Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 20:52, курсовая работа

Краткое описание

Культура поведения – важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали. Поэтому так важно научить ребенка везде и во всем уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности относиться к нему так, как он относиться к себе и чтобы другие так же относились к нему. К сожалению не все родители и воспитатели дошкольных учреждений уделяют достаточно внимания воспитанию у детей навыков культурного поведения.
Проблема воспитания культуры поведения у дошкольников актуальна, так как культура человеческих отношений, общение людей между собой играют важную роль в жизни. Если ребенок научится общаться культурно с близкими, знакомыми, он будет так же вести себя и совершенно с незнакомыми людьми.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………...3
Глава I. Проблема воспитания культуры поведения старших дошкольников средствами художественной литературы…………………………………….6
1.1 Исследование проблемы воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………6
1.2 Особенности восприятия произведений художественной литературы старшими дошкольниками……………………………………………………10
1.3 Художественная литература как средство воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста………………………...15
Глава II. Диагностика экспериментальной работы по воспитанию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы………………………………………………….20
Заключение…………………………………………………………………….28
Список используемой литературы…………………………………………....30

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 58.08 Кб (Скачать)

     Выявляя уровень культуры взаимоотношений, мы прежде всего обращали внимание на то, как ребенок взаимодействует  с другими детьми и взрослыми, договаривается о совместных действиях, решает конфликтные ситуации, соблюдает  ли нормы культурного поведения.

     Чтобы выявить уровень сформированности навыков культурного поведения  у каждого ребенка, была введена  шкала в баллах от 1 до 5:

     - низкий уровень;

     2-3 - средний уровень;

     4-5 – высокий уровень.

     Результаты  представлены в таблице 1. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Таблица 1. Результаты констатирующего эксперимента по выявлению исходного уровня сформированности навыков культурного поведения  у детей старшего дошкольного  возраста

Ф. И. ребенка Культурно – гигиенические навыки Культура  общения Культура  деятельности Культура  взаимоотношений Средний балл Уровень
Со  взрослыми Со сверстниками Со взрослыми Со сверстниками
Руслан  А. 3 1 1 1 1 3 1,7 средний
Алина А. 1 2 1 1 1 2 1,3 низкий
Миша  Г. 4 4 3 3 4 4 3,7 средний
Вика  Е. 5 5 5 3 4 5 4,5 высокий
Даша  К. 3 4 3 3 4 4 3,5 средний
Тима  Б. 4 5 4 3 4 4 4 высокий
Кирилл  К. 2 3 3 2 3 3 2,7 средний
Максим  К. 1 2 2 1 3 3 2 средний
Данил М. 5 4 4 3 4 5 4,2 высокий
Даша  М. 4 2 2 4 3 3 3 средний
Юля Р. 4 4 4 2 4 4 3,7 средний
Саша  С. 4 5 4 3 4 5 4,2 высокий
Вова  Ш. 4 5 4 3 3 4 3,9 высокий
Артур П. 5 5 5 4 5 5 4,8 высокий
Кира  Т. 4 4 4 4 4 4 4 высокий
Средний балл 3,5 3,7 3,3 2,7 3,4 3,9 3,4  

 

     Анализ  результатов таблицы показал, что 46% детей имеют высокий уровень  сформированности навыков культуры поведения, 46% - средний, и только 1 ребенок (что составляет 6% от числа детей) имеет низкий уровень.

     Также из таблицы видно, что лучше всего  у детей развита культура взаимоотношений  со сверстниками, а меньше всего  – культура деятельности.

     Таким образом, результаты экспериментальной  работы позволили нам выявить  исходный уровень сформированности навыков культуры поведения у  детей старшего дошкольного возраста. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ  человека, отвечающего требованиям  двадцать первого века. Это физически  здоровый, образованный творческий человек, способный к целеосмысленному общественному  труду, строительству собственной  жизни, сферы обитания и общения, сообразно с основополагающими  моральными принципами. Поэтому проблема воспитания культуры поведения в  детском саду на современном этапе  жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.

     Культура  поведения – важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали. Такие  исследователи, как С.В. Петерина, И.Н. Курочкина, Л.Ф. Островская и др. говорят  о значимости воспитания культуры поведения  у дошкольников.

     Исследования  В.И. Логиновой, М.А. Саморуковой, Л.Ф  Островской, С.В. Петериной, Л.М. Гурович  показывают, что одним из наиболее эффективных средств воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста является художественная литература. Художественная литература воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность, сознание и самосознание, формирует мировоззрение.

     До  проведения практической части нами были рассмотрены проблемы воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста в психологической  и педагогической литературе, особенности  восприятия произведений художественной литературы старшими дошкольниками, а  также некоторые методические подходы  к воспитанию культуры поведения  средствами художественной литературы.

     Констатирующий  этап эксперимента проводился с детьми старшего дошкольного возраста и  заключался в выявлении уровня сформированности навыков культуры поведения у  детей старшего дошкольного возраста.

     Экспериментальная работа проводилась в МДОУ детский  сад «Солнышко».

     В результате проведения беседы с воспитателями  мы выяснили, что они понимают смысл  и значение воспитания культуры поведения  у дошкольников, используют в своей  работе произведения художественной литературы.

     Анализ  наблюдения за детьми показал, что половина детей имеет высокий уровень  сформированности навыков культуры поведения, другая половина - средний, и только 1 ребенок имеет низкий уровень.

     В результате исследования проблемы воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста мы сделали  следующие выводы:

    • Старший дошкольный возраст – благоприятный период для формирования у детей навыков культурного поведения;
    • Художественная литература является важным средством воспитания культуры поведения;
    • Воспитателями и родителями недостаточно используется художественная литература для воспитания культуры поведения.

     В связи с этим можно рекомендовать  воспитателям чаще использовать художественную литературу для воспитания у детей  привычек культурного поведения; провести с родителями беседу на тему воспитания культуры поведения у дошкольников, раскрыть средства и особенности  их использования. 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы 

  1. Алексеева М.М. «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студентов сред. пед. заведений» // М.М. Алексеева, В.И. Яшина - М.: Академия, 1997. - с. 400.
  2. Бархатова «Воспитание культуры поведения» // Журнал «Дошкольное воспитание» № 11, 1989.
  3. Белинский В.Г. «О детских книгах» // В.Г. Белинский / Собр. соч. – М., 1978. – Т. 3 - c. 61.
  4. Васильева М.А. «Программа воспитания и обучения в детском саду» //  под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – с.208
  5. Венгер Л.А. Программа «Развитие» (основные положения) // Докт. психол. наук, науч. рук. Л.А. Венгер, докт. психол. наук О.М. Дьяченко и др. – М.: Новая школа, 1994. – с.64
  6. Ветлугина Н.А. «Воспитание и обучение детей шестого года жизни: Кн. для воспитателя дет. сада // Н.А. Ветлугина, Р.С. Буре, Т.И. Осокина и др.; под ред. Л.А. Парамоновой, О.С. Ушаковой - М.: Просвещение, 1987.
  7. Воюшина М.П. «Анализ художественного произведения» // Журнал «Начальная школа» №5, 1989 - с. 16-20
  8. Вяткина О. «Значение рассказов Б.С. Житкова для развития личности старших дошкольников» // детский сад от А до Я – М., 2003
  9. Гурович Л. М.  «Ребенок и книга: книга для воспитателя детского сада» // Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, В.И. Логинова / под редакцией В.И. Логиновой – М.,1992
  10. Доронова Т.Н. «Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада» // Т.Н. Доронова, С. Якобсон, Е. Соловьева, Т. Гризик, В. Гербова – М.: Просвещение, 2003. – с.80
  11. Запорожец А.В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения // А.В. Запорожец / Избр. психологические труды – М., 1996. – Т. 1 – с. 66.
  12. Козлова С. «Нравственное воспитание детей в современном мире» // Журнал «Дошкольное воспитание» №9, 2001 - с.98-104.
  13. Короткова Н. «Формирование нравственных качеств как важный аспект подготовки к школе» // Журнал «Дошкольное воспитание» №8, 2001.
  14. Курочкина И.В. «О культуре поведения и этикете» // Журнал «Дошкольное воспитание» №11, 2003 - с.61-65
  15. Курочкина И.В. «Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников» – М.: Владос, 2003. – с.224
  16. Логинова В.И. «Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду» // В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. – М.: Детство-Пресс, 2006. – c.243
  17. Матюхина М.В. «Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для студентов пед. институтов» // М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина и др. – М.: Просвещение, 2002
  18. Островская Л.Ф. «Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников» // Л.Ф. Островская – М., 1990
  19. Островская Л.Ф. «Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников» // Л.Ф. Островская – М., 1987. – с. 143
  20. Петерина С.В. «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада» // С.В. Петерина – М.: Просвещение, 1986. – с.96
  21. Портянкина «Примерное планирование работы по воспитанию культуры поведения» // Журнал «Дошкольное воспитание» №1, 1989
  22. Рожина Л.Н. «Психология воспитания литературного героя школьниками» // Л.Н. Рожина – М.: Просвещение, 1977 – с.158
  23. Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии» // С.Л. Рубинштейн -  М., 1946 - с. 465-471.
  24. Свадковский И.Ф. «Нравственное воспитание» // И.Ф. Свадковский – М.: Учпедгиз, 1972 – с.144
  25. Теплов Б. М. «Психологические вопросы художественного воспитания» // Журнал «Педагогика» №6, 2000 – с.96
  26. Юдина «Уроки вежливости» // Журнал «Дошкольное воспитание» №4, 1988
  27. Яковенко Т. «О воспитании культурно-гигиенических навыков» // Т. Яковенко, З. Ходонецких / Журнал «Дошкольное воспитание» №8 – с.79

Информация о работе Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы