Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 10:10, контрольная работа
Звуковая сторона речи представляет единое целое, но весьма сложное явление, которое необходимо исследовать с разных сторон. В современной литературе рассматриваются несколько аспектов звуковой стороны речи: физический, физиологический, лингвистический.
Изучение различных аспектов звуковой стороны речи способствует пониманию закономерностей постепенного формирования ее у детей и облегчает руководство развитием этой стороны речи.
Введение……….………………………...…………………………………………...…3
1. Теоретическая часть…………………………………………………………………5
1.1. Значение воспитания звуковой культуры речи для развития ребёнка ….…....5
1.2. Особенности овладения детьми старшего дошкольного возраста звуковой культурой речи…………………………………………………………………...…...7
1.3. Анализ точек зрения разных исследователей о роли слухового и двигательного анализаторов в формировании звуковой культуры речи детей…12
1.4. Соответствие задач по формированию у детей старшего дошкольного возраста звуковой культуры речи этапам становления слово-, звукопроизношения и общеречевых навыков………….……………………….....15
1.5. Соотношение фронтальных и индивидуальных форм работы по выполнению задач звуковой культуры речи.…………...……………………..…..25
Выводы…….…..……………...…………………………………………………....…32
2. Практическая часть……………………………………………………………...…34
2.1. Анализ результатов диагностики уровня сформированности звуковой культуры речи во второй младшей группе МДОУ «Детский сад №79» и характеристика состояния звуковой культуры речи одного из обследованных детей……….…..……………...…………………………………………………...…34
2.2. Задачи обучения детей (по результатам обследования) и план работы на два месяца с детьми данной группы…………………………………….………37
2.3. Результаты повторного (контрольного) обследования ...………….………....41
3. Заключение………………………………………………………………………....43
Список использованной литературы………….……………………………………..46
Приложения.………….……………...…………………………………………...…...48
Ход игры. Воспитатель предлагает детям поиграть с пчелкой:
Пчелка
на полянке собирает нектар, перелетая,
с одного цветка на другой, и поет необычную
песенку (дз-дз-дз). Мы с вами вместе с пчелкой
споем эту песенку. Воздух будем набирать
через нос, выдыхать через рот. Когда воздуха
будет не хватать, его нужно будет набрать
через нос и продолжить игру. Сначала песенка
поется тихо – пчелка летит по нижним
цветкам. Затем песенка становится громче
– пчелка поднялась выше. И у пчелки, и
у нас получится замечательная песенка.
Способ
изготовления пособия. На листе бумаги
- полянка, на ней цветы - согласно интонационному
рисунку, на левой стороне листа изображено
насекомое.
Игра
«Слушай хлопки»
Цель. Развитие слухового внимания, способности к эмоционально-волевому управлению поведением.
Оборудование: магнитофон; диск с записью спокойной музыки.
Описание игры. Воспитатель просит детей изобразить с помощью выразительных движений дождик, ручеек, сосульку.
Дети поочередно выполняют задание. Самые выразительные движения предлагается повторить и запомнить всем участникам игры.
Затем Воспитатель договаривается с ребятами, что на один хлопок они будут изображать сосульку, на два - ручеек, на три — дождь.
Включается музыка, дети свободно двигаются по комнате или танцуют. Когда музыка остановится и прозвучит определенное количество хлопков, они должны быстро показать со ответствующее движение. Игра продолжается.
Упражнения, активизирующие внимание
Речь
идет о быстрых и точных реакциях
на зрительные и слуховые раздражители,
о разнообразных видах памяти - зрительной
и слуховой, моторной. Несмотря на серьезность
задач, дети воспринимают такие упражнения
как настоящую игру. Например, ребята,
стоя друг против друга, исполняют разные
движения.
Игры для развития слухового внимания
«Отгадай, что звучит». Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звонит в колокольчик и предлагает ребенку отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы малыш мог их угадать, сидя спиной к взрослому (если нет ширмы).
«Угадай, что делать». Ребенку дают в руки два флажка. Если взрослый громко звенит бубном, ребенок поднимает флажки вверх и машет ими, если тихо — держит руки на коленях. Чередовать громкое и тихое звучание бубна рекомендуется не более 4 раз.
«Где позвонили?» Ребенок закрывает глаза, а взрослый тихо встает слева, справа, позади малыша и звонит в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук, и, не открывая глаза, рукой показать направление. После правильного ответа он открывает глаза, а взрослый поднимает и показывает колокольчик. Если ребенок ошибся, то отгадывает еще раз. Игру повторяют 4 — 5 раз.
«Угадай,
кто сказал».
Ребенка предварительно знакомят со сказкой
«Три медведя». Затем взрослый произносит
фразы из текста, меняя высоту голоса,
подражая или Мишутке, или Настасье Петровне,
или Михаиле Ивановичу. Ребенок поднимает
соответствующую картинку. Рекомендуется
нарушать последовательность высказывания
персонажей, имеющуюся в сказке.
Игры для развития фонематического слуха
«Так ли это звучит?» Взрослый предлагает ребенку разложить картинки в два ряда: в каждом ряду должны находиться изображения, названия которых звучат сходно. Если ребенок не справляется с заданием, взрослый помогает ему, предлагая ясно и отчетливо (насколько это возможно) произнести каждое слово. Когда же картинки будут разложены, взрослый и ребенок вместе называют слова. Отмечают многообразие слов, их разное и сходное звучание.
Примеры: лук — луг, роса — роза, плод — плот, дрова — трава.
«Кто внимательный». Взрослый называет ряд гласных звуков. Ребенок должен поднять соответствующий символ. На начальном этапе игра может проводиться с одним символом, затем с двумя и более, по мере усвоения ребенком навыков звукового анализа и синтеза. Символами служат картинки с изображением положения губ при произнесении гласного звука.
«Звуковые песенки». Взрослый предлагает ребенку составить звуковые песенки типа: АУ — дети кричат в лесу. Или ИА — как кричит ослик. Или УА - так плачет ребенок. Как мы удивляемся? ОО! и т. п. Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая его, затем - второй. Потом с помощью взрослого выкладывает звукокомплекс из символов, сохраняя последовательность, как в песенке. После этого «прочитывает» по символам составленную им схему.
«Кто первый?» Взрослый показывает картинку, обозначающую слово, которое начинается с ударного гласного [а], [о], [у] или [и]. Ребенок четко называет то, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук, например: «У-у-удочка». Затем выбирает из звуковых символов тот, который соответствует начальному гласному в данном слове.
Что делать по дороге в гости? Вы едете в гости к бабушке на праздник. Дорога отнимает, как правило, много времени. Дети часто скучают. Предлагаем вам поиграть с ребенком, если, конечно, этому не будут мешать внешние обстоятельства. Итак, вы вышли из дома и идете к остановке автобуса, метро.
"Пальчиковые
игры" - это инсценировка каких-либо
рифмованных историй, сказок при помощи
пальцев. В ходе "пальчиковых игр"
ребенок, повторяя движения взрослых,
достигает хорошего развития мелкой моторики
рук, которая не только оказывает благоприятное
влияние на развитие речи, но и подготавливает
ребенка к рисованию, письму.
Этот пальчик
хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик чуть вздремнул,
Этот пальчик уж уснул,
Этот пальчик крепко спит,
Никто больше не шумит.
- Взять ладонь ребенка в руку и загибать
пальцы по очереди, начиная с мизинца.
Ивану Большаку
– дрова рубить.
Ваське-Указке – воду носить.
Мишке Среднему – печку топить.
Гришке Сиротке – кашку варить.
Крошке Тимошке – песенки петь,
Песенки петь и плясать.
- Правой рукой делать массаж каждому
пальцу левой руки, потом наоборот.
Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.
- Большой палец правой и левой руки вместе
с остальными образуют колечко. Колечки
поднести к глазам.
Флажок.
Я в руке флажок держу
И ребятам им машу.
- Указательный, средний, безымянный
пальцы и мизинец прижаты друг к другу,
большой палец опущен вниз. Тыльная сторона
ладони от себя. Помахать «флажком».
Этот пальчик
– маленький,
Мизинчик удаленький.
Безымянный – кольцо носит,
Ни за что его не бросит.
Ну а этот – средний, длинный.
Он как раз посередине.
Этот указательный,
Пальчик замечательный.
Большой палец, хоть не длинный,
Среди пальцев самый сильный.
Пальчики не ссорятся
Вместе дело спорится.
- На каждые две строчки палец, о котором
говорится, сначала потянуть на себя, затем
погладить. В конце сжать пальчики в кулачок,
разжать и повертеть кистями.
Четыре братца
высоки да тонки,
Держатся вместе, а пятый в сторонке.
Но чуть за работу приходится браться,
Четверо кличут пятого братца.
- Ладонь расположена
вертикально, указательный, средний, безымянный
и мизинец прижаты друг к другу, большой
палец смотрит в сторону. На последней
строчке четыре сложенных вместе пальцев
начинают сгибаться (звать к себе).
Зайка книгу
нашел,
И открыл, и прочел,
А закрыл, все забыл.
И снова открыл,
И все повторил,
А закрыл, опять забыл.
- Ладони прижаты друг к другу, пальцы
расположены горизонтально. На слове «открыл»
- ладони открыть, мизинцы прижаты друг
к другу. На слове «закрыл» - ладони прижимаются
друг к другу.
- Мама, мама!
- Что, что, что?
- Гости едут.
- Ну и что.
- Здравствуй, здравствуй.
Чмок, чмок, чмок.
- Ладони сложить вместе, пальцы слегка
расставлены, смотрят вверх. На первой
строчке мизинчики отрываются друг от
друга и снова соединяются два раза. На
второй строчке большие пальцы отрываются
и соединяются три раза. На третьей строчке
то же делают безымянные пальцы, на четвертой
– указательные. На пятой средние пальцы
сначала «обнимаются» а потом «целуются».
У печи, печи, печи
Испечем мы пироги.
- Ладошками имитировать движения лепки
пирожков.
Листья падают
в саду,
Я их граблями смету.
- Ладони на себя, пальцы переплести между собой, выпрямить и направить на себя.
Дом стоит с
трубой и крышей.
На балкон гулять я вышел.
- На первой строчке ладони прямые, касаются
друг друга пальцами, изображая крышу
дома. Указательный палец отогнуть вверх
(труба). На второй строчке согнуть мизинцы,
изображая балкон.
У собаки острый носик,
Есть и шейка, есть и хвостик.
- Правая ладонь на ребро, большой палец
вверх, указательный, средний и безымянный
– вместе. Мизинец попеременно опускается
и поднимается. Повторить левой ладонью.
Ёлка быстро
получается,
Если пальчики сцепляются.
Локотки ты подними,
Пальчики ты разведи.
- Ладони от себя под углом друг к другу,
пальчики переплести и выставить вперёд.
Локти слегка развести.
Вот помощники
мои,
Их как хочешь поверни.
По дороге белой, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки.
Чок-чок-чок, чок-чок-чок,
Скачет резвый табунок.
-Руки на столе, ладонями вниз. Поочередное
продвижение вперед то левой, то правой
рукой с одновременным сгибанием и разгибанием
пальцев.
Массаж-игра
“На блины” (с
использованием
массажного шарика)
Стала
Маша гостей собирать
(хлопайте в ладоши)
И Иван приди (кончиком полусогнутого
указательного пальца правой руки проведите
по всем пальцам левой руки по очереди;
начните с большого пальца),
И Степан приди,
Да и Андрей приди,
Да и Матвей приди,
А Митрошечка
Ну, пожалуйста! (указательным пальцем
правой руки четыре раза покачайте мизинец
левой руки)
Стала Маша
Гостей угощать (хлопайте в ладоши)
И Ивану блин (левую кисть поверните
ладонью вверх большим пальцем правой
руки нажимайте на подушечки каждого пальца
по очереди)
И Степану блин,
Да и Андрею блин,
Да и Матвею блин,
А Митрошечке
Мятный пряничек!
(большой палец правой руки нажимает на
мизинец левой руки четыре раза)
Стала Маша
Гостей провожать
(хлопайте в ладоши)
Прощай, Иван! (по очереди загибайте
пальцы на левой руке)
Прощай, Степан!
Прощай, Андрей!
Прощай, Матвей!
Игра
“Дом на горе”
На горе мы видим
дом (сложите домик из ладоней: все пальцы
соприкасаются кончиками – “крыша дома”)
Много зелени кругом
(сделайте волнообразные движения руками)
Вот деревья, вот кусты
(изобразите деревья и кусты)
Вот душистые цветы
(сделайте из ладоней “бутон”)
Окружает все забор
(изобразите забор. можно
нарисовать пальцем
в воздухе зигзагообразную
линию)
За забором – чистый
двор (погладьте ладонями стол или
воздух)
Мы ворота открываем
(изобразите открывающиеся ворота)
К дому быстро подбегаем
(пальцы “побежали” по столу)
В дверь стучимся:
(кулаками по столу)
тук-тук-тук.
Кто-то к нам идет на
стук? (приложите ладонь к уху, как будто
прислушиваетесь)
В гости к другу мы
пришли
И гостинцы принесли
(вытяните руки вперед, как будто что-то
несете)
Игра
“Наши пальцы”
Дружно пальцы встали
в ряд (покажите ладони)
Десять крепеньких
ребят (сожмите пальцы в кулак)
Эти два – всему указка
(покажите указательные пальцы)
Все покажут без подсказки.
Пальцы – два середнячка
(продемонстрируйте средние пальцы)
Два здоровых бодрячка.
Ну, а эти безымянны
(покажите безымянные пальцы)
Молчуны, всегда упрямы.
Два мизинца-коротышки
(вытяните мизинцы)
Непоседы и плутишки.
Пальцы главные средь
них (покажите большие пальцы)
Два больших и удалых
(остальные пальцы сожмите в кулак)
Информация о работе Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста