Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 13:03, дипломная работа
Цель дипломного исследования заключается в разработке теоретико-методологической основы и механизма правового обеспечения защиты инвестиций, поиске возможностей оптимизации этого механизма.
Для достижения указанной цели в дипломном исследовании предпринята попытка решить следующие задачи:
- уточнить теоретическое понимание и раскрыть сущность инвестиций, государственного регулирования и правового обеспечения их защиты;
- определить соотношение юридического и экономического понятия «инвестиции», с а также понятие «иностранные инвестиции»;
Истец обратился в арбитражный суд с требованием о взыскании денежной суммы с холдинговой компании, созданной в процессе приватизации государственного имущества, уставный капитал которой сформирован за счет внесения в него принадлежащих государству контрольных пакетов акций дочерних обществ. Одновременно с предъявлением иска было заявлено ходатайство о наложении ареста на акции, внесенные государством в уставный капитал компании.
Арбитражный суд ходатайство отклонил, указав, что данные акции не являются предметом спора между сторонами. Исходя же из пп. 3 ст. 59 Закона об исполнительном производстве, такие пакеты акций представляют собой имущество, от которого непосредственно зависит производственная деятельность компании и взыскание на которое обращается в третью очередь. Согласно представленным суду документам ответчик располагает имуществом, на которое взыскание должно быть обращено в первую и вторую очередь. Поэтому при наличии оснований для наложения ареста на имущество ответчика он налагается на то имущество, на которое взыскание будет обращаться в первую очередь.
Вопросы защиты прав портфельных инвесторов требуют постоянного совершенствования законодательства и механизмов его исполнения. Этот процесс должен носить комплексный характер. Речь идет как о нормах материального права (гражданского, административного, уголовного), так и о нормах процессуального права (гражданского, административного, уголовного судопроизводства).
С точки зрения процессуального законодательства, для укрепления гарантий судебной защиты прав инвесторов назрела необходимость принятия специальных норм, регламентирующих особенности рассмотрения дел о защите прав и законных интересов инвесторов.
Во-первых, надо принять правовые нормы, устанавливающие подведомственность суду конкретных категорий дел, однако такой перечень не должен быть закрытым. Эти правовые нормы следует изложить четко и ясно, в доступной для граждан форме. Для определенных категорий дел необходимо установить альтернативную подсудность, а для некоторых - исключительную.
Во-вторых, законодательно решить вопрос об освобождении инвесторов - физических лиц - от уплаты судебных расходов по некоторым категориям гражданских дел.
В-третьих, надо точно указать, к кому конкретно и по каким именно делам инвестор - физическое лицо (истец) - может предъявить иск. Если законом установлена субсидиарная ответственность, то предусмотреть соучастие на стороне ответчика. Эта мера позволит инвестору, чьи интересы и без того нарушены, быстрее и более полно обеспечить судебную защиту своих прав, избавит от неясности и неопределенности в выборе ответчика.
В-четвертых, укрепить гарантии защиты прав граждан путем введения в закон правовых норм, перераспределяющих бремя доказывания с истца на ответчика.
В-пятых, закрепить в этом акте специальные правила, возлагающие на суд обязанность принять меры по обеспечению иска, учесть специфику подготовки рассматриваемой категории дел к судебному разбирательству, а также предусмотреть особые требования к содержанию решения и его исполнению.
2.3 Правовой режим иностранных инвестиций в РФ
Для законодательства в области регулирования иностранных инвестиций общим и характерным началом остается одно: режим иностранных инвестиций - это регулирование предпринимательской деятельности, осуществляемой в условиях чужого государства. Это означает, что правовое положение иностранного инвестора на территории чужого государства всегда остается уязвимым, независимо от конкретной общественно-политической обстановки на конкретном этапе развития того или иного государства[34].
Уязвимость иностранного инвестора, осуществляющего свою деятельность в чужом государстве, происходит вследствие его подчиненности юрисдикции государства, принимающего инвестиции. Именно вследствие такой уязвимости иностранного инвестора важная задача инвестиционного законодательства - установление четких и ясных правил, которые исключали бы малейшую возможность проявления произвола со стороны властей или же принятия мер, носящих дискриминационный характер. Другими словами, законодательство об иностранных инвестициях в равной мере направлено на регулирование действий иностранных инвесторов и самого государства, принимающего иностранные инвестиции.
Издание специальных норм, регулирующих иностранные инвестиции, необходимо для того, чтобы иностранный инвестор мог заранее рассчитать возможные убытки, которые могут возникнуть в результате принятия тех или иных мер органами государства, принимающего иностранные инвестиции, и принять обоснованное решение относительно перспектив и разумной доли риска инвестирования капитала в экономику того или иного государства.
Сущность правоотношений в сфере иностранных инвестиций состоит в создании правовых условий и гарантий инвесторам-собственникам, а также в определении соответствующих организационно-правовых форм инвестирования. Это и является характерной особенностью регулирования инвестиционных отношений - отношений собственности, о чем свидетельствуют национальное и международное право. Именно в национальном праве - как в специальных нормативных актах, например, в законодательстве об иностранных инвестициях, так и в нормативных актах общего характера (гражданское, торговое, финансовое, банковское, таможенное законодательство) содержатся нормы, определяющие его правовые формы.
Инвестиционные отношения, являясь разновидностью международных экономических отношений, имеют свою определенную специфику. Дело в том, что правовое регулирование зарубежных инвестиций имеет разноуровневый характер, так как оно охватывает отношения между государствами, международными организациями, юридическими и физическими лицами. Субъектами немежгосударственных инвестиционных отношений выступают юридические и физические лица, а также, в некоторых случаях, государства и международные организации. Следовательно, международные инвестиционные отношения регулируются международно-правовыми нормами.
Возрастающее значение международно-правовых актов, регулирующих экономические отношения, определяется усилением интеграции России в мировую экономику. В силу специфики происходящих в России экономических процессов особый интерес приобретают вопросы международного инвестиционного сотрудничества. В данной сфере международно-правовое регулирование базируется на международных двусторонних договорах о поощрении и взаимной защите инвестиций и многосторонних международных инвестиционных соглашениях, связанных с деятельностью международных экономических организаций[35].
Интенсивное включение России в современный международный интеграционный, в том числе и инвестиционный, процесс актуализирует для отечественных специалистов проблему «вхождения» международных правовых актов и норм во внутреннее законодательство. На разрешение этой важнейшей проблемы направлены нововведения Конституции Российской Федерации 1993 г. о включении общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров страны с другими государствами в правовую систему России и о приоритете применения норм международных договоров РФ перед национальными законами. Этому также способствует Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации», который устанавливает, что положения официально опубликованных договоров, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют на территории страны непосредственно.
Но практика исполнения международных договоров и их имплементации наталкивается на многочисленные препятствия, сложности юридического, организационного, политического и иного порядка. Для решения этих задач необходимо определить место норм и источников международного права в правовой системе России, а также соотношение юридической силы норм международного права и внутреннего права, юридических условий действия норм международного права во внутригосударственной сфере, применимости субъектов внутреннего права. Особо важное практическое значение имеет последняя задача, поскольку позволяет установить, когда суды и другие органы могут применять те или иные нормы международного права при решении конкретных дел, а когда нет.
Основу национально-правового регулирования иностранных инвестиций составляют[36]:
- источники правового регулирования иностранных инвестиций в России;
- гарантии иностранных инвестиций.
Одной из наиболее важных задач при создании благоприятного инвестиционного климата является повышение уровня правовой защиты иностранных инвестиций. Осуществляя инвестиции в развивающиеся страны и страны «переходной экономики», со свойственной им политической и экономической нестабильностью, инвестор из другой, чаще всего развитой, страны Запада рискует тем, что в случае изменения политической ситуации его инвестиции могут быть национализированы, реквизированы или конфискованы без выплаты компенсации своевременно и в полном объеме.
Кроме того, существует зачастую реальная опасность, что при введении жестких валютных ограничений страной - реципиентом инвестиций, он не сможет конвертировать в свободно конвертируемую валюту свою прибыль от участия в инвестиционном проекте и перевести ее за рубеж. Не исключена также ситуация, когда капиталы инвестора могут быть утрачены в результате военных действий или гражданских волнений.
Не случайно основной задачей Закона об иностранных инвестициях является, согласно его преамбуле, обеспечение «гарантий прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль». Более того, как уже отмечалось выше, предмет регулирования федерального закона ограничен правоотношениями, связанными с государственными гарантиями прав иностранных инвесторов, и он сосредоточился на обеспечении государственных гарантий защиты иностранных инвестиций и стабильности условий их осуществления, что наиболее существенно для иностранных бизнесменов.
Закон об иностранных инвестициях содержит полный перечень государственных гарантий, предоставляемых иностранным инвесторам[37]:
- гарантия от неблагоприятного для иностранного инвестора изменения законодательства Российской Федерации (ст. 9);
- гарантия правовой защиты деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации (ст. 5);
- гарантия использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории Российской Федерации (ст. 6);
- гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями (ст. 8);
- гарантия использования на территории Российской Федерации и перевода за пределы Российской Федерации доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм (ст. 11);
- гарантия беспрепятственного вывоза за пределы Российской Федерации имущества и информации (в документальной и электронной формах), ввезенных на территорию Российской Федерации в качестве иностранной инвестиции (ст. 12);
- гарантия перехода прав и обязанностей инвестора другому лицу (ст. 7);
- гарантия права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг (ст. 13);
- гарантия участия иностранного инвестора в приватизации (ст. 14);
- гарантия предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество (ст. 15);
- гарантия обеспечения надлежащего спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации иностранным инвестором (ст. 10).
С правовой точки зрения, главной проблемой обеспечения благоприятного инвестиционного климата является проблема стабильности правового регулирования. Последнее предполагает законодательное закрепление определенных гарантий для иностранных предпринимателей, вкладывающих свои капиталы в экономику страны. Это, прежде всего, гарантии от ухудшения условий хозяйствования, на основе которых осуществлялся приток иностранных инвестиций. Речь идет об установлении определенного срока, в течение которого действует запрет на такого рода законодательные изменения.
Не следует особо доказывать, что иностранный инвестор хочет иметь гарантию того, что условия инвестирования не изменятся в дальнейшем. Он хочет быть уверен в том, что любые изменения в законодательстве не приведут к ухудшению коммерческих результатов его деятельности как инвестора, на достижение которых он рассчитывал, принимая решение о своих капиталовложениях в определенный проект или по какому-то определенному соглашению. К сожалению, нестабильность российского законодательства и его непредсказуемость сохраняются и поныне.
Между тем практика установления определенного срока, в течение которого действует запрет на изменения в законодательстве, была весьма распространенной в мире. Запрет на введения изменений, ухудшающих оговоренные условия поступления иностранных инвестиций, получил даже особое наименование «дедушкина оговорка». Она устанавливалась, как правило, на срок от 3 до 5 лет, реже до 7-10 лет[38].
Принципиальное значение для стабилизации российского инвестиционного законодательства, безусловно, имеет Закон об иностранных инвестициях. Статья 9 закона, названная «Гарантия от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства Российской Федерации», усиливает гарантии инвесторам от изменения законодательства. В соответствии с ней стабилизационный период устанавливается на срок окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет со дня начала финансирования указанного проекта за счет иностранных инвестиций. В исключительных случаях, когда суммарный объем иностранных инвестиций не менее 1 млрд. руб., Правительство РФ может продлить этот срок.