Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 13:24, курсовая работа
Цель работы: выявить особенности воспитательной работы со старшеклассниками в современной школе.
Задачи данной работы заключаются в следующем:
1. Уточнить содержание и структуру понятия «воспитательная работа».
2. Выявить характерные особенности старшего школьного возраста.
3. Определить содержание, формы и методы воспитательной работы со старшеклассниками.
Введение.
1.Особенности организации воспитательной работы в современной школе.
2.Психолого-педагогические особенности старшего школьного возраста.
3.Особенности организации воспитательной работы со старшеклассниками.
Заключение.
Список использованной литературы.
Цель работы: выявить особенности
воспитательной работы со старшеклассниками
в современной школе.
Задачи данной работы заключаются в следующем:
1. Уточнить содержание и структуру понятия
«воспитательная работа».
2. Выявить характерные особенности старшего
школьного возраста.
3. Определить содержание, формы и методы
воспитательной работы со старшеклассниками.
Содержание
Введение.
1.Особенности организации воспитательной
работы в современной школе.
2.Психолого-педагогические особенности
старшего школьного возраста.
3.Особенности организации воспитательной
работы со старшеклассниками.
Заключение.
Список использованной литературы.
Глава 1. Воспитательная работа с молодежью
в современном обществе……………………
1.1. Понятие воспитательной работы,
ее содержание и особенности………
1.1.1. Принципы и задачи
1.1.2. Формы воспитательной работы с молодежью………………..8
1.1.3. Методы воспитательной работы……
1.2. Психологические особенности
1.2.1. Психологические особенности
старшего подросткового
1.2.2. Психологические особенности
юношеского возраста……...14
1.3. Нормативно-правовые документы,
1.3.1. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года……….16
1.3.2. Государственная программа
"Патриотическое воспитание
1.3.3. Закон РФ «Об образовании от 10.07.1992 N 3266-1»……….18
Глава 2. Мероприятие по воспитательной
работе с молодежью «Долина Славы 2010»…………………………………………………………………
2.1. Информационная карта
2.2. Цели, задачи и принципы мероприятия…
2.3. Этапы реализации мероприятия……
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………………27
Приложение……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Современное состояние нашего общества, процессы, проходящие в политической, экономической и духовной жизни нашей страны, побуждают по-новому взглянуть на проблемы воспитания гражданина, формирования интеллектуального и творческого потенциала личности.
Актуальность постановки проблем воспитательной работы в школе и средних специальных образовательных учреждениях обусловлена и самой спецификой молодежной среды, интеллектуальной элиты, молодежи, отличающейся всегда наибольшей целеустремленностью, "продвинутостью" в любых начинаниях, активностью жизненной позиции [17].
Место молодежи предопределяет перестройку
учебно-воспитательного
Данной проблемой занимались такие ученые, как: Р. Оуэн, Дж. Дьюи, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Э. Ашхаруа, А.К. Бруднов, Б. Г. Ананьев, Е.В. Ткаченко, Л.И. Маленкова, Е. В. Титова, С.Я Батышев.
Цель курсовой работы: изучить и раскрыть воспитательную работу с молодежью в современном обществе.
Объект исследования: молодежь в возрасте от 14 до 20 лет.
Предмет исследования: воспитательная работа с молодежью в современном обществе.
Задачи курсовой работы:
1. проанализировать литературные источники по
2. рассмотреть формы, а также
принципы и задачи
3. дать характеристику
4. рассмотреть нормативно-
5. проанализировать результаты;
6. сформулировать выводы по
Теоретическая значимость: состоит в анализе литературных источников по проблеме изучения воспитательной работы с молодежью в современном обществе.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что результаты исследования будут интересны студентам, изучающим воспитательную работу с молодежью.
Наша курсовая состоит из введения, в котором обосновывается актуальность проблемы исследования, а так же сформулированы цели и задачи исследования. Во введении так же определены объекты, предмет исследования, показана теоретическая и практическая значимость работы.
В первой главе дается анализ воспитательной работы со старшими школьниками и юношами.
Во второй главе рассматриваются
Структура курсовой работы: курсовая
состоит из введения, двух глав и списка
использованной литературы.
Глава 1. Воспитательная работа с молодежью в современном обществе
1.1. Понятие воспитательной работы, ее содержание и особенности
Воспитательная работа - это сложнейший многогранный процесс прямого, непосредственного воздействия образовательной среды на обучающихся, где сама образовательная среда, определяется через систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и предметном окружении1.
Содержание воспитательной работы:
В качестве системообразующих определены следующие виды деятельности:
- познавательная деятельность, расширяющая кругозор, любознательность школьника и формирующая потребность в образовании и интеллектуальном развитии;
- художественная деятельность, развивающая эстетическое мироощущение, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению и тонким эмоциональным отношениям;
- спортивная деятельность, способствующая здоровому образу жизни, красоте физической и высокой гигиене жизни;
- трудовая деятельность в виде самообслуживающего, общественно полезного труда, положительное отношение к которому является показателем человеческой сущности, отношения к людям и прежде всего к самому себе;
- ценностно-ориентировочная де
- общественная деятельность, формирующая активную гражданскую позицию подростка и приобщающая его к возможности и желанию активного преобразования действительности;
- свободное общение, осуществляемое как досуг школьника, когда его общение освобождено от предметной цели и когда содержанием и целью его деятельности является общение с другим человеком [19].
Особенности воспитательной работы:
1. Процесс воспитательной работы – это многофакторный процесс. Он осуществляется в школе, в семье, вне школьных учреждений, во временных коллективах, созданных по месту жительства, – в трудовых коллективах, бригадах, группах. Поэтому воспитательное воздействие не ограничивается рамками и временем, трудового процесса, хотя это и основной фактор воздействия. Успех воспитания зависит от влияния многих факторов и условий. Расширение сферы воспитательных воздействий позволяет использовать многие возможности для формирования личности молодого человека. Вместе с тем это затрудняет воспитательный процесс, так как при испытании множества разнообразных воздействий накапливается не только положительный, но иногда и отрицательный опыт.
2. Это длительный процесс. Его
результаты можно обнаружить
не сразу, и не во всех
случаях можно рассчитывать на
быстрый успех воспитания и
особенно перевоспитания
3. Процесс воспитания имеет
4. Процесс воспитательной работы
имеет концентрический
в соответствии с возрастными особенностями и уровнем воспитания молодежи2.
1.1.1. Принципы и задачи
Принципами планирования воспитательной работы являются:
- целеустремленность;
- систематичность (
- конкретность (конкретные дела, направленные на реализацию цели);
- оптимистичность (наилучший
- диалогичность (учет мнения всех);
- индивидуальность (целостное отношение
к личности каждого,
- научность (научное понимание процессов воспитания);
- непрерывность,
- разнообразие содержания форм и методов [20].
В плане воспитательной работы отражаются:
1) результаты и оценки достигнутого;
2) цели и стратегические ориентиры будущей деятельности;
3) программа действий коллектива,
направленных на достижение
4) реальные сроки реализации намеченного;
5) ответственные за выполнение конкретных дел [1].
На основании цели выделяется группа стратегических задач, стоящих перед воспитательной работой:
Анализ результатов и оценка достигнутого, безусловно, не может ограничиваться перечнем воспитательных мероприятий за прошедший учебный год. Важно оценить и осмыслить итоги проделанной работы. Выявить недостатки и факторы, которые неизбежно привели к успеху, чтобы учесть в дальнейшей работе [1].
1.1.2. Формы воспитательной работы с молодежью
Форма воспитания - это вид организации воспитательной деятельности и взаимодействие с учащимися; совокупность методов и приемов решения учебно-воспитательных задач3.
В педагогической науке не существует единого мнения о формах воспитательной работы. Во-первых, многозначно определяется само понятие, во-вторых, есть множество классификаций форм воспитательной работы [18].
Оригинальна предложенная Е.В.
Мероприятия — это события, занятия, ситуации
в коллективе, организуемые педагогами
или кем-нибудь другим для воспитанников
с целью непосредственного
Ко второй группе форм воспитательной работы Е.В. Титова относит так называемые «дела». Дела — это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе.
Игры — это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения5.
Невозможно перечислить и тем более
Классификация форм воспитательной работы:
1. По времени проведения все формы можно разделить на:
- кратковременные (продолжительностью от
- продолжительные (продолжительностью от
- традиционные (регулярно повторяющиеся).
2. По видам деятельности:
- учебная;
- трудовая;
- спортивная;
- художественная.
3. По способу влияния педагога:
- непосредственные;
- опосредованные.
4. По субъекту организации
- организаторами детей
- деятельность организуется на основе сотрудничества;
- инициатива и ее реализация принадлежит детям.
5. По результату все формы можно разделить на следующие группы:
- результатом является
- результатом является
- результатом является