Воспитательная система А.С. Макаренко

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:03, контрольная работа

Краткое описание

В условиях становления рыночных отношений, роль трудового воспитания молодежи существенно возрастает. Человеческий фактор в производстве играет решающую роль. В этой связи актуализируется проблема подготовки молодежи к труду. На передний план теории и практики воспитания выдвигается трудовое воспитание. Важная часть трудового воспитания и обучения непосредственное овладение трудовыми умениями и навыками.
Трудовому воспитанию молодого поколения уделяли и уделяют внимание многие представители прогрессивной педагогики. Связь трудового воспитания с социальными условиями жизни общества и коллектива особенно характерно для педагогической семьи А.С.Макаренко, которая вся на основе формирования личности в организованном общественно значимом труде. Целенаправленной трудовой деятельности как одному из важнейших факторов для воспитания характера человека он придавал огромное значение.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Труд как основное средство воспитания в педагогической системе А.С.Макаренко. 6
1.1. Социально-педагогические взгляды А.С.Макаренко на труд детей. 6
1.2. Роль трудового обучения и воспитания в формировании личности гражданина– труженика. 8
Глава II. Реализация идей трудового воспитания А.С.Макаренко на современном этапе. 12
2.1.Теория и практика использования идей А.С.Макаренко о трудовом воспитании в общеобразовательной школе. 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21

Файлы: 1 файл

12.docx

— 54.48 Кб (Скачать)

    Наука все больше входит в процесс труда  как важнейшая производительная сила. На базе новейших научных открытий возникли новые источники энергии, созданы ранее неизвестные материалы, что привело к созданию новых  отраслей промышленности и более  совершенной технологии.

    В свое время А.С.Макаренко говорил  о том, что теория должна повернуться  лицом к практике, всех нас объединяла задача– помочь подростку достичь  того уровня духовной и нравственной высоты, чтобы ему открылась красота  труда, чтобы он понял: в любой  профессии можно стать творцом.

    Совершенствование подготовки молодежи к самостоятельной  трудовой жизни – программное  требование в современном этапе. Это требование связано с глубокими  преобразованиями в содержании труда, необходимостью коренного улучшения  общеобразовательной и профессиональной подготовки, созданием единой системы  непрерывного образования, уточнением его содержательной базисной основы.

    В ходе реформы общеобразовательной  и профессиональной школы этапу  способствует широкое введение, начиная с 1986 учебного года систематического общественно полезного, производительного труда школьников, более полное и прочное соединение его с учением, переход от производительного труда как элемента учебно-воспитательной работы к труду как основе и всеобщему принципу работы школы.

    Более полно используются возможности  трудовых коллективов взрослых в  организации производительного  труда учащихся, расширяются прогрессивные, в том числе бригадные формы  организации труда школьников, усиливаются  профессиональная и творческая направленность их трудовой деятельности. Его положение  о ведущей роли труда в целостном  процессе формирования личности молодого человека звучит сейчас особенно актуально. Творчески используются его идеи в трудовой и профессиональной подготовке школьников – это значит осмысление с учетом новых возможностей и  образовательно– воспитательных задач, стоящих перед современной школой.

    В педагогической практике последнего десятилетия  творческое применение опыта А.С.Макаренко  наиболее эффективно проявлялось не только в создании “школьного производства”, имея в виду его многообразные  формы, но и в участии подростков и старшеклассников в производительном труде в условиях трудовых коллективов в форме промышленного и сельскохозяйственного производства, предприятий обслуживания. В ходе реализации реформы школы опыт создания ученических сельскохозяйственных бригад, учебно– производственных цехов и участков на промышленных предприятиях, формирования трудовых отрядов и бригад получает все большее распространение и развитие.

    “Хозрасчет  – замечательный педагог” –  эта мысль А.С.Макаренко приобретает  сегодня поистине ключевое значение, при том внимании, которое придается  ныне единству трудового и экономического воспитания. Элементы новых форм хозяйствования убедительно показывает практическую необходимость общеобразовательных, общетрудовых, экономических знаний и умений обеспечивающих повышение производительности труда и улучшение его условий. Использование учащимися этих знаний и умений на практике, в трудовой деятельности становится формой проявления творчества в труде, создает чувство глубокого удовлетворения в работе.

    Производительный  труд – продуктивный труд ребят  и взрослых, имеющих общую значимость и направленный на преобразование мира, необходимой для удовлетворения физических и духовных потребностей личности в настоящем, так и в  будущем.

    Сегодня необходимо готовить школьников к будущей  трудовой деятельности в условиях рыночных отношений.

    Детский производительный труд дает не только воспитательный, развивающий, образовательный, образующий, но и экономический эффект.

    На  примере организации производительного  труда учащихся сельских школ можно  проследить путь постепенного приобщения к более полному внедрению  принципов хозрасчета: учебно-производительная бригада с операционной оплатой  труда; коллективный подряд на выполнение определенных работ; коллективный подряд с использованием аренды земли, техники, материалов; организация самостоятельного школьного производства, типа школьного  кооператива, фермерского хозяйства и т.п.

    Демократизация  общественной жизни, движение по пути обеспечения приоритета личности, переход к рыночной экономике– этим главным реалиям нынешнего времени должны соответствовать содержание и формы трудовой подготовки школьников.

    В современных школах, имеющих свое производство, хозрасчет, так же как  у Макаренко, становится одним из воспитателей. Распределение средств  часто идет по макаренковски. Все  решает коллектив учащихся, все подчинено  воспитанию коллективных интересов  и разумному удовлетворению интересов  личных. Школы с хозрасчетными  предприятиями устраивают по примеру  Макаренко интереснейшие походы, служащие могучим воспитательным средством, так как в руки учащихся передается обычно вся организация этих походов. Они сами разрабатывают маршрут, сами обдумывают и закупают все, что  нужно для похода, распространяют между собой все обязанности, во время похода сами отвечают за дисциплину. Вот тогда-то и узнаются качества каждого, раскрываются организаторские  таланты учащихся.

    Под влиянием нового, прогрессивного в  формах и методах организации  труда происходит в школах и распространение  бригадных форм организации труда  с использованием хозрасчетных начал. Такая практика позволяет в процессе трудовой деятельности лучше воспитывать  коллективизм, взаимопомощь и коллективную ответственность, активизировать такой  важный и действенный фактор воспитания в коллективе, как общественное мнение.

    Воспитательная  работа в ученических бригадах в  соответствии с их многопрофильной структурой ведется с учетом специфики хозрасчетных отношений между трудовым объединением школьников и хозяйством в целом, т.е. организацией внутрихозяйственного хозрасчета. Оценка экономических результатов деятельности бригады ведется с учетом прибыли и рентабельности. Заработная плата школьников зависит не только от затрат времени и видов работы, но и от конечного результата работы хозяйства в данной сфере деятельности (валового сбора зерна, надоев молока, продуктивности животноводства и т.д.).

    Что же в конечном итоге поможет нашей  школе изжить труд, нужный лишь “для придания ребенку трудового колорита”, поможет кратчайшим путем прийти к организации труда, призванного  всесторонне развить школьников, привить им умения все делать, открыть  перед ними путь ко многим профессиям, чтобы они смогли правильнее определить свое призвание?

    При всех школах создаются учебные мастерские, химические, физические и иные кабинеты и лаборатории, а в сельской местности  также и пришкольные сельскохозяйственные участки; на крупных предприятиях –  учебно-производственные цехи для школьников. Это раскрывает перед школой огромное поле творческой деятельности, смелых поисков. Такие учебные мастерские могут быть полностью производительными, с ответственностью за материал, за точность изготовления и своевременное  выполнение заказов. Учебные мастерские призваны воспитывать у школьников навыки управления, умения быть не иждивенцами, а хозяевами. Переживание хозяйственной  заботы учащимися становится отправной  точкой в организации таких мастерских.

    Огромную  роль в правильном решении политехнизации школы сыграли ученические сельскохозяйственные бригады. В их находках много интересного, но по существу они практически развивают ценнейшие положения педагогической системы А.С.Макаренко.

    Серьезный труд, связанный с опытнической работой, с работами на тракторах, комбайнах, е только пробуждает у ребят любознательность, интерес к труду, технике, к исследованиям, но и способствует развитию широкого кругозора. А потому становятся закономерными  их успехи в учебе.

    В современных передовых школах стремятся  к тому, чтобы посильный для  детей производительный труд был  максимально приближен к труду  взрослых, чтобы материальная база обеспечивала разнообразный труд, так  как дитя утомляется, говорил К.Д.Ушинский, главным образом однообразием и односторонностью деятельности.

    В школах в специальных комнатах оборудуются  станки для обработки металла, приспособленные  для детей, делаются специальных  размеров инструменты. Учитывая интересы ребят, их симпатии к детским электростанциям, электрическим железным дорогам, оборудуются специальные комнаты, где пол руководством старшеклассников дети могут заводить и останавливать моторы небольшой мощности, учиться пользоваться генератором, монтировать различные модели, даже микролитражные автомашины с облегченным управлением.

    Непосредственное  участие в производительном труде  всех независимо от возраста приводит легким для них путем к пониманию технологии производства, его основ.

    “Наши общеобразовательные школы, – писала Н.К.Крупская, – должны вооружить учащихся общими трудовыми навыками, требуемыми современной техникой и тем открыть им доступ к целому ряду профессий” (25.Соч.,т.4,с.581).

    Задачи  трудового воспитания школа должна решать так, как это необходимо для  школы общеобразовательной, трудовой, политехнической. Учебно-производственная база школы, ее связи с предприятиями, традиции общественно полезного  труда стали прочной основой  дальнейшего совершенствования  трудового воспитания учащихся.

    В условиях всеобщего среднего образования  выпускники средней школы за период обучения должны глубоко овладеть знаниями основных наук и трудовыми навыками для работы в народном хозяйстве, вплотную подойти к овладению  определенной профессией. Решительный  поворот школы к улучшению  подготовки молодежи к труду в  сфере материального производства, к обоснованному выбору профессии  – веление нашего времени.

    Для организации эффективного трудового  обучении и профориентации учащихся используются близлежащие к школе предприятия, коллективные хозяйства. Для трудовой подготовки, всесторонне используются исходя из условий сельской школы межшкольные учебно-производственные бригады, ученические производственные бригады, школьные мастерские, лаборатории и кабинеты.

    В условиях сельской школы складывается система трудового обучения воспитания и профориентации учащихся. Характерным для этой системы является взаимодействие ряда факторов и условий, обеспечивающих формирование готовности выпускников средней школы трудиться. Сюда относятся: трудовое воспитание с раннего детства; преемственность трудового обучения с 1 и IХ классы; единство трудового и нравственного воспитания на уроках, процесс трудового обучения, различных видов внеклассной работы и общественно полезной деятельности учащихся на базе сельскохозяйственного производства; производительный труд в летних лагерях труда и отдыха; ученические бригады; творческая работа в кружках; активное участие в общественно полезном труде; пример родителей (семейные трудовые традиции), новаторов, передовиков и специалистов сельского хозяйства; высокая общественная оценка сельскохозяйственных профессий – повышение их престижа; тесное сотрудничество школы, колхоза, семьи и широкой общественности в решении сложных задач трудового воспитания и ориентации юношей и девушек, оканчивающих школу, на труд в сельскохозяйственном производстве; всемерное укрепление учебно-материальной базы трудового политехнического и производственного обучения.

    Воспитание  в труде как педагогическая проблема требует планомерного и целенаправленного сочетания всех средств формирования трудолюбия и готовности к активному включению в общественное производство с умственным, нравственным, эстетическим и физическим развитием детей. Задача состоит в подведении учащегося к осознанию необходимости труда как для общества, так и для разностороннего развития самого человека. И главный наставник в этом – сам трудовой образ жизни.

    Анализируя  свое участие в трудовом коллективе, школьники сами отмечают как наиболее значимое для них следующее, “научились жить и работать в коллективе”, “уважать труд других”, “считаться с мнением товарищей”, “подчиняться воле коллектива”, “узнать цену труду”, “научиться хозяйничать, руководить, оценивать свой труд” и т.д.

    Возросло  и доверие родителей к участию  детей в трудовых объединениях.

    Вопрос  об оплате труда школьников, вызывающий споры, находит правильное решение  столько тогда, когда учитывается  и направляется педагогами характер внутрисемейных отношений. Но, во-первых, школьники назвали в качестве побудительного мотива участия в  производительном труде “возможность заработать”, во-вторых, как показывает педагогическая практика, “портят детей” так называемые карманные деньги, которые получены от родителей, деньги же, цену которым ребята постигли собственным трудом, вызывают бережное отношение уже не только к этим личным, но и родительским средствам.

    Ценить  деньги человек начинает лишь тогда, когда сам зарабатывает, пусть  хотя бы вначале и небольшие суммы. Такой подход будет способствовать экономическому воспитанию, даст возможность получить представление о заработной плате, научить ценить трудовой рубль, соизмерять свои запросы с запросами других членов семьи, т.е. на личном опыте позволит усвоить связь труда и потребления.

    Новая система отношений в труде  помогает школьникам осознать и учебу  как разновидность трудовой деятельности, имеющей не только личный, но и общественный характер, требующей определенных усилий, планомерности и целеустремленности в решении поставленных задач, правильной организации самого процесса познавательной деятельности.

    Этого удается добиться в тех коллективах, в которых правильно решается проблема непрерывности педагогического воздействия в учебном году, и в условиях летних практических работ. Решается она не только с позиций использования знаний и умений учащихся, сформированных в учебном процессе ил в процессе их производительного труда, но и с позиций закрепления тех воспитательных результатов, которые дал общественно-полезный коллективный труд.

Информация о работе Воспитательная система А.С. Макаренко