Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 10:10, контрольная работа

Краткое описание

Звуковая сторона речи представляет единое целое, но весьма сложное явление, которое необходимо исследовать с разных сторон. В современной литературе рассматриваются несколько аспектов звуковой стороны речи: физический, физиологический, лингвистический.
Изучение различных аспектов звуковой стороны речи способствует пониманию закономерностей постепенного формирования ее у детей и облегчает руководство развитием этой стороны речи.

Оглавление

Введение……….………………………...…………………………………………...…3
1. Теоретическая часть…………………………………………………………………5
1.1. Значение воспитания звуковой культуры речи для развития ребёнка ….…....5
1.2. Особенности овладения детьми старшего дошкольного возраста звуковой культурой речи…………………………………………………………………...…...7
1.3. Анализ точек зрения разных исследователей о роли слухового и двигательного анализаторов в формировании звуковой культуры речи детей…12
1.4. Соответствие задач по формированию у детей старшего дошкольного возраста звуковой культуры речи этапам становления слово-, звукопроизношения и общеречевых навыков………….……………………….....15
1.5. Соотношение фронтальных и индивидуальных форм работы по выполнению задач звуковой культуры речи.…………...……………………..…..25
Выводы…….…..……………...…………………………………………………....…32
2. Практическая часть……………………………………………………………...…34
2.1. Анализ результатов диагностики уровня сформированности звуковой культуры речи во второй младшей группе МДОУ «Детский сад №79» и характеристика состояния звуковой культуры речи одного из обследованных детей……….…..……………...…………………………………………………...…34
2.2. Задачи обучения детей (по результатам обследования) и план работы на два месяца с детьми данной группы…………………………………….………37
2.3. Результаты повторного (контрольного) обследования ...………….………....41
3. Заключение………………………………………………………………………....43
Список использованной литературы………….……………………………………..46
Приложения.………….……………...…………………………………………...…...48

Файлы: 1 файл

к.р. по звук.культуре речи (Наташа) (1).doc

— 454.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Группа

(список группы)

Количес

тво детей

Сроки проверки звукопроизношение дикция темп сила  голоса выразительность при-

меча

ние

норма

(все

звуки)

не произносят норма

(чётко,внятно)

нечёт

кая

 
норма
излишне  
норм
излишне норма недос-

таточ

ная

 
Р,  Л
шипя

щие

другие

звуки

быст

ро

мед-

ленно

гром

ко

 
тихо
II мл. группа 23 октябрь 15 9 2 1 18 6 20 2 2 21 1 2 19 5  
II мл. группа 23 февраль 17 7 1 0 20 4 20 2 2 22 1 1 21 3 3 ч: +
                     П о д р о б н о   п о   с п и с к у   (на  октябрь / февраль)
Антон Арина   д ф +    +                + +     + +     + +       + +      
Бартова Камила   д ф + +             + +     + +     + +       + +      
Белоусова Кристина   д ф + +             + +     + +     + +       + +      
Болгова Валерия   д ф + +             + +     + +     + +       + +      
Бывших  Артем   д ф + +             + +     + +     + +       + +      
Васильев  Влад   д ф + +             + +     + +     + +       + +      
Горюнов Илья   д ф     + + + +         + + + +     + +       + +      
Губарева  Дарья   д ф + +                 + +     ++   + +       + +      
Захарова  Ксения   д ф     + + +           + +       ++ + +         + +   «+»
Калишина  Полина   д ф + +             + +     + +     + +           + +  
Костин  Кирилл   д ф     + +         + +     + +         ++     + +      
Кузнецова Алена   д ф   + +       +   + +     + +     + +       + +     «+»
Никитин Дмитрий   д ф + +             + +     + +     + +       + +      
Носова  Алина   д ф + +             + +     + +     + +       + +      
Радченко  Алена   д ф + +             + +     + +           + + + +      
Рудаков Кирилл   д ф     + +         + +     + +     + +       + +      
Сивцев  Никита   д ф     + +         + +     + +     + +       + +      
Тижин Степа   д ф + +             + +     + +     + +           + +  
Чучалин Юрий   д ф + +             + +     + +     + +       + +      
Шадрина Маша   д ф + +             + +         ++   + +       + +      
Шашкова Маша   д ф   + +             + +   + +     + +         + +   «+»
Шестаков  Антон   д ф     + +             + +       ++ + +       + +      
Шурыгин Глеб   д ф + +             + +     + +     + +       + +      

 

 

Приложение 2

ПРАКТИЧЕСКИЙ  МАТЕРИАЛ

Артикуляционная гимнастика-игра «ВЕСЕЛЫЙ ЗООПАРК» 

    Рыбка

Дети  широко открывают  и закрывают рот.

Рыбка ротик  открывает, Говорить она желает.

Добрый  тигренок

Дети  растягивают губы в ши рокой улыбке, обнажая сомк нутые зубы.

Наш тигренок не кусается, Нам тигренок улыбается.

Слоник

Дети  вытягивают губы трубочкой.

Тянет слоник хоботок,

Так он воду достает.

Киска

Дети, открыв рот, выполняют  движения языком вперед назад.

Тише, киске нелегко — Она лакает молоко.

Любопытный  гусь

Дети  вытягивают вперед уз кий кончик языка.

Шейку вытянул  гусак.

Вот так, вот  так!

Лошадка

К нам лошадка  скачет!

Что же это значит?                            Дети щелкают языком, широко открыв рот. 

Обезьянка

Обезьянка-озорница      Дети, улыбаясь, произносят «пя-пя-пя», зажимая

Может целый  день дразниться!      губами широкий кончик языка.

               

Мишка-сладкоежка 

Мишка очень  любит мед, Он его сейчас слизнет.

Лягушка

На обед себе лягушка. Ловит комара и мушку.

Попугай

Попугай волнистый  мой Вечно крутит головой!

Панда

Эта пандочка-толстушка  Настоящая болтушка!

Жираф

У жирафа голова Достает до потолка. 

Дети, открыв рот, облизывают верхнюю и нижнюю губу.

Дети  кончиком языка, стараясь поднять его как можно выше, касаются верхней губы.

Дети, открыв рот, выполняют движения языком вправо-влево.

Дети, открыв рот, выполняют вибрирующие движения языком, касаясь верхней губы.

Дети, широко открыв рот, достают  кончиком языка до верхнего неба.

 

    Озорной щенок

А щенок по кличке Шарик. Все гонял воздушный шарик, Толстой лапой Шарик топнул, И воздушный шарик лопнул.

  Дети надувают  и сдувают щеки. 

Ежик

А у ежика  иголки Дети дотрагиваются кончи-

Ох как колки! Ох как колки!     ком языка до внутренних.

                                                      сторон правой и левой щеки 

    Усталый лосенок

    Лосенок высунул  язык,       Дети, открыв рот, улыбаясь,

    Он долго  бегать не привык, показывают широкий расслабленный язык.)

   При проведении артикуляционной гимнастики, особенно на начальном этапе, воспитатель выполняет упражнения вместе с детьми. Каждое повторяется несколько раз. Благоприятный эмоциональный фон, столь необходимый на занятиях достигается похвалой и поощрением занимающихся. Выбирая игрушки, дети сами определяют последовательность задании и поэтому чувствуют себя самостоятельными и свободными Благодаря такой организации занятий можно добиться хороших результатов в обучении. 
 

Упражнения  для артикуляционного аппарата, способствующие формированию правильного  произношения

Шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ. 

Наказать  непослушный язык

  Цель.   Вырабатывать умение расслаблять мышцы языка.

  Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя...». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти-десяти.

  Методические указания. 1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. 2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. 3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

  Сделать язык широким

  Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

  Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти — десяти.

  Методические указания 1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. 2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. 3. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. 4. Боковые края языка должны касаться углов рта. 5. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».

  Кто дальше загонит мяч?

  Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

  Описание. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.

  Методические указания. 1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. 2. Нельзя надувать щеки. 3. Следить, чтобы дети произносили звук ф, а не звук х, т, е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная. 

  Грибок

  Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).

  Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка — его ножку.)

  Методические   указания.    1. Следить,  чтобы   губы были в положении улыбки. 2. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно — ни одна половина не должна опускаться.   3. При   повторении   упражнения   надо   открывать рот шире.

  Вкусное варенье

  Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш.

  Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

  Методические указания. 1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала»язык наверх — она должна быть неподвижной (можно прикипать ее пальцем). 2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. 3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». 
 
 

Подборка игр

в соответствии с задачами по воспитанию звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста

 «КАПИТОШКА»

Цель. Формирование интонационной выразительности; развитие силы и высоты голоса (в слоговых упражнениях).

Пособие: картина с изображением туч, Капитошки и капель дождя.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям поиграть с Капитошкой: «Тучка роняет капельки. По ним, как по лесенкам, любит прыгать наш Капитошка. А сегодня и слог "са", с которым мы только что познакомились, тоже захотел попрыгать по этим ступенькам вместе с Капитошкой. Будем показывать, на какой капельке находится Капитошка, и произносить: "са" - то тихо, то усиливая голос. У нас получится замечательная песенка!»

Способ  изготовления пособия. Вверху листа (посередине) рисуется Капитошка, а справа и слева - тучи и капельки. На другом листе повторяется изображение Капитошки.

«РИТМИЧЕСКОЕ  ПУТЕШЕСТВИЕ»

Цель. Формирование ритмического рисунка в серии слогов для правильного восприятия интонационной выразительности, создающей предпосылки для постановки логического ударения, правильного членения фразы.

Пособие: картина с изображением пруда и лягушки.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям поиграть с лягушкой: «Лягушка любит прыгать по листам кувшинки – это у нее хорошо получается, при этом она что-то напевает. А поет лягушка разные песенки: и ква-ква, и ла-ла, и са-са-са, и ши-ши-ши. Давайте сейчас вместе с лягушкой попробуем попрыгать с песенкой по листам кувшинки. Как хорошо у нас получается прыгать и петь песенку!»

Способ  изготовления пособия. На листе бумаги рисуется Пруд с лилиями и листьями, которые расположены согласно по определенному ритмическому рисунку. В левой стороне листа изображается лягушка.

Если листочки кувшинки расположены рядом, то звуки  произносят подряд, а если они расположены  на расстоянии, выдержать паузу. 

«ЗВУКОВОЙ ПОЛЕТ»

Цели. Формирование интонационной выразительности; развитие силы и высоты голоса (в звуковых и слоговых упражнениях).

Пособие: картина с изображением полянки с насекомыми.

Информация о работе Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста