Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 10:10, контрольная работа
Звуковая сторона речи представляет единое целое, но весьма сложное явление, которое необходимо исследовать с разных сторон. В современной литературе рассматриваются несколько аспектов звуковой стороны речи: физический, физиологический, лингвистический.
Изучение различных аспектов звуковой стороны речи способствует пониманию закономерностей постепенного формирования ее у детей и облегчает руководство развитием этой стороны речи.
Введение……….………………………...…………………………………………...…3
1. Теоретическая часть…………………………………………………………………5
1.1. Значение воспитания звуковой культуры речи для развития ребёнка ….…....5
1.2. Особенности овладения детьми старшего дошкольного возраста звуковой культурой речи…………………………………………………………………...…...7
1.3. Анализ точек зрения разных исследователей о роли слухового и двигательного анализаторов в формировании звуковой культуры речи детей…12
1.4. Соответствие задач по формированию у детей старшего дошкольного возраста звуковой культуры речи этапам становления слово-, звукопроизношения и общеречевых навыков………….……………………….....15
1.5. Соотношение фронтальных и индивидуальных форм работы по выполнению задач звуковой культуры речи.…………...……………………..…..25
Выводы…….…..……………...…………………………………………………....…32
2. Практическая часть……………………………………………………………...…34
2.1. Анализ результатов диагностики уровня сформированности звуковой культуры речи во второй младшей группе МДОУ «Детский сад №79» и характеристика состояния звуковой культуры речи одного из обследованных детей……….…..……………...…………………………………………………...…34
2.2. Задачи обучения детей (по результатам обследования) и план работы на два месяца с детьми данной группы…………………………………….………37
2.3. Результаты повторного (контрольного) обследования ...………….………....41
3. Заключение………………………………………………………………………....43
Список использованной литературы………….……………………………………..46
Приложения.………….……………...…………………………………………...…...48
Фонематический слух – способность воспринимать звуки речи, фонемы, благодаря которым осуществляется различение слов, близких по звучанию: рак – лак – мак, угол – уголь. Прислушиваясь к звукам, подражая речи окружающих, дети учатся из огромного количества разнообразных звуков вычленять только те, которые несут смысловое значение, то есть слышать звуки языка в соответствии с их фонематическими признаками. Хорошо развитый фонематический слух обеспечивает правильное формирование звукопроизношения, четкое и внятное произнесение слов в соответствии с общепринятыми литературными нормами. Сформированность фонематического слуха является необходимым условием обучения детей умению производить звуковой анализ слов, подготовки их к овладению чтением и письмом.
Звуковысотный слух – способность воспринимать и различать изменения голоса по высоте, чувствовать эмоциональную окраску речи. Звуковысотный слух начинает развиваться у детей очень рано. Младенцы, еще не умея говорить, узнают голоса близких, по-разному реагируют на тон речи взрослых: на сердитый – хмурятся, на ласковый – улыбаются.
Восприятие темпа речи и громкости голоса – способность на слух воспринимать скорость и громкость речевого высказывания.
Ритмический слух – способность слышать и правильно воспроизводить ритмический рисунок слова, определять место ударения в нем. Недоразвитие речевого слуха может быть причиной несвоевременного усвоения звуковой стороны речи: нечеткого произношения звуков, слов, неточного использования речевой интонации, отклонений в темпе и громкости речевого высказывания.
Сформированность компонентов речевого слуха находится в тесном единстве с развитием слухового внимания, то есть способности дифференцировать на слух звучание различных предметов, определять место и направление звука. Дошкольники не всегда обладают достаточно устойчивым вниманием, например, не умеют определять на слух наличие какого-либо звука в слове. Хорошо развитое слуховое внимание дает возможность целенаправленно воспринимать речь, направляя волевые усилия на отдельные ее стороны: громкость, скорость, правильность и пр.
Речь – это условный рефлекс высшего порядка. Развивается она, что указывалось выше, как вторая сигнальная система.
Возникновение речи обусловлено процессом развития центральной нервной системы, при котором в коре головного мозга образуется центр для произношения отдельных звуков, слогов и слов – это моторный центр речи – центр Брока. Его работа невозможна при нарушении действия двигательных анализаторов.
Таким
образом, все исследователи проблемы
развития речи и формирования звукопроизношения
приходят к утверждению значимости
слухового и двигательного
1.4. Соответствие задач по формированию у детей дошкольного
возраста
звуковой культуры речи
этапам становления
слово-, звукопроизношения
и общеречевых
навыков
К концу первого года жизни большинство детей уже могут осмысленно употреблять около пяти слов. Как правило, это звукоподражательные слова, которые одинаково звучат на разных языках. До полутора лет малыши обычно обходятся высказываниями, состоящими из одного слова. В зависимости от ситуации одно и то же слово может иметь разное значение. Ребёнок говорит «мама», когда он видит мать, если хочет её позвать или не может её найти. Переход к многочисленных репликам осуществляется постепенно.
Для развития понимания речи на этом возрастном этапе характерным является то, что до 1,5 лет интенсивнее развиваются связи между предметами, действиями и их словесными обозначениями. Однако эти связи не сразу становятся устойчивыми. Бывает, что на задание взрослого, даже понимая его, ребёнок реагирует не совсем правильно. В практической работе с детьми при формировании связи словесного обозначения предмета с действиями ребёнка необходимо сознавать соответствующие условия, при этом постепенно усложняя задания. По истечении 1 года и 6 месяцев дети обобщают предметы не только в понимаемой речи, но и в активной. Однако при обобщении в активной речи на первых порах делают много ошибок.
С возрастом у ребёнка возникает настоятельная потребность в общении. Он хочет что-то получить, попросить, сказать. Эта потребность сопровождает вс. Его деятельность, обуславливает возникновение активной речи. Примерно после года у ребёнка (при условии его нормального развития) начинает развиваться активная речь, появляются первые слова. Правда, они ещё «автономны», порой понятны только самому ребёнку и его близким. Ребёнок впервые делает для себя открытие и обнаруживает, что все окружающие его предметы имеют своё название – с этого начинается качественный скачок в его речевом развитии.
На первом году жизни ребёнок не может дать ответ в словесной форме, но ответ может выражаться в каком-нибудь движении или действии. Некоторые элементарные слова появляются к концу первого года. Для воспитания у него понимания надо развивать такой тип общения, в котором взрослый побуждает ребёнка к выполнению различных движений, действий к произношению звуков. Такое общение строится на движениях, которыми он уже владеет. Надо разучивать с ребёнком различные новые движения по словесному предложению взрослого.
К концу года некоторые слова в речи взрослого начинают приобретать для ребёнка обобщенный характер. Он понимает слово нельзя, если оно произносится в соответствии с ситуацией. Становится возможным воздействовать через речь на его поведение. Увеличивать количество понимаемых им слов, обозначающих названия игрушек, одежды, мебели, действий с предметами, действий, связанных с режимными процессами, движений, имена взрослых и детей, части тела, лица. Малыш может выполнять простые поручения взрослого, адекватно реагировать на слова можно, хорошо, плохо. Понимание речи меняет не только поведение, но и существенно влияет на все развитие ребёнка. Формируется активная речь; в период от 9-10 до 12 месяцев ребёнок овладевает первыми словами. Первые слова появляются на основе развития понимания речи, способности лепетать и подражать. Слоги, вошедшие в лепет ребёнка, в конце первого года жизни становятся составными частями произносимых им слов: баба, папа, мама, дай, на, бах, ав и др. Любой звук, слог, имеющий определённое смысловое содержание, для малыша – слово. Первые слова у всех детей одинаковы по звучанию, но могут быть разными по смыслу (это определяется взрослым). К концу года ребёнок произносит около 10 простых, облегченных слов, которые несут смысловую нагрузку. Количество произносимых слов значительно меньше понимаемых им. В этот период ребёнок ещё много лепечет, лепетом сопровождает действия, движения. А словами он пользуется редко – при необходимости обратить на себя внимание, получить желаемое, выразить неудовольствие или радость, увидев что-то неожиданное, заинтересовавшись чем-либо. Некоторые слова и звуки, подкрепленные мимикой, начинают служить для него средством общения со взрослыми и детьми. Под влиянием понимания речи усложняются действия с предметами.
Постепенно дети начинают подражать не только словам, но и фразам. На основании способности подражать растёт словарь ребёнка: если к концу первого года жизни у него насчитывалось 10 слов, то в 1 года 6 месяцев – 30, а к 2 годам – 300 слов. Изменяется и удельный вес речевых реакций при самостоятельном пользовании речью. Так, от 1 года до 1 года 3 месяцев преобладающей речевой реакцией является лепет ребёнка, который очень разнообразен и может быть выражен целыми монологами (эмоциональные возгласы). С 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев увеличивается количество слов, произносимых облегченно, зато резко увеличивается количество слов, произносимых правильно, хотя само произнесение слов ещё очень несовершенно и понимают его лишь близкие люди, а с 1 года 9 месяцев увеличивается количество произносимых малышом коротких фраз.
В начале второго года звуки «ам» превращаются обычно в звуки «ням-ням». Иногда ребёнок отвечает в случае согласия принять пищу словами «мам», «ня-ня», «дай-дай» и при этом тянется к предложенному предмету. На вопрос, хочет ли он «а-а», ребёнок отвечает звуками «а-а», при этом тужится и всей мимикой выражает своё состояние. Характерной чертой этой речи является то, что она вначале возникает в ответ на предложение взрослого. Она состоит из жестов, мимики и звука. Это ещё не настоящая звуковая речь, а жестикуляторная, которая имеет и звуковые элементы. Малыш зовёт взрослого, («мам», «няня», «тётя»), когда просыпается, когда желает, чтобы его взяли на руки, опустили на пол. Весь остальной контекст фразы выражается телодвижениями, жестами, мимикой.
Слова ребёнок начинает употреблять по своей инициативе обычно месяца через два после того, как они стали произноситься в ответ на предложение или вопрос взрослого.
Выполняя требования взрослого и приобретая способность всё точнее понимать его речь, ребёнок всё более овладевает новым типом взаимоотношений со взрослыми. На этом этапе развития он очень хороший ученик: соединяет в себе стремление делать всё самостоятельно с умением очень быстро заимствовать новый приём. Ребёнок проявляет большой интерес к картинке. Он быстро запоминает предмет и находит его среди других. Ребёнок в этом возрасте способен выполнять ряд несложных поручений – выбрать названный предмет из нескольких других и принести его, взять предмет у одного человека и передать другому. Такие занятия с детьми развивают у них понимание речи и способность дифференцировать предметы и изображения, запоминать их название. Слово даёт возможность ему запоминать, отождествлять и обобщать воспринимаемое.
На втором году согласие или отказ выражается более четко и к тому же в речевой форме: «да», «не» («нет»).
Понимание ребёнком смыла слова в своём развитии проходит целый ряд ступеней. На ранних этапах значение понимаемого ребёнком названия предмета тесно связывается у него с переживанием, действием с данным предметом, с местом, где обычно находится предмет.
На втором году жизни у нормального развивающегося ребёнка происходит быстрое накопление словаря. К концу второго года словарь ребёнка достигает 200-400 слов.
Во втором полугодии второго
года жизни ребёнка на первое
место выступает разнообразная
самостоятельная деятельность, направляемая
родителями и тесно связанная
с этим восприимчивость
К концу второго года речь
ребёнка начинает выполнять
После 2-3 лет дети уже способны
замечать неправильное
С 2-3 летним ребёнком полезно совместно рассматривать предметы, « разговаривать» по поводу этих предметов, сравнивать их, называть части и свойства различных предметов.
Когда ребёнок становится старше и начинает интересоваться изображениями, можно с большей пользой проводить беседы по картинкам. На первых порах можно ограничится тем, что ребёнка просят показать тот или иной предмет на картинке. При помощи речи удается расчленить окружающий мир в сознании ребёнка на отдельные категории.
Это приводит к активизации мышления и наблюдательности ребёнка. Чем полнее и отчетливее он видит, осязает, воспринимает предмет и его свойства, тем скорее он запоминает его название.
К двум годам словарный запас ребёнка уже составляет 200-400 слов, к концу третьего года – 800-1300 слов. Ребёнок уже может рассказывать короткие эпизоды или истории, причем в вопросах об окружающем мире начинают доминировать вопросы «почему?» и «как?». Развитие речи детей происходит дифференцированно по времени, так как здесь многое зависит от условия речевого общения в определенной семье и от условий, в которых он живёт. Кроме того, играют важную роль врожденные или наследственные факторы, такие, как тип нервной системы, динамичность нервных процессов или незначительные отклонения в сфере чувственного восприятия. Но и приобретённые, взаимно влияют друг на друга, и их действенность во многом зависит от того, насколько благоприятными для развития ребёнка будут условия в семье и в детском дошкольном учреждении.
На третьем году существенно изменяется воспитательное значение речи. Несмотря на то что при обучении ведущую роль продолжает занимать показ, использование речи как средства обучения и воспитания в этом возрасте значительно возрастает.
Но и на этом возрастном этапе, хотя и отмечаются большие достижения в развитии речи, дети ещё не овладели достаточно хорошо грамматическим строем языка, поэтому их речь остаётся несколько своеобразной. Правильное произношение звуков на третьем году не закреплено, но автоматизировано.
Информация о работе Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста