Система образов драмы "Гроза" Н. Островского

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 15:01, реферат

Краткое описание

Корифей русской драматургии, Александр Николаевич Островский являлся, по выражению Льва Толстого, «общенародным в самом широком смысле писателем». В творчестве Островского запечатлен колорит русской жизни: в многообразии типов и судеб, бытовых и психологических оттенков - во всей самобытности национального характера и национального уклада отражен нравственный идеал народа. Он исследует сильные, необузданные, самобытные характеры, «не обремененные образованием», но правдивые и реалистические.

Оглавление

1. Вступление
2. Биография Александра Николаевича Островского
3. Пьеса А.Н. Островского «Гроза»
4. Система образов драмы «Гроза»
5. Образ главной героини Катерины
6. Заключение

Файлы: 1 файл

гроза.doc

— 103.00 Кб (Скачать)

Содержание

  1. Вступление
  2. Биография Александра Николаевича Островского
  3. Пьеса А.Н. Островского «Гроза»
  4. Система образов драмы «Гроза»
  5. Образ главной героини Катерины
  6. Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вступление       

Корифей русской драматургии, Александр Николаевич Островский являлся, по выражению Льва Толстого, «общенародным в самом широком смысле писателем». В творчестве Островского запечатлен колорит русской жизни: в многообразии типов и судеб, бытовых и психологических оттенков - во всей самобытности национального характера и национального уклада отражен нравственный идеал народа. Он исследует сильные, необузданные, самобытные характеры, «не обремененные образованием», но правдивые и реалистические.

Не всякому большому писателю выпадает на долю при жизни услышать слова полного и заслуженного признания. Островский узнал это счастье. В 1882 году, когда праздновали 35-летний юбилей его литературной деятельности, Гончаров прислал драматургу письмо, в котором были такие слова: «Вы один достроили здание, в основании которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский, национальный театр». Он по справедливости должен называться «Театр Островского»1. Островский был наследником не только Гоголя, но и Пушкина. В образе Катерины с особой силой выразилось поэтическое пушкинское начало творчества Островского. Катерина из той же плеяды русских женщин, что и пушкинская Татьяна.        

Прочитав пьесу, я поставила перед собой цель - проследить систему образов, выстроенную Островским, понять, по какому принципу драматург разделяет героев, а также узнать характеры героев. Начать я решила с биографии Островского и истории создания «Грозы».

Работая над темой, я познакомилась со статьями И. А. Гончарова «Отзыв о драме «Гроза» Островского» и Н. А. Добролюбов «Луч света в тёмном царстве».

 

________________________

1 Гончаров И.А. Собр. соч. в 8 тт. Т.8 — М.: Художественная литература, 1980. С. 475

 

Разнообразный материал о биографии Островского и об истории создания драмы я нашла в учебнике «Русская литература ХIХ века» под редакцией В. Ю. Лебедева.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Жизнь и творчество Александра Николаевича Островского

Александр Николаевич Островский родился 31 марта 1823 года в Замоскворечье, в самом центре Москвы. Семья была обеспеченной и просвещённой. Много времени и средств тратилось на обучение детей. Уже с детства Александр знал несколько языков и много читал. С раннего возраста он почувствовал желание писать, но отец видел его в будущем только юристом.

В 1835 году Островский поступает в Московскую гимназию. Через 5 лет – становится студентом юридического факультета в Московском университете. Будущая профессия его не привлекает и может быть, поэтому конфликт с одним из преподавателей становится поводом для ухода из учебного заведения в 1843 году.

В 1843 году отец определил его на службу в Московский совестный суд. Для будущего драматурга это был неожиданный подарок судьбы. В суде рассматривались жалобы отцов на непутёвых сыновей, имущественные и другие домашние споры. Судья глубоко вникал в дело, внимательно выслушивал спорящие стороны, а писец Островский вёл записи дел. Истцы и ответчики в ходе следствия выговаривали такое, что обычно прячется и скрывается от посторонних глаз. Это была настоящая школа  познания драматических сторон купеческой жизни. В 1845 году Островский перешёл в Московский коммерческий суд канцелярским чиновником стола «для дел словесной расправы». Здесь он сталкивался с промышлявшими торговлей крестьянами, городскими мещанами, купцами, мелким дворянством. Наблюдение за клиентами отца, затем за историями, разбиравшимися в суде, дало Островскому богатейший материал для будущего творчества.

Литературные взгляды его складываются ещё в студенческие годы под влиянием Белинского и Гоголя – Островский сразу и бесповоротно решает, что будет писать только в реалистичной манере.

В 1847 году в соавторстве с актёром Дмитрием Горевым будущий известный драматург пишет первую пьесу «Записки замоскворецкого жителя».  В 1850 году Островский публикует свою первую большую комедию «Свои люди – сочтёмся!» в журнале «Москвитянин». Пьеса имеет большой успех и восторженные отзывы литераторов, но запрещается к повторному изданию и постановке по жалобе купцов, отправленной непосредственно императору. Автора уволили со службы и отдали под надзор полиции, который был снят только после восшествия на престол Александра II. В первой же пьесе Островского проявились основные черты его драматургических произведений, которые были характерны для всего творчества в дальнейшем: умение через личный и семейно-бытовой конфликт показать наиболее сложные общерусские проблемы, создать запоминающиеся характеры всех персонажей и «озвучить» их живой разговорной речью.

Островский начинает постоянное сотрудничество с журналом «Москвитянин». Под влиянием главного идеолога журнала А.Григорьева в пьесах Островского этого периода начинают звучать не столько мотивы обличения сословного самодурства, сколько идеализации старинных обычаев и русской патриархальности («Не в свои сани не садись», «Бедность не порок» и другие). Такие настроения уменьшают критичность произведений Островского.

Тем не менее, драматургия Островского становится началом «нового мира» во всём театральном искусстве. На сцену выходит простая будничная жизнь с «живыми» персонажами и разговорным языком. Большинство актёров принимают новые пьесы Островского с восторгом, они чувствуют их новизну и жизненность. С 1853 года почти каждый сезон в московском Малом театре и петербургском Александринском в течение 30 лет появляются новые пьесы Островского2.

В 1855-1860 годах драматург сближается с революционерами демократами. Он переходит в журнал «Современник». Главным «событием» пьес Островского этого периода становится драма простого человека, противостоящего «сильным мира сего». В это время он пишет: «В чужом пиру похмелье», «Доходное место», «Гроза» (1860).

В 1856 году по указанию великого князя Константина Николаевича лучших

_______________________

2 Лебедев Ю.В.  А.Н. Островский. Русская литература 19 века. Вторая половина. М., 1990

российских писателей отправляют в командировку по стране с заданием описать

промышленное производство и быт различных областей России. Островский едет на пароходе от верховьев Волги до Нижнего Новгорода и делает множество записей. Они становятся настоящими энциклопедическими заметками по культуре и экономике края. При этом Островский остаётся художником слова – многие описания природы и быта переносятся им в свои произведения.

Проработав для русской сцены без малого сорок лет Островский создал целый репертуар- около пятидесяти пьес. Произведения Островского и до сих пор остаются на сцене.

Умер Островский в 1886 году в своём любимом заволжском имении Щелыково.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пьеса А.Н. Островского «Гроза»

Творчество Александра Николаевича Островского стало ключевым этапом в развитии русского театра. Знаменитый драматург создал свою театральную школу и современную концепцию театральной постановки. Сущность драмы Островского заключается в отсутствии экстремальной накаленности, через простые сюжетные линии, человеческую психологию главных героев он показывает весь смысл своих произведений. 

Пьеса Островского «Гроза» - самое значительное произведение  драматурга. Она стала своеобразным новшеством среди существующих на то время пьес. Из-за этого драма стала предметов горячих споров критиков XIX века. Написанная в 1860 году, «Гроза», как яркая социально-бытовая драма, стала крупнейшим событием в литературном мире, накануне такого важного исторического события, как отмена крепостного права.

Пьеса А.Островского «Гроза» по праву считается одной из вершин его литературной деятельности. Кризис патриархального мира и патриархального сознания находится в центре авторского внимания в пьесе драматурга. Но в этой драме Островский придает проблеме совершенно иное звучание, чем в предшествующих своих произведениях, рассматривает ее под принципиально новым углом. «Гроза» написана на стыке методов классицизма и реализма: реалистическая задача социально-психологического анализа современности решается во многом в рамках классицизма. «Гроза» - классическая трагедия. Ее персонажи предстают с самого начала законченными типами - носителями того или иного характера - и уже не меняются до конца. Классицистичность пьесы подчеркивается не только традиционным трагическим конфликтом между долгом и чувством, но более всего системой образов-типов.

В 1848 году Александр Островский отправился с семьей в Кострому, в усадьбу Щелыково. Природная красота Волжского края поразила драматурга, и тогда он задумался о пьесе.

В течении довольно длительного времени считалось, что сам сюжет «Грозы» Островский взял из жизни костромского купечества, что в основу его легло нашумевшее в Костроме дело Клыковых. Вплоть до начали ХХ века костромичи указывали на место убийства Катерины – беседку в конце маленького бульварчика, в те годы буквально нависавшую над Волгой. Показывали и дом, где она жила.

Костромские краеведы обстоятельно обследовали потом в архиве «Клыковское дело» и пришли к заключению, что именно эту историю использовал Островский в работе над «Грозой». Совпадения получались почти буквальные.  А. П. Клыкова была выдана шестнадцати лет в угрюмую нелюдимую купеческую семью, состоявшую из стариков родителей, сына и незамужней дочери. Хозяйка дома, суровая и строптивая, обезличила своим деспотизмом мужа и детей. Молодую сноху она заставляла делать любую черную работу, оказывала ей в просьбах повидаться с родными. Молодой муж её, Клыков, беззаботный человек, не мог защитить жену от притеснений свекрови и относился к ней равнодушно. Детей у Клыковых не было. И тут на пути молодой женщины встал другой человек, Марьин, служащий в почтовой конторе. Кончилось тем, что 10 ноября 1859 года тело А. П. Клыковой нашли в Волге. Начался долгий судебный процесс, получивший широкую огласку даже за пределами Костромской губернии, и никто из костромичей не сомневался, что Островский воспользовался материалами этого дела в «Грозе».

Прошло много десятилетий, прежде чем исследователи точно установили, что «Гроза» была написана до того, как костромская купчиха Клыкова бросилась в Волгу. Работая над «Грозой» Островский начал в июне-июле 1859 года и закончил 9 октября того же года. Впервые пьеса была опубликована в январском номере журнала «Библиотека для чтения» за 1860 год. Первое представление «Грозы» на сцене состоялось 16 ноября 1859 года в Малом театре, в бенефис С. В. Васильева с Л. П. Никулиной-Косицкой в роли Катерины. Версия о костромском источнике «Грозы» оказалась надуманной3.

________________________

3 Лакшин В.Я. Островский А.Н. М.: Мир книги, 2001. - 480с.

 

Пьеса Островского переносит читателей в купеческую среду, где домостроевские порядки поддерживались наиболее упорно. Жители провинциального города живут замкнутой и чуждой общественным интересам жизнью, в неведении того, что творится в мире, в невежестве и равнодушии. Действие «Грозы» разворачивается в вымышленном городе Калинове на берегу Волги. Автор «населяет» город разнообразными жителями. С первого взгляда кажется, что они все разные, но всех их объединяет схожие понятия и представления этого маленького замкнутого мира. В первую очередь, это Кабаниха и Дикой, поборники калиновской патриархальной морали и обычаев.  Многие, например, Варвара и Кудряш, предпочитают формально признавать над собой власть обычаев, хотя на самом-то деле идут против неё.  Даже ученый Кулигин, пытающийся внедрить свои изобретения, рассуждает о научной мысли, которая глубоко устарела даже для 19 века. Приезжий из Москвы Борис, человек образованный и воспитанный, тоже вынужден покорится этому городу, принять его правила.

Основная идея произведения – конфликт молодой женщины с «темным царством», царством деспотов и невежд. За внешним спокойствием жизни кроются мрачные мысли, темный быт самодуров, не признающих человеческое достоинство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Система образов драмы «Гроза»

В пьесах Островского создана прекрасная галерея русских национальных характеров: от эгоистки Липочки из пьесы «Свои люди - сочтемся!», нежной и беззащитной Катерины из «Грозы» до порывистой и безрассудной Ларисы Огудаловой из «Бесприданницы». Рассмотрим подробно героев пьесы «Гроза».

Главными действующими лицами пьесы являются Катерина и Кабаниха - две сильные женщины, каждая из которых отстаивает свою правду. Кабаниха представляет собой мир устаревшей патриархальной морали, она  всеми силами отстаивает этот уклад жизни.  Катерина же стремится освободиться от оков принуждения и преклонения. Её манит мечта, духовность, искренность.   При этом во многом невестка и свекровь схожи – обе сильны духом и безкопромиссны, а также глубоко религиозны.

Информация о работе Система образов драмы "Гроза" Н. Островского