Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 10:10, контрольная работа

Краткое описание

Звуковая сторона речи представляет единое целое, но весьма сложное явление, которое необходимо исследовать с разных сторон. В современной литературе рассматриваются несколько аспектов звуковой стороны речи: физический, физиологический, лингвистический.
Изучение различных аспектов звуковой стороны речи способствует пониманию закономерностей постепенного формирования ее у детей и облегчает руководство развитием этой стороны речи.

Оглавление

Введение……….………………………...…………………………………………...…3
1. Теоретическая часть…………………………………………………………………5
1.1. Значение воспитания звуковой культуры речи для развития ребёнка ….…....5
1.2. Особенности овладения детьми старшего дошкольного возраста звуковой культурой речи…………………………………………………………………...…...7
1.3. Анализ точек зрения разных исследователей о роли слухового и двигательного анализаторов в формировании звуковой культуры речи детей…12
1.4. Соответствие задач по формированию у детей старшего дошкольного возраста звуковой культуры речи этапам становления слово-, звукопроизношения и общеречевых навыков………….……………………….....15
1.5. Соотношение фронтальных и индивидуальных форм работы по выполнению задач звуковой культуры речи.…………...……………………..…..25
Выводы…….…..……………...…………………………………………………....…32
2. Практическая часть……………………………………………………………...…34
2.1. Анализ результатов диагностики уровня сформированности звуковой культуры речи во второй младшей группе МДОУ «Детский сад №79» и характеристика состояния звуковой культуры речи одного из обследованных детей……….…..……………...…………………………………………………...…34
2.2. Задачи обучения детей (по результатам обследования) и план работы на два месяца с детьми данной группы…………………………………….………37
2.3. Результаты повторного (контрольного) обследования ...………….………....41
3. Заключение………………………………………………………………………....43
Список использованной литературы………….……………………………………..46
Приложения.………….……………...…………………………………………...…...48

Файлы: 1 файл

к.р. по звук.культуре речи (Наташа) (1).doc

— 454.50 Кб (Скачать)

“Котятки” 
Все котятки мыли лапки: 
Вот так! Вот так!
(изображаем мытье рук) 
Мыли ушки, мыли брюшки: 
Вот так! Вот так! 
А потом они устали: 
Вот так! Вот так! 
Сладко-сладко засыпали: 
Вот так! Вот так!
(имитируем все указанные в стихотворении движения)

“Птички и ветер” 
Маленькие птички, 
Птички-невелички, 
По лесу летают, 
Песни распевают.
(машем руками, как крылышками) 
Буйный ветер налетел, (руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону) 
Птичек унести хотел. 
Птички спрятались в дупло
(приседаем на корточки, закрываем голову руками) 
Там не тронет их никто.

“Гроза” 
Закапали капли
(постучать двумя пальцами каждой руки по столу) 
Идет дождь (постучать четырьмя пальцами) 
Он льет как из ведра! (стучим сильнее) 
Пошел град (косточками пальцев выбиваем дробь) 
Сверкает молния (шипящий звук, рисуем молнию пальцем в воздухе) 
Гремит гром! (барабаним кулаками или хлопаем в ладошки) 
Все быстро убегают домой (прячем руки за спину) 
А утром снова ярко светит солнце! (описываем руками большой круг)

“О  левой и правой руке” 
Смотрите-ка, вот две руки: 
Правая и левая!
(вытягиваем руки вперед, показывая) 
Они в ладоши могут бить – 
И правая, и левая!
(хлопаем в ладоши) 
Они мне могут нос зажать –  
И правая, и левая!
(по очереди зажимаем нос правой и левой рукой) 
Ладошкой могут рот прикрыть -  
И правая, и левая!
(прикрываем рот той и другой) 
Дорогу могут показать –  
И правая, и левая!
(показываем направление то правой, то левой рукой) 
В носу умеют ковырять –  
И правая, и левая!
(хм. ковыряем в носу по очереди каждой рукой) 
А если кто-то завопит, 
И правая, и левая 
Помогут уши мне заткнуть!
(затыкаем уши) 
С руками я всегда дружу –  
И с правою, и с левою!
(дружеское рукопожатие) 
И могут ласковыми быть  
И правая, и левая! 
Обнимут вас, ко мне прижмут –  
И правая, и левая!
(обхватываем себя руками – “обнимаем”)

“Кошка  и горшок с молоком” 
В кухне нашей под столом 
Стоит крынка с молоком.
(складываем из большого и всех остальных пальцев левой руки кружок) 
К крынке кошка подошла (“идем” указательным и средним пальцами правой руки) 
Сверху сливки попила (указательным пальцем делаем “лакающие” движения в кружке, изображающем горшок) 
Глубже сунулась в горшок: 
- Молочка напьюсь я впрок!
(засовываем палец глубже в кружок-горшок) 
Что случилось? Ой-ой-ой! 
Кошка крутит головой
(крутим головой) 
Налакалась молочка –  
Не уйти ей из горшка!
(пытаемся вытянуть палец из кружка) 
С головы горшок не слез. 
С ним и убежала в лес!
(топоча пальцами обеих рук по столу, показываем как кошка убежала)

“Заяц и кочан капусты” 
Встал зайчишка рано
(кончики пальцев одной руки образуют мордочку, а выпрямленные указательный и средний пальцы – уши) 
Вышел на поляну. 
По опушке к лесу шел
(идем пальцами по столу) 
И большой кочан нашел (кулак другой руки) 
Стал зайчишка с хрустом 
Грызть кочан капусты: 
Хруст-хруст, хруст-хруст…
(“заяц” грызет кулак и причмокивает) 
Съел, свалился под куст 
И уснул. Проснулся…  
Сладко потянулся
(c усилием растопыриваем все пальцы) 
А домой добрался – 
долго отдувался!
(показываем, как заяц движется по столу)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 3

Конспекты занятий по речевому развитию

во  второй младшей группе.

Занятие по теме «Игрушки в гостях у детей» 

Цель. Создание условий для воспитания звуковой культуры речи младших дошкольников.

Программные задачи.

Образовательные:

  1. Учить детей описывать игрушку, называть ее характерные признаки.
  2. Обогащать словарь детей правильными названиями игрушек, их свойств и действий.
  3. Продолжать знакомить детей с понятием «слово», закрепить произношение звуков [э], [ы], [о] в словах и фразах.
  4. Воспитывать активность на занятии, умение слушать ответы товарищей.

Развивающие:

  1. Развивать речь детей, звуковую культуру речи (фонематический слух, звукопроизношение)
  2. Развивать память, внимание, восприятие.

Воспитательные:

  1. Воспитывать положительное отношение к окружающим (игрушкам, сверстникам).

Оборудование: мягкая игрушка медвежонок, игрушечные грузовик, пароход.

Ход занятия 

Части занятия Деятельность  воспитателя Деятельность  детей
 
I часть.

Вводная 
 
 
 
 
 
 
 
 

II часть.

Основная 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

III часть. Итоговая (или заключительная)

Доброе утро, дорогие ребята! Я рада всех вас  видеть сегодня!

За дверью сигналит машина.

- Кто  это к нам приехал? Давайте  посмотрим. Открывается дверь  и в группу въезжает грузовик, в кузове которого сидят игрушки.

- Посмотрите, кто  это?

- Послушайте, как  рычит мишка – э-э-э. Как рычит мишка?

- А где живет  медведь?

- Мишка хочет,  чтоб мы составили маленький  рассказ о нем (дети дополняют): Меня зовут…

Я живу в…. Я…(большой). Шерстка у меня…(бурая). Ушки - …(круглые). Носик - …(черный). Хвостик - …(маленький). Я люблю есть…(ягоды, мед). Умею бегать и лазать по деревьям. Вот я какой!

- Ребята, кто хочет рассказать про Мишку? (ответы детей)

- Посмотрите, кто-то еще приехал в грузовике  с Мишкой. Кто это? 

Аналогично  составляется рассказ про мышку. 
 
 
 

Физминутка 

Мышки в норочках сидят

И по сторонам глядят (повороты головы в стороны)

Погулять  они хотят.

(Дети  разбегаются, машут  руками)

Набегались. Утомились

И обратно возвратились

Бежим в свои норочки. 

Вносит  пароходик. Рассмотреть с детьми, выделить трубу.

- Что  идет из трубы? (дым)

Чистоговорку  проговаривает:

«ы-ы-ы  – идет дым из трубы» «о-о-о - укатилось  колесо»

«у-у-у  – на прогулку я иду»

Что-то наш Мишка загрустил. Давайте, дети, расскажем ему стихотворение  А. Барто «Мишка» 

Итог: Вы сегодня очень хорошо занимались. Мишке понравилось, как вы рассказывали про него и мышку, мне тоже понравились  ваши рассказы Мишка обещал привезти  своих друзей, чтобы мы и про них составили интересные рассказы.

Дети сидят  на стульчиках.  
 
 
 
 
 

Это приехал  медведь 

э-э-э

в лесу 
 

Мишка

в лесу Я – большой.

бурая шерстка, ушки круглые, носик – черный,

хвостик – маленький. Люблю ягоды и мед. 
 
 
 

Это мышка.

Я – маленькая.

шерстка у меня серая, ушки маленькие круглые, носик  – черный, хвостик – маленький. Люблю сыр и крошки.

Мышки в норочках сидят

И по сторонам глядят (повороты головы в стороны)

Погулять они  хотят.

(Дети разбегаются, машут руками)

Набегались. Утомились

И обратно возвратились

Бежим в свои норочки. 

Труба высокая, из нее идет дым. 

индивидуальное  и хоровое проговаривание 
 

Чтение детьми стихотворения хором и индивидуально.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Конспект  занятия по звуковой культуре речи в младшей группе

"Язычок путешествует" 

Цель. Создание условий для воспитания звуковой культуры речи младших дошкольников.

Программные задачи.

  1. Учить различать слова, начинающиеся со звука «ц», ориентируясь не на смысл слова, а на его звучание.
  2. Упражнять детей в произнесении звука «ц» (изолированно, в словах, слогах, чистоговорках).
  3. Упражнять интонационную выразительности речи.

Развивающие:

  1. Развивать фонематический слух, мелкую моторику рук, подвижность языка.
  2. Развивать память, внимание, восприятие.

Воспитательные:

  1. Воспитывать усидчивость, положительное отношение к окружающим (игрушкам, сверстникам)

Оборудование: сюжетные картинки к логосказке «Язычок», картинка-раскраска: курица с яйцом, картинки с изображением «цветок, цыпленок, цирк, цапля» и др. 
 
 
 

Ход занятия 

Части занятия Деятельность  воспитателя Деятельность  детей
 
I часть.

Вводная 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

II часть.

Основная 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

III часть. Итоговая (или заключительная)

Доброе утро, дорогие ребята! Я рада всех вас  видеть сегодня! Давайте поиграем!

Артикуляционная гимнастика «Приключения язычка»

Проснулся язычок, вокруг темно и страшно. Стал он выход искать. В одну щечку постучал, в другую, не открывается. «Толкну-ка я посильнее!» - подумал язычок и стал толкать сначала одну щечку, а потом и другую. В это время ротик зевнул и открылся. Язычок увидел выход и направился к нему, но зубки его не пропустили, а стали тихонько покусывать. Язычок спрятался за зубки. А зубки не унимались и продолжали жевать. Они пожевали немного нижнюю губу, а затем верхнюю. Нижняя губа обиделась (оттопырить нижнюю губу). Язычок думает: «Почему зубки такие сердитые?». Решил язычок зубки помыть. Сначала помыл верхние, а потом нижние зубки. Зубки посмотрелись в зеркальце и промолвили: «Ах, какая чистота! Спасибо язычок. Мы больше не станем тебя кусать».

Логосказка  «Язычок». Гулял язычок в лесу, заблудился и заплакал. Как? (Уа) вспомнил, как нужно звать на помощь и закричал. Как? (Ау). Вдруг слышит язычок, что кто-то поет в лесу песенку, и стал слушать: Ц-ц-ц-ц-ц. Кто же это поет? – думает язычок. И вдруг увидел белочку. Белочка сидит на ветке и цокает: ц-ц-ц. Какую песенку поет белочка? Дети повторяют по очереди.

Идет язычок по лесу и поет песенку белочки, встретил петушка. Петушок спрашивает: «Вы  не видели курочку и цыплят?» (ответы детей). Ребята, как можно позвать  цыплят? (цып-цып-цып). Дети зовут цыплят и сыплют зернышки (пальчиковая гимнастика).

Прибежали цыплята, клюют зернышки. Тут цыплят заметила кошка Царапка. Как зовут кошку? И говорит: «Сейчас я цыплят цап-царап». Что сказала кошка? (ответы детей). Скажите ей: «Ц-ц-ц-Царапка, не пугай цыплят!» (дети повторяют). Царапка испугалась и убежала.

Логосказка  продолжается. Тут пришла курица и снесла яйцо. Выставляются картинки.

Проговаривание  чистоговорок: «Цо-цо-цо – снесла курица яйцо» или «Цо-цо-цо-у курицы яйцо».

Далее рассматриваем  картинки, слова на которых начинаются на звук «ц» (цветок, цыпленок, цирк, цапля). 

Итог  занятия. Поощрение детей (картинка-раскраска: курица с яйцом).

Учить благодарить  за подарки!

Дети сидят  на стульчиках.

- Доброе утро! 
 
 

Дети выполняют  действия в соответствии с текстом, который произносит воспитатель. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Упражнения на звукопроизношение:

- Уа

- Ау 

- Ц-ц-ц-ц-ц 
 
 
 
 
 
 

Нет, не видели

цып-цып-цып 
 
 
 

Царапка 

Сейчас я цыплят цап-царап 

Ц-ц-ц-Царапка, не пугай цыплят! 
 
 

«Цо-цо-цо – снесла курица яйцо» или «Цо-цо-цо-у курицы яйцо». 
 

цветок, цыпленок, цирк, цапля 

Спасибо!

Информация о работе Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста