Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 15:01, реферат
Корифей русской драматургии, Александр Николаевич Островский являлся, по выражению Льва Толстого, «общенародным в самом широком смысле писателем». В творчестве Островского запечатлен колорит русской жизни: в многообразии типов и судеб, бытовых и психологических оттенков - во всей самобытности национального характера и национального уклада отражен нравственный идеал народа. Он исследует сильные, необузданные, самобытные характеры, «не обремененные образованием», но правдивые и реалистические.
1. Вступление
2. Биография Александра Николаевича Островского
3. Пьеса А.Н. Островского «Гроза»
4. Система образов драмы «Гроза»
5. Образ главной героини Катерины
6. Заключение
Представителями «темного царства» являются Дикой и Кабаниха. Первый – законченный тип купца-самодура, смысл жизни которого заключается в том, чтобы любыми средствами сколотить капитал. Властная и суровая Кабаниха – еще более зловещая и мрачная представительница Домостроя. Она строго соблюдает все обычаи и порядки патриархальной старины, поедом ест домашних. Велика власть Кабанихи и Дикого над окружающими. «Но чудное дело, – пишет Добролюбов в статье «Луч света в темном царстве», – самодуры русской жизни начинают, однако же, ощущать какое-то недовольство и страх, сами не зная перед чем и почему выросла другая жизнь, с другими началами, и хотя далеко она, еще и не видна хорошенько, но уже дает себя предчувствовать и посылает нехорошие видения темному произволу самодуров». Таково «темное царство» – воплощение всего строя жизни царской России: бесправие народа, произвола, угнетения человеческого достоинства проявления личной воли. «Застой и окаменелость» персонажей глубоко соответствует всей системе патриархального мира. Эта его неспособность к изменениям, его яростное сопротивление любому чужеродному элементу порабощает всех, входящих в круг патриархального мира, формирует души, не способные существовать вне его замкнутого круга. Безразлично, нравится им эта жизнь или нет - в другой они жить просто не сумеют.
Жертвами этого «темного царства» становятся Тихон и Варвара. Тихон подавлен, жалок и обезличен. Даже гнет Кабанихи не убил в нем окончательно живые чувства. Где-то в глубине его робкой души теплится огонек - любовь к жене. Он не смеет проявлять эту любовь, он не понимает сложной душевной жизни Катерины и рад уехать даже от нее, лишь бы вырваться из домашнего ада. Но огонек в его душе не гаснет. Растерянный и подавленный Тихон проявляет любовь и жалость к изменившей ему жене: «А я ее люблю, мне ее даль пальцем тронуть...», - признается он Кулигину.
Воля Тихона парализована, и он не смеет даже помочь своей несчастной Кате. Однако в последней сцене любовь к жене побеждает страх перед матерью, и в Тихоне пробуждается человек. Над трупом Катерины впервые в жизни он обращается к матери с обвинением.
Иные черты воплощены в образе Варвары. Она не хочет терпеть власть самодурной силы, не желает жить в неволе. Но избирает она путь обмана, хитрит, изворачивается, и это становится для нее привычным - она делает это легко, весело, не ощущая угрызений совести. Варвара утверждает, что без лжи жить нельзя: весь дом у них на обмане держится. «И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало», - говорит девушка. Варвара, выросшая в этой среде, прекрасно приспособилась к ее условиям. Она учит Катерину лгать и своевольничать, сохраняя при этом маску благочестия.
Житейская философия Варвары проста: «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». Однако Варвара хитрила, пока было возможно, когда же ее стали на замок запирать, она убежала из дому. И опять рушатся старозаветные идеалы Кабанихи. Дочь «опозорила» ее дом, вырвалась на свободу из-под ее власти.
Более всех слаб и жалок племянник Дикого, Борис Григорьевич. Он сам говорит о себе: «Уж ведь совсем убитый хожу... Загнан, забит...» Это добрый, культурный человек, выделяющийся на фоне купеческой среды. Однако он не способен защитить ни себя, ни любимую женщину, в несчастье он лишь мечется да плачет и на брань ничего не в силах возразить.
В сцене последнего свидания с Катериной Борис вызывает у читателей презрение. Убежать с любимой женщиной, подобно Кудряшу, он боится. Даже говорить с Катериной опасается («Не застали б нас здесь»). Покорно и трусливо звучат бессильные проклятия Бориса: «Ах, кабы знали эти люди, каково мне прощаться с тобой! Боже мой! Дай бог, чтоб им когда-нибудь так же сладко было, как мне теперь. Прощай, Катя!.. Злодеи вы! Изверги! Эх, кабы сила!». Нет у него этой силы. Однако в общем хоре протестующих голосов этот протест знаменателен.
Антиподом представителей «темного царства» является Катерина, натура поэтическая, мечтательная, свободолюбивая. Мир ее чувств и настроений сформировался в родительском доме, где она была окружена заботой и лаской матери. В атмосфере обмана, ханжества и назойливости конфликт между «темным царством» и душевным миром Катерины зреет постепенно. Катерина терпит лишь до поры. Не найдя отзвука в сердце недалекого и забитого мужа, ее чувства обращаются к человеку, не похожему на всех окружающих. Любовь к Борису вспыхнула с силой, свойственной такой впечатлительной натуре, как Катерина, она стала смыслом жизни героини. Катерина вступает в конфликт не только с окружающей средой, но и самой собой. В этом трагизм положения героини.
Для своего времени, когда Россия пережила период громадного общественного подъема перед крестьянской реформой, драма «Гроза» имела важное значение. Образ Катерины принадлежит к лучшим образам женщин не только в творчестве Островского, но и во всей русской художественной литературе.
Образ главной героини Екатерина
Русские писатели XIX века часто писали о неравноправном положении русской женщины. «Доля ты! - русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать», - восклицал Некрасов. По-своему открыл трагедию женской души в своих пьесах А. Н. Островский.
Центральное место в драме «Гроза» занимает образ Екатерины. Главная героиня - простая девушка, необыкновенная по глубине и силе своей душевной жизни. «Какая у нее на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится, - говорит о ней Борис. И Кудряш сразу узнает, о ком идет речь: «Так это молодая Кабанова, что ль?». Но несмотря на это, девушка переживает огромные психологические страдания из-за жестокости и закрытости окружающих ее людей, холодному отношению собственного мужа. Душа Екатерины требует изменений и духовного роста, искренних чувств и духовного прорыва. Автор показывает в пьесе, что в маленьком окостенелом городе существует только одна душа, стремящаяся к внутренней свободе, жизненным переменам. Принять покорно порядки «темного царства» она не может, а молчать, обманывать, прикидываться - это не в ее характере.
Главное, что выделяет Катерину из среды русских женщин того времени, это вольнолюбие, та любовь к свободе, которую никому не удалось задушить. Моральную чистоту, красоту русской женщины из народа ее ненависть к деспотизму и стремление к свободе, ее способность не только терпеть, но и отстаивать свои человеческие права воплотил Островский в образе Катерины.
По характеру своему Катерина далека от религиозного смирения. Она воспитана волжским раздольем. У неё сильный и непокорный характер, страстный темперамент, у неё внутренняя независимость и тяга к воле, стихийное чувство справедливости. Характеру Катерины свойственна обаятельная доверчивость и открытость. Так открывается она Варваре, в которой почувствовала живую душу. Она говорит ей, что мечтает летать, жалеет, что она не птица. В этом порыве, вдохновляемом волжским простором и ширью, выразилось стремление Катерины оторваться от грубой своекорыстной прозы города Калинова. Полет для неё - символ чистой и свободной жизни, не замутненного житейской грязью существования4.
Катерина росла под крылом нежно любящей ее матери. «Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу… Что хочу, бывало, то и делаю», - рассказывала она Варваре. С детства знала Катерина нежность, ласку, заботу. Природа наделила ее умом, горячим сердцем. Окружающие ее условия привили и развили в ней серьезное отношение к жизни, чувство красоты твердость характера, влечение к свободе. Живя в окружении трудового народа, Катерина впитала в себя основные черты народного характера: честность, правдивость, искренность, прямоту в отношениях с людьми.
Катерину, вопреки ее воле выдали замуж за бесхарактерного сына купчихи Кабанихи. Подчиняясь родительскому приказу, Катерина искренне думала выполнить долю любящей жены, хотя любви к Тихону у нее не было. После привычной воли и ласки в родительском доме она попала в обстановку грубого и грозного окрика, затаенных слез, рабской покорности и обмана. И из родного дома, где она жила, «точно птичка на воле», принесла Катерина в это мрачное царство произвола Кабановых, любовь к свободе. «Отчего люди не летают?», - задается вопросом девушка.
Выход для себя Екатерина находит в измене мужу, с человеком, которого она давно любила. Борис, возлюбленный Катерины, резко отличается от всех и по развитию, и по внешнему виду, и по манерам. Катерина полюбила его. В ней проснулось чувство любви, которое помогло ей осознать себя человеком, имеющим право на любовь, счастье. Катерина тайно встречается с Борисом. Она тяжело переживает измену мужу, страдает оттого, что ей приходится идти на обман. «Обманывать - то я не умею, скрыть-то ничего не могу» - говорит она Варваре. Катерина видит в своем проступке «грех» и нарушение нравственных представлений, которым привыкла следовать с детских лет. Островский дает безукоризненно точное изображение её психологического состояния: «Дрожит
________________________
4 Добролюбов Н.А. Луч света в темном царстве. М.: Гослитиздат, 1963.
вся, точно ее лихорадка бьет, бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза, как у помешанной! Давече утром плакать принялась, так и рыдает». Правдивая, честная и решительная Катерина нашла в себе силы признаться во всем мужу. После этого жизнь для нее в доме Кабановых становиться невыносимой. Все в «темном царстве» ей противно. Что же ей делать? Остаться жить - значило бы для Катерины смириться с порядками в доме свекрови, значило подавить свои чувства, проститься навеки со свободой и стать послушной рабой деспотичной Кабанихи. Она не хотела себя принести в жертву. Побороть мир самодуров Катерина не могла. Она уходит из жизни. В ее положение смерть была выражением не слабости, не покорности, а ненависти к гнетущим порядкам, выражением силы и смелости героини.
Гибель Катерины - страстный призыв к освобождению от угнетающей действительности, призыв к борьбе за человеческие права. Своей гибелью она возвещала приход новых порядков, возникновению в народных массах движения протеста.
Драма «Гроза» выходит далеко за рамки обычного социально-бытового конфликта. Трагедия Катерины на своем примере показала перелом, происходивший в народном сознании, когда на первое место стала выходить свобода личности и волеизъявления, противостоя существующим традициям и укладу жизни.
А. Н. Толстой великолепно сказал: «У великих людей не две даты их бытия в истории - рождение и смерть, а только одна дата: их рождение».
Значение А. Н. Островского для развития отечественной драматургии и сцены, его роль в достижениях всей русской культуры неоспоримы и огромны. Им сделано для России столь же много, как Шекспиром для Англии или Мольером для Франции. Продолжая лучшие традиции русской прогрессивной и зарубежной драматургии, Островский написал 47 оригинальных пьес. Говоря словами самого Островского, это «целый народный театр».
И. А. Гончаров писал Островскому в связи с 35-летием деятельности драматурга: «Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в оснозание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас, мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский национальный театр. Он по справедливости должен называться «Театр Островского». В письме Гончарова правильно и глубоко подмечены две основные заслуги Островского: перед русским театром и перед русской литературой.
Драматургия Александра Николаевича Островского знаменовала собой важнейший этап в развитии русского национального театра. Как драматург и режиссер, Островский содействовал формированию новой школы реалистической игры, выдвижению плеяды актеров (особенно в московском Малом театре: семья Садовских, С. В. Васильев, Л. П. Косицкая, позднее - Гликерия Федотова, Мария Ермолова и др.).
Почти все пьесы Островского ещё при жизни его были поставлены в в Московском Малом театре. На них воспиталось в дальнейшем несколько поколений артистов Малого театра, выросших в замечательных мастеров русской сцены. Пьесы Островского сыграли такую роль в истории репертуара Малого театра, что он с гордостью называет себя «Домом Островского».
Информация о работе Система образов драмы "Гроза" Н. Островского