Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 10:10, контрольная работа

Краткое описание

Звуковая сторона речи представляет единое целое, но весьма сложное явление, которое необходимо исследовать с разных сторон. В современной литературе рассматриваются несколько аспектов звуковой стороны речи: физический, физиологический, лингвистический.
Изучение различных аспектов звуковой стороны речи способствует пониманию закономерностей постепенного формирования ее у детей и облегчает руководство развитием этой стороны речи.

Оглавление

Введение……….………………………...…………………………………………...…3
1. Теоретическая часть…………………………………………………………………5
1.1. Значение воспитания звуковой культуры речи для развития ребёнка ….…....5
1.2. Особенности овладения детьми старшего дошкольного возраста звуковой культурой речи…………………………………………………………………...…...7
1.3. Анализ точек зрения разных исследователей о роли слухового и двигательного анализаторов в формировании звуковой культуры речи детей…12
1.4. Соответствие задач по формированию у детей старшего дошкольного возраста звуковой культуры речи этапам становления слово-, звукопроизношения и общеречевых навыков………….……………………….....15
1.5. Соотношение фронтальных и индивидуальных форм работы по выполнению задач звуковой культуры речи.…………...……………………..…..25
Выводы…….…..……………...…………………………………………………....…32
2. Практическая часть……………………………………………………………...…34
2.1. Анализ результатов диагностики уровня сформированности звуковой культуры речи во второй младшей группе МДОУ «Детский сад №79» и характеристика состояния звуковой культуры речи одного из обследованных детей……….…..……………...…………………………………………………...…34
2.2. Задачи обучения детей (по результатам обследования) и план работы на два месяца с детьми данной группы…………………………………….………37
2.3. Результаты повторного (контрольного) обследования ...………….………....41
3. Заключение………………………………………………………………………....43
Список использованной литературы………….……………………………………..46
Приложения.………….……………...…………………………………………...…...48

Файлы: 1 файл

к.р. по звук.культуре речи (Наташа) (1).doc

— 454.50 Кб (Скачать)

    Министерство  образования и науки РФ

    ГОУ ВПО  «Алтайская государственная академия образования

    имени В.М. Шукшина»

    Педагогический  факультет

    Кафедра дошкольных методик и педагогики 
     
     
     
     
     

Воспитание  звуковой культуры речи

у детей дошкольного возраста 

Контрольная работа по теории и методике развития речи

детей дошкольного  возраста 
 
 

                      Выполнила студентка 

                      ОЗО 4 курса

                                Зацепина Н. 
                   
                   
                   

Научный руководитель

Папина  Марина Владимировна 
 
 
 

Бийск – 2011 

Содержание 

Введение……….………………………...…………………………………………...…3

1. Теоретическая  часть…………………………………………………………………5

1.1. Значение  воспитания звуковой культуры речи для развития ребёнка ….…....5

1.2. Особенности  овладения детьми старшего дошкольного возраста звуковой культурой речи…………………………………………………………………...…...7

1.3. Анализ точек зрения разных исследователей о роли слухового и двигательного анализаторов в формировании звуковой культуры речи детей…12

1.4. Соответствие задач по формированию у детей старшего дошкольного возраста звуковой культуры речи этапам становления слово-, звукопроизношения и общеречевых навыков………….……………………….....15

1.5. Соотношение  фронтальных и индивидуальных  форм работы по выполнению задач звуковой культуры речи.…………...……………………..…..25

Выводы…….…..……………...…………………………………………………....…32

2. Практическая  часть……………………………………………………………...…34

2.1. Анализ результатов диагностики уровня сформированности звуковой культуры речи во второй младшей группе МДОУ «Детский сад №79» и характеристика состояния звуковой культуры речи одного из обследованных детей……….…..……………...…………………………………………………...…34

2.2. Задачи  обучения  детей (по результатам обследования) и план работы         на два месяца с детьми данной группы…………………………………….………37

2.3. Результаты повторного (контрольного) обследования ...………….………....41

3. Заключение………………………………………………………………………....43

Список использованной литературы………….……………………………………..46

Приложения.………….……………...…………………………………………...…...48 
 
 
 
 

Введение  

     Звуковая  сторона речи представляет единое целое, но весьма сложное явление, которое  необходимо исследовать с разных сторон. В современной литературе рассматриваются несколько аспектов звуковой стороны речи: физический, физиологический, лингвистический.

     Изучение  различных аспектов звуковой стороны  речи способствует пониманию закономерностей  постепенного формирования ее у детей и облегчает руководство развитием этой стороны речи.

     Воспитание  звуковой культуры – одна из важных задач развития речи в детском  саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным  для ее решения [1, с. 13].

     Из  материалистического учения о языке и мышлении следует, что звуковой язык был всегда единственным языком общества. Язык является важнейшим средством человеческого общения в силу своей звуковой материи.

     Каждому языку свойственна та или иная система звуков. Поэтому звуковая сторона каждого языка имеет свои особенности и отличительные качества. Для звуковой стороны русского языка характерны певучесть гласных звуков, мягкость в произношении многих согласных, своеобразие произношения каждого согласного звука. Эмоциональность, щедрость русского языка находят свое выражение в интонационном богатстве.

     Звуковая  культура речи – понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию.

     Воспитание  звуковой культуры предполагает:

     - формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения, для чего необходимо развитие речевого слуха, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата;

     - воспитание орфоэпически правильной речи – умения говорить согласно нормам литературного произношения. Орфоэпические нормы охватывают фонетическую систему языка, произношение отдельных слов и групп слов, отдельных грамматических форм. В состав орфоэпии входит не только произношение, но и ударение, т.е. специфическое явление устной речи. Русский язык обладает сложной системой разноместного и подвижного ударения;

     - формирование выразительности речи – владение средствами речевой выразительности предполагает умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями. Замечено, что ребенок в повседневном общении владеет естественной выразительностью речи, но нуждается в обучении произвольной, осознанной выразительности при чтении стихов, пересказе, рассказывании;

     - выработка дикции – отчетливого, внятного произношения каждого звука и слова в отдельности, а также фразы в целом;

     - воспитание культуры речевого общения как части этикета [8, с. 26].

     Настоящая работа направлена на изучение воспитания звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста и состоит из теоретической и практической части. В теоретической части раскрывается анализ научной и методической литературы по данной теме (значение воспитания звуковой культуры речи для развития личности ребенка, особенности овладения звуковой культурой речи дошкольников, соответствие задач по формированию звуковой культуры речи у дошкольников, соответствие фронтальных и индивидуальных форм работы по формированию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста), практическая часть работы раскрывает диагностику уровня сформированности звуковой культуры речи у младших дошкольников, постановку и решение задач воспитания звуковой культуры речи через специально организованную работу с младшими дошкольниками.

     Работа  составлена на основе анализа научных и научно-методических источников: А.М. Бородич, В.В. Гербовой, А.А. Гвоздева, М.М. Кольцовой, А.И. Максакова, И.П. Павлова, И.М. Сеченова, Е.И Тихеевой, М.Ф. Фомичёвой, М.Е. Хватцева и др. 
 
 

  1. Теоретическая часть.

1.1. Значение воспитания звуковой культуры речи для развития ребенка 

     Понятие звуковой культуры речи, задачи работы по ее воспитанию раскрываются А.М. Бородич, А.И. Максаковым, О.И. Соловьевой, А.С. Фельдберг, М.Ф. Фомичевой и другими в учебных и методических пособиях.

     В звуковой культуре речи выделяют два раздела: культуру речепроизношения и речевой слух. Поэтому и работа должна вестись в двух направлениях:

     1. развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного аппарата, голосового  аппарата, речевого дыхания) и  на этой основе формирование  произношения звуков, слов, четкой артикуляции;

     2. развитие восприятия речи (слухового  внимания, речевого слуха, основными  компонентами которого являются  фонематический, звуковысотный, ритмический  слух).

     Звуковые  единицы языка различаются по их роли в речи. Одни, соединяясь, образуют слова. Это линейные (расположенные в линию, один за другим) звуковые единицы: звук, слог, фраза. Только в определенной линейной последовательности сочетание звуков становится словом, приобретает определенный смысл.

     Другие  звуковые единицы, просодемы, – надлинейные. Это ударение, элементы интонации (мелодика, сила голоса, темп речи, ее тембр). Они характеризуют линейные единицы и являются обязательным признаком устной звучащей речи. Просодические единицы участвуют в модулировании артикуляционных органов.

     Для дошкольников в первую очередь особое значение имеет усвоение линейных звуковых единиц речи (звуко- и словопроизношение), так как самым трудным для ребенка бывает овладение артикуляцией отдельных звуков (р, л, ж, ш). В фонетических и логопедических пособиях работа органов артикуляции описана детально. Участие просодем в модулировании звуков менее изучено [1, с. 21].

     Исследователи детской речи и практические работники  отмечают значение правильного произношения звуков для формирования полноценной личности ребенка и установления социальных контактов, для подготовки к школе, а в дальнейшем и для выбора профессии. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение со взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и желания. Речь с дефектами произношения, наоборот, затрудняет взаимоотношения с людьми, задерживает психическое развитие ребенка и развитие других сторон речи.

     Особое  значение правильное звукопроизношение  приобретает при поступлении  в школу. Одной из причин неуспеваемости учащихся начальной школы по русскому языку называют наличие у детей недостатков звукопроизношения. Дети с дефектами произношения не умеют определить число звуков в слове, назвать их последовательность, затрудняются в подборе слов, начинающихся на заданный звук. Нередко, несмотря на хорошие умственные способности ребенка, в связи с недостатками звуковой стороны речи у него наблюдается отставание в овладении словарем и грамматическим строем речи и в последующие годы. Дети, не умеющие различать и выделять звуки на слух и правильно их произносить, затрудняются в овладении навыками письма.

     Однако, несмотря на столь очевидное значение этого раздела работы, детские  сады не используют все возможности  для того, чтобы каждый ребенок  уходил в школу с чистой речью. По материалам обследования, 15–20% детей поступают в школу из детского сада и семьи с несовершенным произношением звуков, таких детей в пятилетнем возрасте около 50% [8, с. 36].

     Проблема  формирования звуковой стороны речи не потеряла своей актуальности и практической значимости в настоящее время.

   Таким образом, анализ научно-методической литературы по данному вопросу показал три  ведущих значимости овладения ребенком правильным произношением: подготовка к обучению грамоте, развитие коммуникативных  и творческих способностей. 
 

    1. Особенности усвоения звуковой стороны  речи детьми

дошкольного возраста 

     В педагогической и психологической  литературе процесс овладения звуковым строем русского языка детьми дошкольного  возраста изучен и описан достаточно полно в работах В.И. Бельтюкова, А.Н. Гвоздева, Е.И. Радиной, М.Е. Хватцева, Д.Б. Эльконина. Само освоение звуков начинается на первом году жизни, когда ребенок овладевает своими речевым и слуховым аппаратами. Вначале на основе определенного эмоционального состояния появляется лепет, не имеющий еще социального значения. Усвоение звуковой стороны языка, по мнению Д.Б. Эльконина, начинается с того момента, когда язык начинает служить средством общения. С одной стороны, это понимание обращенных к ребенку слов, с другой – первые самостоятельные слова.

     Раннее  восприятие ребенком слов идет на основе ритмико-мелодической структуры. Фонематический состав слова не воспринимается. Н.X. Швачкин назвал этот этап «дофонемное  развитие речи». В 10-11 мес. слово начинает служить средством общения и приобретает характер языкового средства. Начинается период фонемного развития речи.

Информация о работе Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста