Воспитательная система А.С. Макаренко

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:03, контрольная работа

Краткое описание

В условиях становления рыночных отношений, роль трудового воспитания молодежи существенно возрастает. Человеческий фактор в производстве играет решающую роль. В этой связи актуализируется проблема подготовки молодежи к труду. На передний план теории и практики воспитания выдвигается трудовое воспитание. Важная часть трудового воспитания и обучения непосредственное овладение трудовыми умениями и навыками.
Трудовому воспитанию молодого поколения уделяли и уделяют внимание многие представители прогрессивной педагогики. Связь трудового воспитания с социальными условиями жизни общества и коллектива особенно характерно для педагогической семьи А.С.Макаренко, которая вся на основе формирования личности в организованном общественно значимом труде. Целенаправленной трудовой деятельности как одному из важнейших факторов для воспитания характера человека он придавал огромное значение.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Труд как основное средство воспитания в педагогической системе А.С.Макаренко. 6
1.1. Социально-педагогические взгляды А.С.Макаренко на труд детей. 6
1.2. Роль трудового обучения и воспитания в формировании личности гражданина– труженика. 8
Глава II. Реализация идей трудового воспитания А.С.Макаренко на современном этапе. 12
2.1.Теория и практика использования идей А.С.Макаренко о трудовом воспитании в общеобразовательной школе. 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21

Файлы: 1 файл

12.docx

— 54.48 Кб (Скачать)

    Труд, как воспитательное средство возможен только как часть общей системы.” (33.т.5,с.116).

    В оценке производительного труда  в воспитательной системе Макаренко  следует, прежде всего, провести принципиальную линию, отделяющую его понимание роли труда в воспитании детей от теории так называемого “трудового обучения и практики и “трудовой школы”. У Макаренко был производительный труд детей в соединении с обучением основам наук. Обучаясь в школе, дети в то же время работали на производстве, оборудованном по последнему слову техники.

    Практика  А.С.Макаренко по организации производительного  детского труда показала, что дети школьного возраста поразительно быстро и без всякого перенапряжения овладевают сложнейшими производственными  навыками, причем не только навыками труда  на сложных станках, но и организации  производства.

    Максимально сложный, требующий предельной технической  точности и первоклассно оборудованный производительный труд должен быть составной частью содержания детской воспитывающей жизни.

    В нашей стране, где поистине “воля  и труд человека дивные диви творят”, творческий труд– создатель материальных ценностей – стал основой нравственности.

    Научить творческому труду Макаренко  считал особенно важной задачей. Такой  труд возможен там, где к работе относятся  с любовью, где понимают ее необходимость и пользу, где труд делается и основной формой проявления личности и таланта.

    Такое отношение к труду возможно только тогда, когда образовалась глубокая привычка к трудовому усилию, когда  никакая работа не кажется неприятной, если в ней есть какой-нибудь смысл” (33.т.4,с.396).

    Труд  всегда был основанием для человека жизни и культуры. Наше государство  трудящихся, в нашей Конституции  Российской Федерации о праве  на труд и защиту от безработицы  в разделе первом, главе 2, статье 37 написано:

    Труд  свободен. Каждый имеет  право свободно распоряжаться  своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию…

    Ребенок будет членом трудового общества, следовательно, его значение в этом обществе, ценность его как гражданина будут зависеть исключительно из того, насколько он в состоянии  будет принимать участие в  общественном труде. Но от этого будет  зависеть и его благосостояние, материальный уровень его жизни. Различные  трудовые качества не даются человеку от природы, они воспитываются в  нем в течение его жизни, и  в особенности в молодости.

    Трудовое  участие детей должно начинаться очень рано. С возрастом трудовые поручения должны быть усложнены  и отделены от игры. Вообще он должен воспитываться так, чтобы решающим моментом в трудовом усилии была не его занимательность, а его польза, его необходимость.

    Трудовая  задача и ее решение должны сами по себе доставлять ребенку такое  удовольствие, чтобы он испытывал  радость. Признание его работы хорошей  работой должно быть лучшей наградой за его труд.

    В трудовой деятельности детей А.С.Макаренко  придавал наибольшее значение тем параллельным педагогическим результатам (навыкам, умениям, знаниям, чертам характера  и другим качествам человеческой личности), к которым эта деятельность приводит, результатам его было и  максимальное развитие, и совершенствование  их естественных сил и способностей.

    Приобретение  организаторских навыков, воспитание чувства соревнования, взаимопомощи, воспитание стремления к рационализации и совершенствованию производства, – все это достигается и  воспитывается в детях через  участие их в труде.

    Единственная  с педагогической точки зрения польза труда заключалась в том, что  он заполнял собою свободное время  воспитанника и вызывал у него некоторое утомление.

    Если  труд, говорил Макаренко, всегда был  основанием человеческой жизни, то ее истинным стимулом всегда будут перспективы, мечты, которые раскрывают перед  человеком его завтрашнюю радость. Радостные перспективы в своем  большинстве являются именно перспективами  трудовыми.

    Воспитывая  у ребят умение, мечтать, Макаренко  поддерживал лишь те их мечты, которые пробуждали творческую деятельность воспитанника. Соединяя романтику мечты с прозой труда, Макаренко воспитывал деятелей, способных самую смелую мечту сделать замечательной явью.

    И не только творческим должен быть труд как средство всестороннего развития человека, он должен быть и производительным, так как в создании материальных ценностей заключается сила его  воспитательного воздействия.

1.2. Роль трудового  обучения и воспитания  в формировании  личности гражданина– труженика.

    Главной задачей общеобразовательной средней  школы является подготовка подрастающего  поколения ук самостоятельной трудовой жизни. В условиях завершения перехода ко всеобщему среднему образованию  основная масса выпускников сразу после окончания школы должна принять участие в общественном производстве, пополнить ряды тружеников города и села.

    Трудовая  закалка должна сочетаться с политической зрелостью и высокими нравственными  достоинствами молодой смены. Борьба за практическое осуществление такого единства – одна из важнейших перспективных линий развития системы трудового воспитания школьников.

    Всемерное развитие в массовой практике трудового  воспитания учащихся – важная задача педагогических коллективов.

    Особенностью  комплексного подхода к воспитанию подрастающего поколения является учет общественной перспективы, тех  задач народнохозяйственного и  культурного строительства, какие  предстоит в обозримом будущем  решать нашей смене. Наука о достаточной  степенью достоверности определяют важнейшие тенденции и перспективы  общественного развития. Важно, однако, знать не только то, к чему мы должны готовить школьников, но и как их готовить. Отсюда вытекает необходимость  научно обоснованного прогнозирования  дальнейшего развития системы трудового  воспитания в школе.

    Постоянная  забота профсоюзных и хозяйственных  органов о создании необходимых условий для вовлечения учащихся в различные виды общественно полезного труда, активная деятельность органов народного образования, администрации школ, педагогических коллективов и организаций, возглавляющих всю общественно полезную работу учащихся, способствовали заметным успехам в области их трудового воспитания. Значительно шире стали масштабы, разнообразнее формы, участия школьников в общественно полезном и производственном труде. Выросла и качественная результативность их работы, повысился экономический эффект, исчисляемый уже сегодня сотнями миллионов рублей.

    Вовлечение  в массовом масштабе школьников в  посильные для них виды общественно  полезного труда, имеющего достаточно высокую социальную значимость и воспитательную эффективность – одна из первоочередных задач в совершенствовании системы трудового воспитания.

    Дальнейшее  расширение сети межшкольных, учебно-производственных комбинатов, летних лагерей труда и отдыха, строительных и ремонтных бригад старшеклассников, укрепление материально-технической базы школьных учебных и учебно-производственных мастерских, организация в них производительного труда городских школьников, совершенствование в них производительного труда и направлении максимального приближения его к современным научно-техническим нормам, преодоление ремесленничества; совершенствование методики организации общественно полезной трудовой деятельности учащихся; дальнейшее укрепление делового содружества школьных коллективов и коллективов шефствующих предприятий; вовлечение учащихся старших классов в летнее время в труд в сфере обслуживания– таковы основные пути осуществления данной перспективы, уже оправдавшие себя на практике, проверенные в передовом опыте.

    В процессе общественно полезного  труда у учащихся закрепляются трудовые умения и навыки, знания об элементарных технико-технологических и экономических основах современного производства. Трудовая деятельность способствует развитию у детей технических способностей, инициативного, творческого подхода к делу. Особое воспитательное значение имеет непосредственное участие школьников в производительном труде в цехах промышленных предприятий, на полях и фермах колхозов и совхозов. Общественно-полезный труд – важнейший фактор подготовки школьников к сознательному выбору будущей профессии.

    Школа делает сегодня очень ответственный  шаг, эффект которого мы уже ощущаем, включая своих учеников в современные  производственные отношения, в работу рядом со взрослыми. Без этого  не вырастить современного труженика.

    Комплекс  многообразных путей приобщения школьников к общественно полезному производительному труду позволяет реализовать идею нравственного воспитания личности.

    Соблюдение  технологической, плановой дисциплины, внедрение научной организации труда – все это связано с человеком, с его личностными качествами, его желанием или нежеланием хорошо работать. Поэтому очень важно как можно раньше создавать для детей условия, в которых бы формировались и укреплялись трудолюбие, упорство и настойчивость в достижении цели, чувство нового, желание проявить свои способности. С этого, можно сказать, начинается путь в профессию, которой наши воспитанники посвятят себя, став взрослыми.

    В практике образования два вопроса  – обучение и труд идут рядом. Они  существуют и могут существовать независимо друг от друга. Их интеграция – сложный вопрос. Если предмет трудовой подготовки рассмотреть как сферу умственной и физической деятельности школьника, то слияние взаимно пронизывающих функций мозга и руки здесь более явствует, чем в других предметах школьного образования.

    Главное в жизни человека это труд. Именно отношение к работе, к коллективу, вместе с которым он трудится, измеряется нравственная ценность человека.

    Если  не воспитана привычка к труду, если нет умения и желания трудиться, гражданские убеждения останутся  не реализованными на практике, не воплотятся в конкретных делах.

    Чтобы поддерживать интерес к труду, ребятам  надо время от времени поручать дело, непривычное для них, способное  захватить своей новизной. Особой притягательностью для подростков обладает труд, связанный с техническим творчеством. Вырабатывается привычка длительное время работать над выполнением одного и того же задания, доводить дело до конца.

    Надо  найти подростку такое дело, в  котором чередовались бы операции простые и сложные, легкие и трудные, интересные и скучные, поставить его в позицию организатора и исполнителя.

    В тяжелые для страны годы детей  приучала к труду сама жизнь. Теперь это предмет специальной заботы и родителей, и школы.

    На  наш взгляд, связь формирующейся  личности нового типа – с жизнью общества, производством в педагогической системе А.С.Макаренко устанавливалась:

  • путем создания трудового воспитательного коллектива;
  • труд на общую пользу дает право на большую самостоятельность. Она-то и является лучшим воспитателем человека-труженика;
  • ценности создаются трудом там, где организуется производство.

    Исходя  из этого, можно сделать такой  вывод:

    Воспитывающая функция труда состоит в том, что педагогически правильно  организованный труд формирует трудолюбие, коллективизм, взаимодействие, дисциплинированность, инициативу и пр.

    Поэтому главными условиями, способствующими  формированию отношения к труду  взглядом А.С.Макаренко являются:

  • понимание общественной значимости выполняемого труда и высокая общественная требовательность к нему;
  • доступность труда данного возраста по характеру и объему, наличие необходимых умений и навыков, техническая оснащенность труда;
  • присутствие интеллектуального элемента, необходимость решения технических, технологических, организационных и других задач, требующих знаний, догадки, смекалки, работы мысли;
  • возможность проявления инициативы, самостоятельности, творчества;
  • включение в труд соревнования;
  • четкая организация коллективной работы, увлекающая детей своей слаженностью.

 

Глава II. Реализация идей трудового  воспитания А.С.Макаренко  на современном этапе.

2.1.Теория  и практика использования  идей А.С.Макаренко  о трудовом воспитании в общеобразовательной школе.

    Трудовое  воспитание – это многогранный, диалектический процесс, в результате которого подрастающая смена перенимает у старших поколений трудовой и социальный опыт и тем самым практически, идейно и нравственно готовится к труду, к управлению производством и государством.

Информация о работе Воспитательная система А.С. Макаренко