Воспитательная система А.С. Макаренко

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:03, контрольная работа

Краткое описание

В условиях становления рыночных отношений, роль трудового воспитания молодежи существенно возрастает. Человеческий фактор в производстве играет решающую роль. В этой связи актуализируется проблема подготовки молодежи к труду. На передний план теории и практики воспитания выдвигается трудовое воспитание. Важная часть трудового воспитания и обучения непосредственное овладение трудовыми умениями и навыками.
Трудовому воспитанию молодого поколения уделяли и уделяют внимание многие представители прогрессивной педагогики. Связь трудового воспитания с социальными условиями жизни общества и коллектива особенно характерно для педагогической семьи А.С.Макаренко, которая вся на основе формирования личности в организованном общественно значимом труде. Целенаправленной трудовой деятельности как одному из важнейших факторов для воспитания характера человека он придавал огромное значение.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Труд как основное средство воспитания в педагогической системе А.С.Макаренко. 6
1.1. Социально-педагогические взгляды А.С.Макаренко на труд детей. 6
1.2. Роль трудового обучения и воспитания в формировании личности гражданина– труженика. 8
Глава II. Реализация идей трудового воспитания А.С.Макаренко на современном этапе. 12
2.1.Теория и практика использования идей А.С.Макаренко о трудовом воспитании в общеобразовательной школе. 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21

Файлы: 1 файл

12.docx

— 54.48 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава I. Труд как основное средство воспитания в педагогической системе А.С.Макаренко. 6

1.1. Социально-педагогические  взгляды А.С.Макаренко  на труд детей. 6

1.2. Роль трудового  обучения и воспитания  в формировании  личности гражданина–  труженика. 8

Глава II. Реализация идей трудового  воспитания А.С.Макаренко  на современном этапе. 12

2.1.Теория  и практика использования  идей А.С.Макаренко  о трудовом воспитании  в общеобразовательной  школе. 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21 

 

ВВЕДЕНИЕ

    В условиях становления рыночных отношений, роль трудового воспитания молодежи существенно возрастает. Человеческий фактор в производстве играет решающую роль. В этой связи актуализируется  проблема подготовки молодежи к труду. На передний план теории и практики воспитания выдвигается трудовое воспитание. Важная часть трудового воспитания и обучения непосредственное овладение  трудовыми умениями и навыками.

    Трудовому воспитанию молодого поколения уделяли  и уделяют внимание многие представители  прогрессивной педагогики. Связь  трудового воспитания с социальными  условиями жизни общества и коллектива особенно характерно для педагогической семьи А.С.Макаренко, которая вся  на основе формирования личности в  организованном общественно значимом труде. Целенаправленной трудовой деятельности как одному из важнейших факторов для воспитания характера человека он придавал огромное значение.

    В современных условиях значительно  возросла потребность в знаниях  психологических основ трудового воспитания. Содержание требует от учителя основательной психологической вооруженности, умение учитывать, в своей работе возрастные особенности ребенка, закономерности формирования его личности.

    Труд  является фундаментом воспитания у  каждого народа. На возможности трудового  воспитания подрастающего поколения  обращают внимание в своих трудах якутские педагоги Чиряев К.С., Данилов  Д.А.. Семенова А.Д., Саввинов Т.Т., Неустроев  Н.Д. и другие. Отношения человека с обществом, природой, с другими  людьми осуществляется через труд. Главная забота народного воспитания – трудолюбие, любовь к людям  труда. Трудолюбие считается мерилом  ценности личности.

    Современная школа должна растить, обучать и  воспитывать подрастающее поколение  с максимальным учетом тех общественных условий, в которых они будут  жить, и работать в новом веке. Создаются новые возможности  для дальнейшего роста производительности труда во всех сферах материального  и духовного производства, повышаются интеллектуальный потенциал общества, всестороннее и гармонически воспитывается  современный человек.

    Но, к сожалению, в современных условиях подростки и молодежь, не имея четких нравственных ориентиров, все чаще отдают предпочтение легким заработкам, бездуховному времяпровождению, погоне за удовольствиями, исповедуют культ “успеха”. Ослабление роли семьи, различные формы инициативы к предпринимательству приводят к утрате таких общественных ценностей как интерес к учебе и к труду. В подростковой среде резко растет чувство агрессивности, раздражения, неуверенности в завтрашнем дне. Это весьма тревожные симптомы ухудшения нравственного и психического состояния общества.

    Опыт  человечества показывает, что нравственные нормы не изобретаются, не создаются  намеренно, по указке – они возникают  из повседневной жизни.

    Наибольшую  ценность для села представляет образованный человек, у которого есть отзывчивость, энергия, воля, потребность к творческому труду; ему присущи активность, умение вдумываться, оценивать и понимать ситуацию. Необходимо усилие школы и местных администраций в восстановлении семейных традиций, возрождении самобытной якутской семьи. Ценности детей, их интересы, жизненные планы, отношения с людьми во многом зависят от мира семьи, от ее духовно– нравственной ценностей.

    Во-первых, мы должны воспитывать в ребенке  “почтение к минувшему”, поскольку личность вырастает на “плечах предыдущих поколений”.

    Во-вторых, растить будущего хозяина, сформировать у детей потребность заполнять  свободное время активной деятельностью, трудом, гуманным и уважительным отношением к людям. Переориентация человека от иждивенчества, потребительского отношения к жизни на формирование умений самому строить свою жизнь, обеспечивать благополучие своей семьи, своего села.

    Выдвинутая  первым Президентом Республики Саха (Якутия) М.Е. Николаевым идея “О формировании философии развития села через экономику  семейной жизни” нашла своевременную  и всемерную поддержку. В этом деле активными помощниками, в первую очередь, являлись семья, население, руководители, органы власти.

    Трудовая  семья – это двигатель нашего общества. Стержнем семейного воспитания на селе, являются традиции народной педагогики – педагогика свободы и любви, формирование бережного отношения к труду, родной культуре, языку, природе.

    С этой точки зрения школа является центром образовательно– воспитательной работы на селе. Она готовит кадры  для сельского хозяйства, приобщает  своих школьников к труду.

    Исходя  из этого, предметом особой заботы являются сельские школы. Сельская школа, в первую очередь, должна дать углубленное изучение предметов по профилю, во-вторых, обеспечить профориентационную направленность, в-третьих, школы совместно семьями на основе усовершенствованной многими поколениями  народной педагогики должны воспитать  граждан – патриотов с высоким  человеческим достоинством.

    Наиболее  благоприятное условие для активного  проявления человеком качеств личности предоставляет труд.

    Правильно организованное участие детей в  трудовой деятельности является ведущим  фактором всестороннего развития и  воспитания подрастающего поколения.

    Трудовая  деятельность развивает интерес  к работе, дает возможность почувствовать радость творения, играет важную роль для выбора профессии.

    Трудовая  деятельность дает возможность детям  познать окружающий мир в действительности, дает возможность применять теоретические  знания, полученные на уроках и практических занятиях.

    Труд  оказывает положительное влияние  на формирование положительных качеств  личности, на развитие умственных способностей человека, на развитие и совершенствование  творческой активности, в процессе труда человек крепнет физически, развиваются его трудовые умения и навыки.

    Сельская  школа, ее учителя призваны выполнить  свою главную задачу – подготовить психологически и практически каждого юношу и девушку к труду, воспитывать беззаветную любовь к работе на родной земле. Стремление встать в ряды тружеников сельского хозяйства и продолжать дело старших поколений.

    Воспитание  трудом сельских школьников будет эффективным, если:

  • Обеспечивается единство учебной и внеклассной воспитательной работы с учащимися;
  • Обновляются содержание и формы трудового воспитания школьников на уровне современных требований;
  • Осуществляется тесная связь учебно-воспитательной работы с жизнью села и сельскохозяйственным производством, с общественностью и семьей.

    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. теоретически и практически обосновать те или иные инновационные процессы и положительный опыт в деятельности сельских школ;
  2. показать специфику содержания и форм трудового воспитания школьников в условиях села;
  3. дать историко-педагогическую характеристику творческого применения идей А.С.Макаренко по трудовому воспитанию на современном этапе.

    Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что дается историко-педагогическая характеристика идей А.С.Макаренко  по трудовому воспитанию с точки  зрения современных достижений педагогической теории и практики; на основе передового опыта творчески работающих сельских школ актуализируется его педагогические идеи на новом качественном уровне.

    Методологической  основой исследования являются труды  классиков отечественной педагогики Макаренко А.С., Сухомлинского В.А., Ушинского К.Д., работы современных педагогов и психологов по теме исследования (Иващенко Ф.И., Чернышенко И.Д., Зарецкой И.И., Варнаковой Е.Д., Павловой Н.П. и др.)

 

Глава I. Труд как основное средство воспитания в педагогической системе А.С.Макаренко.

1.1. Социально-педагогические  взгляды А.С.Макаренко  на труд детей.

    Есть  в истории науки имена, которые  как веки отмечают переход научного знания в качественно новое состояние. Великие труженики науки аккумулируют достижения своих предшественников и могучим порывом творческой мысли приближаются к истинному  видению предмета, вскрывая существенные связи явлений в их развитии. Тем  самым одновременно творят они и  новый метод научного знания, сокращая и облегчая путь своим последователям. К числу подлинных первопроходцев науки принадлежит и Антон  Семенович Макаренко. Его научное  творчество неотделимо от революционного процесса созидания социалистической педагогики, а его педагогический опыт мы по праву называем плотью от плоти опыта лучших борцов на новую, единую трудовую политехническую школу.

    Сейчас, когда понятие “трудовой коллектив” освящено законом и прочно вошло в обиход, многое нам кажется здесь простым и очевидным. Но не будем забывать: для А.С.Макаренко все открывалось, – а лучше сказать открыто им – в 20-30-е гг.

    Труд  называют могучим воспитателем. Но его воспитательная сила еще не раскрывается тогда, когда руки подростка чем-то заняты. Труд, оторванный от идейного, интеллектуального, морального, эстетического, эмоционального, физического воспитания, от творчества, от интересов и потребностей, от многогранных отношений между воспитанниками, становится повинностью, которую им хочется побыстрее “отбыть”, чтобы осталось больше времени на более интересные дела. Труд становится основой гармонического развития личности также и потому, что в трудовой деятельности человек утверждает себя как гражданин. Он чувствует, что способен добывать не только хлеб насущный, но и материализовать свой ум, свое творчество. Гражданское должно быть не в звонкой фразе, а в душе – это одно из важнейших правил трудового воспитания. Чувство гражданской значимости труда – это наряду с радостью познания, освоения мира очень сильный эмоциональный стимул, одухотворяющий нелегкий труд, а труд только тогда воспитывает, когда он нелегок. Один из тончайших секретов воспитания – суметь увидеть, найти, открыть гражданское, идейное начало труда.

    Единство  труда и воспитания достигается  тем, что человек, познавая мир трудом, создает красоту, утверждая этим в себе чувство красоты труда, творчества, познания. Создание красоты труда – это целая область воспитания, которая тоже относится, к сожалению, к педагогической целине.

    Издавна в народе говорили: “Ради хорошего праздника надо много работать”. Значит, итог, результат труда –  выполненные вещь, предмет и т.п. – приносил и приносит людям радость. С учетом этих особенностей становления  и формирования личности в новых социальных условиях и была создана А.С.Макаренко теория трудового и идейно– эстетического воспитания. Выдающийся советский педагог увидел в стремлении к завтрашней радости могучий стимул развития социальной активности и построил на этом эффективную воспитательную систему.

    Значительное  место в жизни и деятельности воспитательного коллектива у А.С.Макаренко  занимал производительный труд детей.

    “Труд, – писал А.С.Макаренко, – без  идущего рядом образования, без  идущего рядом политического  и общественного воспитания не приносит воспитательной пользы, оказывается  нейтральным процессом. Вы моете  заставить человека трудиться сколько  угодно, но если одновременно с этим вы не будете воспитывать политически  нравственно, если он не будет участвовать  в общественной и политической жизни, то этот труд будет просто нейтральным процессом, е дающим положительного результата.

Информация о работе Воспитательная система А.С. Макаренко