Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 10:10, контрольная работа
Звуковая сторона речи представляет единое целое, но весьма сложное явление, которое необходимо исследовать с разных сторон. В современной литературе рассматриваются несколько аспектов звуковой стороны речи: физический, физиологический, лингвистический.
Изучение различных аспектов звуковой стороны речи способствует пониманию закономерностей постепенного формирования ее у детей и облегчает руководство развитием этой стороны речи.
Введение……….………………………...…………………………………………...…3
1. Теоретическая часть…………………………………………………………………5
1.1. Значение воспитания звуковой культуры речи для развития ребёнка ….…....5
1.2. Особенности овладения детьми старшего дошкольного возраста звуковой культурой речи…………………………………………………………………...…...7
1.3. Анализ точек зрения разных исследователей о роли слухового и двигательного анализаторов в формировании звуковой культуры речи детей…12
1.4. Соответствие задач по формированию у детей старшего дошкольного возраста звуковой культуры речи этапам становления слово-, звукопроизношения и общеречевых навыков………….……………………….....15
1.5. Соотношение фронтальных и индивидуальных форм работы по выполнению задач звуковой культуры речи.…………...……………………..…..25
Выводы…….…..……………...…………………………………………………....…32
2. Практическая часть……………………………………………………………...…34
2.1. Анализ результатов диагностики уровня сформированности звуковой культуры речи во второй младшей группе МДОУ «Детский сад №79» и характеристика состояния звуковой культуры речи одного из обследованных детей……….…..……………...…………………………………………………...…34
2.2. Задачи обучения детей (по результатам обследования) и план работы на два месяца с детьми данной группы…………………………………….………37
2.3. Результаты повторного (контрольного) обследования ...………….………....41
3. Заключение………………………………………………………………………....43
Список использованной литературы………….……………………………………..46
Приложения.………….……………...…………………………………………...…...48
Игры и упражнения на произношение звуков можно тематически объединить. Такие упражнения помогают детям освоить интонацию вопроса и развивают у них чувство ритма.
Вычленяя звук при четком произнесении слова, фразы, ребенок подводится к пониманию терминов «звук», «слово».
В
работе по воспитанию звуковой культуры
речи у дошкольников необходимо более
пристальное внимание уделять воспитанию
интонационного чутья, темпа речи, дикции,
силы голоса, поскольку в этих умениях
заложены наиболее важные условия дальнейшего
развития всех сторон речи.
2.1.
Анализ результатов
диагностики уровня
сформированности звуковой
культуры речи во второй
младшей группе МДОУ
«Детский сад №79» и
характеристика состояния
звуковой культуры речи
одного из обследованных
детей
Работа по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников в МДОУ «Детский сад №79», где я проходила педагогическую практику, ведётся системно воспитателями дошкольных групп, логопеда в детском саду нет. Диагностика и учёт сформированности звуковой культуры речи детей проводится 2 раза в год: на начало учебного года – в сентябре и по окончании учебного года – в апреле-мае. Оформляются результаты в Таблицу учёта развития речи детей. Педагогический процесс ДОУ основан на реализации двух комплексных программа: программы дошкольной подготовки «Школа 2100 (Детский сад 2100)» под ред. А.А. Леонтьева и «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Программа по развитию речи во второй младшей группе, с которой проводилась работа по воспитанию звуковой культуры речи, реализуется по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой на специальных занятиях:
Диагностика развития речи (в том числе и звуковой культуры речи) проводится с помощью тестовых игровых заданий по методическому пособию «Диагностика уровня освоения дошкольниками «Программы воспитания и обучения в детском саду». Составители О.П. Кикоть, Т.П. Гречишкина и др. (Бийск, 2009). Работа по воспитанию звуковой культуры речи включается как часть основного занятия. На других предметных занятиях согласно реализуемой программе решаются лишь отдельные речевые задачи, часть которых направлена на формирование звуковой культуры речи младших дошкольников.
В данную группу набор детей производился в июле-августе 2010 г., поэтому программа первой младшей группы по развитию речи детьми не освоена в полной мере и первые диагностические мероприятия проводились по окончании периода адаптации детей к ДОУ – в октябре. Результаты обследования уровня развития речи у детей данной группы средние и ниже среднего.
Результаты первичной диагностики уровня сформированности звуковой культуры речи во второй младшей группе (октябрь, 2010 г.) приведены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты первичной диагностики развития звуковой культуры речи у детей
во второй
младшей группе, в %
уровень |
восприятие речи (слуховое внимание) |
артикуляция и звуко-произноше-ние |
правильное ударение |
выразительность речи (высота и сила голоса, ритм и темп речи, интонации и паузы) | дикция (отчетли-вость, внятность речи) |
выше нормы | 13 | 4 | 13 | 0 | 4 |
возрастная норма | 61 | 48 | 74 | 52 | 61 |
ниже нормы | 26 | 48 | 13 | 48 | 35 |
Анализ
результатов диагностики
С
целью отбора детей для проведения
специальных занятий был
Таблица 2
Сводная таблица результатов первичной диагностики
развития звуковой культуры речи у детей во второй младшей группе, в %
уровень развития звуковой культуры речи |
итоговый результат |
выше нормы | 4 |
возрастная норма | 57 |
ниже нормы | 39 |
Анализ результатов показал, что выше нормы уровень развития звуковой культуры речи имеет только один ребенок, на уровне возрастной нормы находится 13 человек, что составляет 57%, ниже нормы уровень развития звуковой культуры речи имеет 9детей – это 39% от состава группы.
Характеристика состояния звуковой культуры речи Горюнова Ильи (3 г. 7 мес). Обследование показало, что Илюша общительный ребенок, но фонематический слух не развит, ниже среднего уровня: звукопроизношение (не выговаривает р, л, межзубное произношение шипящих), темп речи и сила голоса показаны в норме. Стихотворение наизусть прочитано достаточно громко; скорость (темп) речи: умеренно; интонационная выразительность: ритмично, с паузами, со старанием. Одной из причин неправильной речи ребенка выявлено: «сюсюканье» родителей в общении с сыном.
Для проведения работы по воспитанию звуковой культуры речи были взяты дети второй младшей группы с низким уровнем развития звуковой культуры речи (с низким уровнем развития слухового внимания, фонематического слуха, выразительности речи и звукопроизношения).
По
окончании обследования речи детей
и оформления результатов в таблицу
сформулированы задачи воспитательно-образовательной
работы.
2.2. Задачи обучения детей (по результатам обследования)
и
план работы на два месяца
с детьми данной группы
По результатам анализа состояния звуковой культуры речи у младших дошкольников были выработаны цель и задачи, направленные на развитие фонематического слуха, слухового внимания, звукопроизношения и выразительности речи.
Задачи сформулированы следующим образом: уточнять и закреплять с дошкольниками знакомые им звуки, способствовать четкому и ясному их произношению в словах, фразах, помогать усваивать новые звуки, предупреждать закрепление их неправильного произношения; развивать артикуляционный и голосовой аппараты, речевое дыхание, слуховое восприятие, речевой слух; учить детей правильно пользоваться интонационными средствами выразительности.
Работа, направленная на повышение уровня развития звуковой культуры речи у детей второй младшей группы была реализована в соответствии с составленным планом на 2 месяца: декабрь 2010г. – январь, 2011г. План включает в себя общие занятия с подгруппой детей – 1 раз в неделю и 2 занятия - индивидуальных.
Таблица 3
План
работы по воспитанию звуковой культуры
речи во второй младшей группе
сроки проведения | форма организации детей, тема занятия | задачи по воспитанию звук. культуры речи | методы, приемы |
1-2 декабря |
обследование уровня разви-тия речи детей, диагностика звуковой культуры речи |
изучить состояние звуковой культуры речи |
тестовые игровые за-дания по методичес-кому пособию «Диаг-ностика уровня осво-ения дошкольниками «Программы воспи-тания и обучения в детском саду». Соста-вители О.П. Кикоть, Т.П. Гречишкина и др. Бийск, 2009. |
3.12.10 | «Игрушки в гостях у детей» | Уточнять
и закреплять с дошкольниками знакомые
им звуки, способствовать четкому и ясному
их произношению в словах, фразах, помогать
усваивать новые звуки, предупреж-дать
закрепление их непра-
задачи по воспитанию звук. культуры речи |
Артикуляционная
гимнастика, игровые упражнения, логосказка,
словесные игры,
разучивание
и повто-рение чистоговорок методы, приемы |
8.12.10 | «Заюшка зимой» | ||
15.12.10 | «Лесные зверята » | ||
22.12.10 | "Язычок путешествует" | ||
сроки проведения | форма организации детей, тема занятия | ||
29.12.10 | «Птички-невелички» | вильного произношения; развивать артикуляцион-ный и голосовой аппараты, речевое дыхание, слуховое восприятие, речевой слух; учить детей правильно пользоваться интонацион-ными средствами вырази-тельности. | |
12.01.11 | «Кукла Маша ищет друзей» | ||
19.01.11 | «На Бабушкином дворе» | ||
26.01.11 | «В гости к сказкам» | ||
декабрь-январь | Индивидуальные занятия, направленные на решение поставленных задач после обследования | отработка речевых умений и навыков, автоматизация звуков, развитие речевого слуха, формирование дик-ции, выразительности ре-чи, темпа, силы голоса. | Артикуляционная гимнастика, игровые упражнения, игры, повторение чистого-ворок, скороговорок, выразительное чтение наизусть |
28-31 января | повторное обследование уровня развития речи детей, диагностика звуко-вой культуры речи | изучить изменения состоя-ния звуковой культуры речи в подгруппе детей, посещавшей занятия | тестовые игровые за-дания по методичес-кому пособию (см. выше) |
Дети посещали данные занятия с интересом и радостью. Каждое занятие включало в себя артикуляционную гимнастику, игры на развитие мелкой и общей моторики, мимические и дыхательные упражнения, игры на внимание. Все упражнения объединялись игровым сюжетом.
Как пример, приводим разные виды работы для звуков ж, р.
Звук Ж (1-й вид работы)
Цель. Выработка четкого движении и правильного положения органов артикуляционного аппарата. Отработка длительного, плавного ротового выдоха.
«Вкусное варенье».
Содержание. Воспитатель: «Ела Маша клубничное варенье и испачкала верхнюю губу. Маша вот так (показывает, как) широким языком слизала варенье с верхней губы». Затем он предлагает детям слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка сделать движения сверху вниз, как бы облизывая верхнюю губу.
Методические указания. Следить, чтобы дети делали движения языком не из стороны в сторону, а сверху вниз. Язык при этом должен быть широким.
«Вот так грибок!»
Содержание. Воспитатель напоминает детям, что у гриба есть ножка и шляпка. Шляпка широкая, а ножки бывают разные. Потом предлагает детям сделать язычок, как грибок. Для этого надо его поднять и прижать спинкой кверху, тогда .хорошо будет видна тоненькая ножка (подъязычная уздечка).
Методические указания. Чтобы у детей правильно получался грибок, педагог просит их улыбнуться, приоткрыть рот и приклеить язычок к небу. Если у некоторых детей это не получается, следует предложить им сначала пощелкать язычком, а потом задержать его наверху [6, с. 24].
2-й вид работы. Цель. Уточнение движений органов артикуляционного аппарата, правильное произношение изолированного звука ж. Развитие речевою слуха, голоса, выработка длительного ротового выдоха.
«Угадай, кто жужжит».
Содержание. Воспитатель: «Дети пошли гулять в лес. На поляне было много цветов. Над ними летала и жужжала пчела {громко, длительно произносит звук ж). Идут дети дальше, а в кустах сплел паук паутину. Попала туда муха, хочет выбраться, из сил выбивается и жужжит (тихо, менее длительно произносит звук ж). А теперь послушайте и угадайте, кто жужжит — пчела или муха» (произносит звук ж то громко и длительно, то тихо и недолго). Дети определяют и называют.
Информация о работе Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста