Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 20:52, курсовая работа

Краткое описание

Культура поведения – важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали. Поэтому так важно научить ребенка везде и во всем уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности относиться к нему так, как он относиться к себе и чтобы другие так же относились к нему. К сожалению не все родители и воспитатели дошкольных учреждений уделяют достаточно внимания воспитанию у детей навыков культурного поведения.
Проблема воспитания культуры поведения у дошкольников актуальна, так как культура человеческих отношений, общение людей между собой играют важную роль в жизни. Если ребенок научится общаться культурно с близкими, знакомыми, он будет так же вести себя и совершенно с незнакомыми людьми.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………...3
Глава I. Проблема воспитания культуры поведения старших дошкольников средствами художественной литературы…………………………………….6
1.1 Исследование проблемы воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………6
1.2 Особенности восприятия произведений художественной литературы старшими дошкольниками……………………………………………………10
1.3 Художественная литература как средство воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста………………………...15
Глава II. Диагностика экспериментальной работы по воспитанию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы………………………………………………….20
Заключение…………………………………………………………………….28
Список используемой литературы…………………………………………....30

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 58.08 Кб (Скачать)

     - высокое художественное мастерство, литературная ценность.

     - единство содержания произведения и его формы;

     - доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим  особенностям детей. При отборе  книг учитываются особенности  внимания, памяти, мышления, круг интересов  детей, их жизненный опыт;

     - сюжетная занимательность, простота  и ясность композиции;

     - конкретные педагогические задачи.

     Ребенок, вследствие небольшого жизненного опыта, не всегда может увидеть главное  в содержании книги. Поэтому Л.М. Гурович, В.И. Логинова, М.М. Алексеева, В.И. Яшина, С.В. Петерина указывают на важность проведения этической беседы о прочитанном.

     Готовясь  к беседе, педагог должен продумать, какой аспект культурного поведения  он собирается раскрыть перед детьми с помощью данного художественного  произведения, и в соответствии с  этим подобрать вопросы. Например, воспитатель, прочитав детям «Рассказ о неизвестном  герое» С. Маршака и желая дать им представление о скромности, задает вопрос: «Дети, почему парень вскочил  на площадку трамвая?» — «Потому  что он спешил домой»,— отвечает ребенок. Неправильный вопрос вызвал и  не­правильный ответ, отвлек внимание детей от главного в этом произведении.

     Нецелесообразно ставить перед детьми слишком  много вопросов, так как это  мешает им осознать главную идею художественного  произведения, снижает впечатление  от прочитанного. Вопросы должны побуждать  у дошкольников интерес к поступкам, мотивам поведения героев, их внутреннему  миру, их переживаниям.

     Вопросы эти должны помочь ребенку разобраться  в образе, высказать свое отношение  к нему (если оценка образа сложна, предлагаются дополнительные вопросы, облегчающие  эту задачу); они должны помочь педагогу понять душевное состояние воспитанника во время чтения; выявить способность  детей сравнивать и обобщать прочитанное; стимулировать дискуссию среди  детей в связи с прочитанным.

     Чувства ребенка необходимо укреплять, развивать. Для этого воспитатель подбирает  близкие по содержанию художественные произведения, например рассказ В. Осеевой  «Почему?» и аналогичный ему  по содержанию рассказ Н. Носова «Карасик». В обоих рассказах описываются  душевные переживания мальчиков, связанные  с тем, что по их вине в одном  случае собака, в другом — котенок  должны понести незаслуженное наказание, и с тем, что они обманули мам. На занятии целесообразно беседовать сразу о двух произведениях, формируя у детей сравнительную оценку образов, поступков героев. Постепенно ребенок научится сравнивать не только поступки литературных героев, но и  свои, а также поступки сверстников. Учитывая, что дети уже знакомы  с рассказом Н. Носова «Карасик»  и, следовательно, уже должны были осознать подобный ход событий, содержание вопросов к ним по рассказу В. Осеевой «Почему?»  меняется. Теперь воспитатель выясняет умение детей сравнивать, воспринимать в других ситуациях полученные ранее  представления; кроме того, ставится конкретная цель: закрепить возникшие  у детей чувства и представления о том, что переносить свою вину на другого — это несправедливо, нечестно.

     Представления, полученные детьми из художественных произведений, переносятся в их жизненный  опыт постепенно, систематически. Художественная литература способствует возникновению  у детей эмоционального отношения  к поступкам героев, а затем  и окружающих людей, своим собственным  поступкам.

     Таким образом, беседы по содержанию произведений художественной литературы способствуют формированию у детей нравственных мотивов культурного поведения, которыми он в дальнейшем руководствуется  в своих поступках. Именно детская  литература позволяет раскрыть дошкольникам сложность взаимоотношений между  людьми, многообразие человеческих характеров, особенности тех или иных переживаний, наглядно представляет примеры культурного  поведения, которые дети могут использовать как образцы для подражания.

     Художественная  литература является важным средством  воспитания культуры поведения у  детей старшего дошкольного возраста.

 

II Диагностика экспериментальной работы по воспитанию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы 

     Экспериментальная работа проводилась в МДОУ детский  сад «Солнышко» с детьми старшего дошкольного возраста в количестве 15 человек в течение недели.

     Целью констатирующего эксперимента являлось выявление уровня сформированности навыков культуры поведения у  детей старшего дошкольного возраста.

     Были поставлены следующие задачи:

    • Провести беседу с воспитателями;
    • Провести беседу с детьми;
    • Пронаблюдать за поведением детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.
    • Разработать критерии уровня сформированности навыков культурного поведения детей старшего дошкольного возраста.

          Для решения поставленных задач нами была проведена беседа с воспитателями и детьми, наблюдение за поведением детей, анализ методических рекомендаций по вопросам воспитания культуры поведения у дошкольников.

     При проведении беседы с воспитателями  мы стремились выяснить, используют ли они художественную литературу в  работе по воспитанию у детей культуры поведения.

     В беседе с воспитателями мы выяснили, что они считают важной и необходимой  работу по воспитанию культуры поведения  у детей в детском саду. В  числе средств воспитания культуры поведения называют и художественную литературу. Без труда привели  примеры сказок, рассказов, поговорок, используемых для воспитания культуры поведения (например, «Волшебное слово» Осеевой, «Приключения Незнайки и его  друзей» Носова и др.). Рекомендаций по улучшению работы по воспитанию культуры поведения не называют, указывая, что в детском саду созданы все необходимые условия.

     Таким образом, на основе проведенной беседы можно сделать вывод о том, что воспитатели понимают смысл  и значение воспитания культуры поведения  у дошкольников, используют в своей  работе произведения художественной литературы.

     Беседа  с детьми показала, что все дети считают себя культурными. Однако, по их мнению, быть культурным, значит здороваться  при встрече, быть вежливым в общении  со старшими. Только один ребенок сказал, что культурный человек, это тот, который вежливо разговаривает  и со взрослыми, и со сверстниками, аккуратно выглядит, умеет вести  себя в общественных местах, за столом. То есть дети не до конца осознают понятие  «культурный» и в этом направлении  следует продолжать работать.

     Также мы проводили наблюдение за поведением детей, а именно за их культурой общения, культурой деятельности, культурно-гигиеническими навыками и культурой взаимоотношений.

     Под культурно-гигиеническими навыками мы понимаем действия, связанные с поддержанием чистоты и порядка. Условно разделим их на четыре разновидности: навыки личной гигиены, навыки культуры питания, навыки бережного отношения к вещам  и навыки поддержания порядка  и чистоты в окружающей среде.

     Наблюдение  показало, что большинство детей  самостоятельно, без напоминания  воспитателя моют руки после прогулки, перед едой. За столом дети сидят  аккуратно, не шумят, только двое детей  во время приема пищи разговаривают, поворачиваются к другим детям. После  прогулки не все дети аккуратно складывают одежду, большинство детей делают это только после напоминания  воспитателя, а Алина А. отказывается прибраться в шкафу. Многие дети не бережно обращаются с книгами, вещами, игрушками, бросают их, не кладут на место. Только после неоднократной просьбы воспитателя дети наводят порядок в групповом помещении, на участке детского сада.

     Под культурой общения мы понимаем совокупность сформированных социально значимых качеств личности, которые определяют способ её существования, способность  вносить изменения в действительность.

     Все без исключения дети здороваются  и прощаются с взрослыми, используют вежливые формы обращения, такие  как «пожалуйста», «спасибо». Однако половина детей не использует эти  навыки общения со сверстниками. Некоторые  дети не считают нужным здороваться  с детьми в группе, вежливо к  ним обращаться. Следует отметить, что дети обращаются друг к другу  по имени, не обзываются.

     Культуру  деятельности мы наблюдали во время  занятий, в играх, выполнения трудовых поручений.

     Дети  готовят к занятию необходимое  оборудование – достают ручки, блокноты и др., убирают рабочее место  после занятия. Однако большинство  детей делают это неохотно, подчиняясь требованию воспитателя. Руслан А., Миша Г. и Максим К. с удовольствием помогают воспитателю навести порядок в группе после занятий, например, моют стаканчики и кисточки после рисования, чистят доски от пластилина и т. п. У детей наблюдается тяга к интересным, содержательным занятиям. Они умеют подбирать игровой материал в соответствии с игровым замыслом.

     Наблюдая  за культурой взаимоотношений, мы выяснили следующее. Дети не всегда подчиняются  требованиям педагога. Руслан А., Даша М. часто перебивают воспитателя, вмешиваются в разговор взрослых. В игре дети умеют договариваться о совместных действиях, решают конфликтные ситуации часто без участия педагога. Дети не дерутся, если возникают спорные вопросы, многие обсуждают ситуацию и приходят к общему мнению, только иногда прибегая к помощи взрослого для решения конфликта.

     Однако  дети не любят делиться игрушками, не уступают даже по просьбе воспитателя. При этом обижаются, когда другой ребенок что-нибудь им не даст, осуждают его поведение, несмотря на то, что  сами ведут себя также.

     Если  ребенок и согласится поделиться игрушкой, то требует что-нибудь взамен. Однако Вика Е. и Тима Б. бескорыстно делятся игрушками.

     Дети  приходят на помощь друг другу без  напоминания воспитателя: подают руку, если кто-то упал, помогают застегнуть куртку, принести тяжелый предмет  и др. Никто из детей не отказывает в помощи другому.

     Используя методические рекомендации ряда авторов  – И.Н. Курочкиной, С.В. Петериной, А.М. Счастной и др., нами были определены критерии уровней сформированности навыков культурного поведения  детей старшего дошкольного возраста.

     Низкий  уровень – ребенок умеет содержать  в порядке место, где он трудится, занимается, играет, но у него отсутствует  привычка доводить начатое дело до конца; он не всегда бережно относится  к игрушкам, вещам, книгам. У ребенка  отсутствует интерес к содержательным занятиям. Ребенок часто пренебрегает правилами гигиены. В общении  со взрослыми и сверстниками ведет  себя непринужденно, использует не всегда соответствующий словарный запас  и нормы обращения. Не умеет конструктивно  решать конфликты, не учитывая интересы сверстника. Не умеет договариваться о совместных действиях. Отказывается прийти на помощь взрослому или другому  ребенку.

     Средний уровень – дети имеют выраженную привычку доводить начатое дело до конца; бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам. Дети уже осознанно  интересуются чем-то новым, более активны  на занятиях. В процессе общения  со взрослыми дети основываются на уважении, доброжелательном контакте, сотрудничестве, но это не всегда проявляется  в общении со сверстниками. Дети более самостоятельны, у них имеется  неплохой запас слов, что помогает им в выражении своих мыслей и  эмоций. Они всегда стараются соблюдать требования гигиены: следят за опрятностью, содержанием в частоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви и др. Дети пытаются решить конфликт, выслушав мнение другого ребенка, но продолжая настаивать на своем. У детей не всегда получается договориться о совместных действиях, они предпочитают, чтобы другие приняли их точку зрения, однако иногда уступают. Помогают другим детям или взрослым по просьбе воспитателя, не проявляя самостоятельной инициативы.

     Высокий уровень – ребенок умеет содержать  в порядке место, где он трудится, занимается, играет; имеет привычку доводить начатое дело до конца, бережно  относится к игрушкам, вещам, книгам. У ребенка присутствует естественная тяга к интересным, содержательным занятиям, он дорожит собственным  временем и временем окружающих его  людей. Малыш в состоянии регулировать свою деятельность и отдых, быстро и  организованно выполнять гигиенические  процедуры. В общении со взрослыми  и сверстниками предусматривает  выполнение норм, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и  норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. В споре старается учитывать  интересы другого ребенка. Ребенок  умеет договариваться о совместных действиях. Готов бескорыстно и  без напоминания воспитателя  прийти на помощь, поделиться игрушкой.

     Выявляя уровень сформированности культурно-гигиенических  навыков, мы обращали внимание на то, опрятно  ли дети одеты, моют ли руки и делают это самостоятельно или по напоминанию  воспитателя. Наблюдали, бережно ли дети относятся к книгам, вещам, игрушкам.

     При определении уровня культуры общения  мы наблюдали, как ребенок ведет  себя во время разговора, какие формы  обращения использует, умеет ли слушать  собеседника.

     Определяя уровень сформированности культуры деятельности, мы обращали внимание на то, как организует ребенок свое рабочее место, время, убирает ли за собой, какими видами деятельности предпочитает заниматься.

Информация о работе Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы