Система образов драмы "Гроза" Н. Островского

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 15:01, реферат

Краткое описание

Корифей русской драматургии, Александр Николаевич Островский являлся, по выражению Льва Толстого, «общенародным в самом широком смысле писателем». В творчестве Островского запечатлен колорит русской жизни: в многообразии типов и судеб, бытовых и психологических оттенков - во всей самобытности национального характера и национального уклада отражен нравственный идеал народа. Он исследует сильные, необузданные, самобытные характеры, «не обремененные образованием», но правдивые и реалистические.

Оглавление

1. Вступление
2. Биография Александра Николаевича Островского
3. Пьеса А.Н. Островского «Гроза»
4. Система образов драмы «Гроза»
5. Образ главной героини Катерины
6. Заключение

Файлы: 1 файл

гроза.doc

— 103.00 Кб (Скачать)

Представителями «темного царства» являются Дикой и Кабаниха. Первый – законченный тип купца-самодура, смысл жизни которого заключается в том, чтобы любыми средствами сколотить капитал. Властная и суровая Кабаниха – еще более зловещая и мрачная представительница Домостроя. Она строго соблюдает все обычаи и порядки патриархальной старины, поедом ест домашних. Велика власть Кабанихи и Дикого над окружающими. «Но чудное дело, – пишет Добролюбов в статье «Луч света в темном царстве», – самодуры русской жизни начинают, однако же, ощущать какое-то недовольство и страх, сами не зная перед чем и почему выросла другая жизнь, с другими началами, и хотя далеко она, еще и не видна хорошенько, но уже дает себя предчувствовать и посылает нехорошие видения темному произволу самодуров». Таково «темное царство» – воплощение всего строя жизни царской России: бесправие народа, произвола, угнетения человеческого достоинства проявления личной воли. «Застой и окаменелость» персонажей глубоко соответствует всей системе патриархального мира. Эта его неспособность к изменениям, его яростное сопротивление любому чужеродному элементу порабощает всех, входящих в круг патриархального мира, формирует души, не способные существовать вне его замкнутого круга. Безразлично, нравится им эта жизнь или нет - в другой они жить просто не сумеют.

Жертвами этого «темного царства» становятся Тихон и Варвара. Тихон подавлен, жалок и обезличен. Даже гнет Кабанихи не убил в нем окончательно живые чувства. Где-то в глубине его робкой души теплится огонек - любовь к жене. Он не смеет проявлять эту любовь, он не понимает сложной душевной жизни Катерины и рад уехать даже от нее, лишь бы вырваться из домашнего ада. Но огонек в его душе не гаснет. Растерянный и подавленный Тихон проявляет любовь и жалость к изменившей ему жене: «А я ее люблю, мне ее даль пальцем тронуть...», - признается он Кулигину.

Воля Тихона парализована, и он не смеет даже помочь своей несчастной Кате. Однако в последней сцене любовь к жене побеждает страх перед матерью, и в Тихоне пробуждается человек. Над трупом Катерины впервые в жизни он обращается к матери с обвинением.

Иные черты воплощены в образе Варвары. Она не хочет терпеть власть самодурной силы, не желает жить в неволе. Но избирает она путь обмана, хитрит, изворачивается, и это становится для нее привычным - она делает это легко, весело, не ощущая угрызений совести. Варвара утверждает, что без лжи жить нельзя: весь дом у них на обмане держится. «И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало», - говорит девушка. Варвара, выросшая в этой среде, прекрасно приспособилась к ее условиям. Она учит Катерину лгать и своевольничать, сохраняя при этом маску благочестия.

Житейская философия Варвары проста: «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». Однако Варвара хитрила, пока было возможно, когда же ее стали на замок запирать, она убежала из дому. И опять рушатся старозаветные идеалы Кабанихи. Дочь «опозорила» ее дом, вырвалась на свободу из-под ее власти.

Более всех слаб и жалок племянник Дикого, Борис Григорьевич. Он сам говорит о себе: «Уж ведь совсем убитый хожу... Загнан, забит...» Это добрый, культурный человек, выделяющийся на фоне купеческой среды. Однако он не способен защитить ни себя, ни любимую женщину, в несчастье он лишь мечется да плачет и на брань ничего не в силах возразить.

В сцене последнего свидания с Катериной Борис вызывает у читателей презрение. Убежать с любимой женщиной, подобно Кудряшу, он боится. Даже говорить с Катериной опасается («Не застали б нас здесь»). Покорно и трусливо звучат бессильные проклятия Бориса: «Ах, кабы знали эти люди, каково мне прощаться с тобой! Боже мой! Дай бог, чтоб им когда-нибудь так же сладко было, как мне теперь. Прощай, Катя!.. Злодеи вы! Изверги! Эх, кабы сила!». Нет у него этой силы. Однако в общем хоре протестующих голосов этот протест знаменателен.

Антиподом представителей «темного царства» является Катерина, натура поэтическая, мечтательная, свободолюбивая. Мир ее чувств и настроений сформировался в родительском доме, где она была окружена заботой и лаской матери. В атмосфере обмана, ханжества и назойливости конфликт между «темным царством» и душевным миром Катерины зреет постепенно. Катерина терпит лишь до поры. Не найдя отзвука в сердце недалекого и забитого мужа, ее чувства обращаются к человеку, не похожему на всех окружающих. Любовь к Борису вспыхнула с силой, свойственной такой впечатлительной натуре, как Катерина, она стала смыслом жизни героини. Катерина вступает в конфликт не только с окружающей средой, но и самой собой. В этом трагизм положения героини.

Для своего времени, когда Россия пережила период громадного общественного подъема перед крестьянской реформой, драма «Гроза» имела важное значение. Образ Катерины принадлежит к лучшим образам женщин не только в творчестве Островского, но и во всей русской художественной литературе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образ главной героини Екатерина

Русские писатели XIX века часто писали о неравноправном положении русской женщины. «Доля ты! - русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать», - восклицал Некрасов. По-своему открыл трагедию женской души в своих пьесах А. Н. Островский.

Центральное место в драме «Гроза» занимает образ Екатерины. Главная героиня - простая девушка, необыкновенная по глубине и силе своей душевной жизни. «Какая у нее на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится, - говорит о ней Борис. И Кудряш сразу узнает, о ком идет речь: «Так это молодая Кабанова, что ль?». Но несмотря на это, девушка переживает огромные психологические страдания из-за жестокости и закрытости окружающих ее людей, холодному отношению собственного мужа. Душа Екатерины требует изменений и духовного роста, искренних чувств и духовного прорыва. Автор показывает в пьесе, что в маленьком окостенелом городе существует только одна душа, стремящаяся к внутренней свободе, жизненным переменам. Принять покорно порядки «темного царства» она не может, а молчать, обманывать, прикидываться - это не в ее характере.

Главное, что выделяет Катерину из среды русских женщин того времени, это вольнолюбие, та любовь к свободе, которую никому не удалось задушить. Моральную чистоту, красоту русской женщины из народа ее ненависть к деспотизму и стремление к свободе, ее способность не только терпеть, но и отстаивать свои человеческие права воплотил Островский в образе Катерины.   

По характеру своему Катерина далека от религиозного смирения. Она воспитана волжским раздольем. У неё сильный и непокорный характер, страстный темперамент, у неё внутренняя независимость и тяга к воле, стихийное чувство справедливости. Характеру Катерины свойственна обаятельная доверчивость и открытость. Так открывается она Варваре, в которой почувствовала живую душу. Она говорит ей, что мечтает летать, жалеет, что она не птица. В этом порыве, вдохновляемом волжским простором и ширью, выразилось стремление Катерины оторваться от грубой своекорыстной прозы города Калинова. Полет для неё - символ чистой и свободной жизни, не замутненного житейской грязью существования4.

Катерина росла под крылом нежно любящей ее матери. «Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу… Что хочу, бывало, то и делаю», - рассказывала она Варваре. С детства знала Катерина нежность, ласку, заботу. Природа наделила ее умом, горячим сердцем. Окружающие ее условия привили и развили в ней серьезное отношение к жизни, чувство красоты твердость характера, влечение к свободе. Живя в окружении трудового народа, Катерина впитала в себя основные черты народного характера: честность, правдивость, искренность, прямоту в отношениях с людьми.

Катерину, вопреки ее воле выдали замуж за бесхарактерного сына купчихи Кабанихи. Подчиняясь родительскому приказу, Катерина искренне думала выполнить долю любящей жены, хотя любви к Тихону у нее не было. После привычной воли и ласки в родительском доме она попала в обстановку грубого и грозного окрика, затаенных слез, рабской покорности и обмана. И из родного дома, где она жила, «точно птичка на воле», принесла Катерина в это мрачное царство произвола Кабановых, любовь к свободе. «Отчего люди не летают?», - задается вопросом девушка.

Выход для себя Екатерина находит в измене мужу, с человеком, которого она давно любила. Борис, возлюбленный Катерины, резко отличается от всех и по развитию, и по внешнему виду, и по манерам. Катерина полюбила его. В ней проснулось чувство любви, которое помогло ей осознать себя человеком, имеющим право на любовь, счастье. Катерина тайно встречается с Борисом. Она тяжело переживает измену мужу, страдает оттого, что ей приходится идти на обман. «Обманывать - то я не умею, скрыть-то ничего не могу» - говорит она Варваре. Катерина видит в своем проступке «грех» и нарушение нравственных представлений, которым привыкла следовать с детских лет. Островский дает безукоризненно точное изображение её психологического состояния: «Дрожит

________________________

4 Добролюбов  Н.А. Луч света в темном царстве. М.: Гослитиздат, 1963.

 

вся, точно ее лихорадка бьет, бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза, как у помешанной! Давече утром плакать принялась, так и рыдает». Правдивая, честная и решительная Катерина нашла в себе силы признаться во всем мужу. После этого жизнь для нее в доме Кабановых становиться невыносимой. Все в «темном царстве» ей противно. Что же ей делать? Остаться жить - значило бы для Катерины смириться с порядками в доме свекрови, значило подавить свои чувства, проститься навеки со свободой и стать послушной рабой деспотичной Кабанихи. Она не хотела себя принести в жертву. Побороть мир самодуров Катерина не могла. Она уходит из жизни. В ее положение смерть была выражением не слабости, не покорности, а ненависти к гнетущим порядкам, выражением силы и смелости героини.

Гибель Катерины - страстный призыв к освобождению от угнетающей действительности, призыв к борьбе за человеческие права. Своей гибелью она возвещала приход новых порядков, возникновению в народных массах движения протеста.

Драма «Гроза» выходит далеко за рамки обычного социально-бытового конфликта. Трагедия  Катерины на своем примере показала перелом, происходивший в народном сознании, когда на первое место стала выходить свобода личности и волеизъявления, противостоя существующим традициям и укладу жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

А. Н. Толстой великолепно сказал: «У великих людей не две даты их бытия в истории - рождение и смерть, а только одна дата: их рождение».

Значение А. Н. Островского для развития отечественной драматургии и сцены, его роль в достижениях всей русской культуры неоспоримы и огромны. Им сделано для России столь же много, как Шекспиром для Англии или Мольером для Франции. Продолжая лучшие традиции русской прогрессивной и зарубежной драматургии, Островский написал 47 оригинальных пьес. Говоря словами самого Островского, это «целый народный театр».

И. А. Гончаров писал Островскому в связи с 35-летием деятельности драматурга: «Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в оснозание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас, мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский национальный театр. Он по справедливости должен называться «Театр Островского». В письме Гончарова правильно и глубоко подмечены две основные заслуги Островского: перед русским театром и перед русской литературой.

Драматургия Александра Николаевича Островского знаменовала собой важнейший этап в развитии русского национального театра. Как драматург и режиссер,  Островский содействовал формированию новой школы реалистической игры, выдвижению плеяды актеров (особенно в московском Малом театре: семья Садовских, С. В. Васильев, Л. П. Косицкая, позднее - Гликерия Федотова, Мария Ермолова и др.).

Почти все пьесы Островского ещё при жизни его были поставлены в в Московском Малом театре. На них воспиталось в дальнейшем несколько поколений артистов Малого театра, выросших в замечательных мастеров русской сцены. Пьесы Островского сыграли такую роль в истории репертуара Малого театра, что он с гордостью называет себя «Домом Островского».

Чрезвычайно важна роль Островского и в истории русской литературы. Пьесы его имеют для нас важнейшее познавательное значение. Мы знакомимся по его пьесам с тяжёлым, мрачным бытом «тёмного царства», с сочувствием следим за борьбой свободной, вольнолюбивой личности с мертвящими устоями прошлого, учимся познавать богатства душевных сил русского человека и ненавидеть тот гнёт, который мешал в прошлом свободному развитию его личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список источников и литературы

  1. Ю. В. Лебедев «Русская литература ХIХ века», часть 2. Просвещение», 2000.
  2. А. Н. Островский «Гроза». Москва «Московский рабочий»,1974.
  3. Штейн А.Л. Три шедевра А.Н. Островского. М., «Советский писатель», 1967, 180с. 
  4. Гончаров И.А. Собр. соч. в 8 тт. Т.8 - М.: Художественная литература, 1980. С. 475
  5. Островский А.Н. Избранные сочинения: В 2 тт. - М.: Мир книги,  Литература, 2001.
  6. Журавлева А.И., Некрасов В.И.  Театр Островского: книга для учителя. М., 1986
  7. Лакшин В.Я. Островский А.Н. М.: Мир книги, 2001. - 480с.
  8. Ревякин А.И. Искусство драматургии А.Н. Островского. М., 1974
  9. Холодов Е.Г. Мастерство Островского. М.: «Искусство», 1967, 544с.
  10. Добролюбов  Н.А. Луч света в темном царстве. М.: Гослитиздат, 1963.

 

 


Информация о работе Система образов драмы "Гроза" Н. Островского