Воспитательная система А.С. Макаренко

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:03, контрольная работа

Краткое описание

В условиях становления рыночных отношений, роль трудового воспитания молодежи существенно возрастает. Человеческий фактор в производстве играет решающую роль. В этой связи актуализируется проблема подготовки молодежи к труду. На передний план теории и практики воспитания выдвигается трудовое воспитание. Важная часть трудового воспитания и обучения непосредственное овладение трудовыми умениями и навыками.
Трудовому воспитанию молодого поколения уделяли и уделяют внимание многие представители прогрессивной педагогики. Связь трудового воспитания с социальными условиями жизни общества и коллектива особенно характерно для педагогической семьи А.С.Макаренко, которая вся на основе формирования личности в организованном общественно значимом труде. Целенаправленной трудовой деятельности как одному из важнейших факторов для воспитания характера человека он придавал огромное значение.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Труд как основное средство воспитания в педагогической системе А.С.Макаренко. 6
1.1. Социально-педагогические взгляды А.С.Макаренко на труд детей. 6
1.2. Роль трудового обучения и воспитания в формировании личности гражданина– труженика. 8
Глава II. Реализация идей трудового воспитания А.С.Макаренко на современном этапе. 12
2.1.Теория и практика использования идей А.С.Макаренко о трудовом воспитании в общеобразовательной школе. 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21

Файлы: 1 файл

12.docx

— 54.48 Кб (Скачать)

    Бережное  отношение достигнутого воспитанием  в труде имеет большое социальное значение. По справедливому замечанию В.А.Яковлева в труде формируется не только отношение к самому процессу труда, “… благодаря труду совершенствуются и другие системы отношений учащихся к обществу – его интересы стали ближе и понятнее им; к людям – повысилось уважение к рабочим и колхозникам; к самим себе – возросла уверенность в своих силах и возможностях; к производительному труду пришло глубокое осознание его общественного значения; к народному достоянию – появилась забота”.

    Замечательный педагог В.А.Сухомлинский подчеркнул, что воспитание в труде – это, прежде всего воспитание любви к  людям, к природе, ко всему живому и прекрасному, развитие склонностей, укрепление коллективизма; подготовка к выбору профессии, воспитание характера, нравственности, убеждении – все  педагогические цели, сколько их есть, сливаются в один узел, который  называют труд.

    Макаренко пришел к важному выводу, что труд в применении к воспитанию может  быть организован разнообразно и  в каждом отдельном случае может  дать различный результат.

    Как видим, Антон Семенович подчеркивал, необходимость единства трудового  и нравственного воспитания, как  важного условия, обеспечивающего  воспитательный эффект трудовой деятельности.

  1. Это значит, что важной сферой в процессе труда должны быть жизненные цели, убеждения, идеалы личности;
  2. Деятельностно-творческий аспект, связанный с формированием нравственных привычек, умений, творческих способов деятельности: привычки доводить начатое дело до конца, делать его хорошо, добросовестно, проявлять инициативу, творческий подход к решению любой трудовой задачи.
  3. Ценностный аспект, связанный с формированием ценностного отношения к труду как к способу всестороннего развития своих творческих способностей, способу самоутверждения как личности, имеющей любимое дело, призвание, нужной, полезной обществу и всему этого уважаемой людьми, коллективам;
  4. Поведенческий аспект, предполагающий воспитание желания и умения трудиться в коллективе, совместно с другими людьми, строить свои отношения с учетом интересов трудового коллектива, правильно регулировать свое поведение в процессе коллективной деятельности, добиваясь успеха, проявляя способность к самоконтролю, самоорганизации, самодисциплине в труде.

    Таким образом, распространение идей А.С.Макаренко  и внедрение их в практику воспитания молодежи в нашей стране наглядно свидетельствуют о дальнейшем развитии педагогической теории и практики, о ее растущей связи с жизнью нашего общества. Его теория действует в современной школе безотказно. Следует только учитывать важную мысль: брать у Макаренко надо не конкретный, готовый опыт, а идею опыта, идею его метода.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Рыночные  отношения в нашей стране, переход  общества в новое качественное состояние, темпы развития научно-технического прогресса предъявляют высокие  требования к трудовой и профессиональной подготовке.

    Значительное  место в жизни и деятельности воспитательного коллектива у А.С.Макаренко  занимал производительный труд детей. Его практика по организации детского производительного труда показала, что дети школьного возраста поразительно быстро и без всякого перенапряжения овладевают сложнейшими производственными навыками и навыками организации производства. И тот труд должен исходить из представления о ценностях.

    Каковы  ценности трудового воспитания А.С.Макаренко?

    Во-первых, труд – это подготовка и воспитание будущего жизненного уровня, благосостояния человека.

    Во-вторых, трудиться можно из нужды, из жизненной  необходимости.

    В-третьих, в труде воспитывается отношение  к другим людям, – это уже будет  нравственная подготовка. Это правильное отношение состоит в том, что  он не хочет рядом с собой переносить жизнь дармоеда.

    В-четвертых, физическое развитие в труде, тоже имеет  большое значение. Но главная польза труда сказывается в психическом, духовном развитии человека.

    В-пятых, объединение детей разного возраста дает большой эффект. Оно создает тесное взаимодействие возрастов, естественное условие “постоянного накопления опыта и передачи опыта старших поколений, младшие получают и усваивают привычки поведения, рабочую ухватку, приучаются уважать старших и их авторитет. У старших забота о младших и ответственность за них воспитывает качество будущего семьянина.

    “Преемственность  поколений” имеет большое значение в развитии и облегчает воспитательную работу в школе.

    В-шестых, защищая коллектив во всех точках его соприкосновения с эгоизмом личности, коллектив тем самым  защищает и каждую личность. Здесь  личность выступает в новой позиции  воспитания – она не объект воспитательного  влияния, а его носитель – субъект, но субъектом она становится, только выражая интересы всего коллектива.

    Трудовое  воспитание – важнейшее педагогическое производство, нуждающееся в надежных технологиях.

    Исследования  свидетельствуют, что в современных  условиях большинству молодежи не хватает  инструментальных знаний, практических навыков, позволяющих быть конкурентоспособными на рынке труда. На решение этой проблемы и нацелена, прежде всего, реформа образования.

    Для педагогического дела две самые  полезные характеристики личности –  отношения и личностные ценности. Личностные ценности как то, что  человек признает для себя важным, значимым в жизни (цели жизни, средства, способы достижения этих целей) –  мостик от общественной культуры, общественного  бытия к миру личности, к его  индивидуальному бытию.

    Отношения, интересы. Взгляды, идеалы, мечты –  проявления ценностного мира личности.

    Основная  педагогическая идея, миссия школы, философия  школы: “Самое ценное – человек”. Главная  цель – его рост, развитие и воспитание.

    В систему ценностей могут входить:

    – единое представление о духовных и нравственных ценностях;

    – единое понимание цели деятельности коллектива;

    – единый подход к личности ученика  как субъекта.

    В микросреде создаются благоприятные  условия для самореализации, самоактуализации, саморазвития личности. Для их реализации необходимо объединение внеклассной и внешкольной работы. При таких условиях ученик находится в коллективе среди людей. Быт его относительно благоустроен.

    Сегодня общественное воспитание поставлено в  такие условия, что стало бесспорным обстоятельством.

    И семейное воспитание как источник народного  воспитания поднимает личность с микросреды семьи, т.е. иначе говоря, с понятия аласного патриотизма, до уровня общечеловеческих ценностей.

    Воспитательные  традиции каждого народа имеют свои особенности. Можно утверждать, что  и в трудовом воспитании присутствует ядро народной мудрости. Исследователи  народной педагогики различных народов (Г.Н.Волков, В.Ф.Афанасьев, А.Э.Измайлов, Г.С.Виноградов, А.К. Миноваров, Т.У.Сарсенбаева, Т.Ормонов, И.Орщибеков, Ш.А.Мирзаев, А  Рабиев и др.) отмечают прогрессивные  национальные традиции семейного воспитания:

  1. Приобщение детей с раннего возраста к труду. Детский труд был одним из необходимых средств укрепления экономики семьи.
  2. Народный кодекс на первый план выдвигает служение своей стране.
  3. Уважение к старшим.
  4. Важным элементом культуры поведения народ считал вежливость и отзывчивость.
  5. Большое внимание уделяется эстетике быта и воспитанию у детей любви к прекрасному.
  6. Семейное наставничество потомственных специалистов по той или иной сфере профессиональной деятельности.

    В современных условиях развиваются  и совершенствуются принципы, традиции, обычаи народной педагогики. Поэтому семья является транслятором духовной культуры рода, творцом и созидателем духа и очага, где в воспитании детей большое внимание уделяется к роли отца как главы семьи. Отцы только отцы должны помочь школе стать большой семьей, где каждого понимает без показной жалости, сарказма, занудства, диктата и унижения.

    Школа должна стать крепостью для души. Известно, что сельская школа является важнейшим самообразующим фактором. Всегда было социо – культурным центром. На эффективность работы сельской школы существенное влияние оказывает состояние материально-технической базы, а также существуют механизмы обеспечения сельских школ оборудованием, мебелью, информационными технологиями и другими. Как показывает жизнь традиции сохраняются до тех пор, пока ребенок будет усваивать и развивать родной язык, а потом и те трудовые умения и навыки своего народа, при помощи которых будет осваивать окружающий мир.

    Региональная  образовательная область по трудовой подготовке работает на освоение молодежью  лучших трудовых и культурных традиций своего народа.

    Технологическое пространство охватывает всю учебно-материальную базу общего среднего образования: территорию, подсобное хозяйство, мастерские, кабинеты, предметы школьного обучения, кружки, факультативы, дополнительное образование  и людей.

    Первоочередными условиями должны быть названы:

  • Кабинеты, классы, лаборатории;
  • Учебная мастерская, учебно-производственная мастерская, различные студии;
  • Учебно-опытный участок (пришкольный участок), обрабатываемая земля, сельскохозяйственные угодья, теплицы и другие;
  • Подсобные хозяйства;
  • Учебно-производственная и транспортная техника;
  • Кадры трудовой подготовки школьников и лица, причастные к этому делу.

    “Опыт работы школ с углубленным изучением  предметов профильной и профессиональной подготовки показал, что они оказались наиболее приспособленными к новым экономическим отношениям, положительно решают проблемы подготовки и закрепления кадров на селе. Это обеспечит подготовку выпускников к жизни и работе на родной земле, усилит приток свежих сил в село” (42.с.91).

    Люди, любящие и умеющие трудиться, с тем же уважением и бережностью  относятся к чужому труду, к личности других людей. Они и семью строят основательно, прочно, и детей растят трудолюбивых, и в часы досуга выбирают занятия, достойное своего высококультурного труда.

    Именно  в раннем детстве у человека закладывается  психологическая настроенность на труд и трудовые ценности семьи и коллектива.

    Хорошо  организованное воспитание должно подготовить  человека к трем главным ролям в жизни – гражданина, работника, семьянина.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 

    
  1. Аверичев  Ю.П. Организация трудового обучения и воспитания школьников. –М:Педагогика, 1976.– 68 с.
  2. Аксенов Д.Е. О трудовом воспитании. – М.: Просвещение, 1982. – 336 с
  3. Бескина Р.М., Виноградова М.Д. Идеи А.С.Макаренко сегодня. – М.:Знание,1988. – 79с.
  4. Бондаревская Е.В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы. – Ростов-н/Дону, 1986. – 110 с.
  5. Бястинов Г.П. Создаем национальную школу нового типа. // Народное образование Якутии – 1983 – “2– с76 – 77
  6. Введенский Б.А.Большая советская энциклопедия. –М.:Гос.науч.издание “БСЭ”., 1954. – Т.26. – 89-91 с.– 652 с
  7. Варнакова Е.Д. Творческое использование педагогического наследия А.С.Макаренко в воспитании будущих молодых рабочих. – М.:Высшая школа.,1991. – 445с.
  8. Варнакова Е.Д., Зарецкая И.И. Летние практические работы как средство трудового воспитания школьников.//НИИ общей педагогики. АПН СССР.Сб.науч.т. – М.,1978-82 с.

Информация о работе Воспитательная система А.С. Макаренко