Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 19:52, курсовая работа
Наша цель - определить и описать систему мифологических образов романа - фэнтези «Ещё один великолепный миф», охарактеризовать авторскую точку зрения Р. Асприна на примере нескольких конкретных героев.
Для достижения цели нам потребуется выделить из текста произведения всех мифологических персонажей и выстроить их в соответствии с системой. На данном этапе предполагается обращение к системе, разработанной В. Я. Проппом - классификации персонажей с точки зрения их функционирования в волшебной сказке.
Введение……………………………………………………………….3
Система образов……………………………………………………….6
Глава 1.Маг - ученик………………………………………………….8
Глава 2.Демон - маг………………………………………………….12
Глава 3.Маг - вредитель……………………………………………...18
Глава 4 Бесы.………………………………………………………….21
Глава 5. Девол/Дьявол………………………………………………..25
Заключение…………………………………………………………...30
Библиография………………………………………………………...32
« - Ааз, а когда ты вернешь свои способности, ты захочешь оставить меня своим учеником?
- Именно это и грызёт тебя? - Он казался искренне удивленным. - Конечно, захочу? За какого мага ты меня принимаешь? Я выбираю учеников не как попало» /1;С.65/
Требования Ааза очень высоки, он всегда знает, что хочет получить в итоге: «Но Аазу мало хорошего, ему подавай лучшее» /1;С.83/ - так поясняет Скив эту черту характера демона - мага.
Отношения с другими мифологическими персонажами у демона - мага Ааза специфические. Друзья мага абсолютно не боятся его вспышек гнева, своеобразной манеры поведения и чувства юмора, граничащего с сарказмом. Ааз готов пожертвовать ради дорогих ему людей жизнью.
Данный
мифологический персонаж исключителен:
ведь в одно и тоже время этот образ
заключает в себе как положительные черты,
так и отрицательные. Здесь нет той грани,
которая отделяет добро от зла, свет от
тьмы - Ааз не является ни тем, ни другим
- ему свойственно ошибаться, заблуждаться,
радоваться и огорчаться, как и остальным
людям - здесь абсолютно никакой роли не
играет его принадлежность к демонам или
магам. И именно это делает его столь
реалистичным.
Глава
4. Маг - вредитель.
Мы рассмотрели положительных персонажей, выполняющих функцию героя (Скив) и функцию его помощника (Ааз), теперь обратимся к персонажу отрицательному, выполняющему функцию вредителя.
Основным мифологическим персонажем в произведении, выполняющим функцию вредителя, является маг Иштван. Это главный отрицательный герой в произведении.
Иштван одержим идеей править всеми измерениями:
«Некоторые говорят, что у него «не все дома», - объяснял Ааз. - Я же лично думаю, что у него там много лишнего магического барахла. Но как бы там ни было, Иштван почему-то вбил себе в голову, что должен править Измерениями, всеми без исключения. Он уже давно пробовал провернуть дело, но мы вовремя прослышали об этом, и наша компания объединилась, чтобы преподать урок хороших манер»/1;С.27/
Этот мифологический персонаж не отступает от своего: даже после очередного поражения он вновь повторяет свою попытку. При этом с каждым новым поражением Иштван становится сильнее.
Иштван является магом. О его магических способностях отзываются с уважением: « Чокнутый он или нет, но когда дело доходит до магии, он молодец хоть куда»/1;С.27/ Его считают могущественным магом, но в то же время и совершенным безумцем.
Внешность Иштвана описывается так:
« Он был высоким, но полнота не позволяла его росту казаться внушительным. Длинные седые волосы и ещё более длинная седая борода почти полностью покрывали его плечи и грудь. С постоянно улыбающегося лица смотрели яркие глаза, а нос и щеки были красными»/1;С.134/ - таким его описал Скив в момент первой их встречи. Иштван показался ему безвредным старым трактирщиком. Но это обманчивое впечатление, которое Иштван вселяет всем окружающим его людям, Ааз прокомментировал так:
«…мы оба увидим его неодинаково. Если я опишу тебе Иштвана, то, когда ты впервые увидишь его, случится одно из двух: или он покажется тебе страшнее, чем я описал его, и ты замрёшь на месте, или же покажется безвредней, и ты расслабишься»/1;С.128/
Таким образом, Иштван может предстать перед героями в любой ипостаси, и это не будет противоречить его сущности. Он является собирательным образом, который заключает в себе всё мировое зло. И это зло может принимать абсолютно любой облик.
На дьявольскую сущность этого мифологического персонажа указывает сон Скива: «Там, в тени, что-то было. Я скорее ощущал чьё-то присутствие, чем видел его. Оно было тёмным и змеевидным,…и оно следило за мной»/1;С.126/ Змеевидность данного мифологического персонажа, пусть даже и во сне, указывает на его дьявольскую сущность. В средневековых религиозных текстах дьявол предстаёт в образе змея (дракона).
Местом локализации данного мифологического персонажа на тот момент, когда разворачиваются события в романе, является измерение Пент. Иштван остановился на этом измерении в связи с его неразвитостью. Энергия каждого измерения распределяется или разделяется магами данного измерения, а так как на Пенте представители магической профессии не приветствуются и даже подвергаются гонениям, то, следовательно, магов там немного и завладеть энергией не составляет особого труда. Но как только он завладеет всей энергией одного измерения, то он сможет использовать её для нападения на другое. И так Иштван будет действовать, пока не достигнет полного господства над измерениями. Как мы видим его план предельно прост, но, чтобы воплотить его в реальности нужны недюжинные магические и умственные способности, которыми и обладает данный мифологический персонаж.
В тексте не говориться о том, откуда родом этот мифологический персонаж. Здесь присутствует мотив бездомности, а как мы знаем, мотив бездомности характерен для дьявола как представителя истинного зла. Если судьба человека осмыслена как вечное обитание в Доме Бытия, то абсолютна противоположная ей судьба дьявола представляется полной бездомностью/11; С.156/. Он бездомен в некоем абсолютном смысле слова: сами понятия дьявол и дом - несовместимы. Вот почему дьявол так упорно пытается завладеть чужим домом - разумеется, домом <…> в расширенном смысле слова…/11; С.158-159/. А так как данный мифологический персонаж пытается завладеть всеми измерениями, не имея при этом своего дома, то, как можно заметить, здесь наблюдаются черты сходства представлений о дьяволе как об истинном воплощении зла в христианской традиции с представлением об истинном зле в лице Иштвана в романе.
Иштван
- образ совершенно необычный. С одной
стороны он олицетворяет зло, которое
грозит всему окружающему миру. Он вселяет
страх и неприязнь. С другой стороны
этот мифологический персонаж абсолютно
безумен и в своём безумии не замечает
своего провала и тем самым не представляет
никакой существенной опасности. Создаётся
впечатление, что хотя этот образ и должен
быть истинным злом, но он таковым не является.
Иштван в некотором роде даже является
той силой, которая сплачивает остальных
персонажей, делает окружающих лучше,
чем они есть. Он - та сила, которая вечно
хочет зла и вечно совершает благо. Именно
такую характеристику можно дать Иштвану
и это не будет преувеличением или преуменьшением
его роли в произведении.
Глава
5. Бесы.
В исследуемом нами романе Р. Асприна «Ещё один великолепный миф» фигурируют такие мифологические существа, как бесы.
Согласно Энциклопедии мистических терминов бес - в христианстве и в ряде других религий - злой дух, вселяющийся в человека и животных. В православное христианство слово попало в качестве перевода греческого слова «демон». Раньше бесы были слугами Бога, ангелами, но изменили ему и стали ангелами бездны и Сатаны.
В произведении Р. Асприна три беса: Хиггенс, Брокхерст и Трокволд. Они
выступают в своей изначальной функции - функции вредительства.
Наиболее обычный образ беса в народной фантазии и иконографических традициях православного и католического средневековья совмещает антропоморфные и тероморфные черты, приближаясь в этом отношении к языческому образу сатира или фавна: он тёмен, рогат, хвостат, ноги его оканчиваются копытами, хотя в воспоминание о своей изначальной ангельской природе он имеет крылья /3; С.170/. В романе Р. Асприн дает свое описание внешнего облика беса:
«Моё внимание сразу привлёк цвет их лиц, розовато - красный, в то время как моё лицо было иным. Я спешно закрыл глаза и внес поправку.
Удовлетворенный, я открыл глаза и огляделся. Двое бесов демонстрировали теперь характерно заостренные уши и подбородки» /1;С.61/
В то время как отличительным признаком представителей нечистой силы являлись черный, синий, зелёный цвета - именно в такой цветовой гамме обычно изображаются бесы на иконах и книжных миниатюрах - автор изобразил их розовато-красными. Также в некоторой степени особенностью этих мифологических персонажей в романе Р. Асприна является и отсутствие у них крыльев, хотя в сборнике Богословий 41(л 18 об.) на одной из миниатюр главный бес, восседающий среди своей свиты, имеет за спиной крылья, остальные же фигуры бескрылые. Отличительными особенностями бесов, как в данном художественном произведении, так и в христианской традиции, являются рога и остроконечная голова (в романе: «Подбородок и уши оказались непривычно заострёнными, а на лбу выступали два коротких тупых рога» /1; С.20/). Таким образом, автор создал своеобразный облик беса, опираясь на определённый канон.
Как мы уже говорили, функция данных мифологических персонажей - функция вредителя. На протяжении всего действия романа бесы совершают злокозненные действия: они убивают мага Гаркина, превращают охотника на демонов в статую, пытаются навредить главным героя.
Интересен социальный статус этих мифологических персонажей: вид деятельности, которым бесы зарабатывают на жизнь - это убийства за плату. Таким образом, профессией данных бесов является профессия наёмных убийц. У наёмных убийц существует определённый кодекс, который они соблюдают беспрекословно:
«Убийцы никогда не работают в одиночку. Вот поэтому-то они никогда и не промахиваются. Они работают группами от двух до восьми членов»/1; С.32/;
«бригада поддержки» ждёт в стороне, давая время для манёвра убийце, совершающему операцию, - это так называемая профессиональная этика. Внешний вид тоже соответствует определённым стандартам: они носят снабжённые капюшонами плащи убийц, а в момент убийства плащи выворачивают золотой стороной наружу. Таким образом, убийцы являются в некоторой степени посредниками между царством живых и царством мертвых, они являются орудием смерти.
Но бесы не пользуются уважением у представителей других измерений. Вот как объясняется причина подобного отношения к бесам:
« - Бесов? - Ааз произнес это слово так, словно оно имело дурной привкус. - Бесы во всех отношениях уступают деволам….
- Они дешевые имитаторы. Их измерение, Бесер, расположено поблизости от Девы, и деволы так часто торговали с ними, что чуть не довели до банкротства своими неотразимыми «честными сделками». Чтобы остаться при своих, бесы принялись подражать деволам, пытаясь толкать диковинки в разных измерениях. Необразованному они могут показаться умными и могущественными. На самом же деле они просто стараются при случае сойти за дьяволов. Однако по сравнению с хозяевами он неумелые и некомпетентные эпигоны» /1; С.52/
Не смотря на всё, бесы - «народ цепкий», они выполняют свою работу медленно, но методично. В их профессионализме не стоит сомневаться: «их слова были чопорными и небрежными, но арбалеты ни разу не дрогнули»/1; С.54/ Бесы в основном доверчивы, но иногда встречаются и исключения: убедить Хиггенса, в отличие от Брокхерста, да и в принципе не так просто. При всём этом бесы делают всё наверняка, любая ошибка, совершенная в их присутствии, может оказаться последней.
Бесы чувствуют потенциально более сильного соперника и никогда не посмеют выступить против него открыто:
« - Но…что за ...почему вы здесь…сударь,…если вы не возражаете против моего вопроса? - сумел, наконец, выдавить из себя Брокхерст.
Каким бы он ни был некомпетентным в качестве беса, он, безусловно, знал, как пресмыкаться»/1; С.56/
Подобное поведение бесов вызывает у представителей других измерений неуважительное отношение к ним. Образ, который они принимают, также зависит от их выбора; а так как самая сущность бытия бесов - ложь, образ этот - фальшивая видимость, маска/3; С.170/. В данном случае речь идёт о переменчивом характере бесов: они пытаются подстроиться под окружающих, чтобы добиться своей цели - все, что они не делают, они делают с выгодой для себя.
Согласно энциклопедии мифологических существ, бесы от своего «ангельского прошлого» сохранили сверхъестественные способности, а именно: власть над пространством и стихиями, возможность внушать людям мысли и дела./7; С.56/ В произведении же бесы не имеют никаких сверхъестественных способностей, приписываемых им в христианстве. Они не обладают магическими способностями, но пользуются механической магией (применяют разнообразные механизмы - амулеты, кольца и т.п.), при реализации своей профессиональной деятельности.
Информация о работе Система образов в романе - фэнтези Роберта Асприна "Еще один великий миф"