерный уровень развития отдельных регионов. В свою очередь, перед субъектами Российской Федерации стоит задача формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций в свою экономику. Все это требует от государственных органов исполнительной власти РФ и ее субъектов принятия мер по модернизации инфраструктуры инвестиционной деятельности, вложению инвестиций за счет бюджетов, созданию собственных программ инвестирования.
Стала очевидной необходимость такой модернизации управления инвестиционной деятельностью, в ходе которой будет обеспечено решение проблемы оптимального сочетания рыночного механизма саморегулирования с гибким и активным участием государства в правовой защите инвестиций. В связи с этим большое значение приобретает повышение самостоятельности субъектов финансового права, занятых в сферах распоряжения государственной собственностью и бюджетной деятельности. Возрастает также роль субъектов административного права в процессах государственного регулирования и защиты инвестиций на современном этапе реформирования органов исполнительной власти. Таким образом, формирование правовой основы защиты инвестиций и совершенствование статуса участников инвестиционной деятельности приобретает особую актуальность и требует глубокого научного анализа.

В течение длительного времени, несмотря на развитие гражданского, административного, финансового, банковского, предпринимательского права, отношения, возникающие в сфере правового обеспечения защиты инвестиций в Российской Федерации, не подвергались углубленному научно-юридическому анализу и были объектом исследования, преимущественно, ученых-экономистов. Изучению проблем регулирования инвестиционной деятельности посвящены работы таких ученых, как В.Г. Золотогоров, Н.Г. Доронина, Е.Е. Кабалкина, И.З. Фархутдинов, А.Д. Бубенщиков,  др. Однако исследование сущности государственного регулирования защиты инвестиционной деятельности, равно как и развития средств его активизации, ведется недостаточно. Хотя нельзя не отметить, что данные вопросы затрагиваются в публикациях Н.П. Купрещенко, С.Е. Нарышкина, А.С. Нешитой, П.А. Панкратова, и др.

Среди тех ученых-юристов, кому удалось концептуально подойти к изучению проблемы правового регулирования инвестиционной деятельности, следует отметить Н.Н. Вознесенскую, Е.Е. Кабалкину, Фархутдинов И.Г, В.А. Трапезнаков, О.М. Антипова и др.

Существенный вклад в исследование вопросов государственного регулирования инвестиций внесли работы Е.А.Суханова., Н.П. Купрещенко, Н.М. мухметдинова. В большинстве своем труды, посвященные исследованиям процесса привлечения инвестиций, имеют четко выраженное социальное и экономическое содержание, направленное на изучение отдельных проблем, возникающих в сфере поддержки инвестиций, а также проводится анализ форм и методов государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемого в России и за рубежом.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере формирования правовых основ обеспечения защиты инвестиций с участием Российской Федерации и ее субъектов на современном этапе реформирования системы государственного управления.

Предмет исследования составляют нормы административного и финансового права, закрепляющие правовые основы защиты инвестиций и механизм их регулирования.

Цель дипломного исследования заключается в разработке теоретико-методологической основы и механизма правового обеспечения защиты инвестиций, поиске возможностей оптимизации этого механизма.

Для достижения указанной цели в дипломном исследовании предпринята попытка решить следующие задачи:

- уточнить теоретическое понимание и раскрыть сущность инвестиций, государственного регулирования и правового обеспечения их защиты;

- определить соотношение юридического и экономического понятия «инвестиции», с а также понятие «иностранные инвестиции»;

- проследить тенденции развития правового регулирования инвестиций в Российской Федерации;

    -  рассмотреть судебно-арбитражную практику в сфере портфельных инвестиций на примере законодательства об акционерных обществах;

    - провести анализ правоотношений в сфере иностранных инвестиции.

Теоретической основой дипломной работы являются концепции, положения и обобщения, содержащиеся в трудах отечественных ученых и специалистов-практиков по проблемам теории права и государства, конституционного, административного, финансового, информационного, муниципального и других отраслей права. К таковым относятся труды Антиповой О.М., Борисова А.Б., Бубенщикова А.Д.,  Вознесенской Н.Н., Дорониной Н.Г.,  Золотогорова В.Г., Ивановой Е, Кабалкиной Е.Е., Купрещенко Н.П., Носкова И.Н., Панкратова П.А., Фархутдинова И.З., Холкиной М.Г.  и др.

Источниковедческую базу исследования образуют Конституция Российской Федерации, международные правовые акты, Бюджетный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Налоговый кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, федеральные законы об инвестиционной деятельности, указы Президента Российской Федерации, определяющие основные направления государственной политики в этой сфере. Использованы такие постановления Правительства Российской Федерации, которые регулируют конкретные вопросы, возникающие в процессе привлечения и защиты инвестиций, законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации.


Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ

 

1.1 Понятие инвестиций в российском праве

 

В целях государственного правового регулирова­ния инвестиционной деятельности немаловажное зна­чение имеет юридическое определение понятия «ин­вестиции». Понятийный аппарат играет важную роль в правоприменительной практике, что выражается, прежде всего, в возможности определения конкрет­ного круга лиц и отношений, подлежащих урегули­рованию правовыми нормами. Однако вопрос о том, что понимается в российском законодательстве и на­уке под категорией «инвестиции», неоднозначно ос­вещен в научной литературе.

Понятие «инвестиции», являясь ключевым в ин­вестиционных отношениях, в силу своей многогран­ности остается одним из самых спорных. Соответ­ственно, категория «инвестиции» может быть рассмот­рена с нескольких позиций[1].

С точки зрения этимологии это слово происхо­дит от английского «investment» и буквально перево­дится как капиталовложение. При определении рас­сматриваемого понятия ключевыми являются слова «капитал», под которым понимается «имущество, соб­ственность», и «вложение» в значении действия, на­правленного на помещение куда-нибудь для исполь­зования в каком-нибудь деле, предприятии.

В этом смысле понятие «инвестиция» употребля­ется в повседневном обиходе, обозначая огромный спектр реальностей, не носящих правовой нагрузки, например, «инвестиции в свое будущее»[2].

С точки зрения экономической сущности данно­го явления инвестиции — это капитал или долгосроч­ные вложения капитала в отрасли экономики внутри страны и за границей.

Однако и в данном случае термин «инвестиции» трактуется довольно широко, что не может быть при­менено к инвестиционным правоотношениям, по­скольку это может привести к возникновению труд­ностей с их разграничением с другими, схожими по содержанию отношениями.

Для нас важно определить понятие «инвестиции» в правовом смысле, поскольку, как отмечалось выше, именно оно очерчивает круг отношений, подлежа­щих урегулированию правовыми нормами. В связи с этим рассмотрим, как определен термин «инвести­ции» в российском законодательстве.

После перехода к рыночной экономике понятие «инвестиции» претерпело множество изменений. В статье 1 Закона «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» от 26 июня 1991 г. № 1488-1 (в ред. ФЗ от 10.01.2003 г. № 15-ФЗ) инвестиции определялись, как «денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, маши­ны, оборудование, кредиты, любое иное имущество или имущественные права, интеллектуальные ценно­сти, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения при-были (дохода) и достижения положительного соци­ального эффекта». То есть правовое определение ка­тегории «инвестиции» ограничивалось рядом крите­риев.

Во-первых, был обозначен круг объектов граждан­ских прав, в который входили вещи, деньги, ценные бумаги, иное имущество, включая имущественные права и объекты интеллектуальной собственности. Ценные бумаги в качестве объекта инвестирования рассматривались в широком смысле как инструмент финансового рынка. В целом желанный перечень не носил исчерпывающий характер.

Во-вторых, речь шла не просто о предметах мате­риального и нематериального мира, а о предметах, имеющих объективную форму выражения и вклады­ваемых при осуществлении как предпринимательс­кой, так и других видов деятельности.

В-третьих, целью инвестирования должно было быть получение прибыли (дохода) с одновременным достижением положительного социального эффекта.

Однако в этом определении очевидна попытка приблизить правовую формулировку к экономичес­кой составляющей рассматриваемого явления, т.е. понятие «инвестиции» трактуется довольно широко. В результате по Закону 1991 г. под правовую защиту инвестиций подпадали все формы предприниматель­ских сделок, в том числе и те, которые носили спеку­лятивный характер и не несли инвестиционной на­грузки в целях экономического прогресса.

Экономическое положение в 90-е годы и прогрес­сивное развитие гражданского законодательства РФ предопределили изменения в понятийном аппарате инвестиционного законодательства. ФЗ «Об инвес­тиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ (в ред. ФЗ от 02.01.2000 г. № 22-ФЗ, от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ) определил ин­вестиции уже иным образом, чем Закон 1991 г. Те­перь под инвестициями понимались денежные сред­ства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, а также иные права, имею­щие денежную оценку, вкладываемые в предприни­мательской и (или) иной деятельности в целях полу­чения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. Соответственно, можно обозначить и кри­терии, образующие категорию «инвестиции»[3].

Во-первых, круг объектов гражданских прав со­ставляют денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, а так­же иные права, имеющие денежную оценку. Следо­вательно, круг объектов гражданских прав, инвести­руемых в форме капитальных вложений, сужен по сравнению с Законом 1991 г.

Во-вторых, это также не просто предметы мате­риального и нематериального мира, имеющие объективную форму выражения, а предметы, вкладывае­мые при осуществлении уже не только предприни­мательской, но и иной деятельности. То есть по срав­нению с Законом 1991 г. расширена сфера осуществ­ления «инвестиций».

В-третьих, целями инвестирования не обязатель­но должно быть получение прибыли, но возможно и достижение иного полезного эффекта (в том числе социального).

В целях объективной оценки определений поня­тия «инвестиции», данных в законах 1991 и 1999 гг., нельзя не упомянуть об определении в ФЗ «Об инос­транных инвестициях в РФ» 1999 г. понятия «иност­ранные инвестиции».

Во-первых, они определяются более узко, а имен­но как конкретные экономические проекты, направ­ленные на развитие отраслей экономики (ст. 2), т.е. подчеркивается их социально-экономическая значи­мость.

Во-вторых, перечень объектов гражданских прав более четко определен и дан на основе понятий, из­ложенных в ст. 128 Гражданского кодекса РФ[4]. От­дельно выделены в качестве объектов гражданских прав информация, услуга. Однако данный перечень также не является исчерпывающим.

В-третьих, инвестирование возможно только при условии, что вкладываемые объекты не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в РФ в соот­ветствии с федеральными законами.

В-четвертых, обозначена принадлежность этих объектов: инвестиции — это объекты гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, т.е. обозначен субъект инвестирования.

Информация о работе Правовое обеспечение инвестиций