Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:03, контрольная работа
В условиях становления рыночных отношений, роль трудового воспитания молодежи существенно возрастает. Человеческий фактор в производстве играет решающую роль. В этой связи актуализируется проблема подготовки молодежи к труду. На передний план теории и практики воспитания выдвигается трудовое воспитание. Важная часть трудового воспитания и обучения непосредственное овладение трудовыми умениями и навыками.
Трудовому воспитанию молодого поколения уделяли и уделяют внимание многие представители прогрессивной педагогики. Связь трудового воспитания с социальными условиями жизни общества и коллектива особенно характерно для педагогической семьи А.С.Макаренко, которая вся на основе формирования личности в организованном общественно значимом труде. Целенаправленной трудовой деятельности как одному из важнейших факторов для воспитания характера человека он придавал огромное значение.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Труд как основное средство воспитания в педагогической системе А.С.Макаренко. 6
1.1. Социально-педагогические взгляды А.С.Макаренко на труд детей. 6
1.2. Роль трудового обучения и воспитания в формировании личности гражданина– труженика. 8
Глава II. Реализация идей трудового воспитания А.С.Макаренко на современном этапе. 12
2.1.Теория и практика использования идей А.С.Макаренко о трудовом воспитании в общеобразовательной школе. 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21
Наука
все больше входит в процесс труда
как важнейшая производительная
сила. На базе новейших научных открытий
возникли новые источники энергии,
созданы ранее неизвестные
В свое время А.С.Макаренко говорил о том, что теория должна повернуться лицом к практике, всех нас объединяла задача– помочь подростку достичь того уровня духовной и нравственной высоты, чтобы ему открылась красота труда, чтобы он понял: в любой профессии можно стать творцом.
Совершенствование
подготовки молодежи к самостоятельной
трудовой жизни – программное
требование в современном этапе.
Это требование связано с глубокими
преобразованиями в содержании труда,
необходимостью коренного улучшения
общеобразовательной и
В ходе реформы общеобразовательной и профессиональной школы этапу способствует широкое введение, начиная с 1986 учебного года систематического общественно полезного, производительного труда школьников, более полное и прочное соединение его с учением, переход от производительного труда как элемента учебно-воспитательной работы к труду как основе и всеобщему принципу работы школы.
Более
полно используются возможности
трудовых коллективов взрослых в
организации производительного
труда учащихся, расширяются прогрессивные,
в том числе бригадные формы
организации труда школьников, усиливаются
профессиональная и творческая направленность
их трудовой деятельности. Его положение
о ведущей роли труда в целостном
процессе формирования личности молодого
человека звучит сейчас особенно актуально.
Творчески используются его идеи
в трудовой и профессиональной подготовке
школьников – это значит осмысление
с учетом новых возможностей и
образовательно– воспитательных задач,
стоящих перед современной
В педагогической практике последнего десятилетия творческое применение опыта А.С.Макаренко наиболее эффективно проявлялось не только в создании “школьного производства”, имея в виду его многообразные формы, но и в участии подростков и старшеклассников в производительном труде в условиях трудовых коллективов в форме промышленного и сельскохозяйственного производства, предприятий обслуживания. В ходе реализации реформы школы опыт создания ученических сельскохозяйственных бригад, учебно– производственных цехов и участков на промышленных предприятиях, формирования трудовых отрядов и бригад получает все большее распространение и развитие.
“Хозрасчет
– замечательный педагог” –
эта мысль А.С.Макаренко
Производительный труд – продуктивный труд ребят и взрослых, имеющих общую значимость и направленный на преобразование мира, необходимой для удовлетворения физических и духовных потребностей личности в настоящем, так и в будущем.
Сегодня необходимо готовить школьников к будущей трудовой деятельности в условиях рыночных отношений.
Детский производительный труд дает не только воспитательный, развивающий, образовательный, образующий, но и экономический эффект.
На
примере организации
Демократизация общественной жизни, движение по пути обеспечения приоритета личности, переход к рыночной экономике– этим главным реалиям нынешнего времени должны соответствовать содержание и формы трудовой подготовки школьников.
В
современных школах, имеющих свое
производство, хозрасчет, так же как
у Макаренко, становится одним из
воспитателей. Распределение средств
часто идет по макаренковски. Все
решает коллектив учащихся, все подчинено
воспитанию коллективных интересов
и разумному удовлетворению интересов
личных. Школы с хозрасчетными
предприятиями устраивают по примеру
Макаренко интереснейшие
Под влиянием нового, прогрессивного в формах и методах организации труда происходит в школах и распространение бригадных форм организации труда с использованием хозрасчетных начал. Такая практика позволяет в процессе трудовой деятельности лучше воспитывать коллективизм, взаимопомощь и коллективную ответственность, активизировать такой важный и действенный фактор воспитания в коллективе, как общественное мнение.
Воспитательная работа в ученических бригадах в соответствии с их многопрофильной структурой ведется с учетом специфики хозрасчетных отношений между трудовым объединением школьников и хозяйством в целом, т.е. организацией внутрихозяйственного хозрасчета. Оценка экономических результатов деятельности бригады ведется с учетом прибыли и рентабельности. Заработная плата школьников зависит не только от затрат времени и видов работы, но и от конечного результата работы хозяйства в данной сфере деятельности (валового сбора зерна, надоев молока, продуктивности животноводства и т.д.).
Что
же в конечном итоге поможет нашей
школе изжить труд, нужный лишь “для
придания ребенку трудового колорита”,
поможет кратчайшим путем прийти
к организации труда, призванного
всесторонне развить
При
всех школах создаются учебные мастерские,
химические, физические и иные кабинеты
и лаборатории, а в сельской местности
также и пришкольные
Огромную роль в правильном решении политехнизации школы сыграли ученические сельскохозяйственные бригады. В их находках много интересного, но по существу они практически развивают ценнейшие положения педагогической системы А.С.Макаренко.
Серьезный труд, связанный с опытнической работой, с работами на тракторах, комбайнах, е только пробуждает у ребят любознательность, интерес к труду, технике, к исследованиям, но и способствует развитию широкого кругозора. А потому становятся закономерными их успехи в учебе.
В современных передовых школах стремятся к тому, чтобы посильный для детей производительный труд был максимально приближен к труду взрослых, чтобы материальная база обеспечивала разнообразный труд, так как дитя утомляется, говорил К.Д.Ушинский, главным образом однообразием и односторонностью деятельности.
В школах в специальных комнатах оборудуются станки для обработки металла, приспособленные для детей, делаются специальных размеров инструменты. Учитывая интересы ребят, их симпатии к детским электростанциям, электрическим железным дорогам, оборудуются специальные комнаты, где пол руководством старшеклассников дети могут заводить и останавливать моторы небольшой мощности, учиться пользоваться генератором, монтировать различные модели, даже микролитражные автомашины с облегченным управлением.
Непосредственное участие в производительном труде всех независимо от возраста приводит легким для них путем к пониманию технологии производства, его основ.
“Наши общеобразовательные школы, – писала Н.К.Крупская, – должны вооружить учащихся общими трудовыми навыками, требуемыми современной техникой и тем открыть им доступ к целому ряду профессий” (25.Соч.,т.4,с.581).
Задачи трудового воспитания школа должна решать так, как это необходимо для школы общеобразовательной, трудовой, политехнической. Учебно-производственная база школы, ее связи с предприятиями, традиции общественно полезного труда стали прочной основой дальнейшего совершенствования трудового воспитания учащихся.
В
условиях всеобщего среднего образования
выпускники средней школы за период
обучения должны глубоко овладеть знаниями
основных наук и трудовыми навыками
для работы в народном хозяйстве,
вплотную подойти к овладению
определенной профессией. Решительный
поворот школы к улучшению
подготовки молодежи к труду в
сфере материального
Для организации эффективного трудового обучении и профориентации учащихся используются близлежащие к школе предприятия, коллективные хозяйства. Для трудовой подготовки, всесторонне используются исходя из условий сельской школы межшкольные учебно-производственные бригады, ученические производственные бригады, школьные мастерские, лаборатории и кабинеты.
В условиях сельской школы складывается система трудового обучения воспитания и профориентации учащихся. Характерным для этой системы является взаимодействие ряда факторов и условий, обеспечивающих формирование готовности выпускников средней школы трудиться. Сюда относятся: трудовое воспитание с раннего детства; преемственность трудового обучения с 1 и IХ классы; единство трудового и нравственного воспитания на уроках, процесс трудового обучения, различных видов внеклассной работы и общественно полезной деятельности учащихся на базе сельскохозяйственного производства; производительный труд в летних лагерях труда и отдыха; ученические бригады; творческая работа в кружках; активное участие в общественно полезном труде; пример родителей (семейные трудовые традиции), новаторов, передовиков и специалистов сельского хозяйства; высокая общественная оценка сельскохозяйственных профессий – повышение их престижа; тесное сотрудничество школы, колхоза, семьи и широкой общественности в решении сложных задач трудового воспитания и ориентации юношей и девушек, оканчивающих школу, на труд в сельскохозяйственном производстве; всемерное укрепление учебно-материальной базы трудового политехнического и производственного обучения.
Воспитание в труде как педагогическая проблема требует планомерного и целенаправленного сочетания всех средств формирования трудолюбия и готовности к активному включению в общественное производство с умственным, нравственным, эстетическим и физическим развитием детей. Задача состоит в подведении учащегося к осознанию необходимости труда как для общества, так и для разностороннего развития самого человека. И главный наставник в этом – сам трудовой образ жизни.
Анализируя свое участие в трудовом коллективе, школьники сами отмечают как наиболее значимое для них следующее, “научились жить и работать в коллективе”, “уважать труд других”, “считаться с мнением товарищей”, “подчиняться воле коллектива”, “узнать цену труду”, “научиться хозяйничать, руководить, оценивать свой труд” и т.д.
Возросло и доверие родителей к участию детей в трудовых объединениях.
Вопрос об оплате труда школьников, вызывающий споры, находит правильное решение столько тогда, когда учитывается и направляется педагогами характер внутрисемейных отношений. Но, во-первых, школьники назвали в качестве побудительного мотива участия в производительном труде “возможность заработать”, во-вторых, как показывает педагогическая практика, “портят детей” так называемые карманные деньги, которые получены от родителей, деньги же, цену которым ребята постигли собственным трудом, вызывают бережное отношение уже не только к этим личным, но и родительским средствам.
Ценить деньги человек начинает лишь тогда, когда сам зарабатывает, пусть хотя бы вначале и небольшие суммы. Такой подход будет способствовать экономическому воспитанию, даст возможность получить представление о заработной плате, научить ценить трудовой рубль, соизмерять свои запросы с запросами других членов семьи, т.е. на личном опыте позволит усвоить связь труда и потребления.
Новая система отношений в труде помогает школьникам осознать и учебу как разновидность трудовой деятельности, имеющей не только личный, но и общественный характер, требующей определенных усилий, планомерности и целеустремленности в решении поставленных задач, правильной организации самого процесса познавательной деятельности.
Этого удается добиться в тех коллективах, в которых правильно решается проблема непрерывности педагогического воздействия в учебном году, и в условиях летних практических работ. Решается она не только с позиций использования знаний и умений учащихся, сформированных в учебном процессе ил в процессе их производительного труда, но и с позиций закрепления тех воспитательных результатов, которые дал общественно-полезный коллективный труд.