Система образов в романе - фэнтези Роберта Асприна "Еще один великий миф"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 19:52, курсовая работа

Краткое описание

Наша цель - определить и описать систему мифологических образов романа - фэнтези «Ещё один великолепный миф», охарактеризовать авторскую точку зрения Р. Асприна на примере нескольких конкретных героев.

Для достижения цели нам потребуется выделить из текста произведения всех мифологических персонажей и выстроить их в соответствии с системой. На данном этапе предполагается обращение к системе, разработанной В. Я. Проппом - классификации персонажей с точки зрения их функционирования в волшебной сказке.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….3
Система образов……………………………………………………….6
Глава 1.Маг - ученик………………………………………………….8
Глава 2.Демон - маг………………………………………………….12
Глава 3.Маг - вредитель……………………………………………...18
Глава 4 Бесы.………………………………………………………….21
Глава 5. Девол/Дьявол………………………………………………..25
Заключение…………………………………………………………...30
Библиография………………………………………………………...32

Файлы: 1 файл

Федеральное Агентство по Образованию.doc

— 171.97 Кб (Скачать)

      Сверхчеловеческое знание и могущество бесов позволяют им проникать в сокровенные помыслы людей, чтобы овладеть бессмертной душой, непрерывно искушая её совершить тот или иной грех. В христианской традиции бесы предстают как очень могущественные создания, постоянно искушающие человека, в то время как в романе Р. Асприна «ещё один великолепный миф» - это жалкие «подражатели», никому не вселяющие страха, и даже, вызывающие  презрение. 
 
 
 
 
 
 
 
 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 5. Девол/Дьявол. 

    В данном художественном произведении также фигурирует такой мифологический персонаж, как девол/дьявол. В тексте наряду с наименованием данного мифологического персонажа девол употребляется и наименование дьявол, при этом разницы не существует между этими наименованиями - они являются синонимичными как по значению, так и по звучанию. Подобная языковая игра очень характерна для Р. Асприна.

    В произведении основным представителем данной категории демонов является девол Фрумпель, скрывающийся на измерении Пент под именем Абдул торговец коврами.

    Впервые увидев этого демона, главный герой произведения Скив называет его дьяволом. Подобная классификация является вполне оправданной: ведь этот демон является реальным воплощением «князя» тьмы, то есть  Дьявола.

    Согласно энциклопедии «Мифы народов мира» дьявол - от древне-еврейского «противодействующий», «противник» - мифологический персонаж, олицетворение сил зла (нечистая сила), противостоящая «доброму началу» - богу. Это наиболее распространенное наименованование высшего духа зла, предводителя падших ангелов.

    В произведении Р. Асприна «Ещё один великолепный миф» христианские воззрения  на  образ Дьявола являются основой для создания образа девола/дьявола, как одного из основных мифологических персонажей произведения.

     В романе дьявол предстаёт в образе демона - сатира:

    « Не только лицо, но и всё тело начало меняться, наливаясь и принимая красноватый оттенок. Брови стали гуще и срослись, линия бороды, словно живая, прокралась вверх по лицу, а глаза жестко сузились. Я заметил, что его ступни теперь стали сверкающими раздвоенными копытами, а из-под халата появился кончик заострённого хвоста. За впечатляюще короткий срок он преобразился в…дьявола!»/1;С.77/

    Облик дьявола - так, как он описан в средневековых легендах, и в показаниях ведьм, - нередко окрашен в какой-либо один тон. Так если в искусстве раннего Средневековья тёмные тона дьявола противостоят красным тонам добрых ангелов - тонам эфирного огня, из которого они состоят, то позднее и самого дьявола всё чаще изображают красным, подразумевая этим цветом кровь и адский огонь. Красный - это  второй по значимости цвет дьявола, цвет крови и огня.

    Как мы видим, внешний облик этого мифологического персонажа полностью соответствует христианской иконографии, для которой дьявол - антропозооморфное существо, неотъемлемыми  атрибутами которого в народном сознании являются хвост, рога, волосы дыбом, острые когти, копыта

    Христианская иконография дьявола вобрала в себя черты, восходящие к глубокой древности: как к античной мифологии (тип сатира), так и к различным мифологиям Востока, прежде всего иудаистской и вавилонской. Эти черты и взял за основу образа девола Р. Асприн.

    Деволу соответствуют в некотором роде те же  функции, что и  воплощению зла  - Дьяволу, то есть функция дарителя и  функция вредителя одновременно, причём они составляют синкретическое единство. Вот как комментирует функцию дарителя - вредителя Фрумпеля, реализованную в торговой деятельности, демон-маг Ааз:

     « - Дьяволы относятся к одним из самых подлых существ, с которыми тебе лучше не связываться, - зло проговорил Ааз. - Это самые страшные, но в то же время самые уважаемые субъекты во всех Измерениях.

    - Они воины? Наемные солдаты?

    Ааз покачал головой и ответил:

    - Хуже. Они купцы.

    - Купцы?!

    - Не фыркай, малыш. Может быть, купцы - выражение слишком сдержанное, чтобы описывать их. Ближе, пожалуй, будет - Торгаши Высшей Пробы»/1;С.51/

    Как мы видим, с одной стороны Фрумпель может быть дарителем (он даёт Аазу и Скиву И-Скакун - механизм для передвижения по измерениям), а с другой стороны он может быть вредителем (он помогает  Иштвану, когда сообщает о намерениях этих героев, и делает он исходя из собственных интересов).

    Этот мифологический персонаж, не обладая  никакими магическими способностями, использует механическую магию. Таким образом, образ девола отличается от образа дьявола в христианской традиции, который обладает силой.

    Родным измерением Фрумпеля является Дева.

    «… некогда всё  Измерение  Девы столкнулось с экономической разрухой. Страны страдали от напасти, оказавшей влияние на всё живое. Рыба не могла жить в океанах, растения не могли произрастать в почве. А те растения, что вырастали, были искажёнными, изменившимися, ядовитыми для животных. Измерение больше не в состоянии было обеспечивать жизнь своим гражданам» /1;С.52/

    Описание родного измерения Фрумпеля схоже с описанием ада в представлении христианства.

      «… Путешествия по Измерениям - некогда легкомысленное времяпровождение - стали ключом к выживанию. Многие покинули Деву, эмигрировали поодиночке или группами. Их рассказы о своей бесплодной несчастной родине послужили прототипом представлений многих религиозных групп о загробном мире для злых духов.

      Однако те, кто остался, решили применить способность путешествовать по Измерениям для покупки и продажи диковин. Они утвердились в роли торговцев. По мере роста этой практики они стали богатыми и могущественными,  а также самыми прожженными торгашами во всех Измерениях. Их умение торговать передавалось из поколения в поколение и отшлифовалось до такой степени, что теперь они не знают себе равных»/1;С.52/

    Это неприветливое измерение также славится своим Базаром. В данном случае Дева это и есть Базар:

    «Базар на Деве - это место, где дьяволы встречаются для торговли друг с другом. Оказавшемуся там гостю из другого измерения будет затруднительно не потерять слишком много, не говоря уже о том, чтобы остаться при своём»/1;С.52/

    Именно на Базаре совершаются самые крупные торговые сделки. Но Фрумпель в силу сложившейся ситуации - он совершил  преступление, какое в романе не поясняется - должен скрываться от правосудия. И вследствие этого он не имеет права появляться на Деве.

    Как мы знаем, для  Дьявола, в представлении христианства, самое  ценное - это душа человека. Он пытается заполучить её в своё владение любыми способами. Дьявол предлагает любую цену - естественно выгодную для него - в обмен на бессмертную душу. Мотив торговли с дьяволом в романе основан на этом мифологическом  представлении, но при этом он имеет несколько иное значение: деволу не нужна душа, ему нужны деньги. Ради собственной выгоды он сделает всё, поэтому вступать в торговые отношения с деволом подчас невыгодно и даже  опасно:

    «Говорят, что если ты заключил сделку с дьяволом, то поступишь мудро, пересчитав после этого пальцы,… а потом руки и ноги, а заодно и родственников»/1;С.52/

    Местом локализации данного мифологического персонажа, как мы уже знаем, является измерение Пент, но это временное место жительства: Фрумпель постоянно переезжает, так как боится преследования и последующего за ним наказания в случае его ареста. Но как истинный девол, Фрумпель чувствует себя и здесь как дома. Он превосходный актёр: его тон, манера поведения меняются в зависимости от ситуации и финансовых возможностей его собеседника.  Именно ложь  является для девола ключом к выживанию.

    Все деволы владеют искусством лжи в совершенстве и Фрумпель не исключение. Дьявол - это ангел, отделенный от бога своей гордыней, который не пребывает в истине; он - доктор лжи, поскольку ложь была изобретена им самим; он - сведущий во зле благодаря преступлении/11;С.162/. Способность Фрумпеля лгать поражает: он спокойно отправляет на верную смерть Скива и Ааза, убеждая их в безопасности всего происходящего, утверждает, что сможет помочь Аазу вернуть магические способности - но при  этом заподозрить девола во лжи практически невозможно. И Фрумпель это отлично уяснил, ведь именно это помогает ему выжить на Пенте и при этом заработать деньги.

    Фрумпель никому не симпатизирует. Он находится на периферии между добром и злом, склоняясь то в одну сторону, то в другую, исходя из того, кто больше заплатит за его услуги. Этого мифологического персонажа не интересует ничего, кроме собственной персоны и того, сколько он может заработать. Его не мучают угрызения совести, потому что в делах торговли совести просто нет места. Фрумпель олицетворяет собой дьявола с точки зрения торговых отношений, ведь дьявол - это прежде всего хороший торговец.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение. 

    Мы проанализировали систему мифологических образов в авторской интерпретации Р. Л. Асприна

    Образы всех героев базируются на фольклорно - мифологической  основе, но при этом в авторской обработке приобретают новые характеристики (такие, как внешние черты, свойства, пристрастия и т.д.).

    В романе - фэнтези « Ещё один великолепный миф» нет полностью отрицательных и полностью  положительных героев. Здесь границы принадлежности к добру/злу стираются.

    Таким образом, Роберт Асприн пытается  как можно правдоподобнее сделать своих героев, сделать их  похожими на людей. То есть, показать их со слабыми и сильными сторонами, с невозможностью выбора и со свободой действий.

    Главные положительные  персонажи не являются идеальными образами. Скиву свойственно ошибаться, что не свойственно истинному герою. Скив ведёт себя как вполне реальный человек.

    Демон - маг Ааз не является полностью положительным героем: его мировоззрение не позволяет ему вести себя по - геройски, наоборот, он ведёт себя так, будто это он главный отрицательный персонаж произведения.

    Как правило, в романе мифологический персонаж, которому приписываются злокозненные действия, оказывается  на самом деле безобидным.

    Среди рассмотренных нами вредителей из романа - фэнтези « Ещё один великолепный миф» - бесы, Маг Иштван, а также девол Фрумпель.

    Так, традиционно бесы считались воплощением искушения и тем самым зла на земле, в то время как в романе их никто не воспринимает всерьёз, не говоря уже о паническом страхе перед этими существами.

    Маг Иштван является ключевой  отрицательной фигурой в романе, но при этом автор намеренно выводит этого героя в конце произведения, тем самым отягощая финал с одной стороны и делая его более жизнеутверждаю-щим - с другой. Иштван - это прежде всего символ зла - это то, что может произойти с человеком на пути к долгожданной цели. Он сумасшедший и все это прекрасно понимают, но при этом никто не реагирует на него так, как стоило бы.

    Девол Фрумпель - это истинный торговец и за эту способность его остерегаются. Он знает свои возможности, но использует их осторожно, чтобы не навредить прежде всего себе.

    Тем самым, мы видим, что окружающая нас действительность не есть что-то серое и бесформенное, наоборот, это целый  мир,  которого не стоит бояться.

    В дальнейшем предполагается более глубокое и широкое исследование мифологических персонажей данного романа.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Библиография.

 

  1. Роберт Асприн  Ещё один великолепный миф: роман./Пер. с англ. - М.: «Пилигрим», 1992. -  400с. (Серия «Мифы вселенной»)
  2. Афанасьев А. Поэтические воззрения славян на природу. В 3 томах. Т 2.М;1994.
  3. Буслаев Ф.И., Бес.// « Мифы народов мира», энциклопедия в 2 т. М; 1994.  Т. 1 « А - К»
  4. Виноградова Л.Н., Толстая С.М. К проблеме идентификации и сравнения персонажей славянской мифологии.// Славянский и балканский фольклор: верования. Текст. Ритуал. М.,1994.
  5. Волошина Т. А., Астапов С. Н. Языческая мифология славян. - Ростов н/Д: Издательство «Феникс», 1996. - 448с.
  6. Живая старина, №4 апрель, 1997.
  7. Королёв К. Энциклопедия сверхъестественных существ - М.: Эскмо; СПб.: Мидгард, 2005. - 720с.: ил.
  8. Леви - Стросс К. Магия и религия. М; 1985.
  9. Леманн А., Скворцов - Степанов И. И., Дьявол// «Мифы народов мира», энциклопедия в 2 т. М; 1994. Т.1 «А - К»
  10. Лосев А.Ф., Демон// « Мифы народов мира», энциклопедия в 2 т. М; 1994. Т. 1 «А - К»
  11. Махов А. Е. Hostis Antiquus: Категории и образы средневековой христианской демонологии. Опт словаря. - Москва: Intrada, 2006 - 416с.
  12. Орлов М.А. Колдуны, колдовство и оборотни// Орлов М. А. История сношений человека с дьяволом. М; 1992
  13. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. - Санкт-Петербург: Издательство С.- Петербургского университета, 1996. - 365с.
  14. Пропп В. Я Морфология сказки. Л, 1928.
  15. Словарь русского языка: в 4 - х т./ АН СССР, Ин - т  р.я.; Под ред. А. П. Евиньевой - 2 - е изд., испр. и доп. - М.: Русский язык, 1981. Т. 1 «А - И», 1981. - 698с.
  16. Сравнительный указатель сюжетов. Восточнославянская сказка. Сост. Л. Г. Бараг, И.П. Березовский, К.П. Кабашников, Н.В. Новиков. Л, АН СССР, 1979.
  17. Толстой Н. И. Каков облик дьявольский?// Н.И. Толстой. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М; 1995.
  18. Толстой Н. И. Откуда дьяволы разные?// Н.И. Толстой. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М; 1995.
  19. «Энциклопедия вымышленных существ»http://bestiary.us/
  20. http://mars - xru/Фэнтези
  21. http://ru.wikipedia.org/wiki/Фэнтези

Информация о работе Система образов в романе - фэнтези Роберта Асприна "Еще один великий миф"