Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 19:11, доклад
Роберт Оуэн (англ. Robert Owen; 14 мая 1771— 17 ноября 1858) — английский философ, педагог и социалист, один из первых социальных реформаторов XIX века.
Общество располагает сейчас всеми средствами, необходимыми для полного введения такого изменения в жизнь людей по всей Европе и Америке в течение пяти лет с момента начала реформы и в течение менее чем десяти лет - по всему миру. Эти средства можно будет тотчас же привести в действие, как только будут приняты меры для того, чтобы сделать общество достаточно разумным для понимания собственных неизменных интересов.
Республиканцы, социалисты и все те, кто враждебен обществу, которое управляется на старых началах, чувствуют это зло, сознают присутствие какой-то основной неправильности, но вследствие недостаточности знаний они сражаются с ней впотьмах и причиняют огромные страдания не только противникам, но и своим друзьям.
Они не отличают
начал добра и зла и не в
состоянии рекомендовать какие-
Единственной когда-либо сделанной попыткой управлять обществом на началах добра и истины был мой опыт в Нью-Ленарке '╟,- опыт, встретивший всяческое противодействие со стороны нынешней системы, основанной на принципе зла и лжи, и тем не менее в высшей степени успешный.
Постройте общество на том же начале, что в Нью-Ленарке, и зло быстро исчезнет. [...]
ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕРЫ ДЛЯ МИРНОГО ПЕРЕХОДА ОТ НЫНЕШНЕЙ ДУРНОЙ СИСТЕМЫ ЛЖИ, БЕДНОСТИ И НЕСЧАСТЬЯ К БЛАГОЙ СИСТЕМЕ ИСТИНЫ, БОГАТСТВА И СЧАСТЬЯ
Профессиональным государственным деятелям Европы и Америки
Революция, которая приведет от неправды к правде, от лжи к истине, от угнетения к справедливости, от обмана и страданий к прямолинейной честности и счастью, уже началась. Никакая земная сила не может теперь остановить этот поступательный ход событий, и достаточно понять его сущность, чтобы убедиться в его прочном благодетельном значении для каждого человека.
Таким образом, для вас представляет первоочередный и величайший интерес исследовать этот предмет в целом, пока вы не поймете его вполне, ибо тогда вы сумеете в интересах всеобщего мира руководить этой переменой и направлять ее без дальнейших кровопролитий и распрей, столь вредных ныне для всех классов и поддерживающих неразумие всех участвующих сторон.
Вместо правительств, грабящих и убивающих производительные классы без всякой разумной цели и создающих для них низкие, вредные и порочные условия, как это было до сих пор, теперь, когда несправедливость и жестокость этих безумных действий и полное отсутствие в них всякой мудрости ярко обнаружились, нужны правительства, которые с разумной предусмотрительностью поняли бы, что они обязаны вводить новые порядки с целью устранить то грубое невежество и ту порочность, с какими ведутся теперь жизненно важные дела во всех странах мира.
Указанное положение вещей, как бы печально и грустно оно ни было, не знает ни одного исключения. Дела всех народов велись до сих пор на основе самых фальшивых и вредных принципов. Этим объясняется то бедственное нравственное и физическое состояние, в котором находится большинство людей во всех странах.
Если бы можно было начать это дело со свежим материалом, применяя новую систему к детям, не испорченным системой заблуждения и зла, которая теперь дает им одни только неразумные идеи, то не представляло бы никакой трудности спроектировать и построить с самого основания разумное, благоденствующее и неизменно счастливое общество.
Но практически начинать таким образом невозможно. Чтобы создать людей разумных мыслей и чувств, приходится прежде создать для них разумные условия, дабы сделать
затем само человечество разумным.
Спрашивается, как выполнить эту задачу? Как преодолеть эту трудно проходимую грань между неразумием и разумностью? Какие новые условия могут произвести эту важнейшую для нынешнего и для будущих поколений перемену?
В этом великий вопрос, который ставит наша эпоха, это - злоба сегодняшнего дня; чтобы положить конец враждебным чувствам и с часу на час возрастающим бедствиям и неурядицам, нужно немедленно на него ответить.
Я желал бы, чтобы кто-нибудь, кто ценит популярность в этом безумном мире, мог и хотел дать на него ответ.
В течение многих лет я всеми силами, но безуспешно побуждал развязать или разрубить этот гордиев узел , но не нашел в Европе и Америке никого, подготовленного к решению подобной задачи.
Поэтому я, не ставя ни во что популярность в этом безумном мире, принужден взять разрешение этой задачи на себя; я не получу от этого ничего, кроме удовольствия, которое может доставить превращение безумного мира в мир здравомыслящий, или неразумной, проникнутой антагонизмом и бедственной жизни - в жизнь, где благодаря единению люди будут поставлены в разумные и хорошие условия, станут добрыми, мудрыми и счастливыми, не приписывая никому в отдельности заслуги или вины в осуществлении этой перемены в условиях своего существования. [...]
Это изменение может быть охарактеризовано в немногих словах, которые легко поймут люди, опытные в проведении разнообразных практических мероприятий широкого масштаба и привыкшие создавать новые комбинации для получения отдаленных, заранее предвидимых результатов. Требуемый переход заключается просто в замене существующих вредных и дурных условий хорошими и превосходными во всех областях жизни, причем эта замена может быть осуществлена только путем полного изменения всех внешних порядков в общественной жизни. [...]
Этот переход может быть совершен только мирным путем и при. помощи мудрой предусмотрительности. Недопустима попытка изменения характера правительства или общества
посредством насилия. Гнев в его различных стадиях вплоть до крайнего насилия и смертельной борьбы свидетельствует лишь о соответствующих ему стадиях безумия и сумасшествия.
Однако, для осуществления
этого перехода надо побудить все
правительства в более
Это изменение получило бы полное одобрение всех, ибо все извлекут из него прочные выгоды, превосходящие все, что можно себе представить. [...]
Современные власти
владеют правительственной
Поэтому они лучше подготовлены к проведению любого требующегося и желательного изменения, благотворного для всех сторон, чем новые люди, которые должны были бы еще захватить позиции теперешних правителей при помощи борьбы, возбуждающей озлобление и недоброжелательство, а то и посредством насилия и войны с сопровождающими их большими беспорядками и путаницей. [...]
Как легко, в таком случае, могли бы правительства Европы и Америки превратить бедствия, испытываемые ныне населением этих стран, в прочное благоденствие и счастье!
С опытом прошлого и бесчисленными открытиями нового времени, сопровождаемыми применением хорошо использованной и направленной силы пара и электричества, зная, каким путем можно сформировать хорошие человеческие характеры, будет легко и просто создать людям одни только отличные условия, окружить их изобилием и сделать их разумными существами, добрыми, мудрыми, живущими в согласии и счастье, и превратить мир в земной рай; разрешение этой задачи окажется простой деловой мерой, осуществлению которой все люди пожелают содействовать, радуясь возможности оказаться полезными.
Общество располагает сейчас всеми средствами, необходимыми для полного введения такого изменения в жизнь людей по всей Европе и Америке в течение пяти лет с момента начала реформы и в течение менее чем десяти лет - по всему миру. Эти средства можно будет тотчас же привести в действие, как только будут приняты меры для того, чтобы сделать общество достаточно разумным для понимания собственных неизменных интересов.
Если правительства и народы Европы и Америки искренно приступят сейчас к этим мероприятиям, то население обоих континентов легко будет сделано разумным посредством правильного направления всей ежедневной и прочей периодической печати и посредством других методов просвещения;
темное стекло заблуждений, через которое сейчас люди смотрят и которое их обманывает, будет удалено, и люди увидят вещи такими, какие они есть, и начнут действовать разумно менее чем через год.
Такова простая сила истины.
1 А. И. Герцен. Собр. соч., т. XI. М., Изд-во АН СССР, стр. 206—207.
2 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 19, стр. 198.
3 Р. Оуэн. Избранные сочинения, т. II. М.—Л.: Изд-во АН СССР, 1950, стр. 155.
4 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 24, стр. 17.
5 Р. Оуэн. Избранные сочинения, т. I. M.—Л., Изд-во АН СССР, 1950, стр. 212.
6 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 26, ч. III, стр. 245.
7 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 19, стр. 200.
8 Р. Оуэн. Избранные сочинения, т. I, стр. 258-259.
9 Оуэнова Биржа справедливого обмена труда реально выпустила такие деньги. Фотокопию банкноты достоинством в 2 часа труда можно видеть в I томе Избранных сочинений Оуэна.