Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:03, контрольная работа
В условиях становления рыночных отношений, роль трудового воспитания молодежи существенно возрастает. Человеческий фактор в производстве играет решающую роль. В этой связи актуализируется проблема подготовки молодежи к труду. На передний план теории и практики воспитания выдвигается трудовое воспитание. Важная часть трудового воспитания и обучения непосредственное овладение трудовыми умениями и навыками.
Трудовому воспитанию молодого поколения уделяли и уделяют внимание многие представители прогрессивной педагогики. Связь трудового воспитания с социальными условиями жизни общества и коллектива особенно характерно для педагогической семьи А.С.Макаренко, которая вся на основе формирования личности в организованном общественно значимом труде. Целенаправленной трудовой деятельности как одному из важнейших факторов для воспитания характера человека он придавал огромное значение.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Труд как основное средство воспитания в педагогической системе А.С.Макаренко. 6
1.1. Социально-педагогические взгляды А.С.Макаренко на труд детей. 6
1.2. Роль трудового обучения и воспитания в формировании личности гражданина– труженика. 8
Глава II. Реализация идей трудового воспитания А.С.Макаренко на современном этапе. 12
2.1.Теория и практика использования идей А.С.Макаренко о трудовом воспитании в общеобразовательной школе. 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21
Труд, как воспитательное средство возможен только как часть общей системы.” (33.т.5,с.116).
В оценке производительного труда в воспитательной системе Макаренко следует, прежде всего, провести принципиальную линию, отделяющую его понимание роли труда в воспитании детей от теории так называемого “трудового обучения и практики и “трудовой школы”. У Макаренко был производительный труд детей в соединении с обучением основам наук. Обучаясь в школе, дети в то же время работали на производстве, оборудованном по последнему слову техники.
Практика А.С.Макаренко по организации производительного детского труда показала, что дети школьного возраста поразительно быстро и без всякого перенапряжения овладевают сложнейшими производственными навыками, причем не только навыками труда на сложных станках, но и организации производства.
Максимально сложный, требующий предельной технической точности и первоклассно оборудованный производительный труд должен быть составной частью содержания детской воспитывающей жизни.
В нашей стране, где поистине “воля и труд человека дивные диви творят”, творческий труд– создатель материальных ценностей – стал основой нравственности.
Научить творческому труду Макаренко считал особенно важной задачей. Такой труд возможен там, где к работе относятся с любовью, где понимают ее необходимость и пользу, где труд делается и основной формой проявления личности и таланта.
Такое отношение к труду возможно только тогда, когда образовалась глубокая привычка к трудовому усилию, когда никакая работа не кажется неприятной, если в ней есть какой-нибудь смысл” (33.т.4,с.396).
Труд всегда был основанием для человека жизни и культуры. Наше государство трудящихся, в нашей Конституции Российской Федерации о праве на труд и защиту от безработицы в разделе первом, главе 2, статье 37 написано:
Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию…
Ребенок будет членом трудового общества, следовательно, его значение в этом обществе, ценность его как гражданина будут зависеть исключительно из того, насколько он в состоянии будет принимать участие в общественном труде. Но от этого будет зависеть и его благосостояние, материальный уровень его жизни. Различные трудовые качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нем в течение его жизни, и в особенности в молодости.
Трудовое участие детей должно начинаться очень рано. С возрастом трудовые поручения должны быть усложнены и отделены от игры. Вообще он должен воспитываться так, чтобы решающим моментом в трудовом усилии была не его занимательность, а его польза, его необходимость.
Трудовая задача и ее решение должны сами по себе доставлять ребенку такое удовольствие, чтобы он испытывал радость. Признание его работы хорошей работой должно быть лучшей наградой за его труд.
В трудовой деятельности детей А.С.Макаренко придавал наибольшее значение тем параллельным педагогическим результатам (навыкам, умениям, знаниям, чертам характера и другим качествам человеческой личности), к которым эта деятельность приводит, результатам его было и максимальное развитие, и совершенствование их естественных сил и способностей.
Приобретение
организаторских навыков, воспитание
чувства соревнования, взаимопомощи,
воспитание стремления к рационализации
и совершенствованию
Единственная с педагогической точки зрения польза труда заключалась в том, что он заполнял собою свободное время воспитанника и вызывал у него некоторое утомление.
Если труд, говорил Макаренко, всегда был основанием человеческой жизни, то ее истинным стимулом всегда будут перспективы, мечты, которые раскрывают перед человеком его завтрашнюю радость. Радостные перспективы в своем большинстве являются именно перспективами трудовыми.
Воспитывая у ребят умение, мечтать, Макаренко поддерживал лишь те их мечты, которые пробуждали творческую деятельность воспитанника. Соединяя романтику мечты с прозой труда, Макаренко воспитывал деятелей, способных самую смелую мечту сделать замечательной явью.
И не только творческим должен быть труд как средство всестороннего развития человека, он должен быть и производительным, так как в создании материальных ценностей заключается сила его воспитательного воздействия.
Главной
задачей общеобразовательной
Трудовая закалка должна сочетаться с политической зрелостью и высокими нравственными достоинствами молодой смены. Борьба за практическое осуществление такого единства – одна из важнейших перспективных линий развития системы трудового воспитания школьников.
Всемерное развитие в массовой практике трудового воспитания учащихся – важная задача педагогических коллективов.
Особенностью
комплексного подхода к воспитанию
подрастающего поколения
Постоянная забота профсоюзных и хозяйственных органов о создании необходимых условий для вовлечения учащихся в различные виды общественно полезного труда, активная деятельность органов народного образования, администрации школ, педагогических коллективов и организаций, возглавляющих всю общественно полезную работу учащихся, способствовали заметным успехам в области их трудового воспитания. Значительно шире стали масштабы, разнообразнее формы, участия школьников в общественно полезном и производственном труде. Выросла и качественная результативность их работы, повысился экономический эффект, исчисляемый уже сегодня сотнями миллионов рублей.
Вовлечение в массовом масштабе школьников в посильные для них виды общественно полезного труда, имеющего достаточно высокую социальную значимость и воспитательную эффективность – одна из первоочередных задач в совершенствовании системы трудового воспитания.
Дальнейшее расширение сети межшкольных, учебно-производственных комбинатов, летних лагерей труда и отдыха, строительных и ремонтных бригад старшеклассников, укрепление материально-технической базы школьных учебных и учебно-производственных мастерских, организация в них производительного труда городских школьников, совершенствование в них производительного труда и направлении максимального приближения его к современным научно-техническим нормам, преодоление ремесленничества; совершенствование методики организации общественно полезной трудовой деятельности учащихся; дальнейшее укрепление делового содружества школьных коллективов и коллективов шефствующих предприятий; вовлечение учащихся старших классов в летнее время в труд в сфере обслуживания– таковы основные пути осуществления данной перспективы, уже оправдавшие себя на практике, проверенные в передовом опыте.
В
процессе общественно полезного
труда у учащихся закрепляются трудовые
умения и навыки, знания об элементарных
технико-технологических и
Школа делает сегодня очень ответственный шаг, эффект которого мы уже ощущаем, включая своих учеников в современные производственные отношения, в работу рядом со взрослыми. Без этого не вырастить современного труженика.
Комплекс многообразных путей приобщения школьников к общественно полезному производительному труду позволяет реализовать идею нравственного воспитания личности.
Соблюдение технологической, плановой дисциплины, внедрение научной организации труда – все это связано с человеком, с его личностными качествами, его желанием или нежеланием хорошо работать. Поэтому очень важно как можно раньше создавать для детей условия, в которых бы формировались и укреплялись трудолюбие, упорство и настойчивость в достижении цели, чувство нового, желание проявить свои способности. С этого, можно сказать, начинается путь в профессию, которой наши воспитанники посвятят себя, став взрослыми.
В практике образования два вопроса – обучение и труд идут рядом. Они существуют и могут существовать независимо друг от друга. Их интеграция – сложный вопрос. Если предмет трудовой подготовки рассмотреть как сферу умственной и физической деятельности школьника, то слияние взаимно пронизывающих функций мозга и руки здесь более явствует, чем в других предметах школьного образования.
Главное в жизни человека это труд. Именно отношение к работе, к коллективу, вместе с которым он трудится, измеряется нравственная ценность человека.
Если
не воспитана привычка к труду, если
нет умения и желания трудиться,
гражданские убеждения
Чтобы поддерживать интерес к труду, ребятам надо время от времени поручать дело, непривычное для них, способное захватить своей новизной. Особой притягательностью для подростков обладает труд, связанный с техническим творчеством. Вырабатывается привычка длительное время работать над выполнением одного и того же задания, доводить дело до конца.
Надо найти подростку такое дело, в котором чередовались бы операции простые и сложные, легкие и трудные, интересные и скучные, поставить его в позицию организатора и исполнителя.
В тяжелые для страны годы детей приучала к труду сама жизнь. Теперь это предмет специальной заботы и родителей, и школы.
На наш взгляд, связь формирующейся личности нового типа – с жизнью общества, производством в педагогической системе А.С.Макаренко устанавливалась:
Исходя из этого, можно сделать такой вывод:
Воспитывающая функция труда состоит в том, что педагогически правильно организованный труд формирует трудолюбие, коллективизм, взаимодействие, дисциплинированность, инициативу и пр.
Поэтому главными условиями, способствующими формированию отношения к труду взглядом А.С.Макаренко являются:
Трудовое воспитание – это многогранный, диалектический процесс, в результате которого подрастающая смена перенимает у старших поколений трудовой и социальный опыт и тем самым практически, идейно и нравственно готовится к труду, к управлению производством и государством.