Система образов в романе - фэнтези Роберта Асприна "Еще один великий миф"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 19:52, курсовая работа

Краткое описание

Наша цель - определить и описать систему мифологических образов романа - фэнтези «Ещё один великолепный миф», охарактеризовать авторскую точку зрения Р. Асприна на примере нескольких конкретных героев.

Для достижения цели нам потребуется выделить из текста произведения всех мифологических персонажей и выстроить их в соответствии с системой. На данном этапе предполагается обращение к системе, разработанной В. Я. Проппом - классификации персонажей с точки зрения их функционирования в волшебной сказке.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….3
Система образов……………………………………………………….6
Глава 1.Маг - ученик………………………………………………….8
Глава 2.Демон - маг………………………………………………….12
Глава 3.Маг - вредитель……………………………………………...18
Глава 4 Бесы.………………………………………………………….21
Глава 5. Девол/Дьявол………………………………………………..25
Заключение…………………………………………………………...30
Библиография………………………………………………………...32

Файлы: 1 файл

Федеральное Агентство по Образованию.doc

— 171.97 Кб (Скачать)

    Герой резко начинает пополнять запас своих магических знаний под руководством  своего нового учителя демона - мага Ааза. И  постигает азы магии,  изучая их в полевых условиях, что помогает ему усвоить материал быстрее и закрепить его намного лучше: « - Вот в этом - то, мой юный друг, и заключается разница между занятиями в классе и полевых условиях. Класс - место для теоретических занятий. А на практике тебе никогда  не представится такой роскоши - лениво собираться с силами. Да и мишень редко бывает неподвижной» /1; С.35/ Скив овладел левитацией, заклинанием личин (способностью менять свой облик), также научился черпать энергию прямо из земли и воздуха (суть заключается в рассматривании энергии как осязаемой силы), видеть ауры вещей, сохранять резервный запас энергии и управлять ею по своему желанию.

    Скива редко называют по имени: в основном вор, мальчуган, малыш, красавец - но коль скоро это происходит, то стоит ждать неприятностей, «и впрямь огорчительное положение, когда звук твоего имени становится дурным предзнаменованием»/1;С.10/ Причиной подобного обращения является молодой возраст и жизненная позиция героя.

    Герой очень неординарная личность. Он  хорошо чувствует границу, разде-ляющую добро и зло, при этом он даже не пытается проанализировать эту свою  способность: он просто следует своим ощущениям, и они его почти никогда не подводят. И даже в тех случаях, когда Скив ошибается, он остаётся самим собой. Не взирая на превратности судьбы, он продолжает верить людям и верить в людей. Подобное отношение к окружающим приносит ему немало проблем: считая героя простаком, многие  пытаются им воспользоваться, но, как ни странно, это у них плохо получается. Скив очень благотворно влияет на остальных героев романа: его своеобразная манера поведения, в которой гармонично переплетаются такие черты характера, как твердость убеждений  и детская непосредственность - никого не оставляют равнодушным. И даже отрицательные герои не способны не поддаться той силе, которую излучает Скив.

    Скив доброжелательный и вежливый: он никогда не посмеет оскорбить другого человека, но и себя унизить не позволит. Вызвать ярость в герое может только пренебрежительное и грубое обращение:

    « - Слушай, сынок, - прорычал Девол, снова ткнув меня пальцем в грудь, - если ты думаешь, что тебе…

    Во мне что-то взорвалось. С яростью, удивившей меня самого, я одним ударом отбросил его руку.

    - Я тебе не «сынок»! - прошипел я голосом, в котором не узнал своего. - Я - Скив! Понижай голос, когда разговариваешь со мной, и не тычь в меня своим грязным пальцем!» /1;С.106/

    Отношение к нему  персонажей  двоякое: с одной стороны Скива уважают и ценят, с другой - чувствуют некое свое превосходство над ним, а  некоторые даже относятся к герою покровительственно. Он, как было уже сказано выше, с первого взгляда не производит должного впечатления, но  впоследствии нельзя не поддаться тому обаянию, которое герой излучает. Скив  умный и  сообра-зительный молодой человек, он прислушивается к советам окружающих, но при этом делает всё так, как сочтёт нужным. Но герой мыслит не так, как остальные персонажи произведения: что бы Скив не делал, он делает это безвозмездно, от чистого сердца, не преследуя никаких меркантильных целей.

    Таким образом, хотя главный герой и не является полностью положительным - ему, как и остальным персонажам произведения присущи отрицательные черты, он совершает ошибки чаще, чем остальные - но при всём этом Скив остаётся  верен себе, он сам, не замечая того, подаёт пример окружающим его  людям, способствует их духовному преобразованию.

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 3. Демон - маг.

       В исследуемом нами романе - фэнтези Р. Асприна «Ещё один великолепный миф» одним из главных действующих персонажей является демон - маг Ааз. По определению, данному в энциклопедии «Мифы народов мира», «демон - в греческой мифологии - обобщенное представление о некой неопределённой и неоформленной божественной силе злой или (реже) благодетельной, часто определяющей жизненную судьбу человека. В более узком и точном смысле демоны - это злые духи /10;С.366-367/ Само слово «демон» привнесено в народные поверья христианством и священными книгами («Новый завет», «Старый завет»). Среди апологетов второго века была распространена теория смешения сынов Божьих, отождествляемых с ангелами, с сынами человеческими (заимствованная из иудейских, апокрифических преданий), однако согласно общепринятой точке зрения «демоны» - это падшие ангелы.

    В романе авторская точка зрения является главенствующей, таким образом автор создаёт вой образ демона, основанный на мифологических представлениях, но при этом в данном случае в корне противоположный утвердившемуся образу. Демон - как повествует автор - это не злобный  дух, как представляют его в мифологии и фольклоре различных народов. В тексте есть такое определение этого понятия:

    « Совершенно верно. Я из другого Измерения. Демонстратор Измерения, или для краткости демон»/1;С.18/

    Как уже было сказано, измерение - это параллельный мир, существующий одновременно с нашим, но в другой плоскости. Для каждого измерения существует свой определённый «канон» внешнего облика. Таким образом, демон - это любое живое существо, не соответствующее определённым характеристикам (таким, как внешний облик, манера поведения, язык и т.д.) данного измерения (в конкретном случае - измерения Пент)

    Прежде всего, обратим внимание на название и ипостась данного мифологического персонажа. В тексте мы встречаем несколько наименований. Так как родиной данного демона - мага является измерение Извр, то, следовательно, его национальная принадлежность - изверг.

    Согласно Словарю русского языка изверг - жестокий человек, мучитель /15;С.637/. Данное наименование мифологического персонажа является в некоторой степени отражением сущности этого героя. Как мы можем заметить, в тексте не раз встречается наравне с наименованием «изверг» и такое презрительное наименование этого демона, как «извращенец». Такое уничижительное наименование связано с репутацией, которой пользуется измерение Извр у представителей других измерений. Сам Ааз говорит так о своём измерении:

    « Было время, когда мы близко подошли к тому, чтобы потонуть в массе беженцев и иммигрантов из других Измерений. И когда они стали слишком досаждать нам, мы положили этому конец. Во - первых, взяли и вытурили всех нахлебников. А потом - в качестве добавочной меры страховки - стали поощрять распространение слухов о возмутительном отношении извергов к выходцам из других Измерений. О нас стали говорить, что мы едим своих врагов, пытаем людей просто для развлечения и придаёмся половой практике, считающейся сомнительной по стандартам любого другого Измерения»/1;С.69/

    Как уже было сказано, в мифологии и фольклоре различных народов, демоны - это омерзительные на вид злобные духи, склоняющие людей ко злу и сами причиняющие им вред. « Они - оборотни, которым ничего не стоит принять любое обличье. Об истинном облике демонов можно судить по следующему описанию, которое приводит К. Бриггс: « Лик словно бледная морда львицы, уши ослиные, грудь обнажена, волосы спутаны, руки в грязи, пальцы заканчиваются когтями, изрыгает змеиный яд и бьёт хвостом как скорпион…» /7;С.416/ Но совершенно иное описание внешнего облика мы встречаем в произведении Р. Асприна. Демон - маг Ааз предстаёт перед нами антропозооморфным (в облике получеловека - полузверя) существом:

    «Он был гуманоидом, то есть имел две руки, две ноги и голову. Не отличаясь высоким ростом, он обладал могучим телосложением, немного более широкими плечами, чем у человека, и сильной мускулатурой. Но он не был человеком. Я хочу сказать, что мне ещё не доводилось видеть безволосых людей с тёмно - зелёной чешуёй, покрывающей тело, и плотно прижатыми к голове заострёнными ушами»/1;С.17/.

    В народном представлении демон наделен отрицательными качествами, такими как  кровожадность, злобность, беспощадность и т.д. В романе на вредоносность  демона - мага Ааза указывают такие черты, как «двойной ряд острых, как иглы, зубов», «пурпурный язык», «когтистая лапа»/1;С.16/. Всё это в представлении непросвещенной массы такого измерения, как Пент лишь доказывало его кровожадность. Подобное ошибочное мнение было навязано против  воли также и главному герою Скиву (от лица, которого ведётся повествование в романе) его учителем магом Гаркиным:

    « - Чтобы продемонстрировать тебе ценность контроля, я сейчас вызову демона - существо из другого мира. Он могуч, жесток, злобен и убьёт нас обоих, если дать ему шанс»/1;С.14/

    Но в действительности всё оказалось по-другому:

    «Я находил этот смех обидным и тревожным. Обидным потому, что у меня возникало подозрение, что  источником его веселья являюсь я. А тревожным потому, что… ну это же демон, а демоны, как известно…

    - Холодные, злобные и кровожадные, - выдавил сквозь смех демон, словно прочитав мои мысли»/1;С.16/

    Как видим, здесь полностью опровергается кровожадная сущность Ааза.

     В описании внешнего облика  присутствует такая черта, как «пара желтых, с крапинками золота глаз, не принадлежащих этому миру» /1;С.15/. А. Афанасьев утверждает:  « Как золото и серебро служили для обозначения небесных светил, так с другой стороны этим металлом были придаваемы свойства, принадлежащие свету и огню. Народная загадка спрашивает: «что горит без пламени?» и отвечает: золото или деньги; другие загадки  прибегают к той - же метафоре: « чернец - молодец по колено в золоте стоит» - горшок в жару; « полна коробочка золотых воробышков» - горячие уголья в печке» /6; С.6/. Из всего выше названного следует такое равенство: свет = золото = огонь.

    Согласно В. Я. Проппу: «Посредником между царством мёртвых и царством живых был огонь. В мифах Америки, Африки, Океании и Сибири герой без всякой помощи животных, только при помощи огня отправлялся на небо»/13; С.176/. Следовательно,  функцией  данного мифологического персонажа является  посредничество между двумя царствами. В сказках подобную функцию выполняет волшебный помощник. Таким образом, демон - маг Ааз является волшебным помощником.

    Его функция - функция волшебного помощника - реализуется в преподавательской деятельности. После потери своих магических способоностей в результате шутки - игры Гаркина, которая в тексте поясняется так:

    « В общем, у нас вошло в привычку ставить друг друга в неудобное или неловкое положение. Эта игра, хотя и совершенно безвредная, - ребячество…. Я хочу сказать, что наша игра вышла из-под контроля.» /1;С.22/

    Аазу ничего  не остается, как взять себе в ученики Скива. Делает он это не из-за природного благородства, а из-за весьма меркантильных побуждений: без помощи Скива Аазу не выбраться с измерения Пент.

    Его познания в области магии настолько велики, что даже после потери способностей, он может с лёгкостью обучать  Скива, не применяя магию на практике в качестве показательного примера.

    Все демоны локально привязаны, закреплены. Но в случае с Демоном - магом Аазом данное правило не работает: он хотя и имеет определённое место локализации (измерение Извр), но при этом  Ааз не закреплён за ним. Он свободно передвигается в пространстве - ведет кочевой образ жизни. Запретов, каких бы то ни было границ для него просто не существует.

    Ааз наделён специфическими способностями, такими, например, как способность много пить и не хмелеть:

    « - Пока мой друг решает, - сказал Ааз трактирщику, - принеси мне еще два сосуда, но на этот раз пусть они будут приличных размеров, даже если тебе придётся воспользоваться вёдрами!

    Трактирщик отступил, заметно потрясённый. Меня же это ничуть не удивило. Я уже был свидетелем способностей Ааза поглощать спиртное в количествах, поразительных даже в наше время, славящееся горькими пьяницами». /1;С.74/ Подобная способность  является, видимо, характерной для извергов, но не встречается у остальных персонажей данного произведения.

    Отношение к еде тоже своеобразно, как, впрочем, и сама еда:

     «Для всякого, кто рожден на Извре, еда выглядит ещё хуже, чем пахнет. Главная трудность  при употреблении изврской кухни - это не дать выползти ей из чаши, пока ты её ешь» /1;С.102/

    В то время как к еде Ааз очень требователен, к вину он относится  более терпимо: он может долгое время обходиться без еды, а вот без вина - нет.

    Этот мифологический персонаж наделен очень скверным характером, аналитическим складом ума и «стальной» хваткой: он всегда и во всем ищет выгоду. Но, не смотря на все это, у него очень развито чувство долга:

Информация о работе Система образов в романе - фэнтези Роберта Асприна "Еще один великий миф"