Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 20:52, курсовая работа
Культура поведения – важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали. Поэтому так важно научить ребенка везде и во всем уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности относиться к нему так, как он относиться к себе и чтобы другие так же относились к нему. К сожалению не все родители и воспитатели дошкольных учреждений уделяют достаточно внимания воспитанию у детей навыков культурного поведения.
Проблема воспитания культуры поведения у дошкольников актуальна, так как культура человеческих отношений, общение людей между собой играют важную роль в жизни. Если ребенок научится общаться культурно с близкими, знакомыми, он будет так же вести себя и совершенно с незнакомыми людьми.
Введение ………………………………………………………………………...3
Глава I. Проблема воспитания культуры поведения старших дошкольников средствами художественной литературы…………………………………….6
1.1 Исследование проблемы воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………6
1.2 Особенности восприятия произведений художественной литературы старшими дошкольниками……………………………………………………10
1.3 Художественная литература как средство воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста………………………...15
Глава II. Диагностика экспериментальной работы по воспитанию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы………………………………………………….20
Заключение…………………………………………………………………….28
Список используемой литературы…………………………………………....30
Выявляя уровень культуры взаимоотношений, мы прежде всего обращали внимание на то, как ребенок взаимодействует с другими детьми и взрослыми, договаривается о совместных действиях, решает конфликтные ситуации, соблюдает ли нормы культурного поведения.
Чтобы
выявить уровень
- низкий уровень;
2-3 - средний уровень;
4-5 – высокий уровень.
Результаты
представлены в таблице 1.
Таблица 1. Результаты констатирующего эксперимента по выявлению исходного уровня сформированности навыков культурного поведения у детей старшего дошкольного возраста
Ф. И. ребенка | Культурно – гигиенические навыки | Культура общения | Культура деятельности | Культура взаимоотношений | Средний балл | Уровень | ||
Со взрослыми | Со сверстниками | Со взрослыми | Со сверстниками | |||||
Руслан А. | 3 | 1 | 1 | 1 | 1 | 3 | 1,7 | средний |
Алина А. | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1,3 | низкий |
Миша Г. | 4 | 4 | 3 | 3 | 4 | 4 | 3,7 | средний |
Вика Е. | 5 | 5 | 5 | 3 | 4 | 5 | 4,5 | высокий |
Даша К. | 3 | 4 | 3 | 3 | 4 | 4 | 3,5 | средний |
Тима Б. | 4 | 5 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | высокий |
Кирилл К. | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2,7 | средний |
Максим К. | 1 | 2 | 2 | 1 | 3 | 3 | 2 | средний |
Данил М. | 5 | 4 | 4 | 3 | 4 | 5 | 4,2 | высокий |
Даша М. | 4 | 2 | 2 | 4 | 3 | 3 | 3 | средний |
Юля Р. | 4 | 4 | 4 | 2 | 4 | 4 | 3,7 | средний |
Саша С. | 4 | 5 | 4 | 3 | 4 | 5 | 4,2 | высокий |
Вова Ш. | 4 | 5 | 4 | 3 | 3 | 4 | 3,9 | высокий |
Артур П. | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 | 4,8 | высокий |
Кира Т. | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | высокий |
Средний балл | 3,5 | 3,7 | 3,3 | 2,7 | 3,4 | 3,9 | 3,4 |
Анализ результатов таблицы показал, что 46% детей имеют высокий уровень сформированности навыков культуры поведения, 46% - средний, и только 1 ребенок (что составляет 6% от числа детей) имеет низкий уровень.
Также из таблицы видно, что лучше всего у детей развита культура взаимоотношений со сверстниками, а меньше всего – культура деятельности.
Таким
образом, результаты экспериментальной
работы позволили нам выявить
исходный уровень сформированности
навыков культуры поведения у
детей старшего дошкольного возраста.
Заключение
В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к целеосмысленному общественному труду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения, сообразно с основополагающими моральными принципами. Поэтому проблема воспитания культуры поведения в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.
Культура поведения – важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали. Такие исследователи, как С.В. Петерина, И.Н. Курочкина, Л.Ф. Островская и др. говорят о значимости воспитания культуры поведения у дошкольников.
Исследования В.И. Логиновой, М.А. Саморуковой, Л.Ф Островской, С.В. Петериной, Л.М. Гурович показывают, что одним из наиболее эффективных средств воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста является художественная литература. Художественная литература воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность, сознание и самосознание, формирует мировоззрение.
До проведения практической части нами были рассмотрены проблемы воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста в психологической и педагогической литературе, особенности восприятия произведений художественной литературы старшими дошкольниками, а также некоторые методические подходы к воспитанию культуры поведения средствами художественной литературы.
Констатирующий этап эксперимента проводился с детьми старшего дошкольного возраста и заключался в выявлении уровня сформированности навыков культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Экспериментальная работа проводилась в МДОУ детский сад «Солнышко».
В результате проведения беседы с воспитателями мы выяснили, что они понимают смысл и значение воспитания культуры поведения у дошкольников, используют в своей работе произведения художественной литературы.
Анализ наблюдения за детьми показал, что половина детей имеет высокий уровень сформированности навыков культуры поведения, другая половина - средний, и только 1 ребенок имеет низкий уровень.
В результате исследования проблемы воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста мы сделали следующие выводы:
В
связи с этим можно рекомендовать
воспитателям чаще использовать художественную
литературу для воспитания у детей
привычек культурного поведения; провести
с родителями беседу на тему воспитания
культуры поведения у дошкольников,
раскрыть средства и особенности
их использования.
Список
литературы