Правовое обеспечение инвестиций

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 13:03, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломного исследования заключается в разработке теоретико-методологической основы и механизма правового обеспечения защиты инвестиций, поиске возможностей оптимизации этого механизма.
Для достижения указанной цели в дипломном исследовании предпринята попытка решить следующие задачи:
- уточнить теоретическое понимание и раскрыть сущность инвестиций, государственного регулирования и правового обеспечения их защиты;
- определить соотношение юридического и экономического понятия «инвестиции», с а также понятие «иностранные инвестиции»;

Файлы: 1 файл

Диплом готовый.doc

— 358.00 Кб (Скачать)

Слово «национализация» в советское время не приобрело юридического содержания, не было оно использовано ни в Основах гражданского законодательства (1961 и 1991 гг.), ни в Гражданском кодексе 1964 г. Вероятно, поэтому вообще отсутствует термин "национализация" в последнем советском юридическом словаре.

Данный термин был введен в гражданское законодательство только недавно. Статья 235 нового ГК РФ определила национализацию как «обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, с возмещением стоимости этого имущества и других убытков в порядке, установленном ст. 306 ГК РФ».

Рассмотрим для начала этот термин с позиций российского национального законодательства. Национализация представляет собой законный государственно-властный акт, состоящий в принудительном прекращении права частной собственности на определенные имущественные комплексы и (или) права частного участия в делах и капиталах организации и возникновении права собственности на это имущество (право участия в делах и капиталах) у государства с целью обеспечения государством функциональности соответствующего вектора экономической системы в экстремальных условиях (революции, войны, кризиса и т.п.).

Так, ст. 8 Закона об иностранных инвестициях предусматривает, что иностранные инвестиции не подлежат принудительному изъятию, в том числе национализации, реквизиции, за исключением случаев и по основаниям, которые установлены федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Естественно, закон предполагает полное возмещение убытков при национализации.

Сравнительный анализ соответствующих статей старого и нового законов об иностранных инвестициях свидетельствует, что в последнем отсутствует общепринятое в международном праве правило о возможной национализации только в случае, когда эта мера применяется «в общественных интересах», а также о «быстрой, адекватной и эффективной компенсации». Видимо, законодатель счел достаточным, что такого рода международные нормы и принципы предусмотрены в соглашениях Российской Федерации с другими государствами о поощрении и взаимной защите инвестиций.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В работе были рассмотрены проблемы правового обеспечения инвестиций в Российской Федерации. Как уже неоднократно упоминалось в работе, инвестиции играют значительную роль в экономике любой страны.

Совершенствование правового регулирования инвестиционного процесса является одним из важнейших условий его активизации. Ба­зисными законами в области инвестиционной деятельности являют­ся, как отмечалось, Федеральный закон «Об инвестиционной дея­тельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капи­тальных вложений» № 39-ФЗ с дополнениями и изменениями, Фе­деральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Феде­рации» № 160-ФЗ. Правовые основы регулирова­ния инвестиционной сферы отражены в Гражданском кодексе Рос­сийской Федерации.

Между тем в практической организации инвестиционной деятель­ности остается целый ряд проблем, которые требуют правовой рег­ламентации. К ним можно отнести: гарантии реального обеспечения прав собственности, вопрос о частной собственности на землю, про­цедуры регистрации предприятий, связанных с деятельностью ино­странных инвесторов, непредсказуемого и частого изменения тамо­женных пошлин, а также несогласованность и противоречивость ис­пользуемых правовых подходов.

Законодательная основа должна быть фундаментом деятельности всех экономических субъектов (государства, предприятий, корпора­ций, финансовых посредников, населения). Необходимо законода­тельно определить пределы административного воздействия, повы­сить роль правовой регламентации хозяйственной жизни, создать эф­фективную систему судебного рассмотрения хозяйственных споров, перейти к использованию нормативных методов регулирования эко­номики.

Широкое применение нормативных методов регулирования (про­центных и налоговых ставок, экономических нормативов ликвиднос­ти, платежеспособности, финансового состояния, норм обязательно­го резервирования, нормативных требований, предъявляемых при ли­цензировании и регистрации хозяйственной деятельности, критериев конкурсов инвестиционных проектов и т.д.) позволит обеспечить объ­ективность принятия хозяйственных решений, ограничить роль ад­министративных органов контролем за соответствием деятельности хозяйствующих субъектов нормативам, требованиям и критериям, ус­тановленным законодательством.

Таким образом, принимая во внимание масштаб задач, которые предстоит решить, очевидно, что для инициирования устойчивого ин­вестиционного подъема необходимы согласованные меры по обеспе­чению благоприятной среды инвестиционной деятельности, выработ­ка форм и методов экономического регулирования, учитывающих ре­альную инвестиционную ситуацию.

Что касается иностранных инвестиций, то, как видно из анализа российских нормативных актов в этой сфере, законодатель уделял проблеме правового регулирования иностранных инвестиций огромное внимание с самого начала существования Российской Федерации как суверенного государства.

Но, тем не менее, все эти меры не сыграли существенной роли в деле привлечения иностранных инвестиций.

Россия занимает крайне скромные позиции на международном рынке инвестиций. Правовое регулирование иностранных вложений следует довести до уровня мировых стандартов.

Для России сегодня привлечение иностранных инвестиций имеет очень важное значение. Это существенный фактор для роста российской экономики.

Необходимые условия прихода серьезных инвесторов - дебюрократизация и прозрачность административных процедур. Территориальное распределение прямых иностранных инвестиций страдает серьезными диспропорциями. Большинство из них оседает в Москве и Санкт-Петербурге, хотя потенциально практически вся Россия является привлекательной для инвесторов.

Анализ основных положений Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» свидетельствует о том, что на базе этого документа в короткий срок должна быть создана практически новая институционально-правовая система осуществления иностранных инвестиций на территории России.

При этом главное внимание государства сосредоточено на крупных проектах, именуемых приоритетными инвестиционными проектами. Такие проекты находятся под непосредственным патронажем Правительства РФ. Именно им адресованы основные гарантии и льготы, предоставляемые на федеральном уровне.

Есть веские основания полагать, что все отмеченные в работе недостатки в сфере правового регулирования отечественных и иностранных инвестиций, будут в ближайшем будущем устранены, и законодательство об инвестициях будет максимально отражать потребности общества в данной сфере, что, в свою очередь, обеспечит максимальное соблюдение правового режима иностранных инвестиций.

Возможно, пришло время поиска источников инвестиций внутри государственных границ и создания эффективной системы поощрения тех российских резидентов, которые имеют возможности и намерения вкладывать принадлежащие им средства в национальную экономику. Правовую базу регулирования деятельности инвесторов в РФ после необходимой дополнительной корректировки и консолидации может составить уже имеющееся инвестиционное законодательство. В основу регулирования должен быть положен принцип равноправия всех участников инвестиционной деятельности, независимо от их отечественного или зарубежного происхождения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.     Конституция Российской Федерации // Российская газета. - 25.12.1993г. – №237.

2.     Федеральный закон от 22.07.2005 № 117-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»//Российская газета. - 14.07.1999. -  № 134.

3.     Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в российской федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»//Российская газета. - 04.03.1999. - № 41-42.

4.     Федеральный закон от 29.06.2004 № 58-ФЗ «Об инвестиционных фондах»//Парламентская газета. - 04.12.2001. - № 228.

5.     Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329//СЗ РФ. -2004. - № 31. - Ст. 3258.

6.     Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 12 мая 2003 г. № КГ-А41/2519-03.

7.     Алдошин О.Н. Ответственность государства по обязательствам во внутреннем гражданском обороте//Журнал российского права. – 2001. – № 1. – с.57.

8.     Антипова О.М. Правовое регулирование инвестиционной деятельности. – М.: Волтерс Клувер. – 2007. – 248с.

9.     Антипова О.С. Инвестиции: правовое содержание понятия // Юридический мир. – 2005. - №12. – с.16.

10.       Борисов А.Б. Комментарий к гражданскому кодексу РФ части первой, части второй, части третей (постатейный) с постатейными материалами и практическими разъяснениями, 6-е изд. перераб. и доп. – М.: Книжный мир. – 2006. – 1088с.

11.       Бубенщиков А.Д. Проблемы финансово-правового стимулирования инвестиционной деятельности в субъектах РФ // Законодательство и экономика – 2007. - №4. – с. 21-24

12.       Вахрин П.И. Инвестиции: учебник. – М.:Дашков и Ко. – 2005. – 356с.

13.       Вознесенская Н.Н Иностранные инвестиции: Россия и мировой опыт (сравнительно-правовой комментарий). – М.: Юридическая фирма  «КОНТРАКТ», «ИНФРА-М». – 2002. – 220с.

14.       Данилова Т.Н. Инвестиционный рынок и его место в структуре финансового рынка (институциональный подход)//Финансы и кредит. – 2002. - №8. – с.11

15.       Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г. Регулирование инвестиций как форма защиты экономических интересов государства // Журнал российского права – 2005. – №9. – с.66-78

16.       Доронина Н.Г. Комментарий к Закону об иностранных инвестициях // Право и экономика. - 2000. - № 4. – с. 66.

17.       Жилинский С.С. Понятие «инвестиции» в современном российском законодательстве // Законодательство. – 2005. - №3. – с.65

18.       Золотогоров В.Г. Инвестиционное проектирование: Учебник. – Мн.: Книжный дом – 2005. – 368с.

19.       Иванова Е. О понятии иностранных инвестиций // Право и экономика. – 2006. - №9. – с.99-100

20.       Игонина Л.Л. Инвестиции: Учебное пособие. – М.: Экономистъ – 2004. – 478с.

21.       Кабалкина Е.Е. Развитие российского законодательства об иностранных инвестициях // Юрист – 2005. – №5. – с.21-23

22.       Ковалев В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект – 2007. – 1024с.

23.       Купрещенко Н.П. Проблемы и перспективы инвестиционной политики России // Закон и право – 2007. -№7. – с.17-19

24.       Маренков Н.Л. Инвестиции: учебно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс. – 2003. – 493с.

25.       Мухетдинова Н.М. Проблемы инвестиционной политики в регионах Российской Федерации//Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. – № 1 (318). – 2007. – с.21

26.       Нарышкин С.Е. Сущность и критерии оценки инвестиционного климата страны и ее регионов // Законодательство и экономика – 2007. - №4. – с.5-12

27.       Нешитой А.С. Инвестиции: Учебник. – 6-е изд. перераб. и испр. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко». – 2007. – 372с.

28.       Носков И.Н. Соотношение юридического и экономического понятия «Инвестиции» // Юридический мир. – 2006. – №9. – с.71-74

29.       Панкратов П.А. Иностранная инвестиция // Внешнеторговое право. – 2006. - №1. – с.16-19

30.       Суханов Е.А. Об ответственности государства по гражданско-правовым обязательствам//Вестник ВАС РФ. – 2001. – № 3. – с.112.

31.       Талапина Э.В. Вопросы организации управления государственной собственностью//Журнал российского права. – № 3. – 2001. – с.25.

32.       Фархутдинов И.З., Трапезников В.А. Инвестиционное право: учеб.-практ. пособие. –М.: Волтерс Клувер. –  2006. – 432с.

33.       Фархутдинов И.З. Доступ и защита иностранных инвестиций в международном праве // Журнал российского права. – 2005. – № 2. – с.17

34.       Холкина М.Г. Понятие инвестиций в российском праве // Закон и право. – 2006. – №11. – с.48-50

35.       Шапкина Г. Как применять акционерное законодательство//Хозяйство и право. – 2004. – № 1. – с.57.

 

77

 



[1] Холкина М.Г. Понятие инвестиций в российском праве // Закон и право. – 2006. – №11. – с.48-50

[2] Холкина М.Г. Понятие инвестиций в российском праве // Закон и право. – 2006. – №11. – с.48-50

[3] Холкина М.Г. Понятие инвестиций в российском праве // Закон и право. – 2006. – №11. – с.48-50

[4] Борисов А.Б. Комментарий к гражданскому кодексу РФ части первой, части второй, части третей (постатейный) с постатейными материалами и практическими разъяснениями, 6-е изд. перераб. и доп. – М.: Книжный мир. – 2006. – 1088с.

 

[5] Данилова Т.Н. Инвестиционный рынок и его место в структуре финансового рынка (институциональный подход)//Финансы и кредит. – 2002. - №8. – с.11

[6] Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в российской федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»//Российская газета. - 04.03.1999. - № 41-42.

 

[7] Жилинский С.С. Понятие «инвестиции» в современном российском законодательстве // Законодательство. – 2005. - №3. – с.65

 

[8] Антипова О.С. Инвестиции: правовое содержание понятия // Юридический мир. – 2005. - №12. – с.16

[9] Федеральный закон от 22.07.2005 № 117-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»//Российская газета. - 14.07.1999. -  № 134.

 

[10] Вахрин П.И. Инвестиции: учебник. – М.:Дашков и Ко. – 2005. – с.27

[11] Игонина Л.Л. Инвестиции: Учебное пособие. – М.: Экономистъ – 2004. – 478с.

[12] Маренков Н.Л. Инвестиции: учебно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс. – 2003. – с.82

[13] Фархутдинов И.З., Трапезников В.А. Инвестиционное право: учеб.-практ. пособие. –М.: Волтерс Клувер. –  2006. –с. 32

[14] Фархутдинов И.З., Трапезников В.А. Инвестиционное право: учеб.-практ. пособие. –М.: Волтерс Клувер. –  2006. – 33с.

[15] Панкратов П.А. Иностранная инвестиция // Внешнеторговое право. – 2006. - №1. – с.16-19

[16] Панкратов П.А. Иностранная инвестиция // Внешнеторговое право. – 2006. - №1. – с.16-19

[17] Панкратов П.А. Иностранная инвестиция // Внешнеторговое право. – 2006. - №1. – с.16-19

[18] Вознесенская Н.Н Иностранные инвестиции: Россия и мировой опыт (сравнительно-правовой комментарий). – М.: Юридическая фирма  «КОНТРАКТ», «ИНФРА-М». – 2002. – с.54

[19] Вознесенская Н.Н Иностранные инвестиции: Россия и мировой опыт (сравнительно-правовой комментарий). – М.: Юридическая фирма  «КОНТРАКТ», «ИНФРА-М». – 2002. – с.54

[20] Вознесенская Н.Н Иностранные инвестиции: Россия и мировой опыт (сравнительно-правовой комментарий). – М.: Юридическая фирма  «КОНТРАКТ», «ИНФРА-М». – 2002. – с.56

[21] Панкратов П.А. Иностранная инвестиция // Внешнеторговое право. – 2006. - №1. – с.16-19

[22] Игонина Л.Л. Инвестиции: Учебное пособие. – М.: Экономистъ – 2004. – 108с.

 

[23] Кабалкина Е.Е. Развитие российского законодательства об иностранных инвестициях // Юрист – 2005. – №5. – с.21-23

[24] Кабалкина Е.Е. Развитие российского законодательства об иностранных инвестициях // Юрист – 2005. – №5. – с.21-23

[25] Кабалкина Е.Е. Развитие российского законодательства об иностранных инвестициях // Юрист – 2005. – №5. – с.21-23

 

[26] Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г. Регулирование инвестиций как форма защиты экономических интересов государства // Журнал российского права – 2005. – №9. – с.66-78

[27] Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г. Регулирование инвестиций как форма защиты экономических интересов государства // Журнал российского права – 2005. – №9. – с.66-78

[28] Шапкина Г. Как применять акционерное законодательство//Хозяйство и право. – 2004. – № 1. – с.57

[29] Фархутдинов И.З., Трапезников В.А. Инвестиционное право: учеб.-практ. пособие. –М.: Волтерс Клувер. –  2006. – с.257

[30] Фархутдинов И.З., Трапезников В.А. Инвестиционное право: учеб.-практ. пособие. –М.: Волтерс Клувер. –  2006. – с.258

[31] Фархутдинов И.З., Трапезников В.А. Инвестиционное право: учеб.-практ. пособие. –М.: Волтерс Клувер. –  2006. – 264с.

[32] Фархутдинов И.З., Трапезников В.А. Инвестиционное право: учеб.-практ. пособие. –М.: Волтерс Клувер. –  2006. – 268с.

[33] Фархутдинов И.З., Трапезников В.А. Инвестиционное право: учеб.-практ. пособие. –М.: Волтерс Клувер. –  2006. – 271с.

[34] Иванова Е. О понятии иностранных инвестиций // Право и экономика. – 2006. - №9. – с.99-100

[35] Вознесенская Н.Н Иностранные инвестиции: Россия и мировой опыт (сравнительно-правовой комментарий). – М.: Юридическая фирма  «КОНТРАКТ», «ИНФРА-М». – 2002. – с. 104

[36] Вознесенская Н.Н Иностранные инвестиции: Россия и мировой опыт (сравнительно-правовой комментарий). – М.: Юридическая фирма  «КОНТРАКТ», «ИНФРА-М». – 2002. – с. 105

[37] Федеральный закон от 22.07.2005 № 117-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»//Российская газета. - 14.07.1999. -  № 134.

[38] Доронина Н.Г. Комментарий к Закону об иностранных инвестициях // Право и экономика. 2000. - № 4. - с.66

[39] Доронина Н.Г. Комментарий к Закону об иностранных инвестициях // Право и экономика. 2000. - № 4. - с.66

[40] Доронина Н.Г. Комментарий к Закону об иностранных инвестициях // Право и экономика. 2000. - № 4. - с.66


Информация о работе Правовое обеспечение инвестиций