Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 10:10, контрольная работа

Краткое описание

Звуковая сторона речи представляет единое целое, но весьма сложное явление, которое необходимо исследовать с разных сторон. В современной литературе рассматриваются несколько аспектов звуковой стороны речи: физический, физиологический, лингвистический.
Изучение различных аспектов звуковой стороны речи способствует пониманию закономерностей постепенного формирования ее у детей и облегчает руководство развитием этой стороны речи.

Оглавление

Введение……….………………………...…………………………………………...…3
1. Теоретическая часть…………………………………………………………………5
1.1. Значение воспитания звуковой культуры речи для развития ребёнка ….…....5
1.2. Особенности овладения детьми старшего дошкольного возраста звуковой культурой речи…………………………………………………………………...…...7
1.3. Анализ точек зрения разных исследователей о роли слухового и двигательного анализаторов в формировании звуковой культуры речи детей…12
1.4. Соответствие задач по формированию у детей старшего дошкольного возраста звуковой культуры речи этапам становления слово-, звукопроизношения и общеречевых навыков………….……………………….....15
1.5. Соотношение фронтальных и индивидуальных форм работы по выполнению задач звуковой культуры речи.…………...……………………..…..25
Выводы…….…..……………...…………………………………………………....…32
2. Практическая часть……………………………………………………………...…34
2.1. Анализ результатов диагностики уровня сформированности звуковой культуры речи во второй младшей группе МДОУ «Детский сад №79» и характеристика состояния звуковой культуры речи одного из обследованных детей……….…..……………...…………………………………………………...…34
2.2. Задачи обучения детей (по результатам обследования) и план работы на два месяца с детьми данной группы…………………………………….………37
2.3. Результаты повторного (контрольного) обследования ...………….………....41
3. Заключение………………………………………………………………………....43
Список использованной литературы………….……………………………………..46
Приложения.………….……………...…………………………………………...…...48

Файлы: 1 файл

к.р. по звук.культуре речи (Наташа) (1).doc

— 454.50 Кб (Скачать)

   Потом они делятся на две группы. Одни изображают пчел, другие — муху, попавшую в паутину, и соответственно этому  произносят звук ж. При повторении игры дети меняются ролями.

   Необходимо  более пристальное внимание уделять  воспитанию интонационного чутья, темпа  речи, дикции, силы голоса, поскольку  в этих умениях заложены наиболее важные условия дальнейшего развития всех сторон речи. Для этого проводится, например, следующая игра.

   «Чей  это голос?»

   Цель  игры: Различать взрослых животных и детенышей по звукоподражаниям, соотносить названия взрослого животного  и его детеныша.

   Для этой игры понадобятся фигурки: мышка  и мышонок, утка и утенок, лягушка  и лягушонок, корова и теленок, кошка и котенок.

   Если  подбор фигурок вызовет затруднения, можно подобрать картинки или  вылепить игрушки из пластилина, привлекая  ребенка к совместной деятельности.

   В гости к ребенку приходят (приезжают  на машине, на поезде) звери, они хотят поиграть. Ребенок должен угадать, чей голос он услышал.

   — Мяу— мяу. Кто это мяукает? (Кошка.) А тонким голосом кто мяукает? (Котенок.) У мамы-кошки есть детеныш. Он мяукает как? (Мяу-мяу.)

   — Му-у-у — кто так мычит? (Корова.) А кто у нее детеныш? (Теленок.) Каким голосом он мычит? (Тоненьким.) Теперь еще раз послушай и угадай, кто это мычит — корова или теленок.

   — Ква-ква — чей это грубый голос? (Лягушки.) А кто квакает тоненько? (Лягушонок.) Лягушка большая и  квакает грубым голосом, а ее детеныш  квакает тоненько. Кто детеныш у лягушки?

   Аналогично  обыгрываются остальные игрушки. Можно  предложить ребенку правильно позвать  игрушку, тогда он сможет поиграть. («Лягушонок, иди ко мне», «Утенок, поиграй  со мной».)

   В таких играх дети учатся различать  взрослых животных и их детенышей по звукоподражаниям (корова мычит громким голосом, а теленок тихим, тонким; лягушка квакает громко, а лягушонок тоненько).

   Подобные  игры можно проводить с разными  животными. Например, взрослый показывает ребенку картинку. На ней нарисована птичка.

   — Это птичка. Она живет в лесу и поет свою песенку: ку-ку, ку-ку. Кто  это? (Ку… — взрослый приглашает ребенка произнести слово самостоятельно.)

   — А это кто? (Петух.) А ласково  мы его называем… (Петушок). Петя-Петушок  кричит… (ку-ка-ре-ку).

   — Послушай слова «кукууушка», «петууух», «ууутка» (голосом выделяется звук «у»). В этих словах есть звук «у».

   От  звукового оформления высказывания зависят его эмоциональность  и выразительность, поэтому важно  научить детей умению отчетливо  произносить простые фразы, используя интонацию целого предложения, вопроса или ответа.

   Например, детям читается русская народная песенка «Курочка-рябушечка». Взрослый сначала читает ребенку всю песенку, а затем начинается диалог. Можно  сделать ребенку шапочку курочки  и предложить ему отвечать на вопросы: 

— Курочка-рябушечка, куда идешь?

— На речку.

— Курочка-рябушечка, зачем идешь?

— За водой.

— Курочка-рябушечка, зачем тебе вода?

— Цыплят поить. Они пить хотят.

На всю  улицу пищат — пи-пи-пи! 

    Детям предлагаются также чистоговорки, фразы из стихотворений, они произносят их с разной силой голоса (тихо — громко — шепотом) или в разном темпе (быстро — медленно). Параллельно можно менять интонации (спросить, ответить, передать радость, грусть, удивление) [9, с. 36].

    Таким образом, специально организованная работа в течение двух месяцев была направлена на решение задач воспитания звуковой культуры речи у младших дошкольников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3. Результаты повторного (контрольного) обследования 

      Повторная диагностика уровня сформированности звуковой культуры речи во второй младшей группе прошла по окончании проведенной специальной работы, описанной в п. 2.2. настоящей работы. Результаты повторной диагностики (январь, 2011 г.) приведены в таблице 4.

      Таблица 4

Результаты  повторной диагностики развития звуковой культуры речи у детей

во второй младшей группе, в % 

 
 
уровень
 
восприятие  речи (слуховое внимание)
 
артикуляция и звуко-произноше-ние
 
правильное  ударение
выразительность речи (высота и сила голоса, ритм и  темп речи, интонации и паузы) дикция (отчетли-вость, внятность речи)
выше  нормы  26 8 26 8 8
возрастная  норма 61 66 66 57 66
ниже  нормы  13 26 8 35 26

      Результаты диагностики уровня сформированности звуковой культуры речи во второй младшей группе показали, что 13% детей имеют уровень развития слухового внимания  ниже нормы - 4 человека, на уровне возрастной нормы – 14 человек (61%); ставят правильное ударение в словах 21 человек (92%); выразительная речь на уровне возрастной нормы у 13 человек (57%), ниже нормы – 35% детей осталось (8 детей), 8% детей (2 человека) умеют выразительно читать стихи (наизусть);  говорят отчетливо и внятно 17 человек (74%), они же имеют навыки правильного звукопроизношения 15 человек (66%) – на уровне нормы, 2 ребенка (8%) – выше возрастной нормы, 6 человек (26%) – не произносят, искажают звуки или заменяют другими звуками. 
 
 
 
 

      Таблица 5

Сводная таблица результатов первичной  диагностики 

развития  звуковой культуры речи у детей во второй младшей группе

      
 
уровень развития звуковой культуры речи
 
итоговый  результат по группе
выше  нормы  8
возрастная  норма 66
ниже  нормы  26
 
 

      Все результаты по всем критериям оценки состояния звуковой культуры речи были проанализированы, затем был выведен  общий результат уровня сформированности состояния звуковой культуры речи детей и составлена таблица 5. Анализ результатов показал, что выше нормы уровень развития звуковой культуры речи имеет уже 2 ребенка, на уровне возрастной нормы находится 15 человек, что составляет 66%, ниже нормы уровень развития звуковой культуры речи имеет 6детей – это 26% от состава группы.

      Сравнительный анализ результатов диагностики уровня сформированности звуковой культуры речи во второй младшей группе проведен с целью выявления эффективности проведенной работы и показал, что выше нормы уровень развития звуковой культуры речи стало на 4% больше детей из группы, на уровень возрастной нормы вышли ещё 2 ребенка, динамика составила 8%, на уровне ниже нормы уровня развития звуковой культуры остались 6 детей – стало на 13% меньше, чем в период первичной диагностики.

      Наглядно  динамику изменения уровня сформированности звуковой культуры речи во второй младшей группе представлен на гистограмме (рисунок 1).

      

Рисунок 1 (гистограмма). Результаты первичной  и повторной диагностики развития звуковой культуры речи во второй младшей группе. 

      Таким образом, наглядно видимы положительные  изменения уровня развития звуковой культуры речи у детей второй младшей группы. Данный факт может свидетельствовать об эффективности проведенной работы по воспитанию звуковой культуры речи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

    Звуковая  культура речи – понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию. Воспитание звуковой культуры предполагает:

    - формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения, для чего необходимо развитие речевого слуха, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата;

    - воспитание орфоэпически правильной речи – умения говорить согласно нормам литературного произношения. Орфоэпические нормы охватывают фонетическую систему языка, произношение отдельных слов и групп слов, отдельных грамматических форм. В состав орфоэпии входит не только произношение, но и ударение, т.е. специфическое явление устной речи. Русский язык обладает сложной системой разноместного и подвижного ударения;

    - формирование выразительности речи – владение средствами речевой выразительности предполагает умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями. Замечено, что ребенок в повседневном общении владеет естественной выразительностью речи, но нуждается в обучении произвольной, осознанной выразительности при чтении стихов, пересказе, рассказывании;

    - выработка дикции – отчетливого, внятного произношения каждого звука и слова в отдельности, а также фразы в целом;

    - воспитание культуры речевого общения как части этикета [8, с. 26].

    Понятие звуковой культуры речи, задачи работы по ее воспитанию раскрываются А.М. Бородич, А.И. Максаковым, О.И. Соловьевой, А.С. Фельдберг, М.Ф. Фомичевой и другими в учебных и методических пособиях.

    Исследователи детской речи и практические работники  отмечают значение правильного произношения звуков для формирования полноценной  личности ребенка и установления социальных контактов, для подготовки к школе, а в дальнейшем и для выбора профессии. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение со взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и желания. Речь с дефектами произношения, наоборот, затрудняет взаимо-отношения с людьми, задерживает психическое развитие ребенка и развитие других сторон речи. По мнению большинства ученых, дошкольный возраст является наиболее благоприятным для окончательного становления всех звуков родного языка. Основное внимание направлено на формирование правильного произношения гласных а, о, у, ы, и, э и согласных п, б, т, д, к, г, м, в, ф, ц.

    Работа  по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников в МДОУ «Детский сад  №79» ведётся системно воспитателями дошкольных групп. Диагностика и учёт сформированности звуковой культуры речи детей проводится 2 раза в год.

    В рамках данной работы был сделан анализ проведенной педагогами диагностики, выбран состав группы младших дошкольников для проведения опытно-экспериментальной работы (из числа детей, показавших низкий уровень развития звуковой культуры речи), составлен и реализован план работы по воспитанию звуковой культуры речи и проведена повторная диагностика уровня развития звуковой культуры речи во второй младшей группе.

    Дети  посещали данные занятия с интересом  и радостью. Каждое занятие включало в себя артикуляционную гимнастику, игры на развитие мелкой и общей  моторики, мимические и дыхательные  упражнения, игры на внимание. Все упражнения объединялись игровым сюжетом.

    Сравнительный анализ результатов диагностики уровня сформированности звуковой культуры речи во второй младшей группе проведен с целью выявления эффективности проведенной работы и показал, что выше нормы уровень развития звуковой культуры речи стало на 4% больше детей из группы, на уровень возрастной нормы вышли ещё 2 ребенка, динамика составила 8%, на уровне ниже нормы уровня развития звуковой культуры остались 6 детей – стало на 13% меньше, чем в период первичной диагностики.

    Таким образом, наглядно видимы положительные изменения уровня развития звуковой культуры речи у детей второй младшей группы. Данный факт может свидетельствовать об эффективности проведенной работы по воспитанию звуковой культуры речи у младших дошкольников.

     Список использованной литературы 

  1. Болотина  Л.Р. Воспитание звуковой культуры речи у детей в ДОУ [Текст] / Л.Р. Болотина, Н.В. Микляева, Ю.Н. Родионова. – М.: Айрис-Пресс, 2006.
  2. Гаврина С.Е. Развиваем речь у детей 3-4 лет [Текст] / С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина.– М.: Академия Развития, 2008.
  3. Гаврина С.Е. Развитие речи. Тесты для детей 3-4 лет [Текст] / С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина. – М.: Академия Развития, Астрель, 2007.
  4. Иванова С.Ф. Речевой слух и культура речи [Текст] / С.Ф. Иванова. – М., 1980г.
  5. Колесникова Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3 - 4 лет. Сценарии учебно-игровых занятий к рабочей тетради "Раз - словечко, два - словечко" [Текст] / Е.В. Колесникова. – М.: Ювента, 2004.
  6. Лалаева Р. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников [Текст] / Р. Лалаева. – Ростов-на-Дону: Феникс, Союз, 2009.
  7. Левина А. Развиваем речь. Для детей 3-4 лет [Текст] / А. Левина. – М.: Олма-Пресс Экслибрис, 2008.
  8. Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников [Текст] / А.И. Максаков. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  9. Нищева Н.В. Играйка-3. Игры для развития речи дошкольников [Текст] / Н.В. Нищева. – М.: Детство-Пресс, 2009.
  10. Нищева Н.В. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста. Формирование навыка пересказа [Текст] / Н.В. Нищева. – М.: Детство-Пресс, 2009.
  11. Новиковская О.А. Развитие звуковой культуры речи у дошкольников. Логопедические игры и упражнения [Текст] / Новиковская О.А. – М.: Детство-Пресс, 2008.
  12. Постоева Л.Д Играй, слушай, познавай! Программа психолого-логопедических занятий для детей 3-4 лет [Текст] / Л.Д. Постоева, Л.А. Мартыненко. – СПб.: Речь, Сфера, 2010.
  13. Развитие речи детей 3-4 лет. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий. Игры и упражнения [Текст] – М.: Вентана-Граф, 2008.
  14. Серова Л.Г. Формирование правильной речи у ребенка [Текст] / Л.Г. Серова. – М.: АСТ, Астрель, 2008.
  15. Филичева Т.Б. Дидактические материалы для обследования и формирования речи детей дошкольного возраста [Текст] / Т.В. Филичева, Т.В. Туманова. – М.: Дрофа, 2009.
  16. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения [Текст] / М.Ф. Фомичёва. – М., «Просвещение», 1981г.
  17. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи [Текст] / Г.С. Швайко. – М., 1983г.

Информация о работе Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста