Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:03, контрольная работа
В условиях становления рыночных отношений, роль трудового воспитания молодежи существенно возрастает. Человеческий фактор в производстве играет решающую роль. В этой связи актуализируется проблема подготовки молодежи к труду. На передний план теории и практики воспитания выдвигается трудовое воспитание. Важная часть трудового воспитания и обучения непосредственное овладение трудовыми умениями и навыками.
Трудовому воспитанию молодого поколения уделяли и уделяют внимание многие представители прогрессивной педагогики. Связь трудового воспитания с социальными условиями жизни общества и коллектива особенно характерно для педагогической семьи А.С.Макаренко, которая вся на основе формирования личности в организованном общественно значимом труде. Целенаправленной трудовой деятельности как одному из важнейших факторов для воспитания характера человека он придавал огромное значение.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Труд как основное средство воспитания в педагогической системе А.С.Макаренко. 6
1.1. Социально-педагогические взгляды А.С.Макаренко на труд детей. 6
1.2. Роль трудового обучения и воспитания в формировании личности гражданина– труженика. 8
Глава II. Реализация идей трудового воспитания А.С.Макаренко на современном этапе. 12
2.1.Теория и практика использования идей А.С.Макаренко о трудовом воспитании в общеобразовательной школе. 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21
Бережное
отношение достигнутого воспитанием
в труде имеет большое
Замечательный педагог В.А.Сухомлинский подчеркнул, что воспитание в труде – это, прежде всего воспитание любви к людям, к природе, ко всему живому и прекрасному, развитие склонностей, укрепление коллективизма; подготовка к выбору профессии, воспитание характера, нравственности, убеждении – все педагогические цели, сколько их есть, сливаются в один узел, который называют труд.
Макаренко пришел к важному выводу, что труд в применении к воспитанию может быть организован разнообразно и в каждом отдельном случае может дать различный результат.
Как видим, Антон Семенович подчеркивал, необходимость единства трудового и нравственного воспитания, как важного условия, обеспечивающего воспитательный эффект трудовой деятельности.
Таким образом, распространение идей А.С.Макаренко и внедрение их в практику воспитания молодежи в нашей стране наглядно свидетельствуют о дальнейшем развитии педагогической теории и практики, о ее растущей связи с жизнью нашего общества. Его теория действует в современной школе безотказно. Следует только учитывать важную мысль: брать у Макаренко надо не конкретный, готовый опыт, а идею опыта, идею его метода.
Рыночные отношения в нашей стране, переход общества в новое качественное состояние, темпы развития научно-технического прогресса предъявляют высокие требования к трудовой и профессиональной подготовке.
Значительное место в жизни и деятельности воспитательного коллектива у А.С.Макаренко занимал производительный труд детей. Его практика по организации детского производительного труда показала, что дети школьного возраста поразительно быстро и без всякого перенапряжения овладевают сложнейшими производственными навыками и навыками организации производства. И тот труд должен исходить из представления о ценностях.
Каковы ценности трудового воспитания А.С.Макаренко?
Во-первых, труд – это подготовка и воспитание будущего жизненного уровня, благосостояния человека.
Во-вторых, трудиться можно из нужды, из жизненной необходимости.
В-третьих,
в труде воспитывается
В-четвертых,
физическое развитие в труде, тоже имеет
большое значение. Но главная польза
труда сказывается в
В-пятых,
объединение детей разного
“Преемственность поколений” имеет большое значение в развитии и облегчает воспитательную работу в школе.
В-шестых, защищая коллектив во всех точках его соприкосновения с эгоизмом личности, коллектив тем самым защищает и каждую личность. Здесь личность выступает в новой позиции воспитания – она не объект воспитательного влияния, а его носитель – субъект, но субъектом она становится, только выражая интересы всего коллектива.
Трудовое воспитание – важнейшее педагогическое производство, нуждающееся в надежных технологиях.
Исследования свидетельствуют, что в современных условиях большинству молодежи не хватает инструментальных знаний, практических навыков, позволяющих быть конкурентоспособными на рынке труда. На решение этой проблемы и нацелена, прежде всего, реформа образования.
Для педагогического дела две самые полезные характеристики личности – отношения и личностные ценности. Личностные ценности как то, что человек признает для себя важным, значимым в жизни (цели жизни, средства, способы достижения этих целей) – мостик от общественной культуры, общественного бытия к миру личности, к его индивидуальному бытию.
Отношения, интересы. Взгляды, идеалы, мечты – проявления ценностного мира личности.
Основная педагогическая идея, миссия школы, философия школы: “Самое ценное – человек”. Главная цель – его рост, развитие и воспитание.
В
систему ценностей могут
– единое представление о духовных и нравственных ценностях;
– единое понимание цели деятельности коллектива;
– единый подход к личности ученика как субъекта.
В микросреде создаются благоприятные условия для самореализации, самоактуализации, саморазвития личности. Для их реализации необходимо объединение внеклассной и внешкольной работы. При таких условиях ученик находится в коллективе среди людей. Быт его относительно благоустроен.
Сегодня общественное воспитание поставлено в такие условия, что стало бесспорным обстоятельством.
И семейное воспитание как источник народного воспитания поднимает личность с микросреды семьи, т.е. иначе говоря, с понятия аласного патриотизма, до уровня общечеловеческих ценностей.
Воспитательные традиции каждого народа имеют свои особенности. Можно утверждать, что и в трудовом воспитании присутствует ядро народной мудрости. Исследователи народной педагогики различных народов (Г.Н.Волков, В.Ф.Афанасьев, А.Э.Измайлов, Г.С.Виноградов, А.К. Миноваров, Т.У.Сарсенбаева, Т.Ормонов, И.Орщибеков, Ш.А.Мирзаев, А Рабиев и др.) отмечают прогрессивные национальные традиции семейного воспитания:
В современных условиях развиваются и совершенствуются принципы, традиции, обычаи народной педагогики. Поэтому семья является транслятором духовной культуры рода, творцом и созидателем духа и очага, где в воспитании детей большое внимание уделяется к роли отца как главы семьи. Отцы только отцы должны помочь школе стать большой семьей, где каждого понимает без показной жалости, сарказма, занудства, диктата и унижения.
Школа должна стать крепостью для души. Известно, что сельская школа является важнейшим самообразующим фактором. Всегда было социо – культурным центром. На эффективность работы сельской школы существенное влияние оказывает состояние материально-технической базы, а также существуют механизмы обеспечения сельских школ оборудованием, мебелью, информационными технологиями и другими. Как показывает жизнь традиции сохраняются до тех пор, пока ребенок будет усваивать и развивать родной язык, а потом и те трудовые умения и навыки своего народа, при помощи которых будет осваивать окружающий мир.
Региональная образовательная область по трудовой подготовке работает на освоение молодежью лучших трудовых и культурных традиций своего народа.
Технологическое пространство охватывает всю учебно-материальную базу общего среднего образования: территорию, подсобное хозяйство, мастерские, кабинеты, предметы школьного обучения, кружки, факультативы, дополнительное образование и людей.
Первоочередными условиями должны быть названы:
“Опыт работы школ с углубленным изучением предметов профильной и профессиональной подготовки показал, что они оказались наиболее приспособленными к новым экономическим отношениям, положительно решают проблемы подготовки и закрепления кадров на селе. Это обеспечит подготовку выпускников к жизни и работе на родной земле, усилит приток свежих сил в село” (42.с.91).
Люди, любящие и умеющие трудиться, с тем же уважением и бережностью относятся к чужому труду, к личности других людей. Они и семью строят основательно, прочно, и детей растят трудолюбивых, и в часы досуга выбирают занятия, достойное своего высококультурного труда.
Именно в раннем детстве у человека закладывается психологическая настроенность на труд и трудовые ценности семьи и коллектива.
Хорошо организованное воспитание должно подготовить человека к трем главным ролям в жизни – гражданина, работника, семьянина.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: