Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 19:52, курсовая работа
Наша цель - определить и описать систему мифологических образов романа - фэнтези «Ещё один великолепный миф», охарактеризовать авторскую точку зрения Р. Асприна на примере нескольких конкретных героев.
Для достижения цели нам потребуется выделить из текста произведения всех мифологических персонажей и выстроить их в соответствии с системой. На данном этапе предполагается обращение к системе, разработанной В. Я. Проппом - классификации персонажей с точки зрения их функционирования в волшебной сказке.
Введение……………………………………………………………….3
Система образов……………………………………………………….6
Глава 1.Маг - ученик………………………………………………….8
Глава 2.Демон - маг………………………………………………….12
Глава 3.Маг - вредитель……………………………………………...18
Глава 4 Бесы.………………………………………………………….21
Глава 5. Девол/Дьявол………………………………………………..25
Заключение…………………………………………………………...30
Библиография………………………………………………………...32
Федеральное Агентство по Образованию
Государственное Образовательное Учреждение
Высшего Профессионального Образования
Омский Государственный Университет им. Ф.М. Достоевского
Филологический факультет
Кафедра
русской и зарубежной литературы.
Система образов в романе - фэнтези Роберта Асприна
«Ещё
один великолепный миф».
Курсовая работа
Научный руководитель:
к. филол. н., доц.
Феоктистова
И.К.
Омск, 2007
Оглавление.
- Введение…………………………………………………………
…….3
Введение.
В последнее время особой популярностью пользуется такой жанр литературы, как фэнтези. Существует множество определений данного жанра. Но на наш взгляд наиболее приемлемым является такое определение, данное в электронной энциклопедии Wikipedia: "Фэнтези (англ. fantasy -- фантазия) - жанр литературы, появившийся в Англии в середине XX века, примыкающий к научной фантастике, но в более свободной, "сказочной" манере использующий мотивы дальних перемещений в пространстве и времени, инопланетных миров, искусственных организмов, мифологию древних цивилизаций"/21/
Первым произведением в жанре фэнтези принято считать цикл рассказов о Конане (с 1932 года) Роберта Говарда. Но формирование жанра фэнтези произошло под влиянием «Властелина Колец» Джона Толкиена, вышедшего в 1955 году. Ведь именно после этого произведения, угасшее было течение последователей Роберта Говарда, возродилось вновь.
В настоящее время фэнтези развивается и разделяется на поджанры. Так существует эпическое фэнтези, к типичным произведениям которого относят «Властелина Колец» Д. Толкиена, героическое фэнтези, представителем которой является Р. Э. Говард, историческая фэнтези, романтическая фэнтези, юмористическая фэнтези и др.
Нас наиболее интересует именно последний поджанр. Главную роль в юмористической фэнтези естестественно занимает юмор: он является составной частью данного поджанра наравне с магией, которая пронизывает всё произведение и мотивом странствий.
Предметом нашего исследования является система мифологических образов в романе - фэнтези одного из авторов юмористического фэнтези - популярного американского писателя Роберта Линна Асприна.
Перу
этого писателя принадлежат «Холодные
войны» и «Боевая элита
Мы остановили свой выбор на первой книге, открывающей мифологическую серию «МИФ» Р. Асприна, «Ещё один великолепный миф». Данный роман - фэнтези - хотя он и является первой книгой серии - это законченное и вполне самостоятельное произведение, данных которого вполне достаточно для полноценного исследования.
Наша цель - определить и описать систему мифологических образов романа - фэнтези «Ещё один великолепный миф», охарактеризовать авторскую точку зрения Р. Асприна на примере нескольких конкретных героев.
Для достижения цели нам потребуется выделить из текста произведения всех мифологических персонажей и выстроить их в соответствии с системой. На данном этапе предполагается обращение к системе, разработанной В. Я. Проппом - классификации персонажей с точки зрения их функционирования в волшебной сказке.
При анализе мифологических персонажей мы будем пользоваться « универсальной системой признаков, достаточной для идентификации любого мифологического персонажа»/С.40/ и построенной на основе этой системы Схемой описания мифологических персонажей, составленной Виноградовой Л.Н. и Толстой С.М..
Так как наш анализ предполагает выявление особенностей авторской интерпретации мифологического существа, то в данном случае мы используем источники двух типов:
Глава
1. Система образов.
Названия всех романов серии «МИФ», к которой относится роман - фэнтези «Ещё один великолепный миф», построены на игре слов - в английском myth (миф) и mis (приставка к словам о неправильном действии - не понимать, ошибаться и т.д.) звучат почти одинаково. Поэтому можно с лёгкостью менять названия на противоположные по смыслу /21/.
В
узком значении миф
(греч. mythos - легенда) - это повествование,
объясняющее происхождение и сущность
мира, предназначение человека.
В русском языке миф имеет несколько значений:
1) древнее народное сказание о легендарных
героях, богах, о явлениях природы; 2) недостоверный
рассказ, выдумка (по Ожегову) или «иносказанье
в лицах, вошедшее в поверье» (по Далю).
В современной языковой ситуации миф утратил такой атрибут, как «древность», но не изменилось ключевое свойство мифа - это его «легендарность», то есть, отнесённость к прошлому и отсутствие чётких доказательств реальности описываемых в нём событий. Эта таинственность, как раз, и объясняет такую притягательность мифов для людей и их огромное социальное влияние.
Миф - это прежде всего выражение особой формы сознания, способ осмысления окружающей действительности.
Таким образом, Р.Асприн с первых строк указывает на своё своеобразное восприятие окружающего мира и тех образов, которые этот мир ему приподносит.
Повествование в романе - фэнтези ведётся от первого лица, то есть от лица главного героя - мага-ученика Скива. Сюжет романа « Ещё один великолепный миф» сравним с сюжетом змееборчества в волшебной сказке: Скив вместе со своим учителем демоном - магом Аазом походят через много испытаний и предотвращают угрозу, нависшую над всеми измерениями, в лице мага Иштвана.
Большая часть действующих лиц романа - это мифологические существа:
Обратимся к классификации персонажей по их функциям, созданной В.Я.Проппом. Согласно Проппу, «сказка знает семь действующих лиц»/14; С.89/ Так как роман - фэнтези и близок по построению сюжета и образам к волшебной сказке и мифу, однако он всё же является плодом фантазии Р.Л.Асприна, и следовательно функции мифологических персонажей прослеживаются не у всех персонажей так четко, как в волшебной сказке.
В романе присутствует четыре категории мифологических существ, у которых прослеживается аналогичная фольклорным персонажам функция:
Как мы видим, у некоторых персонажей прослеживается двойственность функции. Все герои произведения имеют свой собственный характер и свою позицию относительно происходящих в романе событий и тем самым сами вправе выбирать либо сторону героя, либо антигероя.
Для
подробного анализа мы выберем представителей
каждой из трёх групп и рассмотрим их.
Глава
2. Маг - ученик
В романе - фэнтези «Еще один великолепный миф» образ мага является ключевым, так как главные действующие лица (Ааз и Скив) - это именно маги.
Маг - это отнюдь не колдун. «Отличие колдуна от мага во всех ипостасях последнего (кудесник, волхв, чародей) состоит в следующем: колдун знается с нечистой силой, через нее получает особые способности, которые и использует во вред окружающим. Подобно ведьмам, колдуны заключают договор с сатаной и продают ему свои души; этот договор скрепляется с кровью»/7; С.507/
Повествование в романе ведется от первого лица, то есть от лица мага - ученика Скива.
Данный мифологический персонаж исполняет функцию героя согласно классификации персонажей по их функциям, созданной В. Я. Проппом.
Скив - молодой человек с измерения Пент. Сразу оговорим, что, по - мнению автора, «Измерения - это другой мир, на самом деле один из нескольких миров, существующих одновременно с этим, но в других плоскостях»/1;С.18/. Внешность его невзрачна: невысокого роста, с копной непослушных волос - он не производит должного впечатления, но при этом в нем есть что - то особенное, «у него есть стиль»/1;С.117/
Буквально с первых строк автор знакомит нас с жизнью героя до того момента, как он стал учеником великого мага Гаркина: «Я - Скив. Я сильнее любого из них. Я сбежал от попыток отца приковать меня к плугу, как он приковал моего брата. Моя мать умерла из - за своего идеализма, но я использовал ее наставления для выживания. Мой учитель - доверчивый дурак, взявший в ученики вора. Я обставлю их всех. Я - Скив»/1;С.11/ Таким образом, можно сделать вывод, сто герой имеет весьма неясное представление о морали, но, как это ни странно, при этом всегда остается честен как перед собой, так и перед окружающими. По причине желания стать кем-то большим, чем простым земледельцем, Скив убегает из дома, а чтобы не замёрзнуть зимой в лесу - соглашается стать учеником мага.
Маг не является источником магии, сверхъестественной силы, он лишь посредник, носитель магии - медиатор - но сам при этом не есть сверхъестественное существо: «маг - олицетворение сакральной власти - «проекции власти небесной в обществе - и сокровенной мудрости, недоступной профанному миру» /7; С.506/
Долгое время - около четырех лет - Скив был учеником великого мага Гаркина. Большую часть своего времени он посвящал левитации металлических предметов (ему виделись преимущества именно этого умения в выбранной профессии вора) и пера, а также он упражнялся в зажигании свечи (это упражнение требовало от него особенной концентрации воли, что говорило о развитии его магических способностей).
Вследствие такого мировоззрения героя, довольно интересным пред-ставляется осознание им своего социального статуса. Он (до некоторых пор) относит себя больше к воровскому миру, чем к миру магии и тем самым считает себя в большей степени вором, чем магом. Но с течением времени и с осознанием дальнейших перспектив, связанных с магической профессией, и бесперспективности воровской профессии, Скив полностью меняет свое мнение. Осознание приходит не сразу: сначала он упорно настаивает на своей принадлежности к воровскому миру, но после знакомства с демоном - магом Аазом, вследствие неудавшейся шутки Гаркина, отношение героя к этим двум профессиям в корне меняется - доминантой становится профессия мага.
Информация о работе Система образов в романе - фэнтези Роберта Асприна "Еще один великий миф"