Судебная система Великого княжества Литовского

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 09:04, лекция

Краткое описание

Феодальное право ВКЛ как регулятор общественных отношений интенсивно развивалось под воздействием экономических, социальных и политических причин. Для него характерны два основного этапа:
Первый, «привилейный» этап (XIII - XV вв.). На протяжении этого этапа по мере образования ВКЛ как суверенного феодального государства складывается общеземское право, его отдельные отрасли и институты путем издания Великими князьями грамот (привилеев). Нормы их были обязательны для всего населения ВКЛ, в том числе и самих Великих князей.

Файлы: 1 файл

ТЕМА 3.docx

— 41.35 Кб (Скачать)

ТЕМА 3

Судебная система Великого княжества Литовского

Феодальное  право ВКЛ как регулятор общественных отношений интенсивно развивалось  под воздействием экономических, социальных и политических причин. Для него характерны два основного этапа:

Первый, «привилейный» этап (XIII - XV вв.). На протяжении этого этапа по мере образования ВКЛ как суверенного феодального государства складывается общеземское право, его отдельные отрасли и институты путем издания Великими князьями грамот (привилеев). Нормы их были обязательны для всего населения ВКЛ, в том числе и самих Великих князей.

Для «привилейного» этапа развития феодального права характерно то, что правовой обычай как основной источник феодального права IX - XII веков вытесняется нормативным актом (договор, грамота, постановление сейма и др.).

Второй, «статутный», этап (XVI век) характеризуется господством  общеземского права, которое развивается так динамично, что неоднократно требуется его систематизация. Это приводит к появлению таких крупных памятников права как Статуты ВКЛ 1529, 1566 и 1588 годов. По своей структуре и содержанию эти Статуты могут быть отнесены к своду действующего права государства.

  1. К значимым нормативным актам первого этапа относятся:
    • Договор Витебской, Полоцкой и Смоленской земель с Ригой и Готским берегом 1229 года;
    • Грамота Полоцкого и Витебского князя Герденя о заключении мирного договора и установлении торговых отношений с Ригой и Готландом 1264 года;
    • Договорная грамота Великого князя Казимира с Великим Новгородом об установлении мира и условиях ведения торговли с Полоцком и Витебском 1440 года;
    • Грамота Великих князей городам на Магдебургское право 1390, 1391, 1441, 1494, 1498 и 1499 годов;
    • Общеземские грамоты 1387, 1413, 1432, 1434, 1447 годов;
    • Судебник Казимира 1447 года;
    • Постановление Городельского сейма об Унии ВКЛ с Польшей о привилегиях феодалов-католиков 1413 года.

Из всех названных  нормативных актов, хотелось бы обратить особое внимание на следующие.

      1. Договор 1229 года имеет 37 статей, содержащих нормы уголовного, гражданского, процессуального и административного права. Большинство статей посвящено гражданскому праву, в частности, договору купли-продажи (ст. 19, 21, 24-28, 30), займа (ст. 15-18, 35, 36). Большое внимание уделено и уголовному праву, нормы которого предусматривают различные виды наказаний (смертельную казнь, лишение свободы, имущественные) за такие виды преступлений как преступления против личности, имущества и нравственности. Нормы процессуального права предусматривают порядок возбуждения дела, виды доказательств и др.
      2. Привилей Ягайло 1387 года. Этим нормативным актом феодалы, принявшие католическую веру, получили дополнительные привилегии. Это было сделано с целью ускорить распространение католической религии на территории всего ВКЛ. И только привилеем 1432 года православная шляхта была уравнена в правах с католической.
      3. Общеземский Привилей Казимира 1447г. Этот акт завершил процесс правового оформления сословия шляхты, предоставив даже в ущерб государственным интересам столь многочисленные привилегии, что иногда его называют Конституцией шляхты.

Оживление правотворческой  деятельности государства вызвало  необходимость систематизации текущего законодательства страны. Результатом  работы по упорядочению текущего общеземского законодательства было утверждение Казимиром Судебника ВКЛ 1468 года. Его нормы регламентировали в основном уголовно-правовые отношения, хотя есть и отдельные положения, касающиеся процессуального, гражданского и административного права. Судебник содержит 25 статей, из которых 16 регламентируют различные правовые аспекты такого преступного деяния как кража (раскрывается состав преступления, определяются виды наказания за простую и квалифицированную кражу и другие положения).

Характеризуя  в целом зарождающееся общеземское право ВКЛ в 12 - 15 веках необходимо отметить, что наряду с классическими чертами феодального права (классовый характер, право-привилегия и др.) ему присущи уже и такие прогрессивные по своему времени положения как:

  1. четко указанный возраст уголовной ответственности;
  2. право феодалов на публичный суд;
  3. свободные, без всяких ограничений распоряжение недвижимым имуществом;
  4. ответственность только за вину;
  5. ограничение ответственности членов семьи преступника;
  6. запрет самоупрямств в виде наездов и др.

Все это свидетельствует  о довольно высоком уровне в ВКЛ  не только общества и государства, но и правовой мысли. Но самое большое  влияние на совершенствование феодального  права этого периода оказали  статуты ВКЛ 1529, 1566, 1588гг. 

Статут Вялікага княства Літоўскага 1529

Праца па падрыхтоўцы першага Статута 1529 г. вялася на працягу некалькіх гадоў у першай чвэрці XVI ст. Першы варыянт праекта Статута быў падрыхтаваны ў 1522 г., але ён не быў зацверджаны і праца над ім працягвалася яшчэ сем гадоў.

Хто удзельнічаў у падрыхтоўцы дакладна невядома, ёсць падставы сцвярджаць, што ў яго падрыхтоўцы прымалі ўдзел беларускі першадрукар і доктар права, Францыск Скарына, а таксама канцлер ВКЛАльбрэхт Гаштольд, пад кантролем якога складаўся Статут. Асноўныя палажэнні Статута абмяркоўваліся з вялікім князем Літоўскім Жыгімонтам Казіміравічам, якому належыць гонар зацвярджэння Статута. З гэтай нагады была нават напісана “Пахвала Жыгімонту”, у якой ён называўся “Вялікім Жыгімонтам”, бо ён пераўзышоў усіх вялікіх князёў і каралёў, таму што ён “нас вучыў справядлівасці чыніці”.

Статут падрыхтаваны на аснове кадыфікацыі і сістэматызацыі норм мясцовага звычаёвага права, пастаноў судовых і дзяржаўных устаноў, Судзебніка 1468 года, прывілеяў. Пры яго падрыхтоўцы ўпершыню выпрацаваны сістэмы і структура размяшчэння прававых норм у залежнасці ад іх зместу, уключаны тыповыя і абагульненыя нормы; дадзена дакладная рэдакцыя кожнага артыкула; уведзена шмат новых прававых норм, у якіх адлюстраваны тагачасныя таварна-грашовыя адносіны; уключаны нормы дзяржаўнага, адміністрацыйнага, грамадзянскага, сямейнага, крымінальнага, судова-працэсуальнага і іншых галін права. Складальнікі Статута адступілі ад сістэмы кадыфікацыі, прынятай у рымскім праве, і выпрацавалі сваю. У яе аснове закладзены новыя прынцыпы: суверэннасць дзяржавы (насуперак сярэдневяковаму касмапалітызму), адзінства права на прыярытэт пісанага права. Статут уключаў нормы агульнага права і спецыяльныя нормы, якія забяспечвалі прывілеі пануючаму класу або яго групам. Пры гэтым яны былі не выключэннем, а састаўной часткай у сістэме Статута 1529 года, хоць і супярычылі яго асноўным прынцыпам.

Статут уведзены ў дзеянне 29.9.1529. Складаецца з 13 раздзелаў і 244 артыкулаў. Пазней у яго ўнесены дапаўненні, у выніку колькасць артыкулаў павялічылася да 283.

Выданне Статута 1529 года вывела ВКЛ на адно з першых месцаў у свеце па развіццю права і прававой культуры. Разам з тым, Статут 1529 года з’явіўся прававой асновай для далейшага развіцця заканадаўства.  

Статут Вялікага княства Літоўскага 1566

Другі статут ВКЛ дзейнічаў на землях Вялікага княства Литоўскага у 1566—88, а на Правабярэжнай Украіне і ў 17—18 ст.

Асноўныя крыніцы Статута: агульназемскія і абласныя прывілеі, Судзебнік 1468, Статут Вялікага княства Літоўскага 1529 і некаторыя нормы звычаёвага права; выкарыстаны таксама нормы царкоўнага (рымска-каталіцкага і грэка-праваслаўнага) права. У ім былі спалучаны тэарэтычныя распрацоўкі мясцовага права з практычнай дзейнасцю і тэарэтычнымі асновамі рымскага і заходне-еўрапейскага права.

Для падрыхтоўкі Статута ў 1551 меркавалася стварыць камісію з 10 чалавек (5 католікаў, 5 праваслаўных), але былі вызначаны імёны толькі 5 католікаў.[1] Невядома, ці была створана такая камісія, бо з тэксту Бельскага прывілея 1564 вынікае, што праект Статута рыхтавала іншая камісія: «особы певные, рады наши, маршалкове, врадники земскме, хоружие и иные особы ряду и народу шляхецкого, доктори прав чужоземских, которые заседши не одно поправили тот статут старый, але теж новым кшталтом некоторые розделы звлаша судовый, за засаженьем новым обычаем суду и порадку судового то становили и написали». Працай гэтай камісіі кіраваў канцлер М. Радзівіл Чорны, у ёй удзельнічаў маршалак дворны А. Б. Валовіч, верагодна, П. Раізій, А. Ратундус і інш. Праект Статута 1566 аддадзены сойму на папярэдні разгляд у 1561, зацверджаны толькі 1ліпеня 1564, меркавапася ўвесці яго ў дзеянне з 11 лістапада 1564. Аднак з-за спрэчак па асобных артыкулах набыў законную сілу з 1 сакавіка 1566, некаторыя змены ўнесены ў яго прывілеем 1 ліпеня 1566. У Статут былі ўпісаны Віленскі прывілей 1563, Бельскі прывілей 1564, Віленскі прывілей 1565.

У Статуце 1566 захавана з невялікімі зменамі структура Статута 1529. У ім 14 раздзелаў і 367 артыкулаў. Першыя 3 раздзелы ахопліваюць нормы дзяржаўнага, ваеннага, адміністарцыйнага права, 4-ы — судовы лад і судовы працэс, 5—6-ы — сямейнае і апякунскае права, 7—9-ы — цывільнае права, 10-ы — лясное і паляўнічае права, 11—14-ы — крымінальнае права. Найбольш істотныя змены ўнесены ў нормы дзяржаўнага, судова-працэсуальнага і цывільнага права.

Статут 1566 замацаваў асноўныя прынцыпы права: адзінства права для грамадзян, хоць яно не было роўным для ўсіх, дзяржаўны суверэнітэт (насуперак царкоўнаму касмапалітызму), абмежаванне ўлады гаспадара (вялікага князя), прыярытэт пісанага права. Упершыню намячалася аддзяленне суда ад органаў улады і кіравання. Для гэтага ствараліся земскія суды і падкаморскія суды. Больш поўна рэгламентавалася кампетэнцыі органаў дзяржаўнай улады і кіравання, якія былі заснаваны на агульных прынцыпах феадальнага права: стварэння ільгот і перавага для класа феадалаў і саслоўя шляхты, недапушчэнне простых людзей у органы кіравання, замацаванне прававой няроўнасці розных сацыяльных груп насельніцтва. Складальнікі Статута надалі яго нормам аднастайную і сучасную, на той час, форму і прававую тэрміналогію (беларускую), зразумелую для большасці насельніцтва, што спрыяла ўмацаванню сярод шляхты і мяшчан павагі да закона і дзяржавы.

Статут напісаны на беларускай мове, быў перакладзены на лацінскую і польскую мовы. 

Статут Вялікага княства Літоўскага 1588

Трэці статут Вялікага княства Літоўскага дзейнічаў у ВКЛ з 1589, пасля далучэння зямель ВКЛ да Расійскай імперыі дзейнічаў: у Віцебскай і Магілёўскай губ. — да 1831, у Віленскай, Гродзенскай, Мінскай, Кіеўскай, Падольскай і Валынскай губернях — да 1840.

Пасля таго як быў прыняты Статут Вялікага княства Літоўскага 1566, кадыфікацыйная работа не спынілася. Ужо на Брэсцкім сойме 1566 было папраўлена некалькі артыкулаў. Праз 2 гады Гродзенскі сойм унёс папраўкі ў некаторыя артыкулы і стварыў камісію для дапрацоўкі Статута. Камісія для выпраўлення Статута была выбрана і на Люблінскім сойме 1569. Крыніцы для распрацоўкі Статута 1588 — Статуты ВКЛ 1529 і 1566, соймавыя пастановы 1573, 1578 (гл. Паправы статутовыя 1578), 1580 і 1584, прывілеі, пастановы павятовых соймікаў. Да канца 1584 работа над Статутам была скончана, але ў сувязі з тым, што ён ігнараваў акт Люблінскай уніі 1569, прадстаўнікі Польшчы не дапускалі яго зацвярджэння на агульным сойме Рэчы Паспалітай. Каб захаваць велікакняжацкі трон, Жыгімонт III Вазазацвердзіў Статут сваім прывілеем 28 студзеня 1588.

Трэці статут Вялікага княства Літоўскага падрыхтаваны на высокім тэарэтычным узроўні кваліфікаванымі прававедамі пад кіраўніцтвам канцлера ВКЛ А. Б. Валовіча і падканцлера Л. І. Сапегі. У Статут увайшлі нормы дзяржаўнага (канстытуцыйнага) права, чаго на той час не было ў заканадаўчай практыцы іншых еўрапейскіх дзяржаў. Ён абагульніў тагачасныя дзяржаўна-прававыя ідэі, некаторыя з каторых апярэджвалі свой час. У Статуце знайшла адлюстраванне тэорыя падзелу ўлады на заканадаўчую (сойм), выканаўчую (вялікі князь, адміністрацыйны апарат) і судовую (Трыбунал ВКЛ, земскія і падкаморскія суды, выбарныя і незалежныя ад адміністрацыі).

Статут юрыдычна замацаваў фактычную адасобленасць ВКЛ ад Польшчы ў федэрацыйных рамках Рэчы Паспалітай, што працягвалася і пасля падпісання акту Люблінскай уніі. У Статуце акт Люблінскай уніі нават не ўпамінаецца, а ў арт. 4 раздз. замацоўваецца праграма аднаўлення ранейшых граніц княства.[2]Статут прадугледжваў таксама, што атрымліваць маёнткі і займаць духоўныя і дзяржаўныя пасады ў княстве маглі толькі мясцовыя ўраджэнцы і ні ў якім выпадку «чужаземцы», «загранічнікі» ці «суседзі».

Статут ВКЛ 1588 выкарыстоўваўся пры кадыфікацыі ў канцы 16 ст. прускага права, складанні Саборнага ўлажэння 1649 у Расіі, афіцыйна незацверджаных зборнікаў "Права за якими судится малороссийский народ" (2-я чвэрць 18 ст.), "Суд и разправка в правах малороссийских" (1750-58). У заканадаўстве і судах Польшчы, Латвіі, Эстоніі ўжываўся як дадатковая крыніца права. Статут 1588, пераважна ў рэдакцыі 1614, быў галоўным пісьмовым зводам дзеючага права на Украіне. У 17—19 ст. перакладзены на рускую, украінскую, нямецкую, французскую, лацінскую мовы.

В вопросе  правового обеспечения общественной жизни ВКЛ следует отметить и  судебную систему государства того времени.

Система судебных органов на Беларуси складывалась постепенно в течении XIV-XV веков, но в завершенном  виде оформилась в 16 веке, когда создаются  и получают законодательное закрепление  также суды как земские, подкоморские и Главные суды. Прогрессивными чертами судебной системы ВКЛ были: всесословность некоторых судов (Главный суд, замковый суд), отделение судов от администрации (земский, подкоморский суды), выборность большинства членов судов (Главного, земского, подкоморского, магистратского), высокие требования морального и профессионального характера к кандидатам на должность судей, разделение судов на инстанции (суды I-ой и II-ой инстанции), преобладание коллегиальности при расследовании дел, публичность и состязательность при проведении судебных заседаний.

Судебная система  ВКЛ уже в XVI веке выступает в  следующей схеме:

  1. Господарский, а с 1581 года Главный суд ВКЛ. Это был высший всесословный коллегиальный суд, рассматривавший самые важные дела государства. В его работе принимал участие сам монарх и обязательно члены его Рады. Решение и приговоры этого суда считались окончательными и обжалованию не подлежали;
  2. Разновидностью Господарского Суда были суды панов Радных, комиссарские суды, а также Соймовый Суд.

Соймовый Суд был более демократичным, по своему составу. В него помимо государя и панов Рады, входило еще 8 депутатов Сойма. Этот Суд действовал только в период работы Сойма ВКЛ.

Помимо Главных  судов в ВКЛ действовали местные  суды. К ним относились: замковый (гродский), земский, подкоморский, магистратский и копный суды.

  1. Замковый (гродский) суд - это всесословный суд, ежемесячно действующий, но не отделенный от администрации. Он функционировал в двух составах и в силу этого мог осуществляться как воеводой и заседателем, так и в составе подвоеводы, гродского судьи и писаря. Из уголовных дел ему были подведомственны особо опасные преступления, а из гражданских - об исправлении непохожих крестьян, а также вопросы крепостного состояния;
  2. Земский суд, был судом более демократичным, так как это был суд исключительно выборный, коллегиальный и полностью отделенный от администрации. Но это был и чисто сословный суд, который формировался только из шляхты и рассматривал дела только в отношении шляхты. В его состав входили 3 человека: земский судья, земский подсудок и земский писарь. Все они избирались шляхтой повета из своей среды. Должности были пожизненными. Земский суд работал посессионно, проводя 3 сессии в год: - в январе, июне и конце сентября. Суду были подведомственны как уголовные, так и гражданские дела, кроме дел, отнесенных к компетенции Господарского, гродского и подкоморского судов.
  3. Подкоморский суд. Это особый суд, учреждаемый в каждом повете. Особенность его заключалась, во-первых, в том, что он был учрежден для рассмотрения только одной, но очень важной для шляхты категории гражданских дел - межевых споров; во-вторых, дела рассматривались исключительно в месте нахождения спорной земельной межи (границы); в-третьих, дела рассматривались единолично судьей - подкоморием; в-четвертых, решения суда немедленно приводились в исполнение, хотя могли быть обжалованы Господарским, а с 1581г. - Главным судом. Это был выборный, исключительно шляхетский и отделенный от администрации суд. Должность подкомория была пожизненной;
  4. Магистратский суд (войтовско-лавничий, бурмистерско-радецкий) был судом для мещан городов, имеющих привилей на магдебургсое право. Компетенция магистратских судов была весьма широкой: он рассматривал и уголовные, и гражданские дела. Жители городов без магдебургского права судились в гродском суде;
  5. Копный суд. Это самый древний коллегиальный судебный орган, продолжавший функционировать и в XVI веке. Это был судебный орган для сословия простых людей. Членами его были копные мужи и копные старцы, проживающие на территории данного копного округа, который не превышал в радиусе 15 - 20 км. Число членов копного суда не было постоянным и четко определенным. Но обычно суд считался правомочным, если он состоял из 10 - 20 членов. Компетенция суда была довольно широкой: он рассматривал и особо опасные преступления (убийства, грабежи и др.) и мелкие правонарушения. Особенностью этого суда являлось то, что решения (приговоры) его немедленно приводились в исполнение, т.е. практически невозможно было их обжаловать. Но если присутствующий на копном суде представитель администрации (государственной или панской) усматривал нарушение закона, то он мог потребовать исполнение вынесенного копным судом решения (приговора).

Информация о работе Судебная система Великого княжества Литовского