Воспитание старшеклассников в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 13:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: выявить особенности воспитательной работы со старшеклассниками в современной школе.
Задачи данной работы заключаются в следующем:
1. Уточнить содержание и структуру понятия «воспитательная работа».
2. Выявить характерные особенности старшего школьного возраста.
3. Определить содержание, формы и методы воспитательной работы со старшеклассниками.

Оглавление

Введение.
1.Особенности организации воспитательной работы в современной школе.
2.Психолого-педагогические особенности старшего школьного возраста.
3.Особенности организации воспитательной работы со старшеклассниками.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

ВОСПИТАНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ШКОЛЕ.docx

— 41.96 Кб (Скачать)

Цель работы: выявить особенности  воспитательной работы со старшеклассниками  в современной школе. 
 
Задачи данной работы заключаются в следующем: 
 
1. Уточнить содержание и структуру понятия «воспитательная работа». 
 
2. Выявить характерные особенности старшего школьного возраста. 
 
3. Определить содержание, формы и методы воспитательной работы со старшеклассниками.

Содержание

Введение. 
 
1.Особенности организации воспитательной работы в современной школе. 
2.Психолого-педагогические особенности старшего школьного возраста. 
3.Особенности организации воспитательной работы со старшеклассниками. 
Заключение. 
 
Список использованной литературы.

 

 

 

Глава 1. Воспитательная работа с молодежью  в современном обществе……………………………………………………………………….5      

1.1. Понятие воспитательной работы, ее содержание и особенности…………………………………………………………………...5      

1.1.1. Принципы и задачи планирования  воспитательной работы…..7     

1.1.2. Формы воспитательной работы  с молодежью………………..8     

1.1.3. Методы воспитательной работы……………………………...10      

1.2. Психологические особенности молодежи……………………..11      

1.2.1. Психологические особенности  старшего подросткового возраста………………………………………………………………………12      

1.2.2. Психологические особенности  юношеского возраста……...14     

1.3. Нормативно-правовые документы,  касающиеся воспитательной работы  с молодежью……………………………………..16      

1.3.1. Конвенция о правах ребенка  от 20 ноября 1989 года……….16     

1.3.2. Государственная программа  "Патриотическое воспитание граждан  Российской Федерации на 2006 - 2010 годы"…………………..17      

1.3.3. Закон РФ «Об образовании  от 10.07.1992 N 3266-1»……….18

Глава 2. Мероприятие по воспитательной работе с молодежью «Долина Славы 2010»………………………………………………………………….22      

2.1. Информационная карта мероприятия  «Долина Славы 2010»………………………………………………………………..22      

2.2. Цели, задачи и принципы мероприятия……………….23      

2.3. Этапы реализации мероприятия………………………………..24

Заключение…………………………………………………………………..26

Список  используемой литературы…………………………………………27

Приложение………………………………………………………………….29 

ВВЕДЕНИЕ      

Современное состояние нашего общества, процессы, проходящие в политической, экономической  и духовной жизни нашей страны, побуждают по-новому взглянуть на проблемы воспитания гражданина, формирования интеллектуального и творческого потенциала личности.     

Актуальность  постановки проблем воспитательной работы в школе и средних специальных образовательных учреждениях обусловлена и самой спецификой молодежной среды, интеллектуальной элиты, молодежи, отличающейся всегда наибольшей целеустремленностью, "продвинутостью" в любых начинаниях, активностью жизненной позиции [17].     

Место молодежи предопределяет перестройку  учебно-воспитательного процесса, выход  его на новый уровень, что делает возможным развитие внеучебной работы с новыми задачами, методиками, технологиями, формами как необходимой школьнику и абитуриенту среды для самоутверждения, самовыражения, самоопределения, где акцент переносится на значимость человеческой личности в различных видах внеучебной работы.     

Данной  проблемой занимались такие ученые, как: Р. Оуэн, Дж. Дьюи, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Э. Ашхаруа, А.К. Бруднов, Б. Г. Ананьев, Е.В. Ткаченко, Л.И. Маленкова, Е. В. Титова, С.Я Батышев.      

Цель  курсовой работы: изучить и раскрыть воспитательную работу с молодежью в современном обществе.     

Объект  исследования: молодежь в возрасте от 14 до 20 лет.     

Предмет исследования: воспитательная работа с молодежью в современном обществе.       

Задачи  курсовой работы:

1. проанализировать  литературные источники по проблеме  изучения воспитательной работы  с молодежью;

2. рассмотреть формы, а также  принципы и задачи воспитательной  работы;

3. дать характеристику психологическим  особенностям молодежи;

4. рассмотреть нормативно-правовые  документы, касающиеся воспитательной  работы с молодежью;

5. проанализировать результаты;

6. сформулировать выводы по данной  проблеме.      

Теоретическая значимость: состоит в анализе литературных источников по проблеме изучения воспитательной работы с молодежью в современном обществе.     

Практическая  значимость данной работы состоит в том, что результаты исследования будут интересны студентам, изучающим воспитательную работу с молодежью.     

Наша  курсовая состоит из введения, в  котором обосновывается актуальность проблемы исследования, а так же сформулированы цели и задачи исследования. Во введении так же определены объекты, предмет исследования, показана теоретическая  и практическая значимость работы.     

В первой главе дается анализ воспитательной работы со старшими школьниками и  юношами.      

Во  второй главе рассматриваются различные  проекты для молодежи, а также  проект, проведенный нами в качестве примера воспитательной работы.     

Структура курсовой работы: курсовая состоит из введения, двух глав и списка использованной литературы.  
 

Глава 1. Воспитательная работа с молодежью  в современном обществе 

1.1. Понятие воспитательной  работы, ее содержание  и особенности      

Воспитательная  работа - это сложнейший многогранный процесс прямого, непосредственного воздействия образовательной среды на обучающихся, где сама образовательная среда, определяется через систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и предметном окружении1.    

Содержание  воспитательной работы:    

В качестве системообразующих определены следующие виды деятельности:

- познавательная деятельность, расширяющая кругозор, любознательность школьника и формирующая потребность в образовании и интеллектуальном развитии;

- художественная деятельность, развивающая эстетическое мироощущение, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению и тонким эмоциональным отношениям;

- спортивная деятельность, способствующая здоровому образу жизни, красоте физической и высокой гигиене жизни;

- трудовая деятельность в виде самообслуживающего, общественно полезного труда, положительное отношение к которому является показателем человеческой сущности, отношения к людям и прежде всего к самому себе;

- ценностно-ориентировочная деятельность, направленная на рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, на осознание личной причастности к миру во всех его проявлениях;

- общественная деятельность, формирующая активную гражданскую позицию подростка и приобщающая его к возможности и желанию активного преобразования действительности;

- свободное общение, осуществляемое как досуг школьника, когда его общение освобождено от предметной цели и когда содержанием и целью его деятельности является общение с другим человеком [19].       

Особенности воспитательной работы:

1. Процесс  воспитательной работы – это многофакторный процесс. Он осуществляется в школе, в семье, вне школьных учреждений, во временных коллективах, созданных по месту жительства, – в трудовых коллективах, бригадах, группах. Поэтому воспитательное воздействие не ограничивается рамками и временем, трудового процесса, хотя это и основной фактор воздействия. Успех воспитания зависит от влияния многих факторов и условий. Расширение сферы воспитательных воздействий позволяет использовать многие возможности для формирования личности молодого человека. Вместе с тем это затрудняет воспитательный процесс, так как при испытании множества разнообразных воздействий накапливается не только положительный, но иногда и отрицательный опыт.

2. Это длительный процесс. Его  результаты можно обнаружить  не сразу, и не во всех  случаях можно рассчитывать на  быстрый успех воспитания и  особенно перевоспитания личности.

3. Процесс воспитания имеет ступенчатый  характер.

4. Процесс воспитательной работы  имеет концентрический характер. Это означает, что в процессе  воспитания к одним и тем  же качествам приходится возвращаться, неоднократно расширяя и углубляя  воздействия

в соответствии с возрастными особенностями  и уровнем воспитания молодежи2.      

1.1.1. Принципы и задачи планирования  воспитательной работы      

Принципами  планирования воспитательной работы являются:

- целеустремленность;

- систематичность (воспитательный  процесс как система);

- конкретность (конкретные дела, направленные  на реализацию цели);

- оптимистичность (наилучший вариант  организации жизнедеятельности);

- диалогичность (учет мнения  всех);

- индивидуальность (целостное отношение  к личности каждого, обеспечение  условий для него самоактуализации);

- научность (научное понимание  процессов воспитания);

- непрерывность, последовательность;

- разнообразие содержания форм  и методов [20].     

В плане воспитательной работы отражаются:

1) результаты  и оценки достигнутого;

2) цели  и стратегические ориентиры  будущей деятельности;

3) программа действий коллектива, направленных на достижение поставленных  целей;

4) реальные сроки реализации  намеченного;

5) ответственные за выполнение конкретных дел [1].     

На  основании цели выделяется группа стратегических задач, стоящих перед воспитательной работой:

    1. Организация внеучебной деятельности учащихся;
    2. Стимулирование здорового образа жизни;
    3. Приобщение учащихся к культуре;
    4. Создание учебно-производственного коллектива;
    5. Воспитание культуры общения;
    6. Привлечение учащихся к планированию [21].

Анализ  результатов и оценка достигнутого, безусловно, не может ограничиваться перечнем воспитательных мероприятий  за прошедший учебный год. Важно  оценить и осмыслить итоги  проделанной работы. Выявить недостатки и факторы, которые неизбежно привели   к успеху, чтобы учесть в дальнейшей работе [1].       

1.1.2. Формы воспитательной  работы с молодежью       

Форма воспитания - это вид организации  воспитательной деятельности и взаимодействие с учащимися; совокупность методов и приемов решения учебно-воспитательных задач3.      

В педагогической науке не существует единого мнения о формах воспитательной работы. Во-первых, многозначно определяется само понятие, во-вторых, есть множество  классификаций форм воспитательной работы [18].       

 Оригинальна предложенная Е.В.  Титовой классификация форм воспитательной  работы. Она считает, что существуют  три основных типа форм воспитательной  работы: мероприятия, дела, игры. Они  различаются по следующим признакам:  по целевой направленности, по  позиции участников воспитательного  процесса, по объективным воспитательным  возможностям.     

Мероприятия — это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-нибудь другим для воспитанников  с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. Она выделяет характерные признаки такого типа форм. Это, прежде всего, созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых или старших воспитанников4.      

Ко  второй группе форм воспитательной работы Е.В. Титова относит так называемые «дела». Дела — это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе.     

Игры  — это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения5.     

Невозможно  перечислить и тем более охарактеризовать все формы воспитательной работы. Отметим лишь некоторые из них, действующие  во всех видах их совместной деятельности и являющиеся наиболее распространенными.     

Классификация форм воспитательной работы:

1. По времени проведения все  формы можно разделить на:

- кратковременные  (продолжительностью от нескольких  минут до нескольких часов);

- продолжительные  (продолжительностью от нескольких  дней до нескольких недель);

- традиционные (регулярно повторяющиеся).

2. По видам деятельности:

- учебная;

- трудовая;

- спортивная;

- художественная.

3. По способу влияния педагога:

- непосредственные;

- опосредованные.

4. По субъекту организации классификация  форм может быть:

- организаторами детей выступают  педагоги, родители и другие взрослые;

- деятельность организуется на  основе сотрудничества;

- инициатива и ее реализация  принадлежит детям.

5. По результату все формы  можно разделить на следующие  группы:

- результатом является информационный  обмен;

- результатом является выработка  общего решения (мнения);

- результатом является общественно  значимый продукт.

Информация о работе Воспитание старшеклассников в школе