Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 10:44, реферат
Томас Роберт Мальтус (1766-1834) — видный представитель классической политической экономии Англии. Творчество этого ученого формировалось в основном в первой четверти XIX в., но результаты его научных изысканий ценны и для современной экономической теории.
Родился Т.Мальтус в сельской местности вблизи Лондона в семье помещика. Его отец был человеком образованным, водил знакомство с философами и экономистами своего времени, в том числе с Д.Юмом и другими.
Томас Роберт Мальтус (1766-1834) — видный представитель классической
политической экономии Англии. Творчество
этого ученого формировалось в основном
в первой четверти XIX в., но результаты
его научных изысканий ценны и для современной
экономической теории.
Родился Т.Мальтус в сельской местности
вблизи Лондона в семье помещика. Его отец
был человеком образованным, водил знакомство
с философами и экономистами своего времени,
в том числе с Д.Юмом и другими.
Как младшему сыну Т.Мальтусу по обычаю
предназначалась духовная карьера. Поэтому
не случайно, что, закончив колледж Кембриджского
университета, он принял духовный сан
и получил в сельском приходе место второго
священника. Однако молодой Мальтус, всегда
тяготевший к науке, с 1793 г. (в 27 лет) стал
одновременно преподавать в колледже.
При этом все свое свободное время он целиком
посвящал исследованию захватившей его
еще в юношеских беседах и дискуссиях
с отцом проблемы взаимосвязи экономических
процессов с природными явлениями.
В 1798 г. появилась анонимно опубликованная
книга под названием «Опыт о законе народонаселения».
Ее автором оказался неженатый молодой
пастор — будущий ученый-экономист Т.Мальтус,
вызвавший на себя неисчислимые нападки.
Во многом по данной причине, а точнее,
для улучшения своего произведения он
в течение 1799-1802 гг. совершает путешествие
по ряду государств Европы. И спустя 5 лет,
на этот раз под своим именем, в 1803 г. выпускает
второе издание этой книги (всего при его
жизни вышло шесть изданий нарастающим
раз за разом тиражом).
Талант Т.Мальтуса как ученого-исследователя
и преподавателя с более чем десятилетним
стажем не остался незамеченным. В 1805г.
он принял предложенную ему кафедру профессора
современной истории и политической экономии
во вновь созданном колледже Ост-Индской
компании, где исполнял также обязанности
священника.
Продолжая научные изыскания, в 1815 г. Т.Мальтус
издал еще одно произведение, первые слова
названия которого повторяют заголовок
знаменитого «Богатства народов» А.Смита.
Им стала книга «Исследование о природе
и возрастании земельной ренты». В данном
сочинении Т.Мальтус, исходя из естественной
природы ренты, пытался раскрыть механизм
ее формирования и роста, обосновать значение
этого вида доходов в реализации произведенного
в обществе совокупного продукта. Однако
окончательное суждение о ренте и некоторых
других проблемах экономики он высказал
позднее, в 1820 г. В тот год Т.Мальтус выпустил
свой главный в творческом отношении труд
«Принципы политической экономии, рассматриваемые
в расчете на их практическое применение»,
который в теоретико-методологическом
плане не имел существенных отличий от
изданных тремя годами ранее знаменитых
«Начал политической экономии» его друга
Д.Рикардо.
Предмет изучения
Т.Мальтус, как и другие классики, основную
задачу политической экономии видел в
приумножении, благодаря прежде всего
развитию сферы производства, материального
богатства общество. Вместе с тем определенной
особенностью его воззрений в этой связи
явилась впервые предпринятая попытка
увязать проблемы экономического роста
и роста народонаселения, ибо до него в
экономической науке считалось как бы
«бесспорным», что в условиях либеральной
экономики чем больше численность населения
и темпы его роста, тем якобы благотворнее
это скажется на развитии национального
хозяйства, и наоборот.
Метод изучения
Своеобразие методологических принципов
Т.Мальтуса очевидно из того, что он, безоговорочно
принимая концепцию экономического либерализма,
смог в то же время с научных позиций обосновать
свое предвидение взаимосвязи темпов
роста экономики и народонаселения. Ведь
его теория народонаселения стала, как
об этом признавали они сами, неотъемлемой
частью методологической базы и Чарльза
Дарвина, и Давида Рикардо, и многих других
ученых с мировым именем. Причем с точки
зрения новизны методологии ценность
мальтусовской теории народонаселения
состоит в том, что она позволяет получить
важные аналитические выводы для выработки
соответствующей национальной экономической
политики по преодолению причин бедности,
обусловленных простым соотношением темпа
прироста населения и темпа прироста жизненных
благ, определяемых так называемым прожиточным
минимумом. Вот почему, по Мальтусу, пишет
М.Блауг, всякая сознательная попытка
усовершенствования человеческого общества
с помощью социального законодательства
(социальных реформ) будет сметена неодолимой
людской массой, и поэтому каждому человеку
необходимо заботиться о себе самому и
полностью отвечать за свою непредусмотрительность.
Теория народонаселения
Эта теория, изложенная Т.Мальтусом в книге
«Опыт о законе народонаселения», из краткого
памфлета в первом издании во всех остальных
представляла емкое исследование. Как
полагает А.Маршалл, в ее первых изданиях
ход рассуждений Т.Мальтуса был направлен
на доказательство того, что «все народы,
об истории которых имеются достоверные
данные, были столь плодовиты, что увеличение
их численности оказалось бы стремительным
и непрерывным, если бы оно не задерживалось
либо нехваткой средств существования,
либо... болезнями, войнами, убийствами
новорожденных , наконец, добровольным
воздержанием». Но уже во втором и последующих
изданиях, уточняет он, «Мальтус строит
свое исследование на таком большом количестве
и на столь тщательном подборе фактов,
что он может претендовать на место в ряду
основателей историко-экономической науки;
он смягч устранил многие «острые углы»
своей прежней доктрины, хотя и не отказался
(как мы предполагали в первых изданиях
данного труда) от употребления выражения
«в арифметической пропорции». Примечательно,
что он стал на менее мрачную точку зрения
относительно будущего рода человеческого
и выразил надежду на возможность ограничения
роста населения на основе соблюдения
нравственных принципов и на то, что действия
«болезней и бедности» — старых сдерживающих
факторов — можно будет не допускать»"
В самом деле, центральная идея мальтусовской
теории о влиянии численности и темпов
прироста населения на благосостояние
общества в принципе верна и актуальна.
Однако расчеты его, которые должны были
с достоверностью подтвердить вытекающие
из нее прогнозы, оказались, к счастью,
нереальными. Ведь он пытался возвести
в ранг закона положение о том, что при
благоприятных условиях (если будут изжиты
ставшие почти естественными и неотвратимыми
в силу безудержного роста численности
населения войны, болезни и нищета бедных
слоев общества) население, увеличиваясь
по принципу геометрической прогрессии,
будет удваиваться каждые 20-25 лет, а производство
пищи и других необходимых предметов существования,
возрастая всего лишь по арифметической
прогрессии, не. сможет приумножаться
аналогичными темпами. И тогда из-за перенаселения
бедность может стать жалким уделом всего
человечества.
Как видим, биологическую способность
человека к продолжению рода Т.Мальтус
характеризует его природными инстинктами
так же, как и у животных. Причем эта способность,
полагает он, несмотря на постоянно действующие
принудительные и предупредительные ограничения,
превосходит физическую способность человека
наращивать продовольственные ресурсы.
Столь простые и не требующие дополнительных
аргументов и фактов идеи стали истинной
причиной многочисленных и неоднозначных
откликов на теорию Т.Мальтуса.
Наконец, следует обратить внимание на
то обстоятельство, что «совершенно невероятный
успех, ни с чем не сравнимый в истории
экономической мысли», который принесла
Т.Мальтусу его теория народонаселения,
не освобождает его от ошибок не только
в упомянутых выше расчетах. Дело в том,
что, по Мальтусу, невозможность увеличивать
производство продовольствия объясняется
не столько медленными техническими усовершенствованиями
в сельском хозяйстве и ограниченностью
ресурсов земли, а, прежде всего надуманным
и популярным в то время «законом убывающего
плодородия почвы». Кроме того, использованная
им американская статистика в пользу «геометрической
прогрессии» роста численности населения
более чем сомнительна, ибо не отражает
разницу между числом иммигрантов в США
и числом родившихся в этой стране. Но
одновременно' нельзя, по-видимому, забывать
оговорку самого Т.Мальтуса о том, что,
познакомившись с его трудом, «всякий
читатель должен признать, что, несмотря
на возможные ошибки, практическая цель,
которую преследовал автор этого сочинения,
состояла в улучшении участи и увеличении
счастья низших классов общества».
Резюмируя все «за» и «против» в связи
с «Опытом» Т.Мальтуса, М.Блауг приходит
к выводу, что даже в результате столетней
дискуссии по поводу теории народонаселения
этого автора «его теорию можно интерпретировать
так, чтобы она соответствовала критерию
опровержимости (в этом виде она и была
опровергнута)».
Теория стоимости и доходов
Выше уже отмечалось, что теория трех факторов
Ж.Б.Сэя заняла важное место в теоретических
воззрениях экономистов-классиков XIX столетия.
Это особенно очевидно из теории стоимости
и доходов Т.Мальтуса.
В частности, в основе стоимости, по Мальтусу,
лежат издержки в процессе производства
на труд, капитал и землю. Поэтому можно
сказать, что отличие этой затратной теории
стоимости от аналогичной теории последователей
Смита—Рикардо заключается в признании
в качестве источника стоимости наряду
с трудом еще земли и капитала.
Что касается теории доходов Т.Мальтуса,
то и здесь его суждения созвучны с положениями
Ж.Б.Сэя и даже Д.Рикардо. Так, в экономической
литературе, как правило, отмечается, что
экономисты-классики постмануфактурного
периода разделяли именно «железный закон
заработной платы» Т.Мальтуса, вытекающий
из его теории народонаселения и в соответствии
с которым (законом) зарплата якобы не
может расти, неизменно оставаясь на низком
уровне.
К сказанному добавим также, что Т.Мальтус
фактически повторил Д.Рикардо в освещении
теории прибыли. Последнюю оба автора
представляли себе в качестве составной
части цены. Причем по формулировке Т.Мальтуса
для ее выявления из стоимости (цены) товара
следует вычесть издержки в процессе производства
на труд и капитал.
Теория воспроизводства
Личный вклад Т.Мальтуса в разработки
классической политической экономии и
концепции рыночных экономических отношений
отнюдь не ограничивается выявлением
взаимосвязи экономических процессов
с природой полемикой с Д.Рикардо, помогавшей
обоим ученым вносить коррективы в свои
теоретические и. методологические позиции.
Есть также важный аспект, в котором Т.Мальтус
пошел дальше Д.Рикардо и других экономистов
той поры и который делает ему большую
честь в истории экономической мысли,
это — его исследование проблем реализации
совокупного общественного продукта,
т.е. теория воспроизводства. Дело в том,
что в соответствии с достигнутым к началу
XIX в. «классической школой» уровнем экономической
теории (особенно «благодаря» А.Смиту
и Д.Рикардо) ключевой проблемой в экономике
считалось накопление, обеспечивающее
инвестирование дальнейшего роста производства.
Возможные трудности в потреблении, т.е.
реализации производимой товарной массы,
во внимание не принимались и оценивались
как частное преходящее явление. И это
несмотря на завершившийся к этому времени
в развитых европейских странах промышленный
переворот, который сопровождался и такими
новыми социальными невзгодами, как разорение
в конкурентной борьбе мелких собственников-предпринимателей
и безработица.
Учитывая определенную тенденциозность
своих предшественников и современников
«по школе» о производительном и непроизводительном
характере труда различных «классов»
общества, Т.Мальтус в «Принципах» выдвинул
неожиданное в ту пору положение о недостижимости
достаточного спроса и полной реализации
производимого общественного продукта
без посильного и столь же необходимого
участия в этом наряду с производительными
классами и «непроизводительных классов».
Тем самым Т.Мальтус бросил вызов тем,
кто допускал абсурдную мысль о паразитизме
огромных масс людей, относимых, к непроизводительным
классам из-за их деятельности, скажем,
в вооруженных силах (армии) религиозных
и административных учреждениях и т.п.
По мнению Т. Мальтуса, чиновничество и
другие непроизводительные слои общества
представляют собой совокупность «третьих
лиц», содействующих, и созданию, и реализации
общественного продукта. В частности,
«по Мальтусу интересы земледельцев отнюдь
не противоречат всегда интересам остального
общества — напротив, экономическое процветание
зависит от процветания класса лендлордов».
Т.Мальтус, как и Д.Рикардо, считает, что
пределов для расширения производства
не существует. А на вопрос о масштабах
перепроизводства отвечает так; «Вопрос
о перепроизводстве состоит исключительно
в том, может ли оно быть всеобщим, также
как и затрагивать отдельные сферы экономики,
а не в том, может ли оно быть перманентным
так же, как и временным». Следовательно,
по Мальтусу в отличие от Рикардо возможны
не только частные, но и общие кризисы.
Но при этом оба они единодушны в том, что
любые кризисы — явления временные, и
в этом смысле доводы об их отступничестве
от постулатов «закона Сэя» исключаются.