Правовое обеспечение инвестиций

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 13:03, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломного исследования заключается в разработке теоретико-методологической основы и механизма правового обеспечения защиты инвестиций, поиске возможностей оптимизации этого механизма.
Для достижения указанной цели в дипломном исследовании предпринята попытка решить следующие задачи:
- уточнить теоретическое понимание и раскрыть сущность инвестиций, государственного регулирования и правового обеспечения их защиты;
- определить соотношение юридического и экономического понятия «инвестиции», с а также понятие «иностранные инвестиции»;

Файлы: 1 файл

Диплом готовый.doc

— 358.00 Кб (Скачать)

Иностранная инвестиция — права на объекты граж­данского права, подвергаемые инвестиционному риску на территории другого государства и в рамках чужого право­порядка.

В общем, анализируя различные определения понятия «иностранные инвестиции», применяемые в международной и отечественной практике, можно сделать следующие выводы.

1. Традиционно международная практика под иностранными инвестициями понимает ценности, принадлежащие гражданским и юридическим лицам одной стороны, находящиеся в другой стране. Определения в российском законе иностранных инвестиций как ценностей, вкладываемых в целях получения прибыли (дохода) приводит к ограничению круга возможных объектов, находящихся под защитой закона. Под это определение, например, не подпадают дома и квартиры для проживания, не используемые пока земельные участки. Исключение объектов такого рода из-под сферы действия закона чревато возникновением в будущем серьезных правовых коллизий.

2. Успешная интеграция России в мировую экономику должна обеспечивать активное применение положений данного закона и, соответственно, вынудит рано или поздно пойти на более детальную расшифровку соответствующих положений закона об иностранных инвестициях. Пока же бизнесмены, юристы, работники государственных учреждений вынуждены давать свои интерпретации понятия «иностранные инвестиции», что вызывает определенные трудности для иностранного инвестора.

В соответствии со ст. 2 Закона об иностранных инвестициях иностранная инвестиция - это «вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации, в соответствии с федеральными законами, в том числе, денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

2.1 Тенденции развития правового регулирования инвестиций в Российской Федерации

 

В настоящее время наряду с рыночными экономически­ми саморегуляторами в виде категорий спроса, предложе­ния, цены и конкуренции государство применяет различные методы государственного регулирования инвестиционной де­ятельности.

Прежде всего, государство оказывает регулирующее вли­яние на инвестиционную деятельность в следующих формах[22]:

1)  посредством издания законов и подзаконных норма­тивных актов;

2)  посредством прямого управления государственными инвестициями;

3) принятием государственных инвестиционных программ;

4)  посредством особого регулирования государственной деятельности;

5)  экономическими методами регулирования инвестици­онной деятельности, в частности:

♦  налогообложением;

♦  участием государственных органов в инвестиционной деятельности;

♦  созданием свободных экономических зон;

♦  распределением и перераспределением финансовых ресурсов;

♦  посредством кредитно-финансового механизма (предо­ставлением кредитов).

Инвестиционная деятельность в РФ регулируется систе­мой законов и нормативных актов.

В качестве законов, регулирующих инвестиционную де­ятельность, выступают:

Одним из важнейших факторов, влияющих на инвестиционный климат любого государства, является существующая система законодательства, которая определяет национальный правовой режим инвестиционной деятельности и регламентирует принципы и механизм взаимоотношений инвесторов как с государственными организациями, так и с иными участниками экономических отношений и субъектами хозяйствования.

Общеправовую основу регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации составляет система действующих законодательных и подзаконных актов, регламентирующих рассматриваемую сферу правоотношений. Эти акты могут различаться:

По федеральным государственным органам и учреждениям (субъектам) правового регулирования инвестиционной деятельности, которые уполномочены на издание правовых актов, а именно[23]:

     акты Федерального Собрания;

     акты Президента РФ;

     акты Правительства РФ;

     акты Банка России;

     акты Российского фонда федерального имущества;

     акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

По форме и юридической силе:

     законодательные правовые акты (федеральные конституционные законы, кодексы Российской Федерации, федеральные законы);

     акты ратификации международных соглашений и договоров Российской Федерации;

     правовые акты главы государства (указы и распоряжения);

     правовые акты органов системы федеральной исполнительной власти (постановления, распоряжения, инструкции);

     правовые акты иных федеральных органов и учреждений.

По характеру правового регулирования - вертикальные или горизонтальные отношения инвесторов[24]:

- административно-правовые и финансово-правовые акты, издаваемые органами и учреждениями, которые тем самым реализуют в рамках делегированных им властно-организационных и властно-имущественных полномочий волю государства по регулированию на территории Российской Федерации функционирования субъектов инвестиционной деятельности;

- гражданско-правовые акты (инвестиционные договоры и контракты, залоговые соглашения и договоры на передачу прав в отношении государственной собственности, соглашения о разделе продукции), в которых государство в лице уполномоченных федеральных органов и инвесторы выступают преимущественно в качестве равноправных сторон отношений в рамках таких договоров или соглашений.

По задачам и объему правового регулирования.

Эту группу составляют: во-первых, так называемые базовые законодательные и подзаконные акты, носящие универсальный характер и устанавливающие основные принципы и общие положения правового регулирования деятельности на территории Российской Федерации отечественных и зарубежных инвесторов наряду с другими субъектами хозяйственной деятельности либо комплексно регулирующие правоотношения в отдельных сферах экономики и составляющие отдельные отрасли или подотрасли российского законодательства. К таким актам относятся:

- Гражданский кодекс РФ, законодательные акты в сфере приватизации, Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (с изменениями от 13 июня 1996 г., 24 мая 1999 г., 7 августа 2001 г., 21 марта, 31 октября 2002 г., 27 февраля 2003 г.), система отраслевых актов налогового законодательства, федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», Федеральный Закон от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (с изменениями от 8 августа, 30 декабря 2001 г., 10 января, 26 марта 2003 г.), Закон Российской Федерации «О недрах» (в ред. от 3 марта 1995 г.) (с изменениями от 10 февраля 1999 г., 2 января 2000 г., 14 мая, 8 августа 2001 г., 29 мая 2002 г., 6 июня 2003 г.), Таможенный кодекс РФ и иные акты таможенного и других отраслей законодательства;

- указы Президента РФ, например Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2284 «О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» (с изменениями от 14 марта 1996 г., 6 октября 1997 г., 15 июля 1998 г., 25 июля, 1 августа 2000 г., 3 апреля 2002 г.26 марта 2003 г.), Указ Президента РФ от 8 июля 1994 г. № 1482 «Об упорядочении государственной регистрации предпринимателей на территории Российской Федерации» (с изменениями от 29 августа 2001 г., 21 октября 2002 г.);

- постановления Правительства РФ (например, о порядке лицензирования отдельных видов деятельности, о ввозных таможенных тарифах), отдельные нормативные акты Банка России и федеральных органов исполнительной власти.

Во-вторых, предметные и рамочные законодательные и подзаконные акты, специально ориентированные на регламентацию правового режима собственно инвестиционной деятельности или ее конкретных организационных и правовых форм, легализованных в Российской Федерации. К подобным актам следует отнести прежде всего Закон РСФСР от 26 июня 1991 г. «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» (с изменениями от 19 июня 1995 г., 25 февраля 1999 г., 10 января 2003 г.) и Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (с изменениями от 21 марта, 25 июля 2002 г.), Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (с изменениями от 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г., 7 августа 2001 г., 28 декабря 2002 г.), Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (с изменениями от 7 января 1999 г., 18 июня 2001 г., 6 июня 2003 г.), а также отдельные указы Президента РФ, отдельные постановления Правительства РФ и отдельные ведомственные нормативные акты органов исполнительной власти.

Основополагающее значение для регулирования инвес­тиций и инвестиционного процесса в России имеют следую­щие законы[25]:

1. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осу­ществляемой в форме капитальных вложений».

2.  Градостроительный кодекс РФ.

3.  Гражданский кодекс РФ.

4. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О ли­цензировании отдельных видов деятельности».

5.  Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)».

6.  Положение о формировании перечня строек и объек­тов для федеральных государственных нужд и их финанси­ровании за счет средств Федерального бюджета. Утв. поста­новлением Правительства РФ от 11 октября 2001 г. № 714.

7.  Земельный кодекс Российской Федерации.

Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капиталь­ных вложений», определяет:

♦  основы градостроительной политики;

♦  порядок разработки градостроительных нормативов и градостроительной документации;

♦  права и обязанности субъектов (участников градостро­ительной деятельности).

Градостроительный кодекс регулирует отношения в об­ласти территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территорий, архитектурно-строи­тельного проектирования, строительства объектов, капиталь­ного строительства, их реконструкции и охраны окружаю­щей среды в целях обеспечения благоприятных условий про­живания населения.

Градостроительный кодекс определяет полномочия орга­нов государственной власти РФ и органов субъектов РФ и местного самоуправления, права и обязанности граждан в области градостроительной деятельности, требования к гра­достроительной документации.

В Гражданском кодексе РФ установлен перечень юриди­ческих лиц, в том числе для инвестиционной деятельности. Ре­гулируются вопросы строительного подряда, подрядных работ для государственных нужд, регулируются правила расчетов.

Через налоговое законодательство государственные орга­ны оказывают влияние на инвестиционную деятельность пу­тем дифференцирования налоговых ставок и льгот.

I. Прямые инвестиции (договор концессии)[26].Прямые инвестиции, связанные с использованием недвижимого иму­щества, созданием инфраструктур­ных проектов и развивающиеся на основе государственной или муни­ципальной собственности, чаще всего облекаются в договорную форму. В обобщенном виде такой договор квалифицируется как кон­цессионное соглашение, предме­том которого является предостав­ление концессионеру как участни­ку гражданско-правовых отноше­ний гарантии защиты от действий должностных лиц и государственных органов, с которыми заклю­чается концессионное соглашение. Предмет договора концессии чаще всего сводится к передаче госу­дарством инвестору прав пользо­вания объектами, находящимися в государственной собственности. Подчеркивается особенность дого­вора концессии как «передача» или «уступка»  (буквальный  перевод самого понятия «концессия») ор­ганом власти частному (физиче­скому  или  юридическому)  лицу имущества или какого-либо пра­ва, которым он обладает. Особен­ностью же,  выделяющей совре­менный договор концессии среди гражданско-правовых договоров, является то, что государство ста­новится участником гражданско-правовых отношений, в которых концессионеру   предоставляется право   осуществлять   капитало­вложение и извлекать полученную из вложенного  имущества при­быль. Договорная форма позволяет сбалансировано распределить между государством и его контр­агентом-инвестором права и обя­занности. При этом государство — сторона в договоре концессии бе­рет на себя обязательство перед другой стороной — частным лицом не  нарушать  и  сохранять  действие договора  в  течение всего обусловленного в договоре срока. Договор   концессии   не   может быть заменен ни одним из гражданско-правовых договоров, урегулированных в ГК РФ, даже при значительном  сходстве  условий того или иного договора концессии с договором аренды, подряда, доверительного управления и другими договорами.                              

В современной зарубежной прак­тике гражданско-правовой дого­вор концессии часто рассматри­вается как разновидность догово­ра услуг, особенностью которого является публичный (обществен­но значимый) характер оказываемых услуг (например, уборка му­сора на улицах). Такой подход характерен для права Франции. В других странах признание публич­ности или общественной значимо­сти договора основывается не на характере оказываемых услуг, а на том, что обязательной харак­теристикой договора концессии является участие в нем органов государственной или муниципаль­ной власти. Этот подход характе­рен для системы общего, напри­мер, английского права. И в сис­теме континентального (цивиль­ного) права, и в системе общего права договор концессии призна­ется гражданско-правовым догово­ром.

Информация о работе Правовое обеспечение инвестиций