Воспитание старшеклассников в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 13:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: выявить особенности воспитательной работы со старшеклассниками в современной школе.
Задачи данной работы заключаются в следующем:
1. Уточнить содержание и структуру понятия «воспитательная работа».
2. Выявить характерные особенности старшего школьного возраста.
3. Определить содержание, формы и методы воспитательной работы со старшеклассниками.

Оглавление

Введение.
1.Особенности организации воспитательной работы в современной школе.
2.Психолого-педагогические особенности старшего школьного возраста.
3.Особенности организации воспитательной работы со старшеклассниками.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

ВОСПИТАНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ШКОЛЕ.docx

— 41.96 Кб (Скачать)

В старшем школьном возрасте большинство  учащихся имеет устойчивые познавательные интересы. Особенно это относится  к хорошо успевающим школьникам. Исследования показывают, что наиболее распространенным является интерес к изучению предметов  естественного цикла: математики, физики, экономики, информатики. В этом сказывается  понимание их роли и значения в  научно-техническом прогрессе. По этой причине отдельные старшеклассники  меньше внимания уделяют изучению гуманитарных предметов. Все это требует от учителей не только повышения качества преподавания этих предметов, но и содержательной внеклассной работы с тем, чтобы  возбуждать и поддерживать интерес  юношей и девушек к изучению литературы, истории и других гуманитарных предметов. Что же касается средне- и слабоуспевающих  учащихся, то многие из них не имеют  четко выраженных познавательных интересов, а отдельные нередко вообще учатся без достаточной охоты. Психологически это объясняется тем, что трудности и отсутствие успехов в овладении знаниями отрицательно сказываются н; их эмоциональной и мотивационной сфере, что в конечном итоге снижает тонус их учебной работы. Преодолеть этот недочет можно только при условии оказания им своевременной и действенной по мощи в учебе и повышении качества успеваемости.

Развитие мыслительных способностей и стремление к более глубоким теоретическим обобщениям стимулируют  работу старшеклассников над речью, порождают у них желание облекать свои мысли в более точные и  яркие словесные формы, использовать для этой цели афоризмы, выдержки из научных трудов и художественных произведений. Некоторые ведут в  специальных тетрадях и блокнотах  записи новых слов, терминов и интересных высказываний выдающихся людей. Все  это необходимо учитывать в учебно-воспитательной работе и помогать учащимся оттачивать свои мысли, учить их обращаться к словарям, подробно разъяснять научные термины, иностранные слова и т.д. Особенно большую роль играет в этом организация внеклассного чтения, работа по воспитанию культуры речи, оказание помощи учащимся в преодолении речевых дефектов.

На более высокий уровень  поднимается у старших школьников развитие чувств и волевых процессов. В частности, усиливаются и становятся более осознанными чувства, связанные  с общественно-политическими событиями.

Общественные переживания и  чувства оказывают сильное воздействие  на нравственное формирование старшеклассников. Именно в этом возрасте на основе моральных  знаний и жизненного опыта вырабатываются определенные нравственные взгляды  и убеждения, которыми руководствуются  юноши и девушки в своем  поведении. Вот почему так важно, чтобы в школе содержательно  осуществлялось гражданское и моральное  воспитание, проводились дискуссии, а учащиеся систематически вовлекались  в общественную работу. Исследования показывают, что слабая постановка гражданского и морального воспитания оборачивается существенными издержками в развитии старшеклассников. Отдельные из них могут проявлять общественную пассивность, вовлекаться в различные внешкольные объединения с негативной направленностью.

Годы ранней юности для многих учащихся характеризуются сильными интимными  переживаниями, первой любовью, нередко  оставляющей след на всю жизнь. Задача учителей и всех тех, кто соприкасается  с учащимися этого возраста, –  бережно относиться к их интимным переживаниям, не вторгаться в эти  чувства, понимать и всячески щадить их. Однако, проявляя понятную в этих случаях осторожность и деликатность, необходимо ставить перед учащимися  вопросы дружбы и любви, а также  взаимоотношений между полами, с  помощью медицинских работников осуществлять соответствующее гигиеническое  просвещение, причем в ряде случаев  целесообразно проводить работу отдельно с юношами и девушками.

Развитие чувственной сферы  и сознательности старшеклассников оказывает большое влияние на волевые процессы, причем в протекании волевых актов решающее значение принадлежит обдумыванию своих  намерений и поведения. Замечено, что, если учащийся поставил перед собой  определенную цель в учебной или  общественной работе или же четко  определил свои жизненные планы  с учетом имеющихся интересов  и склонностей, он, как правило, проявляет  высокую целеустремленность и энергию  в ра-боте, а также настойчивость в преодолении встречающихся трудностей. С этим связана и другая особенность старшеклассников, относящаяся к работе над своим самовоспитанием. Если подростки в большинстве своем отличаются повышенной требовательностью к другим и недостаточно требовательны к себе, то в юношеском возрасте положение изменяется. Они становятся более требовательными к себе и своей работе, стремятся вырабатывать у себя те черты и качества поведения, которые в наибольшей мере способствуют осуществлению намеченных планов. Все это показывает, какое большое значение имеют внутренние факторы (цели, мотивы, установки и идеалы) в развитии личностных качеств старшеклассников.

Существенной особенностью старших  школьников является обостренность  их сознания и чувств в связи с предстоящим жизненным самоопределением и выбором профессии. Вопрос, кем быть, для них уже не является отвлеченным, и решается он не без колебаний, не без трудностей и внутренних переживаний. Дело в том, что школьное обучение так или иначе делает для них более привычным умственный труд, и под влиянием этого многие юноши и девушки мечтают связать свою жизнь с интеллектуальной деятельностью. Общественные же потребности таковы, что подавляющее большинство старшеклассников после окончания школы должно вливаться в сферу материального производства. В результате этого у отдельных юношей и девушек, особенно из числа слабоуспевающих, складывается ложное мнение о том, что учение дает мало пользы: работать на заводе, заниматься мелкой торговлей, мелким и средним бизнесом, дескать, можно и без среднего образования... Это отрицательно сказывается на их отношении к овладению знаниями. Указанные трудности требуют оказания действенной помощи учащимся в формировании их жизненных планов и проведения содержательной профориентации, основной смысл которой должен состоять в том, чтобы раскрыть учащимся красоту человека труда, творческий характер работы на современном производстве.

В развитии и воспитании старшеклассников нередко проявляется и такая  трудность. Стремление многих родителей  создать лучшие условия для жизни  и учебы своих детей приводит к тому, что последние привыкают  к удовлетворению всех своих запросов, вследствие чего у них зачастую формируется  потребительское отношение к  жизни. Недостаточность же практического  опыта порождает отставание их общего социального развития и некоторую  инфантильность (от лат. infantilis – детский) в суждениях, что в свою очередь не дает им возможности понять неумеренность многих их потребностей и нецелесообразность их удовлетворения. Преодоление указанных недочетов обусловливает необходимость расширения общественно полезной деятельности учащихся и привлечения их к систематическому труду как в школе, так и дома.

Наконец, нельзя не отметить того, что  на развитие и поведение старшеклассников большое влияние оказывает их повышенная реактивность (чувствительность) ко всему новому, что происходит в жизни, в литературе, искусстве  и музыке, а также в моде. Они  чутко и быстро улавливают это  и стремятся копировать все ультрасовременное: длину волос, расцветку и необычный  покрой одежды, «музыкальные» произведения... На этом фоне у них нередко обнаруживается неверное отношение к классике в  искусстве и литературе, непонимание  важной роли положительных культурных и трудовых традиций. Это также  создает определенные проблемы в  воспитании. Но при правильном подходе  к делу эти проблемы решаются успешно. Главное здесь – не борьба со стремлением юношей и девушек  ко всему новому, а наоборот, своевременное  и умелое приобщение их к современным  веяниям в искусстве, литературе и моде, воспитание культуры восприятия этого нового, преодоление тех  крайностей, которые иногда наблюдаются  в следовании моде.

Таковы важнейшие особенности  развития и организации учебно-воспитательной работы в старших классах.

 

Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с.

 

 

 


Информация о работе Воспитание старшеклассников в школе