Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 10:10, контрольная работа

Краткое описание

Звуковая сторона речи представляет единое целое, но весьма сложное явление, которое необходимо исследовать с разных сторон. В современной литературе рассматриваются несколько аспектов звуковой стороны речи: физический, физиологический, лингвистический.
Изучение различных аспектов звуковой стороны речи способствует пониманию закономерностей постепенного формирования ее у детей и облегчает руководство развитием этой стороны речи.

Оглавление

Введение……….………………………...…………………………………………...…3
1. Теоретическая часть…………………………………………………………………5
1.1. Значение воспитания звуковой культуры речи для развития ребёнка ….…....5
1.2. Особенности овладения детьми старшего дошкольного возраста звуковой культурой речи…………………………………………………………………...…...7
1.3. Анализ точек зрения разных исследователей о роли слухового и двигательного анализаторов в формировании звуковой культуры речи детей…12
1.4. Соответствие задач по формированию у детей старшего дошкольного возраста звуковой культуры речи этапам становления слово-, звукопроизношения и общеречевых навыков………….……………………….....15
1.5. Соотношение фронтальных и индивидуальных форм работы по выполнению задач звуковой культуры речи.…………...……………………..…..25
Выводы…….…..……………...…………………………………………………....…32
2. Практическая часть……………………………………………………………...…34
2.1. Анализ результатов диагностики уровня сформированности звуковой культуры речи во второй младшей группе МДОУ «Детский сад №79» и характеристика состояния звуковой культуры речи одного из обследованных детей……….…..……………...…………………………………………………...…34
2.2. Задачи обучения детей (по результатам обследования) и план работы на два месяца с детьми данной группы…………………………………….………37
2.3. Результаты повторного (контрольного) обследования ...………….………....41
3. Заключение………………………………………………………………………....43
Список использованной литературы………….……………………………………..46
Приложения.………….……………...…………………………………………...…...48

Файлы: 1 файл

к.р. по звук.культуре речи (Наташа) (1).doc

— 454.50 Кб (Скачать)

    В старшем дошкольном возрасте важной задачей является подготовка ребёнка  к обучению в школе. В этом возрасте надо учить дошкольника связно и  последовательно передавать виденное, правильно произносить слова  и фразы.

    Не  у всех детей процесс овладения речью совершается одинаково успешно. Нередко наблюдаются случаи, когда в период формирования устной, а в дальнейшем и письменной речи возникают различные отклонения, нарушающие нормальный ход её развития.

     Основной  задачей воспитания звуковой культуры речи у детей в этот период жизни является обучение их в первую очередь правильному произношению звуков, отчетливому и внятному произношению слов. Поэтому большая часть заданий должна быть направлена на уточнение и закрепление правильного произношения звуков. Звуки даются в определенной последовательности, с учетом артикуляционной трудности их произношения. В этом возрасте уточняют произношение почти всех звуков русского языка.

     На  занятиях по развитию речи, да и в  повседневном общении, воспитатель приучает детей ясно и отчетливо произносить слова, точно сохраняя их слоговую структуру. При общей смягченности речи обращают внимание на правильность произнесения твердых согласных. Однако, чтобы научить детей правильно произносить звуки, отчетливо и ясно – слова, пользоваться голосовым аппаратом (менять громкость и скорость речи, правильно пользоваться интонационными средствами выразительности), детей учат прежде всего их слышать и внимательно слушать речь окружающих, т.е. развивать слуховое восприятие. Так, например, используют различные музыкальные инструменты или другие предметы, которыми можно произвести звуки (бумага, ложка, барбан, дудка и т.д.).

    В возрасте 4-5 лет, когда ребёнок уже  хорошо владеет речью и может  разговаривать со взрослыми на отвлеченные темы, становится возможным внеситуативно-познавательное общение. Реьёнок приобретает достаточный запас слов и начинает грамматически правильно строить фразы, нормально произносить звуки.

      Активный словарный запас, которым  располагает ребёнок в 4 года, даёт ему возможность свободно общаться с окружающими. Но нередко он испытывает трудности из-за недостаточности и бедности словаря, когда надо передать событие, участником которого был он сам. Здесь малыш часто допускает неточности.

    В процессе освоения новых слов малыш не просто запоминает их, он начинает уже осмысливать их звуковую сторону, пытается установить более тесную связь между предметом и словом, его обозначающим, стремится по-своему осознать названия предметов, действий, т.е. у ребёнка проявляется мотивированное отношение к лексике.

    У четырёх летних детей особенно ярко проявляются индивидуальные различия в формировании произносительной стороны  речи: у одних детей речь чистая, с правильным произношением почти  всех звуков, у других она может быть ещё недостаточно ясной, с неправильным произношением большого количества звуков, со смягчением твёрдых согласных и т.п. Воспитателю следует обратить особое внимание на таких детей, выявить причины отставания и совместно с родителями принять меры к устранению недостатков.

    К 5-6 годам – примерно 3000 слов. Ребёнок  уже сознательно подходит к некоторым  языковым явлениям, он задумывается над  своей речью, сам создаёт по аналогии ряд новых и своеобразных слов.

    На  пятом году жизни у ребёнка  отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов, устанавливать простейшие связи и точно выражать их в речи.

      В этом возрасте дети начинают  овладевать монологической речью. В их речи впервые появляются предложения с однородными обстоятельствами. Они усваивают и правильно согласовывают прилагательные с существительными в косвенных падежах.

      На пятом году жизни ребёнок  способен узнавать на слух  тот или иной звук в слове,  подбирать слова на заданный звук. Всё это возможно лишь в том случае, если предшествующих возрастных группах воспитатель развивал у детей фонематическое восприятие.

      К концу пятого года многие  дети овладевают произношение  всех звуков родного языка,  однако некоторые всё ещё неправильно произносят шипящие звуки, звук р.

    На  шестом году жизни ребёнка продолжается совершенствование всех сторон речи ребёнка. Всё чище становится произношение, более развёрнутыми фразы, точнее высказывания. Ребёнок не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но  начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними, временные и другие отношения.

    У ребёнка шестого года жизни совершенствуется связная, монологическая речь. Он может  без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать те или иные события, свидетелем которых он был. В этом возрасте ребёнок уже способен самостоятельно раскрыть содержание картинки, если на ней изображены предметы, которые ему хорошо знакомы.

    В процессе богатой речевой практики ребёнок к моменту поступления в школу овладевает также основными грамматическими закономерностями языка. Он правильно стоит предложения, грамотно выражает свои мысли в объёме доступных для него понятий. Первые предложения ребёнка – дошкольника отличаются упрощенностью грамматических конструкций. Это простые нераспространённые предложения, состоящие только из подлежащего и сказуемого, а иногда лишь из одного слова, которым он выражает целую ситуацию. Наиболее часто он употребляет слова, обозначающие предметы и действия. Несколько позже в его речи появляются и распространённые предложения, содержащие, кроме подлежащего и сказуемого, определения, обстоятельства. Наряду с формами прямых падежей ребёнок употребляет и формы косвенных падежей. Усложняются также грамматически конструкции предложений, появляются придаточные конструкции с союзами  потому что, если, когда и т.д. Всё это говорит об усложняющихся процессах мышления у ребёнка, что находит своё выражение в речи. В этот период у него появляется диалогическая речь, которая часто выражается в разговоре с самим собой в процессе игры.

    Таким образом, можно сказать, что фундамент  речевого развития ребёнка закладывается  в дошкольном периоде, поэтому речь в этом возрасте должна являться предметом особой заботы со стороны взрослых.

     В школьном возрасте недостатки речи часто  мешают успешному обучению. Дети 6-летнего  возраста, а тем более 7-летнего, поступающие  в школу, обычно правильно произносят звуки. Однако у некоторых детей  этого возраста, а подчас даже более старших, произношение оказывается ещё несформированным, и тогда родители должны обратить на это внимание, не дожидаясь естественного преодоления речевого недостатка самим ребёнком.

     Воспитание  звуковой культуры речи включает формирование четкой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а также умения использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи и различные интонационные средства выразительности (мелодику, логические паузы, ударения, темп, ритм и тембр речи). Звуковая культура речи формируется и развивается на основе хорошо развитого речевого слуха.

     Развивая  у детей правильную, хорошо звучащую речь, воспитатель должен решать следующие задачи:

     1. Воспитывать речевой слух детей,  постепенно развивая его основные  компоненты:  

     -звуковысотный слух;

     -слуховое внимание;

     -фонематический слух;

     -восприятие темпа и ритма речи. 

     2. Формировать произносительную сторону  речи:

     -развивать артикуляционный аппарат;

     -работать над речевым дыханием;

     -воспитывать умение пользоваться голосом в соответствии с условиями общения;

     -вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также слова и фразы в целом, т.е. хорошую дикцию;

     -формировать нормальный темп речи, т.е. умение произносить слова, фразы в умеренном темпе, не убыстряя и не замедляя речь, тем самым создавая возможность слушающему отчетливо воспринимать ее.

     3. Развивать произношение слов  согласно нормам орфоэпии русского  литературного языка.

     4. Воспитывать интонационную выразительность  речи, т.е. умение точно выражать  мысли, чувства и настроения  с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра [13, с. 13].

     Воспитатель должен иметь представление об основных нарушениях речи (например, носовой оттенок произношения слов, заикание), для того, что бы своевременно выявив их, направить ребенка к специалисту.

     Развитие  слухового восприятия – важная предпосылка  для формирования звуковой стороны  речи.

     Голосовой аппарат детей дошкольного возраста еще не достаточно окреп. Дошкольники не всегда умеют правильно им пользоваться, часто говорят тихо (или наоборот, крикливо), не умеют говорить шепотом, когда этого требует обстановка. Поэтому следующая задача, которая стоит перед воспитателем – научить детей пользоваться голосом с различной силой (говорить громко, умеренно, тихо), т.е. развивать у детей голосовой аппарат. Для этого используют парные игрушки разных размеров (большая и маленькая собачки, барабан, дудочка и другие игрушки, звук которых можно имитировать). Взрослый показывает ребенку двух собачек и говорит: “Бежит большая собачка. Как она лает? А маленькая? (тихо или громко) и т.д.” [12, с. 16].

     Приучая детей менять силу голоса, темп речи, тем самым подготавливают их к  правильному использованию в дальнейшем интонационных средств выразительности.

     Речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слитное и плавное произношение слов и фраз. Для произношения ряда звуков ([в], [ф], [з], [с] и др.) требуется не только правильное прохождение воздушной струи, но и достаточной силы выдох. У детей выдох, как правило, ослаблен, укорочен. Поэтому ребятам трудно произносить некоторые фрикативные звуки ([с], [з]).

     Развитие  речевого дыхания на данном этапе  сводится к проведению определенной подготовительной работы. Задача ее заключается в том, чтобы научить детей свободно, долго, плавно произносить выдох через рот (некоторые дети при дутье на ватку, при произнесении гласных звуков одновременно производят и выдох через нос). Здесь можно представить, что кусочек ваты – это снежинка. Предлагаю сдуть снежинку с ладошки.

     Таким образом, воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста должно быть направлено на усвоение, закрепление правильного произношения звуков, на выработку отчетливого и внятного произношения слов и фраз, на развитие слухового восприятия, на укрепление артикуляционного и голосового аппарата. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.5. Соотношение фронтальных и индивидуальных форм работы по выполнению задач звуковой культуры речи 

     Речь  детей в дошкольном возрасте активно развивается. В этом возрасте накапливается, уточняется и совершенствуется словарь. Дети точнее употребляют нужные по смыслу слова. Они начинают правильно пользоваться грамматическими формами, могут в логической последовательности пересказывать небольшие сказки, рассказы, описывать и передавать содержание картинок. Быстро развивается и звуковая сторона речи. Дети усваивают и правильно произносят многие звуки родного языка, чище и отчетливее произносят слова и фразы, умеют пользоваться голосом, начинают следить за темпом своей речи.

     Основная  задача формирования звуковой культуры речи на данном этапе сводится к  развитию у детей фонематического  слуха и правильного произношения всех звуков родного языка с отчетливым к внятным произнесением слов и фраз.

     Наряду  с решением основной задачи необходимо проводить работу и по другим разделам звуковой культуры речи, а именно: воспитывать  умение соизмерять громкость голоса в зависимости от ситуации, говорить в размеренном темпе; правильно произносить слова с точным употреблением в них ударения.

     Для решения многих задач звуковой культуры речи ведущими являются фронтальные  формы работы. В первую очередь  к ним относятся занятия. Чаще всего это еженедельная (1-2 раза в  неделю) работа на речевых занятиях, занимающая от 2 до 10 мин. Один раз в месяц можно проводить комплексное занятие, целиком посвященное звуковой культуре речи, где очень велик объем работы по звукопроизношению. В подготовительной к школе группе это позволяет делать достаточное количество речевых занятий в неделю [14, с. 36].

     Большая часть времени на таком занятии  отводится работе над произношением  одного звука или группы родственных  звуков (в подготовительной к школе  группе – дифференцировке пар звуков, близких по акустическим признакам: з–ж, с–сь и др.) Остальное время уделяют воспитанию других качеств речи (двух-трех).

     Таким образом, существующая в детских  садах система занятий позволяет воспитателям оказывать детям планомерную квалифицированную помощь в овладении всеми звуками родного языка (этот процесс должен заканчиваться к пяти годам).

     Большое значение имеют другие формы фронтальной  работы, которые осуществляются вне  занятий: игры-драматизации, хороводы, праздники и развлечения и  др.

Информация о работе Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста