Воспитание старшеклассников в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 13:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: выявить особенности воспитательной работы со старшеклассниками в современной школе.
Задачи данной работы заключаются в следующем:
1. Уточнить содержание и структуру понятия «воспитательная работа».
2. Выявить характерные особенности старшего школьного возраста.
3. Определить содержание, формы и методы воспитательной работы со старшеклассниками.

Оглавление

Введение.
1.Особенности организации воспитательной работы в современной школе.
2.Психолого-педагогические особенности старшего школьного возраста.
3.Особенности организации воспитательной работы со старшеклассниками.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

ВОСПИТАНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ШКОЛЕ.docx

— 41.96 Кб (Скачать)

6. По количеству участников формы  могут быть:

- индивидуальные (воспитатель — воспитанник);

- групповые (воспитатель — группа детей);

- массовые (воспитатель — несколько  групп, классов) [2]. 

1.1.3. Методы воспитательной  работы      

Метод воспитания - способ совместной деятельности воспитателя и воспитанника, в ходе которого у последнего формируются понятия, представления, суждения, убеждения, положительная мотивация, способы деятельности и качества личности.     

Изучая  проблему организации воспитательной работы в образовательных учреждениях, можно выделить следующие группы методов воспитания будущих рабочих:

1. Методы организации коллектива: дисциплина, самообслуживание, соревнование и самоуправление [3].

2. Группа методов, содействующих формированию сознания:

2.1. Методы убеждения: информация, поиск, дискуссия и взаимное  просвещение [1].

2.2. Методы педагогического стимулирования: требование, перспектива, поощрение,  наказание и общественное мнение.      

Методам воспитания сопутствует педагогическая техника. Она включает в себя искусство  общения с воспитанниками, управление их поведением, действиями и поступками, посредством мимики и жестов, выразительной речи, приемов театральной педагогики.      

1.2. Психологические  особенности молодежи       

Молодёжь  — в широком смысле обширная совокупность групповых общностей, образующих на основе возрастных признаков и связанных  с ними основных видов деятельности. В более узком, социологическом, смысле молодежь — социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей. По поводу возрастных границ молодежи нет общего мнения. В отсутствие единых критериев возрастной периодизации в определении границ молодёжного возраста учитывается специфика подходов, сложившихся в различных дисциплинах, изучающих молодёжь, в том числе и в социологии, а также конкретные цели и задачи, стоящие перед исследователями.      

В Европейском Союзе возраст "молодого фермера" - от 18 до 40 лет. В отечественной социологии наиболее часто нижняя возрастная граница молодежи определяется между 14-20, а верхняя — между 25-29 годами. Хотя в сложившейся практике имеет место увеличение возраста отдельных групп молодежи, как например, молодых ученых (до 33-35 лет). Молодежь как социально-демографическая группа неоднородна по своему составу. В ней выделяются различные слои:

- по  возрасту (подростки, юношество);

- по полу;

- по  видам деятельности (учащиеся, работающие);

- по  месту жительства (городская, сельская)6.       

1.2.1. Психологические  особенности старшего  подросткового возраста      

Обзор литературы по проблеме взросления и  практические наблюдения позволяют  говорить о рубеже развития личности, когда подростковый опыт уже недостаточен для нормального самочувствия, а взрослый опыт еще осознанно не освоен. В связи с этим выделяются основные особенности старших школьников:

1. Повышенная по сравнению с  другими возрастами значимость  тесных эмоциональных контактов.

2. Интенсивная социализация, сменяющая  характерное для подростков противопоставление  себя взрослому обществу. Это,  в свою очередь, приводит к  усилению негативных реакций  и эмансипированного поведения  со стороны старшеклассников, и  к попыткам усилить контроль  со стороны их родителей. В  результате и дети, и родители  переживают целый комплекс личностных  проблем, который, повышает их  тревожность.     

Старшеклассник  вынужден в короткий промежуток времени  находить решения основных задач  дальнейшего развития. Главная проблема заключается в том, что эти задачи, при множестве различных социальных институтов, способных оказывать ему в этом помощь, человек в период взросления должен решать самостоятельно. Тогда как "движение" личности старшеклассника в процессе решения этих задач всегда противоречиво, конфликтно, напряженно.     

Старший подростковый возраст является особенно чувствительным к формированию ценностных ориентаций, поскольку способствует становлению мировоззрения и  собственного отношения к окружающей действительности [26].     

Основным новообразованием в старшем  подростковом возрасте традиционно  считается жизненное и профессиональное самоопределение, осознание своего места в будущем. Оптимальным  для благополучного развития личности является удовлетворенность настоящим  и, в то же время, устремленность в  будущее.     

Главное новообразование юношеского возраста - открытие "Я", развитие рефлексии (отражение себя в своем образе "Я"), осознание собственной  индивидуальности и ее свойств, появление  жизненного плана, установки на сознательные сферы жизни, что направляет "Я" на практическое включение в различные виды жизнедеятельности7. Этот процесс сопровождается различными проявлениями, как негативными, так и позитивными. Для подросткового периода свойственны беспокойство, тревога, раздражительность, диспропорция в физическом и психическом развитии, агрессивность, метания, противоречивость чувств, абстрактность бунта, меланхолия, снижение работоспособности. Позитивные проявления выражаются в том, что у подростка появляются новые ценности, потребности, ощущение близости с другими людьми, с природой, новое понимание искусства. Важнейшими процессами переходного возраста являются: расширение жизненного мира личности, круга ее общения, групповой принадлежности и увеличения числа людей, на которых она ориентируется. Для старшего подросткового возраста типичными являются внутренняя противоречивость, неопределенность уровня притязаний, повышенная застенчивость и одновременно агрессивность, склонность принимать крайние позиции и точки зрения. Чем резче различия между миром детства и миром взрослости, чем важнее разделяющие их границы, тем ярче проявляются напряженность и конфликтность [4].     

Старший подростковый возраст характеризуется  также выраженной эмоциональной  неустойчивостью, резкими колебаниями  настроения. Бурные эмоциональные вспышки в старшем подростковом возрасте нередко сменяются подчеркнутым внешним спокойствием, ироническим отношением к окружающим. Склонность к самоанализу, рефлексии нередко способствует легкости возникновения депрессивных состояний (вплоть до суицидального поведения). Целеустремленность и настойчивость у старшеклассников сочетаются с импульсивностью и неустойчивостью, повышенная самоуверенность и безаппеляционность в суждениях сменяются легкой ранимостью и неуверенностью в себе, потребность в общении - желанием уединиться, развязность соседствует с застенчивостью, романтизм, мечтательность, возвышенность чувств нередко уживаются с сухим рационализмом и циничностью, искренняя нежность, ласковость могут быстро сменяться черствостью, отчужденностью, враждебностью и даже жестокостью8.       

1.2.2. Психологические  особенности юношеского возраста      

Юношеский возраст - наиболее важный период развития, на который приходится основной кризис идентичности. За ним следует либо обретение "взрослой идентичности", либо задержка в развитии, то есть "диффузия идентичности" [6].     

Ранняя  юность (от 14-15 до 18 лет) - в буквальном смысле слова «третий мир», существующий между детством и взрослостью. Биологически это период завершения физического  созревания. Большинство девушек и значительная часть юношей вступают в него уже постпубертатными, на его долю выпадает задача многочисленных «доделок» и устранения диспропорций, обусловленных неравномерностью созревания. К концу этого периода основные процессы биологического созревания в большинстве случаев завершены, так что дальнейшее физическое развитие можно рассматривать уже как принадлежащее к циклу взрослости [24].     

В раннем юношеском возрасте проблема самооценки исключительно актуальна  в связи с усиливающимся стремлением к самовоспитанию и формирующимся самосознанием.      

С развитием убеждений формируется  нравственное мировоззрение, которое  представляет собой систему убеждений, что приводит к качественным сдвигам  во всей системе потребностей и стремлений подростка.     

Под влиянием развивающегося мировоззрения  происходит иерархизация в системе  побуждений, в которой ведущее  место начинают занимать нравственные мотивы. Установление такой иерархии приводит к стабилизации качеств  личности, определяя ее направленность, и "позволяет человеку в каждой конкретной ситуации занять свойственную ему нравственную позицию". Еще одно новообразование, возникающее в конце переходного периода, Л. И. Божович называла "самоопределением" [5]. С субъективной точки зрения оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой общественно значимой позиции.  Самоопределение возникает в конце учебы в школе, когда человек стоит перед необходимостью решать проблему своего будущего. Самоопределение отличается от простого прогнозирования своей будущей жизни, от мечтаний, связанных с будущим. Оно основывается на уже устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта, предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств, оно опирается на формирующееся мировоззрение подростка и связано с выбором профессии9

 

 

 

 

 

ВОСПИТАНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В  ШКОЛЕ

К концу младшего школьного  возраста дети в своем общении  с окружающими людьми обычно выходят  за пределы круга семьи. Если в  дошкольном детстве и в младшем  школьном возрасте ребенок еще практически  полностью находится в окружении  семьи и двора, то с наступлением подросткового возраста ситуация радикально изменяется. Теперь ребенок большую  часть своего времени проводит вне  семьи, в школе, на улице, в общении  со сверстниками и другими взрослыми  людьми за пределами места своего жительства. Да и физически находясь дома, он уже фактически (психологически) большей частью уже вне его, размышляя  и думая о школьных и других внесемейных делах. 
Психологический выход за пределы семьи обычно сопровождается усилением воспитательной роли общения со сверстниками и взрослыми, роли самовоспитания, средств массовой информации и культуры в воспитании. Происходит смена социальной ситуации развития и внутренней позиции школьника, в результате чего получают ускорение процессы формирования его личности, а, учение временно отходит на второй план. Все это естественно и обычно имеет место тогда, когда общение ребенка с, окружающими людьми не ограничивается родителями, когда он не замкнут в кругу семьи и имеет возможность для самостоятельного выхода в свет. 
Промежуточной инстанцией на пути отдаления от семьи становится для ребенка школа. С одной стороны, она еще чем-то напоминает семью, например тем, что в ней сохраняется отношение к подросткам как к детям и предъявляются соответствующие требования. Только тогда, когда они переходят в старшие классы школы, к ним в семье и школе начинают относиться иначе, правила обращения смягчаются и становятся более вольными. Люди, с которыми подростки чаще вступают в общение,— это уже чужие люди, и отношения с ними строятся в основном как официальные. 
Уточним, какими личностными качествами должны обладать юноши и девушки и что они должны уметь делать по окончании средней школы. Представим и рассмотрим эти качества, исключая способности, о которых уже много говорилось. 
Первая и основная группа качеств — это те, которые связаны ссамообслуживанием в школе и дома. Молодые люди, оставляющие школу, должны уметь самостоятельно находить для себя работу или устраиваться на учебу, нанимать и оборудовать жилье, если в этом есть необходимость, самостоятельно обеспечивать питание, включая приобретение и приготовление пищи, самостоятельно обеспечивать себя одеждой, решать другие личные и деловые проблемы, связанные с устройством жизни, такие, с которыми сравнительно легко справится социально адаптированный взрослый человек. 
Вторая группа качеств касается ориентации в социальной, политической, экономической и культурной жизни общества. У каждого молодого человека по окончании школы должны сложиться убеждения, мировоззрение, система социальных установок, определяющих отношение человека к миру, к людям, к самому себе. Современные молодые люди должны знать право в таком объеме, чтобы не только самим не нарушать законы, но и помогать в этом плане другим. Им должны быть известны элементарные основы экономики, чтобы можно было заняться индивидуальной предпринимательской деятельностью, начать какое-либо дело, из которого можно извлечь материальную выгоду. 
Третья группа личностных качеств относится к нравственной основе личности и ее культуре, и хотя называется нами последней по порядку, но по своему нравственному значению является первой и главной, характеризующей в целом уровень зрелости личности. К окончанию школы у молодых людей должны быть сформированы основные нравственные качества, а в регуляции поведения действовать определенные социальные нормы. В целом же уровень морального развития, если его оценивать с позиций уже знакомых нам теорий, должен в этом возрасте соответствовать уровню конвенциональной или даже постконвенциональной морали по Л. Колбергу. 
Все эти качества личности необходимо сформировать у детей за годы обучения в школе, и основная воспитательная нагрузка в этом плане приходится на средний и старший школьный возраст. Обучение в средних и старших классах охватывает довольно значительный период в жизни человека, около 6—7 лет, но по сравнению с масштабностью воспитательных задач, стоящих в это время, он кажется не таким уж большим. 
Для того чтобы время и возможности, имеющиеся в подростковом и раннем юношеском возрасте, были эффективно реализованы, необходимо начиная со средник классов школы изменять соотношение учебных и воспитательных, личностно и интеллектуально развивающих человека задач. Если в начальных классах школы львиная доля времени уходила на обучение — и это нормально, то в средних классах школы и далее время, отводимое на учебные и воспитательные мероприятия, должно стать примерно одинаковым. 
Постепенное приближение загруженности детей к занятости взрослых должно происходить за счет увеличения времени, отводимого на личностное развитие. Опыт показывает, что если в системе школьного обучения в старших классах школы по-прежнему доминирует задача усвоения знаний, а воспитание, понимаемое как развитие личности, отстает, то это в целом замедляет процесс психологического взросления детей. В результате они к окончанию школы по уровню своего социально-психологического развития на 4—5 лет отстают от своих зарубежных сверстников в наиболее развитых странах мира. Напротив, если в средних и старших классах школы отдается приоритет воспитанию, т. е. ускоренному личностному развитию детей, то в дальнейшем более быстрыми темпами идет и обучение, интеллектуальное развитие детей. Это происходит потому, что сформировавшиеся личностные качества, в частности те, которые перечислены в начале этого раздела главы, становятся мощным стимулом для дальнейшего совершенствования человека в других видах деятельности. 
Важным средством воспитания, связанным с формированием многих полезных личностных качеств, является самообслуживание. Для того чтобы оно приобрело подлинное воспитательное значение, необходимо, чтобы самообслуживание было достаточно полным, т. е. чтобы дети действительно самостоятельно решали деловые и личные проблемы. Без специальных знаний в области политики, права и экономики они вряд ли в состоянии в настоящее время будут это сделать. Следовательно, в программу школьного обучения начиная с пятых-шестых классов необходимо постепенно вводить соответствующие предметы и на практике закреплять знания, полученные учащимися, в их внутришкольных и внешкольных делах. 
Основы нравственности и культуры, соответствующие качества личности формируются на занятиях по гуманитарным предметам, также закрепляются в практических, в частности благотворительных, делах. Школьники средних и старших классов в той или иной форме должны заниматься благотворительностью, а школа — включать эти дела в основную программу воспитательной работы.

Немов Р. Психология.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Особенности развития и воспитания  старших школьников

Старший школьный возраст – это  период ранней юности, характеризующийся  наступлением физической и психической  зрелости. Однако процесс личностного  формирования учащихся этого возраста происходит не гладко, имеет свои противоречия и трудности, которые, несомненно, накладывают  свой отпечаток на процесс воспитания.

Со стороны физического развития учащихся этого возраста сглаживаются те диспропорции и противоречия, которые  присущи подросткам. Исчезает непропорциональность в развитии конечностей и туловища. Увеличивается относительный объем  груди. Выравнивается соотношение  между массой тела и объемом сердца, а также ликвидируется отставание в развитии сердечно-сосудистой системы. Повышается мышечная сила, возрастает физическая работоспособность, а координация движений по своим качествам приближается к состоянию взрослого человека. В основном заканчивается половое созревание, общий темп роста замедляется, но укрепление физических сил и здоровья продолжается. Все это сказывается на поведении старшеклассников. Они отличаются достаточно высокой физической работоспособностью, относительно меньшей утомляемостью, что иногда обусловливает переоценку своих сил, неумение более обдуманно подходить к своим физическим возможностям.

На более высокую ступень  поднимается развитие нервной системы, обусловливающее ряд специфических  особенностей познавательной деятельности и чувственной сферы. Преобладающее  значение в познавательной деятельности занимает абстрактное (от лат. abstraction – мысленная отвлеченность) мышление, стремление глуб-же понять сущность и причинно-следственные связи изучаемых предметов и явлений.

Старшие школьники осознают, что  в учении знание фактов и примеров ценно лишь как материал для размышлений, для теоретических обобщений. Вот  почему в их мышлении преобладает  аналитико-синтетическая деятельность, стремление к сравнениям, а присущая подросткам категоричность суждений уступает место гипотетическим предположениям, необходимости понять диалектическую сущность изучаемых явлений, видеть их противоречивость, а также те взаимосвязи, которые существуют между  количественными и качественными  изменениями. Но все эти особенности  мышления и познавательной деятельности формируются под определяющим влиянием обучения. Если же учителя не проявляют  должной заботы о развитии мыслительных способностей, то у некоторых старшеклассников может сохраняться тенденция  к полумеханическому за-поминанию изучаемого материала.

Информация о работе Воспитание старшеклассников в школе