Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 10:10, контрольная работа

Краткое описание

Звуковая сторона речи представляет единое целое, но весьма сложное явление, которое необходимо исследовать с разных сторон. В современной литературе рассматриваются несколько аспектов звуковой стороны речи: физический, физиологический, лингвистический.
Изучение различных аспектов звуковой стороны речи способствует пониманию закономерностей постепенного формирования ее у детей и облегчает руководство развитием этой стороны речи.

Оглавление

Введение……….………………………...…………………………………………...…3
1. Теоретическая часть…………………………………………………………………5
1.1. Значение воспитания звуковой культуры речи для развития ребёнка ….…....5
1.2. Особенности овладения детьми старшего дошкольного возраста звуковой культурой речи…………………………………………………………………...…...7
1.3. Анализ точек зрения разных исследователей о роли слухового и двигательного анализаторов в формировании звуковой культуры речи детей…12
1.4. Соответствие задач по формированию у детей старшего дошкольного возраста звуковой культуры речи этапам становления слово-, звукопроизношения и общеречевых навыков………….……………………….....15
1.5. Соотношение фронтальных и индивидуальных форм работы по выполнению задач звуковой культуры речи.…………...……………………..…..25
Выводы…….…..……………...…………………………………………………....…32
2. Практическая часть……………………………………………………………...…34
2.1. Анализ результатов диагностики уровня сформированности звуковой культуры речи во второй младшей группе МДОУ «Детский сад №79» и характеристика состояния звуковой культуры речи одного из обследованных детей……….…..……………...…………………………………………………...…34
2.2. Задачи обучения детей (по результатам обследования) и план работы на два месяца с детьми данной группы…………………………………….………37
2.3. Результаты повторного (контрольного) обследования ...………….………....41
3. Заключение………………………………………………………………………....43
Список использованной литературы………….……………………………………..46
Приложения.………….……………...…………………………………………...…...48

Файлы: 1 файл

к.р. по звук.культуре речи (Наташа) (1).doc

— 454.50 Кб (Скачать)

     К концу первого года появляются первые слова. С начала второго года жизни  начинается дифференциация звуков. Вначале  дифференцируются (отделяются) гласные  звуки от согласных. Дальнейшая дифференциация идет внутри группы согласных. Противопоставляются сонорные – шумным, глухие – звонким, твердые – мягким и т.д. Далее начинается усвоение социально закрепленных гласных звуков.

     Характерной особенностью становления звуков в начальном периоде является неустойчивость артикуляции при их произношении. Даже в одном слове, произнесенном несколько раз подряд, на месте одного звука чередуется несколько звуковых вариантов.

     Новые фонетические элементы появляются группами, а порядок усвоения групп согласных находится в зависимости от артикуляционных особенностей звуков, составляющих эти группы. Большинство звуков формируется в правильном виде не сразу, а постепенно, через промежуточные, переходные звуки.

     Большое значение имеет изучение смены «звуков-заместителей». Процесс замещения звуков сложный и своеобразный. А.Н. Гвоздев считал, что отсутствующие в произношении звуки в процессе развития речи замещаются другими звуками, которые есть в распоряжении ребенка. Система замены одних звуков другими базируется, главным образом, на артикуляционном родстве звуков, в первую очередь на группировке их по месту образования, реже – по способу образования» [10, с. 28].

     Овладение новым типом артикуляционных  движений вызывает к жизни ряд  родственных звуков. Новый звук при его усвоении появляется лишь в части слов, а в других словах по-прежнему – субститут (заместитель). Согласные, подчеркивал М.Е. Хватцев, дифференцируются постепенно через переходные звуки, например с переходит в ш через стадии: с – съ – ш.

     Дети  при переходе к правильному произношению звуков начинают пользоваться ими в  нужных и ненужных случаях, заменяя  ими даже те звуки, которые сами были заместителями первых. Овладев произношением  звука ш (раньше произносился с), ребенок  говорит «шобака», «волоши». М.Е. Хватцев объясняет это явление «переупотребления» или обратной замены звука тем, что вновь приобретенный звук на некоторое время становится сильным раздражителем – доминантой и вследствие недостаточной еще дифференциации с заместителем последний вытесняется даже из законно занимаемых им мест.

     Основной  путь развития фонетической стороны  речи ребенок проходит в преддошкольном возрасте. К трем годам ребенок  овладевает всей системой звуков языка, с некоторыми исключениями. Труднее  ему даются шипящие (ш, ж), сонорные (р, л) и свистящие (с, з) звуки.

     Для правильного решения проблемы воспитания звуковой культуры важное значение имеет  рассмотрение анатомо-физиологических  и психологических предпосылок  овладения правильным произношением  звуков в дошкольном возрасте. Речь осуществляется деятельностью сложного анатомо-физиологического аппарата, состоящего из центрального и периферических органов. Все органы речи неразрывно связаны и взаимодействуют под регулирующим воздействием коры головного мозга [1, с. 31].

     В основе звукопроизносительного процесса, как известно, лежат речевое дыхание  и деятельность речедвигательного  аппарата.

     Речь  формируется под контролем слуха. В исследованиях отмечается возможность  очень раннего формирования деятельности слухового анализатора, что обеспечивает раннее развитие звуковой стороны речи.

     К концу второго года жизни ребенок  пользуется при понимании речи фонематическим восприятием всех звуков русского языка.

     Имеется определенная взаимосвязь в деятельности слухового и речедвигательного анализаторов.

     Способствуют  формированию правильного звукопроизношения  особая восприимчивость детей к  звуковой стороне языка, интерес  ребенка к звукам речи, стремление овладеть их произношением.

     Следовательно, важной предпосылкой овладения чистым звуко-произношением в дошкольном возрасте является соответствующее развитие слухового анализатора и фонематического слуха, дополняемое особой восприимчивостью к звуковой стороне языка, любовью детей к звукам речи, стремлением овладеть ими.

     Большое значение в произношении имеет деятельность речедвигательного аппарата, который к дошкольному возрасту сформирован, но имеет некоторые особенности.

     Умение  произносить звуки и слова  развивается постепенно, в ходе накопления ребенком жизненного опыта. Как известно, процесс артикуляции звуков человеческой речи состоит в образовании связей между ощущениями, вызываемыми сокращением мышц речевого аппарата, и слуховыми ощущениями от звуков, которые человек произносит. К этим связям присоединяются еще и зрительные ощущения (от восприятия артикуляции говорящего). Зрительное восприятие помогает улавливать видимую артикуляцию звуков и тем сам уточнять свои собственные движения.

     Одной из важных предпосылок формирования речи является способность ребенка  к подражанию. Фонетической стороной речи ребенок овладевает, повторяя речь окружающих взрослых. Наличие речевой подражательности отмечают многие исследователи.

     Подражание  звукам речи возникает во втором полугодии  первого года жизни, особенно интенсивно оно развивается на втором году. В 8-9 мес. можно развить такое подражание, когда ребенок, способен повторить за взрослым произносимый им звук. В 10-11 мес. возникает умение повторять за взрослым новые звуки, которые ребенок сам еще не произносил в лепете.

     В младшем дошкольном возрасте имеются все предпосылки для успешного овладения звуковой стороной русского языка. К ним можно отнести соответствующее развитие коры головного мозга в целом, фонематического восприятия речи и речедвигательного аппарата. Способствуют овладению звуковым составом речи и такие особенности младшего дошкольника, как высокая пластичность нервной системы, повышенная подражательность, особая восприимчивость к звуковой стороне языка, любовь детей к звукам речи [10, с. 33].

     На  протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка все более развивается слуховой контроль над собственным произношением. Иными словами формируется фонематический (речевой) слух, обеспечивающий восприятие звуков родного языка.

     В поступательном развитии фонематического  восприятия ребенок начинает со слуховой дифференцировки далёких звуков, затем переходит к различению тончайших нюансов звуков. Сходство артикуляции последних побуждает ребенка «заострить» слуховое восприятие и «руководствоваться слухом и только слухом». Итак, ребенок начинает со слуховой дифференцировки звуков, затем включается артикуляция, и, наконец, процесс дифференциации согласных завершается акустическим различием.

     Выделяются  следующие этапы развития у ребенка  основания звуковой стороны языка. На первом этапе полностью отсутствует дифференциация звуков, понимание речи и активная речь самого ребенка.

     На  втором этапе возникает различение наиболее далёких фонем, но отсутствует  дифференциация близких. На этой стадии ребенок слышит звуки иначе, чем  мы. Произносит ребенок их неправильно, искаженно.

     На  третьем этапе происходит решающий сдвиг. Ребенок уже начинает слышать  звуки языка в соответствии с  их фонематическими признаками. Он способен проводить различие между  правильным и неправильным произношением. На этом этапе существует прежний косноязычный и новый формирующийся язык звуков.

     На  четвертом этапе возникает преобладание новых образцов восприятия звуков. Однако еще не вытеснены предшествующие формы. Ребенок еще узнает неправильно  сказанные слова, но активная речь достигается  почти полной правильностью.

     На  пятом этапе завершается процесс  фонематического развития. Ребёнок  перестает узнавать неправильно  сказанное слово, у него формируются  тонкие слуховые образцы слов и отдельных  звуков.

     Как указывают исследователи, следует  учитывать, что первые три стадии ребёнок должен пройти в раннем детстве, а в школьном возрасте – две последние стадии.

     По  мнению большинства ученых, дошкольный возраст является наиболее благоприятным  для окончательного становления  всех звуков родного языка [8, с. 40]. Всякое отступление от правильного произношения в возрасте свыше пяти лет, необходимо рассматривать уже как затянувшееся косноязычие, которое может превратиться в привычку ребенка. Поэтому именно в этот период необходимо особенно серьезно следить за произношением детей и вовремя предупреждать косноязычие. После пяти лет недостатки звукопроизношения объясняются педагогической запущенностью детей, отсутствием надлежащего воспитания.

     Несовершенное произношение закрепляется в результате неправильной речи окружающих, а также неблагоприятной обстановки, среди которой живет ребенок в период развития речи (шум, крики, суета, утомляющие и мешающие четко воспринимать речь).

     Одной из причин неправильной речи детей  называют также «недостаточный учет взрослыми тенденций ребенка к усвоению речи окружающих» (не показывается артикуляция звука, не вызывается интерес к правильному произношению). Непосильная для ребенка речевая нагрузка, с другой стороны, ведет к переутомлению физиологических механизмов речи, и недостатки звукопроизношения еще более закрепляются.

     Таким образом, особенностью освоения звуковой культурой речи детьми дошкольного  возраста является постепенное развитие слуховых анализаторов и речедвигательного  аппарата. Интонационная сторона  речи формируется со старшего дошкольного возраста. Дети старшего дошкольного возраста способны обучиться звуковому анализу слова и читать. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Анализ  точек зрения разных исследователей о  роли слухового и  двигательного анализаторов в формировании звуковой культуры речи детей
 

      Звуковая  сторона речи дошкольников изучалась  в разных аспектах, в том числе – развитие восприятия речи и формирование речедвигательного аппарата (М.М. Алексеева, А.И. Максаков, Е.И. Радина, В.И. Рождественская, О.И. Соловьева, Е.И. Тихеева, Г.А. Тумакова, М.Ф. Фомичева и др.).

      Анализ  литературы показывает, что все современные  исследователи развития детской  речи – А.М. Бородич, М.М. Кольцова, Ф.А. Сохин,  М.И. Попова, О.С. Ушакова, Т.Б. Филичева, Ф.И. Фрадкина, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина, В.И. Ядэшко и др. – указывают на то, что неотъемлемые условия своевременного и правильного формирования звуковой культуры речи – это нормальное функционирование речедвигательного и слухового аппаратов, наличие полноценной окружающей речевой среды.

      Слух  для членораздельной речи является лишь одной частью речевого акта. Другая его часть – произношение звуков, или артикуляция речи, которое постоянно контролируется слухом. Речь является также сигналом для связи с другими людьми и для самого говорящего. При артикуляции (произношении) возникают многочисленные тонкие раздражения, идущие от речевого механизма в кору больших полушарий, которые становятся для самого говорящего системой сигналов. Эти сигналы поступают в кору одновременно со звуковыми сигналами речи.

      А.И. Максаков и М.Ф. Фомичёва утверждают, что чёткое и правильное произношение возможно благодаря нормальному функционированию физического и речевого слуха (включая его компоненты), полноценному строению, слаженной работе артикуляционного и голосового аппаратов, а также речевого дыхания [16].

      Восприятие  речи, овладение ее звуковой стороной полностью зависят от сформированности и развития слуха, который в раннем возрасте развивается раньше артикуляционного аппарата. С его помощью воспринимаются все тонкости звучащей речи, он регулирует и контролирует речь говорящего.

      Правильное  воспроизведение речи обеспечивается прежде всего за счет развития физического  слуха, а также слухового внимания.

      Физический  слух – это способность слышать окружающие звуки. При снижении слуха (тугоухости) затрудняется восприятие речи, а при его отсутствии (глухоте) речь без специального обучения не развивается.

      Речевой слух – это способность человека точно воспринимать и правильно воспроизводить все стороны звучащей речи, то есть узнавать, слышать и передавать все фонологические средства языка, соотнося их с общепринятой языковой нормой. Хорошо развитый речевой слух – необходимое условие, обеспечивающее нормальное и своевременнее усвоение звуков, правильное произношение слов, овладение речевой интонацией. Он включает следующие компоненты: фонематический слух, звуковысотный слух, восприятие темпа речи и голоса, ритмический слух.

Информация о работе Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста