Этапы становления воспитательной системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 22:03, реферат

Краткое описание

Осуществляется разработка теоретической концепции, моделируется структура воспитательной системы, устанавливаются связи между компонентами. Главная цель первого этапа—формирование коллектива единомышленников на основе нового педагогического мышления. В этот период преобладают организационные аспекты, осуществляется педагогический поиск (формулируется цель воспитательной системы, определяются технологии и т. п.), зарождаются традиции, коллективные ценности, правила жизни, формируются стили общения. Основными методами становления воспитательной системы на данном этапе являются методы убеждения, требования, перспективы. Взаимодействие с окружающей средой чаще всего носит стихийный характер.

Файлы: 1 файл

Этапы становления воспитательной системы.doc

— 35.00 Кб (Скачать)

Этапы становления  воспитательной системы

На основе анализа процесса развития конкретных воспитательных систем исследователи (В.А. Караковский, А.М. Сидоркин) выделили четыре этапа, которые проходит воспитательная система школы в ходе своего развития.

I этап. Становление воспитательной системы

Осуществляется разработка теоретической  концепции, моделируется структура  воспитательной системы, устанавливаются  связи между компонентами. Главная  цель первого этапа—формирование коллектива единомышленников на основе нового педагогического мышления. В этот период преобладают организационные аспекты, осуществляется педагогический поиск (формулируется цель воспитательной системы, определяются технологии и т. п.), зарождаются традиции, коллективные ценности, правила жизни, формируются стили общения. Основными методами становления воспитательной системы на данном этапе являются методы убеждения, требования, перспективы. Взаимодействие с окружающей средой чаще всего носит стихийный характер.

II этап. Отработка системы

Происходит развитие коллектива, органов соуправления и самоуправления, утверждаются избранные школой системообразующие виды деятельности, укрепляются традиции, отрабатываются наиболее эффективные формы и методы воспитания, педагогические технологии. Главными методами развития воспитательной системы становятся методы организации разносторонней деятельности, опыта общественного поведения, стимулирования и мотивации деятельности и поведения. Школа стремится занять позицию референтной группы для школьников.

III этап. Окончательное оформление системы

Школьный коллектив — содружество  детей и взрослых, связанных единой целью, общей деятельностью, отношениями  сотрудничества и сотворчества. Усиливается  внимание коллектива к каждой личности. Идет интенсивная интеграция учебно-познавательной и внеурочной воспитательной деятельности. Внимание сосредоточивается на методах самовоспитания и перевоспитания, самоуправления, саморазвития, самооценки, происходит накопление традиций и передачи их от поколения к поколению. Идет освоение и педагогизация окружающей среды. Среди педагогов утверждается ценность творчества, интерес к науке.

IV этап. Обновление, перестройка  системы

Этот этап может быть связан с  кризисным периодом в развитии системы. Кризис воспитательной системы вызывается, например, усталостью в коллективе, остановкой в совершенствовании деятельности, дефицитом новизны, творчества и т. п. Для сохранения системы необходимы: усложнение целей и задач, смена ведущей деятельности, ее содержания и методов с учетом социальной ситуации при сохранении теоретической концепции школы. Обновление воспитательной системы идет на основе инноваций, развития творчества, изменения организации управления в направлении развития демократизации и гуманизации.

 

Согласно концепции А.М. Сидоркина, в развитии воспитательной системы выявляются этапы становления, стабильного развития, кризисного периода, возможного обновления системы или ее «умирания». Этапы развития воспитательной системы соотносятся со стадиями развития школьного коллектива, который является ядром (центром) воспитательной системы.

 Важным аспектом проблемы  воспитательных систем является  идея создания единого воспитательного  пространства, то есть целенаправленного  освоения школой окружающей среды.  Это делает школу «открытой»  воспитательной системой. Средовой подход в теории воспитательных систем определяется как совокупность теоретических положений и действий со средой, превращающих ее в средство управления процессами формирования и развития личности ребенка (М.Б. Чернова). Каждая воспитательная система находит свойственную ей связь с окружающей социальной и природной средой, расширяя диапазон возможностей воспитательного влияния на личность. Эффективная воспитательная система способна стать центром воспитания в школе и социуме.

 

Содержание (направления) работы классного руководителя в классе

 

2.1 Содействует созданию  благоприятных психолого-педагогических  условий для интеллектуального,  физического и духовного развития  личности ребенка. Для чего:

а) Изучает особенности  развития каждого ребенка, состояние здоровья, эмоциональное самочувствие, отражая все данные в психолого-педагогической карте.

 б) Изучает склонности, интересы, сферу дарований ребенка,  подбирая каждому определенный  вид деятельности, где его может  ожидать успех.

 в) Способствует созданию благоприятной атмосферы и морально-психологического климата для каждого отдельного воспитанника в классе.

 г) В соответствии  с возрастными потребностями  детей и требованиями классной  жизни организует жизнедеятельность  классного коллектива.

 д) Развивает классное  самоуправление, приучая детей к  самоорганизации, ответственности,  готовности и умению принимать  жизненные решения.

 е) Помогает воспитанникам  решать проблемы, возникающие с  педагогами, товарищами, родителями, адаптироваться  в коллективе, завоевать признание, занять удовлетворяющий его социальный статус среди сверстников.

 ж) Направляет самовоспитание  и саморазвитие личности ребенка.

 

 

Совместно со школьным психологом организует психологическое просвещение учащихся, знакомит с правами и свободами казахстанского гражданина.

2.2. Оказывает помощь воспитанникам  в учебной деятельности.

2.3. Организует и участвует в  педагогических консилиумах (малых  педсоветах) по проблемам учащихся  своего класса, при необходимости  посещает уроки учителей предметников.

2.4. Содействует получению дополнительного  образования учащимися через  систему кружков, клубов, секций, объединений, существующих в школе  и по месту жительства.

2.5. Содействует профессиональному  самоопределению выпускника, подводит  к осознанному выбору профессии.

2.6. Защищает права и свободы  воспитанников, несет ответственность  за их жизнь, здоровье и безопасность  в школе и на сельскохозяйственных  работах в учебное время.

2.7. Дает консультации родителям.  Проводит родительские собрания, привлекает родителей к помощи школе.

2.8. Организует питание, дежурство,  коллективную уборку школы, помощь  детей в ремонте школы, заполняет  журнал, ведет учет посещаемости, немедленно сообщает администрации  и родителям обо всех чрезвычайных  происшествиях, связанных со здоровьем и жизнью детей.

2.9. Участвует в работе педсоветов, семинаров, административных и  методических совещаний.

 

Цели и задачи деятельности классного  руководителя

 

 Целью деятельности классного  руководителя является создание  условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

Задачами классного руководителя являются:

формирование и развитие классного  коллектива;

создание ситуации защищенности, благоприятных  психолого-педагогических условий  для развития личности, психического здоровья обучающихся;

организация системы отношений  через разнообразные виды воспитывающей  деятельности классного коллектива;

создание условий для самопознания, саморазвития, самоутверждения каждого  ребенка, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, формирования здорового образа жизни;

защита прав и интересов обучающихся;

организация системной работы с  коллективом класса;

гуманизация отношений между обучающимися в коллективе, между обучающимися и педагогами;

содействие формированию у обучающихся  нравственных смыслов и духовных ориентиров;

организация социально-значимой, творческой деятельности воспитанников через  развитие ученического самоуправления.


Информация о работе Этапы становления воспитательной системы