Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 13:24, курсовая работа
Цель работы: выявить особенности воспитательной работы со старшеклассниками в современной школе.
Задачи данной работы заключаются в следующем:
1. Уточнить содержание и структуру понятия «воспитательная работа».
2. Выявить характерные особенности старшего школьного возраста.
3. Определить содержание, формы и методы воспитательной работы со старшеклассниками.
Введение.
1.Особенности организации воспитательной работы в современной школе.
2.Психолого-педагогические особенности старшего школьного возраста.
3.Особенности организации воспитательной работы со старшеклассниками.
Заключение.
Список использованной литературы.
6. По количеству участников
- индивидуальные (воспитатель — воспитанник);
- групповые (воспитатель — группа детей);
- массовые (воспитатель — несколько групп, классов) [2].
1.1.3. Методы воспитательной работы
Метод воспитания - способ совместной деятельности воспитателя и воспитанника, в ходе которого у последнего формируются понятия, представления, суждения, убеждения, положительная мотивация, способы деятельности и качества личности.
Изучая проблему организации воспитательной работы в образовательных учреждениях, можно выделить следующие группы методов воспитания будущих рабочих:
1. Методы организации коллектива: дисциплина, самообслуживание, соревнование и самоуправление [3].
2. Группа методов, содействующих формированию сознания:
2.1. Методы убеждения: информация, поиск, дискуссия и взаимное просвещение [1].
2.2. Методы педагогического
Методам воспитания сопутствует педагогическая техника. Она включает в себя искусство общения с воспитанниками, управление их поведением, действиями и поступками, посредством мимики и жестов, выразительной речи, приемов театральной педагогики.
1.2. Психологические особенности молодежи
Молодёжь — в широком смысле обширная совокупность групповых общностей, образующих на основе возрастных признаков и связанных с ними основных видов деятельности. В более узком, социологическом, смысле молодежь — социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей. По поводу возрастных границ молодежи нет общего мнения. В отсутствие единых критериев возрастной периодизации в определении границ молодёжного возраста учитывается специфика подходов, сложившихся в различных дисциплинах, изучающих молодёжь, в том числе и в социологии, а также конкретные цели и задачи, стоящие перед исследователями.
В Европейском Союзе возраст "молодого фермера" - от 18 до 40 лет. В отечественной социологии наиболее часто нижняя возрастная граница молодежи определяется между 14-20, а верхняя — между 25-29 годами. Хотя в сложившейся практике имеет место увеличение возраста отдельных групп молодежи, как например, молодых ученых (до 33-35 лет). Молодежь как социально-демографическая группа неоднородна по своему составу. В ней выделяются различные слои:
- по возрасту (подростки, юношество);
- по полу;
- по видам деятельности (учащиеся, работающие);
- по месту жительства (городская, сельская)6.
1.2.1. Психологические особенности старшего подросткового возраста
Обзор литературы по проблеме взросления и практические наблюдения позволяют говорить о рубеже развития личности, когда подростковый опыт уже недостаточен для нормального самочувствия, а взрослый опыт еще осознанно не освоен. В связи с этим выделяются основные особенности старших школьников:
1. Повышенная по сравнению с
другими возрастами значимость
тесных эмоциональных
2. Интенсивная социализация, сменяющая
характерное для подростков
Старшеклассник вынужден в короткий промежуток времени находить решения основных задач дальнейшего развития. Главная проблема заключается в том, что эти задачи, при множестве различных социальных институтов, способных оказывать ему в этом помощь, человек в период взросления должен решать самостоятельно. Тогда как "движение" личности старшеклассника в процессе решения этих задач всегда противоречиво, конфликтно, напряженно.
Старший подростковый возраст является особенно чувствительным к формированию ценностных ориентаций, поскольку способствует становлению мировоззрения и собственного отношения к окружающей действительности [26].
Основным новообразованием в старшем
подростковом возрасте традиционно
считается жизненное и
Главное новообразование юношеского возраста - открытие "Я", развитие рефлексии (отражение себя в своем образе "Я"), осознание собственной индивидуальности и ее свойств, появление жизненного плана, установки на сознательные сферы жизни, что направляет "Я" на практическое включение в различные виды жизнедеятельности7. Этот процесс сопровождается различными проявлениями, как негативными, так и позитивными. Для подросткового периода свойственны беспокойство, тревога, раздражительность, диспропорция в физическом и психическом развитии, агрессивность, метания, противоречивость чувств, абстрактность бунта, меланхолия, снижение работоспособности. Позитивные проявления выражаются в том, что у подростка появляются новые ценности, потребности, ощущение близости с другими людьми, с природой, новое понимание искусства. Важнейшими процессами переходного возраста являются: расширение жизненного мира личности, круга ее общения, групповой принадлежности и увеличения числа людей, на которых она ориентируется. Для старшего подросткового возраста типичными являются внутренняя противоречивость, неопределенность уровня притязаний, повышенная застенчивость и одновременно агрессивность, склонность принимать крайние позиции и точки зрения. Чем резче различия между миром детства и миром взрослости, чем важнее разделяющие их границы, тем ярче проявляются напряженность и конфликтность [4].
Старший подростковый возраст характеризуется также выраженной эмоциональной неустойчивостью, резкими колебаниями настроения. Бурные эмоциональные вспышки в старшем подростковом возрасте нередко сменяются подчеркнутым внешним спокойствием, ироническим отношением к окружающим. Склонность к самоанализу, рефлексии нередко способствует легкости возникновения депрессивных состояний (вплоть до суицидального поведения). Целеустремленность и настойчивость у старшеклассников сочетаются с импульсивностью и неустойчивостью, повышенная самоуверенность и безаппеляционность в суждениях сменяются легкой ранимостью и неуверенностью в себе, потребность в общении - желанием уединиться, развязность соседствует с застенчивостью, романтизм, мечтательность, возвышенность чувств нередко уживаются с сухим рационализмом и циничностью, искренняя нежность, ласковость могут быстро сменяться черствостью, отчужденностью, враждебностью и даже жестокостью8.
1.2.2. Психологические особенности юношеского возраста
Юношеский возраст - наиболее важный период развития, на который приходится основной кризис идентичности. За ним следует либо обретение "взрослой идентичности", либо задержка в развитии, то есть "диффузия идентичности" [6].
Ранняя юность (от 14-15 до 18 лет) - в буквальном смысле слова «третий мир», существующий между детством и взрослостью. Биологически это период завершения физического созревания. Большинство девушек и значительная часть юношей вступают в него уже постпубертатными, на его долю выпадает задача многочисленных «доделок» и устранения диспропорций, обусловленных неравномерностью созревания. К концу этого периода основные процессы биологического созревания в большинстве случаев завершены, так что дальнейшее физическое развитие можно рассматривать уже как принадлежащее к циклу взрослости [24].
В раннем юношеском возрасте проблема
самооценки исключительно актуальна в связи с усиливающимся
С развитием убеждений
Под влиянием развивающегося мировоззрения происходит иерархизация в системе побуждений, в которой ведущее место начинают занимать нравственные мотивы. Установление такой иерархии приводит к стабилизации качеств личности, определяя ее направленность, и "позволяет человеку в каждой конкретной ситуации занять свойственную ему нравственную позицию". Еще одно новообразование, возникающее в конце переходного периода, Л. И. Божович называла "самоопределением" [5]. С субъективной точки зрения оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой общественно значимой позиции. Самоопределение возникает в конце учебы в школе, когда человек стоит перед необходимостью решать проблему своего будущего. Самоопределение отличается от простого прогнозирования своей будущей жизни, от мечтаний, связанных с будущим. Оно основывается на уже устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта, предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств, оно опирается на формирующееся мировоззрение подростка и связано с выбором профессии9.
ВОСПИТАНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ШКОЛЕ
К концу младшего школьного
возраста дети в своем общении
с окружающими людьми обычно выходят
за пределы круга семьи. Если в
дошкольном детстве и в младшем
школьном возрасте ребенок еще практически
полностью находится в
Психологический выход за пределы семьи
обычно сопровождается усилением воспитательной
роли общения со сверстниками и взрослыми,
роли самовоспитания, средств массовой
информации и культуры в воспитании. Происходит
смена социальной
ситуации развития и внутренней позиции школьника, в результате
чего получают ускорение процессы формирования
его личности, а, учение временно отходит
на второй план. Все это естественно и
обычно имеет место тогда, когда общение
ребенка с, окружающими людьми не ограничивается
родителями, когда он не замкнут в кругу
семьи и имеет возможность для самостоятельного
выхода в свет.
Промежуточной инстанцией на пути отдаления
от семьи становится для ребенка школа.
С одной стороны, она еще чем-то напоминает
семью, например тем, что в ней сохраняется
отношение к подросткам как к детям и предъявляются
соответствующие требования. Только тогда,
когда они переходят в старшие классы
школы, к ним в семье и школе начинают относиться
иначе, правила обращения смягчаются и
становятся более вольными. Люди, с которыми
подростки чаще вступают в общение,— это
уже чужие люди, и отношения с ними строятся
в основном как официальные.
Уточним, какими личностными качествами
должны обладать юноши и девушки и что
они должны уметь делать по окончании
средней школы. Представим и рассмотрим
эти качества, исключая способности, о
которых уже много говорилось.
Первая и основная группа качеств — это
те, которые связаны ссамообслуживанием в школе и дома.
Молодые люди, оставляющие школу, должны
уметь самостоятельно находить для себя
работу или устраиваться на учебу, нанимать
и оборудовать жилье, если в этом есть
необходимость, самостоятельно обеспечивать
питание, включая приобретение и приготовление
пищи, самостоятельно обеспечивать себя
одеждой, решать другие личные и деловые
проблемы, связанные с устройством жизни,
такие, с которыми сравнительно легко
справится социально адаптированный взрослый
человек.
Вторая группа качеств касается ориентации в социальной, политической,
экономической и культурной жизни общества. У
каждого молодого человека по окончании
школы должны сложиться убеждения, мировоззрение,
система социальных установок, определяющих
отношение человека к миру, к людям, к самому
себе. Современные молодые люди должны
знать право в таком объеме, чтобы не только
самим не нарушать законы, но и помогать
в этом плане другим. Им должны быть известны
элементарные основы экономики, чтобы
можно было заняться индивидуальной предпринимательской
деятельностью, начать какое-либо дело,
из которого можно извлечь материальную
выгоду.
Третья группа личностных качеств относится
к нравственной основе
личности и ее культуре, и хотя называется
нами последней по порядку, но по своему
нравственному значению является первой
и главной, характеризующей в целом уровень
зрелости личности. К окончанию школы
у молодых людей должны быть сформированы
основные нравственные качества, а в регуляции
поведения действовать определенные социальные
нормы. В целом же уровень морального развития,
если его оценивать с позиций уже знакомых
нам теорий, должен в этом возрасте соответствовать
уровню конвенциональной или даже постконвенциональной
морали по Л. Колбергу.
Все эти качества личности необходимо
сформировать у детей за годы обучения
в школе, и основная воспитательная нагрузка
в этом плане приходится на средний и старший
школьный возраст. Обучение в средних
и старших классах охватывает довольно
значительный период в жизни человека,
около 6—7 лет, но по сравнению с масштабностью
воспитательных задач, стоящих в это время, он кажется
не таким уж большим.
Для того чтобы время и возможности, имеющиеся
в подростковом и раннем юношеском возрасте,
были эффективно реализованы, необходимо
начиная со средник классов школы изменять
соотношение учебных и воспитательных,
личностно и интеллектуально развивающих
человека задач. Если в начальных классах
школы львиная доля времени уходила на
обучение — и это нормально, то в средних
классах школы и далее время, отводимое
на учебные и воспитательные мероприятия,
должно стать примерно одинаковым.
Постепенное приближение загруженности
детей к занятости взрослых должно происходить
за счет увеличения времени, отводимого
на личностное развитие. Опыт показывает,
что если в системе школьного обучения
в старших классах школы по-прежнему доминирует
задача усвоения знаний, а воспитание,
понимаемое как развитие личности, отстает,
то это в целом замедляет процесс психологического
взросления детей. В результате они к окончанию
школы по уровню своего социально-психологического
развития на 4—5 лет отстают от своих зарубежных
сверстников в наиболее развитых странах
мира. Напротив, если в средних и старших
классах школы отдается приоритет воспитанию,
т. е. ускоренному личностному развитию
детей, то в дальнейшем более быстрыми
темпами идет и обучение, интеллектуальное
развитие детей. Это происходит потому,
что сформировавшиеся личностные качества,
в частности те, которые перечислены в
начале этого раздела главы, становятся
мощным стимулом для дальнейшего совершенствования
человека в других видах деятельности.
Важным средством воспитания, связанным
с формированием многих полезных личностных
качеств, является самообслуживание. Для
того чтобы оно приобрело подлинное воспитательное
значение, необходимо, чтобы самообслуживание
было достаточно полным, т. е. чтобы дети
действительно самостоятельно решали
деловые и личные проблемы. Без специальных
знаний в области политики, права и экономики
они вряд ли в состоянии в настоящее время
будут это сделать. Следовательно, в программу
школьного обучения начиная с пятых-шестых
классов необходимо постепенно вводить
соответствующие предметы и на практике
закреплять знания, полученные учащимися,
в их внутришкольных и внешкольных делах.
Основы нравственности и культуры, соответствующие
качества личности формируются на занятиях
по гуманитарным предметам, также закрепляются
в практических, в частности благотворительных,
делах. Школьники средних и старших классов
в той или иной форме должны заниматься
благотворительностью, а школа — включать
эти дела в основную программу воспитательной
работы.
Немов Р. Психология.
4. Особенности развития и
Старший школьный возраст – это период ранней юности, характеризующийся наступлением физической и психической зрелости. Однако процесс личностного формирования учащихся этого возраста происходит не гладко, имеет свои противоречия и трудности, которые, несомненно, накладывают свой отпечаток на процесс воспитания.
Со стороны физического
На более высокую ступень
поднимается развитие нервной системы,
обусловливающее ряд
Старшие школьники осознают, что
в учении знание фактов и примеров
ценно лишь как материал для размышлений,
для теоретических обобщений. Вот
почему в их мышлении преобладает
аналитико-синтетическая