Система образов в романе - фэнтези Роберта Асприна "Еще один великий миф"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 19:52, курсовая работа

Краткое описание

Наша цель - определить и описать систему мифологических образов романа - фэнтези «Ещё один великолепный миф», охарактеризовать авторскую точку зрения Р. Асприна на примере нескольких конкретных героев.

Для достижения цели нам потребуется выделить из текста произведения всех мифологических персонажей и выстроить их в соответствии с системой. На данном этапе предполагается обращение к системе, разработанной В. Я. Проппом - классификации персонажей с точки зрения их функционирования в волшебной сказке.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….3
Система образов……………………………………………………….6
Глава 1.Маг - ученик………………………………………………….8
Глава 2.Демон - маг………………………………………………….12
Глава 3.Маг - вредитель……………………………………………...18
Глава 4 Бесы.………………………………………………………….21
Глава 5. Девол/Дьявол………………………………………………..25
Заключение…………………………………………………………...30
Библиография………………………………………………………...32

Файлы: 1 файл

Федеральное Агентство по Образованию.doc

— 171.97 Кб (Скачать)

    « - Ааз, а когда ты вернешь свои способности, ты захочешь оставить меня своим учеником?

    - Именно это и грызёт тебя? - Он казался искренне удивленным. - Конечно, захочу? За какого мага ты меня принимаешь? Я выбираю учеников не как попало» /1;С.65/

     Требования Ааза очень высоки, он всегда знает, что хочет получить в итоге: «Но Аазу мало хорошего, ему подавай лучшее» /1;С.83/ - так поясняет Скив эту черту характера демона - мага.

    Отношения с другими мифологическими персонажами у демона - мага Ааза специфические.  Друзья мага абсолютно не боятся его вспышек гнева,  своеобразной манеры поведения и чувства юмора, граничащего с сарказмом. Ааз готов пожертвовать ради дорогих ему людей  жизнью.

    Данный мифологический  персонаж  исключителен: ведь в одно и тоже время  этот образ заключает в себе как положительные черты, так и отрицательные. Здесь нет той грани, которая отделяет добро от зла, свет от тьмы - Ааз не является ни тем, ни другим - ему свойственно ошибаться, заблуждаться, радоваться и огорчаться, как и остальным людям - здесь абсолютно никакой роли не играет его принадлежность к демонам или магам. И именно это  делает его столь реалистичным. 
 
 
 
 
 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 4. Маг - вредитель. 

    Мы рассмотрели положительных персонажей, выполняющих функцию героя (Скив) и функцию его помощника (Ааз), теперь обратимся к персонажу отрицательному, выполняющему функцию вредителя.

    Основным мифологическим персонажем в произведении, выполняющим функцию вредителя, является маг Иштван. Это главный отрицательный герой в произведении.

    Иштван одержим идеей править всеми измерениями:

    «Некоторые говорят, что у него «не все дома», - объяснял Ааз. - Я же лично думаю, что у него там много лишнего магического барахла. Но как бы там ни было, Иштван почему-то вбил себе в голову, что должен править Измерениями, всеми без исключения. Он уже давно пробовал провернуть дело, но мы вовремя прослышали об этом, и наша компания объединилась, чтобы преподать урок хороших манер»/1;С.27/

    Этот мифологический персонаж не отступает от своего: даже после очередного поражения он вновь повторяет свою попытку. При этом  с каждым новым поражением Иштван становится сильнее.

    Иштван является магом. О его магических способностях отзываются с уважением: « Чокнутый он или нет, но когда дело доходит до магии, он молодец хоть куда»/1;С.27/ Его считают могущественным магом, но в то же время и совершенным безумцем.

    Внешность Иштвана описывается так:

    « Он был высоким, но полнота не позволяла его росту казаться внушительным. Длинные седые волосы и ещё более длинная седая борода почти полностью покрывали его плечи и грудь. С постоянно улыбающегося лица смотрели яркие глаза, а нос и щеки были красными»/1;С.134/ - таким его описал Скив в момент первой их встречи. Иштван показался ему безвредным старым трактирщиком. Но это обманчивое впечатление, которое Иштван вселяет всем окружающим его людям, Ааз прокомментировал так:

    «…мы оба увидим его неодинаково. Если я опишу тебе Иштвана, то, когда ты впервые увидишь его, случится одно из двух: или он покажется тебе страшнее, чем я описал его, и ты замрёшь на месте, или же покажется безвредней, и ты расслабишься»/1;С.128/

    Таким образом, Иштван может предстать перед героями в любой ипостаси, и это не будет противоречить его сущности. Он является собирательным образом, который заключает в себе всё мировое зло. И это зло может принимать абсолютно любой облик.

    На дьявольскую сущность этого мифологического персонажа указывает сон Скива: «Там, в тени, что-то было. Я скорее ощущал чьё-то присутствие, чем видел его. Оно было тёмным и змеевидным,…и оно следило за мной»/1;С.126/ Змеевидность данного мифологического персонажа, пусть даже и во сне, указывает на его дьявольскую сущность. В средневековых религиозных текстах дьявол предстаёт в образе змея (дракона).

    Местом локализации данного мифологического персонажа на  тот момент, когда разворачиваются события в романе, является измерение Пент. Иштван остановился на этом измерении  в связи с его неразвитостью. Энергия каждого измерения распределяется или разделяется магами данного измерения, а так как на Пенте представители магической профессии не приветствуются и даже подвергаются гонениям, то, следовательно, магов там немного и завладеть энергией не составляет особого труда. Но как только он завладеет всей энергией одного измерения, то он сможет использовать её для нападения на другое. И  так Иштван будет действовать, пока не достигнет полного господства над измерениями. Как мы видим его план предельно прост, но, чтобы воплотить его в реальности  нужны недюжинные магические и умственные способности, которыми и обладает данный мифологический персонаж.

    В тексте не говориться о том, откуда родом этот мифологический персонаж. Здесь присутствует мотив бездомности, а как мы знаем, мотив бездомности характерен для дьявола как представителя истинного зла. Если судьба человека осмыслена как вечное обитание в Доме Бытия, то абсолютна противоположная ей судьба дьявола представляется полной бездомностью/11; С.156/. Он бездомен в некоем абсолютном смысле слова: сами понятия дьявол и дом - несовместимы. Вот почему дьявол так упорно пытается завладеть чужим домом - разумеется, домом <…> в расширенном смысле слова…/11; С.158-159/. А так как данный мифологический персонаж пытается завладеть всеми измерениями, не имея при этом своего дома, то, как можно заметить, здесь наблюдаются черты сходства представлений о дьяволе как об истинном воплощении зла  в христианской традиции с представлением об истинном зле в лице Иштвана в романе.

    Иштван - образ совершенно необычный. С одной стороны он олицетворяет зло, которое грозит всему окружающему миру. Он вселяет страх и неприязнь. С другой стороны  этот мифологический персонаж  абсолютно безумен и в своём безумии не замечает своего провала и тем самым не представляет никакой существенной опасности. Создаётся впечатление, что хотя этот образ и должен быть истинным злом, но он таковым не является. Иштван в некотором роде даже является той силой, которая сплачивает остальных персонажей, делает окружающих лучше, чем они есть. Он -  та сила, которая вечно хочет зла и вечно совершает благо. Именно такую характеристику можно дать Иштвану и это не будет преувеличением или преуменьшением его роли в произведении. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 5. Бесы. 

    В исследуемом нами романе Р. Асприна «Ещё один великолепный миф» фигурируют  такие мифологические существа, как бесы.

    Согласно Энциклопедии мистических терминов бес - в христианстве и в ряде других религий - злой дух, вселяющийся в человека и животных. В православное христианство слово попало в качестве перевода греческого слова «демон». Раньше бесы были слугами Бога, ангелами, но изменили ему и стали ангелами бездны и Сатаны.

    В произведении Р. Асприна три беса: Хиггенс, Брокхерст и Трокволд. Они

выступают в своей изначальной функции - функции вредительства.

    Наиболее обычный образ беса в народной фантазии и иконографических традициях православного и католического средневековья совмещает антропоморфные и тероморфные черты, приближаясь в этом отношении к языческому образу сатира или фавна: он тёмен, рогат, хвостат, ноги его оканчиваются копытами, хотя в воспоминание о своей изначальной  ангельской природе он имеет крылья /3; С.170/. В романе Р. Асприн дает свое описание внешнего облика беса:

     «Моё внимание сразу привлёк цвет их лиц, розовато - красный, в то время как моё лицо было иным. Я спешно закрыл глаза и внес поправку.

    Удовлетворенный, я открыл глаза и огляделся. Двое бесов демонстрировали теперь характерно заостренные уши и подбородки» /1;С.61/

    В то время как отличительным признаком представителей нечистой силы являлись черный, синий, зелёный цвета - именно в такой цветовой гамме обычно изображаются бесы на иконах и книжных миниатюрах - автор  изобразил их розовато-красными. Также в некоторой степени особенностью этих мифологических персонажей в романе Р. Асприна  является и отсутствие у них крыльев, хотя в  сборнике Богословий 41(л 18 об.)  на одной из миниатюр главный бес, восседающий среди своей свиты, имеет за спиной крылья, остальные же фигуры бескрылые. Отличительными особенностями бесов,  как  в данном художественном произведении, так и в  христианской традиции,  являются рога и остроконечная голова (в романе: «Подбородок и уши оказались  непривычно заострёнными, а на лбу выступали два коротких тупых рога» /1; С.20/).  Таким образом, автор создал своеобразный облик беса, опираясь на определённый канон.

  Как мы уже говорили, функция  данных мифологических персонажей - функция  вредителя. На протяжении всего действия романа бесы совершают злокозненные действия: они убивают мага Гаркина, превращают охотника на демонов в статую,  пытаются навредить главным героя. 

    Интересен социальный статус этих мифологических персонажей: вид деятельности, которым бесы зарабатывают на жизнь - это убийства за плату. Таким образом, профессией  данных бесов является профессия наёмных убийц.  У наёмных убийц существует определённый кодекс, который они соблюдают беспрекословно:

     «Убийцы никогда не работают в одиночку.  Вот поэтому-то они никогда и не промахиваются. Они работают группами от двух до восьми членов»/1; С.32/;

     «бригада поддержки» ждёт в стороне, давая время для манёвра убийце, совершающему  операцию,  - это так называемая профессиональная этика. Внешний вид тоже соответствует определённым стандартам: они носят снабжённые капюшонами плащи убийц, а в момент убийства плащи выворачивают золотой стороной наружу. Таким образом,  убийцы являются в некоторой степени посредниками между царством живых и царством мертвых, они являются орудием смерти.

    Но бесы не пользуются уважением у представителей других измерений. Вот как объясняется причина подобного отношения к бесам:   

     « - Бесов? - Ааз произнес это слово так, словно оно имело дурной привкус. - Бесы во всех отношениях уступают деволам….

    - Они дешевые имитаторы. Их измерение, Бесер, расположено поблизости от Девы, и деволы так часто торговали с ними, что чуть не довели до банкротства своими неотразимыми «честными сделками». Чтобы остаться при своих, бесы принялись подражать деволам, пытаясь толкать диковинки в разных измерениях. Необразованному они могут показаться умными и могущественными. На самом же деле они просто стараются при случае сойти за дьяволов. Однако по сравнению с хозяевами он неумелые и некомпетентные эпигоны» /1; С.52/

    Не смотря на всё, бесы - «народ цепкий», они выполняют свою работу медленно, но методично. В их профессионализме не стоит сомневаться: «их слова были чопорными и небрежными, но арбалеты ни разу не дрогнули»/1; С.54/ Бесы в основном доверчивы, но иногда встречаются и исключения: убедить Хиггенса, в отличие от Брокхерста, да и в принципе не так просто. При всём этом бесы  делают всё наверняка, любая ошибка, совершенная в их присутствии, может оказаться последней.

    Бесы  чувствуют потенциально более сильного соперника и никогда не посмеют выступить против него открыто:

      « - Но…что за ...почему вы здесь…сударь,…если вы не возражаете против моего вопроса? - сумел, наконец, выдавить из себя Брокхерст.

    Каким бы он ни был  некомпетентным в качестве беса, он, безусловно, знал, как пресмыкаться»/1; С.56/

    Подобное поведение бесов  вызывает у представителей других измерений неуважительное отношение к ним. Образ, который они принимают, также зависит от их выбора; а так как самая сущность бытия бесов - ложь, образ этот - фальшивая видимость, маска/3; С.170/. В данном случае речь идёт о переменчивом характере бесов: они пытаются подстроиться под окружающих, чтобы добиться своей цели - все, что они не делают, они делают с выгодой для себя.

    Согласно энциклопедии мифологических существ, бесы от своего «ангельского прошлого» сохранили сверхъестественные способности, а именно: власть над пространством и стихиями, возможность внушать людям мысли и дела./7; С.56/ В произведении  же бесы не имеют никаких сверхъестественных способностей, приписываемых им  в христианстве. Они не обладают магическими способностями, но  пользуются механической магией (применяют разнообразные механизмы - амулеты, кольца и т.п.), при реализации своей профессиональной деятельности.

Информация о работе Система образов в романе - фэнтези Роберта Асприна "Еще один великий миф"